В 1960-х гг. в Индии коммунистическая партия Индии переживала кризис, приведший в итоге к расколу в её рядах. Наиболее радикальные представители коммунистического движения, вдохновляясь китайским опытом и лозунгами (типа «винтовка рождает власть» Мао Цзэдуна), создали движение, названное по самому известному населённому пункту, захваченному восставшими крестьянами — деревне Наксалбари. В городах наксалиты развернули кампанию борьбы против своих политических противников, в результате были убиты и ранены тысячи чиновников и политиков. Власти ответили на это массовыми арестами и фактически войсковой операцией против наксалитов, задержав десятки тысяч и убив тысячи человек.
После обретения Индией независимости во второй половине 1940-х гг. по всей стране начались выступления крестьян, одно из которых, восстание в Телангане, было особенно мощным. Как отмечает современный индийский политик и общественный деятель Радха Д’Соуза, это восстание, «как и другие выступления адиваси и крестьян, было подавлено индийской армией; многие подверглись пыткам, были брошены в тюрьмы и казнены. В то же время индийский средний класс пребывал в уверенности, что с провозглашением новой конституции причины племенных мятежей и крестьянских восстаний уйдут в прошлое».
В Телангане в 2500 деревнях были организованы коммуны, а члены коммунистической партии, стоявшие во главе восстания, выпустили воззвания, в которых обозначили необходимость и неизбежность всеиндийской революции. Они также призывали равняться на Китай, в котором именно в это время армия Гоминьдана потерпела сокрушительное поражение от НОАК, а стратегия Мао Цзэдуна и его товарищей по КПК выглядела весьма привлекательной для копирования. В конце концов, восстание было подавлено, но на это потребовалось долгих пять лет.
Через 15 лет после подавления Теланганского восстания обозначился новый кризис. Историки отмечают, что «после того, как в 1959 году центральное правительство сместило левое демократическое правительство во главе с коммунистами в Керале, в компартии обострились разногласия по вопросу об отношении к индийской буржуазии и её правительству», а также по отношению к внешней политике страны и её конфликтам с Китаем и Пакистаном.
Кроме того, «совпавший по времени раскол в международном коммунистическом движении, а также обострение индийско-китайских отношений усугубили внутрипартийные разногласия, что привело к расколу КПИ в 1964 году и образованию двух партий — Коммунистической партии Индии и Коммунистической партии Индии (марксистской)».
Вторая превосходила в своём радикализме первую, но даже её руководство осудило некоторых членов, призывавших к вооружённой борьбе. Партийцы-экстремисты были впоследствии исключены из КПИ(м), но их приверженность силовым методам борьбы нашла отклик у многих людей в разных частях страны. Один из членов КПИ(м), Чару Мазумдар, с 1964 по 1967 гг. выпустил восемь работ (Historic Eight Documents), в которых обозначил направления и цели революционной борьбы, которую должна вести партия. Именно эти работы заложили теоретические основы движения наксалитов.
Выборы 1967 года серьёзно осложнили положение в ряде штатов Индии, где началось движение сельскохозяйственных рабочих, большинство из которых были представителями безземельных племён. В Западной Бенгалии вскоре после прихода к власти правительства Объединённого фронта левые экстремисты из КПИ(м) возглавили движение беднейших крестьян и сельскохозяйственных рабочих на севере этого штата. Именно в рамках этого движения началось 25 мая 1967 года восстание в деревне Наксалбари.
Конфликт в деревне начался из-за споров между крестьянами и местным землевладельцем, который попытался силой согнать крестьян с земли, которую они обрабатывали, в ответ же крестьяне просто захватили её. Полиция мобилизовала свои силы и двинула их в деревню. Крестьянский комитет решил защищаться, и один из полицейских чинов был убит, что спровоцировало стрельбу по жителям, среди которых были женщины и дети — погибло несколько человек. Немедленно к восстанию присоединились окрестные деревни, где крестьяне также начали захватывать поля, сельхозорудия и запасы местных землевладельцев.
Восставшие продержались 72 дня, а новость об этом разнеслась по всей Индии, внушив многим радикально настроенным членам КПИ(м) мысль о возможном начале всеобщей революции. Очень удачно на эту мысль наложились идеи Чару Мазумдара. В ноябре 1967 года несколько членов партии образовали Всеиндийский координационный комитет революционеров (ВККР, затем название изменилось, и последнее слово стало звучать как «коммунистов-революционеров»), который в 1969 г. стал основой Коммунистической партии Индии (марксистко-ленинской).
