• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    60

    Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс»

    • ВМВ
    • авиация
    • знаки отличия
    • СССР
    • Германия
    Редакция Warspot
    05 August '21

    К январю 1945 года командование системы ПВО Ленинграда — наряду с ПВО Москвы и Баку сильнейшей в СССР — могло выдохнуть с облегчением. С севера исчезла угроза налётов с территории Финляндии, которая теперь сама воевала с Германией, с юго-запада вермахт откатился к границам Восточной Пруссии, что затруднило бы налёты фронтовой авиации. Однако немцы продолжали контролировать отрезанный в советском тылу Курляндский полуостров, да и с основной территории рейха при желании вполне можно было дотянуться до Ленинграда и Кронштадта, а потому лётчики, зенитчики, прожектористы, операторы РЛС и бойцы системы ВНОС Ленинградской армии ПВО, формально с 15 октября 1944 года исключённой из состава действующей армии, продолжали напряжённо следить за небом.

    Лётчики входящих во 2-й гв.иак ПВО девяти истребительных полков (около 250 Ла-5, Як-9 и «Аэрокобр») не барражировали в воздухе, а дежурили на земле в готовности №1 и №2 — в кабинах самолётов и возле них. В условиях практически полного отсутствия противника — а за январь и февраль 1945 года в зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были зафиксированы лишь три пролёта вражеских самолётов — это существенно экономило ресурсы, однако в случае реальной угрозы Ленинграду потребовалась бы слаженная работа лётчиков и всех наземных служб.

    ​Маршрут полёта немецкого разведчика с момента его обнаружения операторами РЛС до падения. Красными стрелками показаны атаки истребителей - Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» | Warspot.ru
    Маршрут полёта немецкого разведчика с момента его обнаружения операторами РЛС до падения. Красными стрелками показаны атаки истребителей

    Случай продемонстрировать выучку и проверить отработку взаимодействия представился 8 марта. В 13:49 в 230 км юго-западнее Ленинграда расчёт РЛС «Редут» обнаружил воздушную цель, которая в 14:07 была визуально опознана постами ВНОС как немецкий самолёт-разведчик «Юнкерс» Ju 88, который на высоте 8000–9000 метров шёл с юго-запада на северо-восток в направлении Ленинграда. Он проследовал вдоль западного берега Чудского озера, вдоль побережья Нарвского и Лужского заливов, прошёл Копорский залив, но западнее Кронштадта встретился с советскими истребителями.

    В 13:54 с аэродрома Левашово для учебного воздушного боя взлетела пара «Аэрокобр» 102-го гв.иап (лейтенант Н.Г. Омеркечипа и младший лейтенант И.М. Федотов), которая уже в 14:05 удачно была отправлена на перехват. В 14:25 с аэродрома Горелово на усиление поднялась пара Ла-5 11-го гв.иап (старший лейтенант В.Ф. Рыбин и младший лейтенант В.П. Рудаков). Своевременный взлёт позволил советским лётчикам набрать высоту, что случалось далеко не всегда, и атаковать противника.

    ​Схема воздушного боя «Аэрокобры» младшего лейтенанта И.М. Федотова и Ла-5 старшего лейтенанта В.Ф. Рыбина с немецким «Юнкерсом» - Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» | Warspot.ru
    Схема воздушного боя «Аэрокобры» младшего лейтенанта И.М. Федотова и Ла-5 старшего лейтенанта В.Ф. Рыбина с немецким «Юнкерсом»

    Руководствуясь указаниями с земли, первым в 14:20–14:25 заметил «Юнкерса» над мысом Устьинский Копорского залива (40 км западнее Кронштадта и 70 км западнее Ленинграда) младший лейтенант Федотов — разведчик шёл ему навстречу на высоте 9000 метров, разматывая хорошо заметный в ясном небе конденсационный след. Добрав необходимые 1000 метров, советский лётчик атаковал в лоб, выпустив из пушки и крупнокалиберных пулемётов своей «Аэрокобры» очередь с дистанции 100–50 метров. Проскочив цель, Федотов развернулся и повторил атаку уже строго в хвост с той же дистанции.

    У «Юнкерса» загорелся правый мотор, и его пилот, развернувшись на обратный курс, начал пикировать под углом 45°. В этот момент подоспела пара Ла-5, и старший лейтенант Рыбин на высоте 7500 метров обстрелял разведчика с дистанции 200 метров. Меняя друг друга, он и Федотов продолжали поливать «Юнкерс» огнём, произведя в общей сложности восемь атак. У разведчика загорелся и левый двигатель, а правый остановился, но немецкий пилот выровнял машину на высоте всего 30-50 метров. Продолжая тянуть на юго-запад на одном моторе, он бросал самолёт из стороны в сторону, чтобы сбить преследователям прицел.

