Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
129-й истребительный авиационный полк был сформирован в мае 1940 года в Белорусском Особом военном округе на базе 123-го ИАП в составе четырех эскадрилий на самолетах И-153. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
6 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР 129-й ИАП был преобразован в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 15 464 боевых вылета, в воздушных боях сбито 657 самолетов противника. Таким образом, 5-й Гв.ИАП стал самым результативным из всех советских авиационных полков, принимавших участие в войне. Свои безвозвратные потери составили 320 самолетов и 83 летчика (из них 74 машины и 23 пилота – небоевые потери).
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-153 и МиГ-3. На этих самолетах, находясь в стадии переучивания и перевооружения и имея двойной комплект материальной части, 129-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав до конца июня, полк передал все оставшиеся бипланы в другие части, и к середине июля на аэродроме г. Орел был переформирован по трехэскадрильному штату и полностью перевооружен на МиГ-3. Безвозвратные потери И-153 по всем причинам составили 32 машины, большинство которых было уничтожено (либо повреждено и брошено за невозможностью эвакуации) на аэродромах в первые дни войны. «МиГи» находились на вооружении части до 20 октября 1941 г., после чего 129-й ИАП был выведен в тыл на доукомплектование. Всего за период эксплуатации по всем причинам полком было потеряно 67 МиГ-3.
ЛаГГ-3. Самолетами данного типа 129 иап был полностью оснащен в октябре 1941 г. в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас), где переформирован по 2-эскадрильному штату. Истребители Лавочкина-Горбунова-Гудкова находились на вооружении полка ровно год – до конца октября 1942 г. За этот период в боях и летных происшествиях было потеряно 79 ЛаГГ-3.
Ла-5. В период с ноября по декабрь 1942 г. во 2-м ЗИАП Московского ВО (ст. Сейма Горьковской области) летный состав 5-го Гв.ИАП освоил истребители Ла-5. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в 20-х числах декабря на Юго-Западном фронте и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до окончания войны. Безвозвратные потери истребителей Лавочкина 5-й модели всех модификаций за весь период эксплуатации в 5-м Гв.ИАП составили 125 самолетов.
Ла-7. Единичные экземпляры новейшего и наиболее совершенного на тот момент отечественного истребителя стали поступать в боевой состав полка в январе 1945 г. и эксплуатировались (параллельно с Ла-5ФН) на завершающем этапе войны, но целиком 5-й Гв.ИАП на «семерки» перевооружен не был. Всего полк получил не более 10 Ла-7, из которых было потеряно две машины.
Як-9У. 28 апреля 1945 г. полк получил 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начал их освоение с целью унификации самолетного парка с двумя другими полками 11-й Гв.ИАД, которые летали на истребителях Яковлева. Решение вскоре было отменено, а самолеты переданы в другие части дивизии. В боевых действиях самолеты Яковлева летным составом 5-го Гв.ИАП не применялись, потерь данной матчасти не было.
Комментарии к данной статье отключены.