Наксалиты появились во множестве округов штата Западная Бенгалия и других штатов на западе страны, например, Андхра-Прадеш. В последнем в 1968 году началось восстание в округе Срикакулам, где действия восставших координировалось специальным комитетом — полностью подавить выступления удалось только к 1975 году. Как и в Наксалбари, отряды крестьян врывались к землевладельцам, убивая наиболее ненавистных из них, а также ростовщиков, захватывая их имущество и землю и уничтожая долговые записи.
Когда в марте 1969 года Чару Мазумдар посетил Срикакулам, он был признан восставшими своим лидером. Вообще Мазумдар приветствовал крестьянскую войну, подчёркивая, что помимо захваченного у полиции и армии огнестрельного оружия (если восставший не принесёт его партии, он не революционер, — утверждал лидер) необходимо также использовать и традиционное оружие крестьянской войны (вилы, ножи, пики, топоры), «ведь тот, кто не обагрил руки кровью классовых врагов, едва ли может называться коммунистом».
Во второй половине 1969 года в Миднапуре (Западная Бенгалия) крестьяне также подняли восстание под руководством членов КПИ(м-л), убивая или вынуждая бежать землевладельцев и чиновников, что создало вакуум власти, немедленно заполненный партийными и крестьянскими комитетами. И опять поля и урожай на них были захвачены, долги прощены, а заработная плата сельскохозяйственных рабочих зафиксирована на желаемом крестьянами уровне. Восстание в Миднапуре не утихало, пока правительство не послало туда в 1970 году особые подразделения полиции. Однако после подавления волнений в Миднапуре немедленно начались беспорядки в западнобенгальском Бирбхуме на границе со штатом Бихар, где события в точности копировали миднапурские.
Стоит заметить, что Чару Мазумдар призывал не рассматривать крестьянские ассоциации и профсоюзы в качестве самостоятельных форм борьбы с правительством. Они были лишь одними из многих форм революционного противостояния власти. Партия должна была сконцентрироваться, по мысли её лидеров, на создании и поддержании мощного народно-партизанского движения и не растрачивать силы попусту на митинги или демонстрации. Мазумдар заключил, что «революционное крестьянство посредством своей борьбы продемонстрировало, что ни массовые организации, ни массовые движения [прежнего типа] не требуются для ведения войны».
Опора на революционное крестьянство и войну с его помощью против правительства сочеталась с политикой уничтожения классовых врагов. В Срикакуламе, собственно, она воплотилась особенно наглядно: убийства землевладельцев и ростовщиков были провозглашены Мазумдаром высшей формой классовой борьбы, в которой старые классы должны были физически замещаться крестьянством. Правда, некоторые из членов ВККР осудили подобные речи Мазумдара, увидев в них и действиях наксалитов не воплощение принципов Мао Цзэдуна, а просто анархию.
Помимо сельской местности, движение наксалитов также проявило себя и в городах, особенно тех, что были близки к охваченным восстанием районам в Западной Бенгалии, Андхра-Прадеше, Бихаре. Хотя Мазумдар и подчёркивал, что основной движущей силой наксалитов и революции должны быть крестьяне, он обратился с просьбой о поддержке и к горожанам.
Так, в Калькутте наксалиты стали особенно сильны. В городе ещё в 1950-е и 1960-е гг. произошли беспорядки, вызванные требованиями представителей разных профессий (от водителей трамваев, развязавших т.н. «войну за пайс», — мелкую разменную монету, — до учителей) повысить заработную плату. Во второй половине 1960-х и 1970-х гг. он стал ареной борьбы наксалитов против полиции. Во-первых, студенты из многочисленных высших учебных заведений Калькутты покинули по призыву Мазумдара и его товарищей свои колледжи и университеты, отправившись в отдалённые уголки Западной Бенгалии помогать крестьянам вести борьбу.
Во-вторых, оставшиеся в городе учащиеся и прочая городская молодёжь принялись воевать доступными методами с представителями государства. В первую очередь их атаке подверглись символы власти и памятники, затем пришла очередь полицейских, чиновников и представителей враждебных наксалитам политических партий — в том числе левых, включая КПИ и КПИ(м).
Кроме того, в Калькутте на секретном съезде ВККР в 1969 году была провозглашена КПИ(м-л), собирались партийные съезды. И там же в 1972 г. был арестован сам Чару Мазумдар, скончавшийся в тюрьме от сердечного приступа. Тело лидера наксалитов поспешили под усиленной охраной перевезти в крематорий и сжечь. За два года до того были убиты предводители восстания в Срикакуламе Вемпатапу Сатьянараяна и Адибатла Кайласам, а также Аппу, сумевший распространить идеи наксалитов в штате Тамилнад.
Смерть Мазумдара и гибель в столкновениях с полицией многих харизматичных лидеров наксалитов нанесла большой удар по движению. Кроме того, полиция и армия сумели задавить движение, арестовав или уничтожив многих рядовых участников движения. Так, в Калькутте с марта 1970 по август 1971 гг. в результате рейдов, обысков и задержаний на улицах были физически уничтожены 1783 сторонника КПИ(м-л), причём последующие расследования действий полиции позволили утверждать, что это число нужно как минимум удвоить. Между маем и декабрём 1971 года в шести тюрьмах Западной Бенгалии полиция расстреляла заключённых-наксалитов. В Калькутте становилось все меньше сторонников движения, а число сочувствующих резко упало, поскольку полиция не утруждала себя сортировкой задержанных в ходе рейдов. Множество людей, оказавшихся не в то время и не в том месте, были убиты.
Другим, не менее мощным, средством борьбы с наксалитами оказалась, как ни странно, Бангладешская война. В ходе войны 1971 года за независимость Бангладеш крупные контингенты индийской армии были сосредоточены на западной бенгальской границе с тогдашним Восточным Пакистаном (будущим Бангладеш), и правительство Индиры Ганди использовало их в борьбе против наксалитов, перенаправив часть подразделений для оказания помощи полиции. В июле-августе 1971 года была проведена совместная операция полиции и армии по борьбе с наксалитами, в том числе и в Калькутте. К концу этой операции более 20 000 наксалитов или людей, подозреваемых в принадлежности к этому движению, были брошены в тюрьму, включая высших руководителей партии, а сотни человек были убиты.
Тем не менее, продолжали свои существование районы под наксалитским управлением, а также обозначились новые очаги восстания в Бихаре и Телангане. В 1974 года был избран новый руководитель КПИ(м-л) вместо умершего Мазумдара — им стал Джаухар (Субратта Дут). В этом же году разгорелись волнения среди студентов в Андхра-Прадеше, подавленные полицией, но затем вспыхнувшие с новой силой.
К концу 1970-х гг. всё же можно было наблюдать постепенное затухание движения. Его лидеры начали отходить от политики уничтожения как единственного средства борьбы с классовыми врагами. Оставаясь по-прежнему грозной силой, наксалиты всё же несколько уменьшились в численности и сосредоточились на создании массовых крестьянских организаций, что в своё время критиковал Мазумдар. Кроме того, действия правительства по раздаче земель крестьянам и поддержка агрономических новшеств (в рамках т.н. «зелёной революции», позволившей существенно повысить урожайность земель) позволили перетянуть симпатии части сельского населения.
Так или иначе, наксалиты сумели сохранить свою организацию в последующие десятилетия и до сих пор ведут борьбу с правительством Индии.
Литература:
- Mukhopadhyay A. K. Through the Eyes of the Police: Naxalites in Calcutta in the 1970s // Economic and Political Weekly. 2006. Vol. 41. № 29. P. 3227–3233.
- Ram M. The Telengana Peasant Armed Struggle, 1946-51 // Economic and Political Weekly. 1973. Vol. 8. № 23. P. 1025–1032.
- Samāddāra R. From popular movements to rebellion: the Naxalite decade. Abingdon, Oxon: Routledge, 2019.
- History of Naxalism (https://www.hindustantimes.com)
- Calcutta in the 1950s and 1970s: What Made it the Hotbed of Rebellions? (https://www.sahapedia.org)
- Д’Соуза Р. Кто находится между молотом и наковальней? (https://scepsis.net)
Комментарии к данной статье отключены.