    ​Газетное фото: младший лейтенант Иван Михайлович Федотов и старший лейтенант Виктор Фёдорович Рыбин. Снимок сделан после окончания войны, о чём свидетельствуют медали «За победу над Германией» на груди у лётчиков. Примечательно, что полученные по одному указу ордена Красного Знамени носятся по-разному — у Рыбина по всем правилам, на подвесной пятиугольной колодке, а вот у Федотова награда переделана в ранний винтовой вариант. Лётчики, чаще всего летавшие на боевые задания с наградами, любили носить ордена на винте. При таком варианте их не срывало плечевыми лямками парашюта.  В мае 1945 года полки 2-го гв.иак ПВО стали перевооружаться на «Спитфайры» Mk.IX, и фотография именно на фоне такой машины послужила для некоторых исследователей поводом считать последнюю победу в небе над Ленинградом за британскими истребителями, что, как мы видим, неправильно. Увы, «Спитфайр» стал роковым для Ивана Федотова — на таком истребителе лётчик разбился в катастрофе 23 июля 1947 года - Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» | Warspot.ru
    Газетное фото: младший лейтенант Иван Михайлович Федотов и старший лейтенант Виктор Фёдорович Рыбин. Снимок сделан после окончания войны, о чём свидетельствуют медали «За победу над Германией» на груди у лётчиков. Примечательно, что полученные по одному указу ордена Красного Знамени носятся по-разному — у Рыбина по всем правилам, на подвесной пятиугольной колодке, а вот у Федотова награда переделана в ранний винтовой вариант. Лётчики, чаще всего летавшие на боевые задания с наградами, любили носить ордена на винте. При таком варианте их не срывало плечевыми лямками парашюта.

    В мае 1945 года полки 2-го гв.иак ПВО стали перевооружаться на «Спитфайры» Mk.IX, и фотография именно на фоне такой машины послужила для некоторых исследователей поводом считать последнюю победу в небе над Ленинградом за британскими истребителями, что, как мы видим, неправильно. Увы, «Спитфайр» стал роковым для Ивана Федотова — на таком истребителе лётчик разбился в катастрофе 23 июля 1947 года

    Федотов и Рыбин гнали противника более 100 км. Наконец, около 15:00 юго-восточнее городка Сланцы, у деревни Журавов Конец, «Юнкерс» зацепил плоскостью верхушки деревьев и пошёл на вынужденную посадку. Все четыре члена его экипажа попали в плен. На допросе немецкие лётчики из 3-й эскадрильи 22-й разведывательной авиагруппы сообщили, что около 10:45 взлетели с аэродрома Грайфсвальд, что в 110 км северо-западнее Штеттина (ныне Щецин, Польша) и совершили промежуточную посадку для дозаправки на аэродроме Цирава, что в 40 км северо-восточнее Либавы (ныне Лиепая, Латвия), откуда отправились на задание в сторону Ленинграда. Немецкому экипажу предстояло разведать ледовую обстановку на фарватере Ленинград — Кронштадт и западнее Кронштадта, а также установить наличие советских кораблей в базах.

    Сохранившиеся немецкие документы подтверждают: 8 марта 1945 года с задания не вернулся специализированный морской разведчик «Юнкерс» Ju 188D-2 с серийным номером 230500 и бортовым кодом 4N+GL из состава эскадрильи 3.(F)/22. Весь его экипаж в составе пилота обер-фельдфебеля Гюнтера Беккера (Günther Becker), наблюдателя лейтенанта Мартина Зака (Martin Sack), радиста фельдфебеля Эриха Келера (Erich Kähler) и стрелка фельдфебеля Карла Биттнера (Karl Bittner) был зачислен в пропавшие без вести. Этот воздушный бой стал последним для лётчиков ПВО Ленинграда.

    ​Новый Ju 188 строился в 1943–1944 гг. с различными модификациями двигателей Jumo 213 или BMW 801 (как на фото) в качестве дальнейшего развития основного бомбардировщика люфтваффе «Юнкерс» Ju 88. Всего было выпущено около 1100 самолётов, из них больше половины использовались в качестве разведчиков. Внешне от своего предшественника Ju 188 отличался удлинёнными и сильно сужающимися к законцовкам консолями крыла, угловатым вертикальным оперением увеличенной площади, а также развитой яйцеобразной кабиной экипажа - Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» | Warspot.ru
    Новый Ju 188 строился в 1943–1944 гг. с различными модификациями двигателей Jumo 213 или BMW 801 (как на фото) в качестве дальнейшего развития основного бомбардировщика люфтваффе «Юнкерс» Ju 88. Всего было выпущено около 1100 самолётов, из них больше половины использовались в качестве разведчиков. Внешне от своего предшественника Ju 188 отличался удлинёнными и сильно сужающимися к законцовкам консолями крыла, угловатым вертикальным оперением увеличенной площади, а также развитой яйцеобразной кабиной экипажа

    11 апреля 1945 года приказом главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова младший лейтенант И.М. Федотов и старший лейтенант В.Ф. Рыбин были удостоены орденов Красного Знамени. Вместе с ними тем же приказом были награждены орденами и медалями операторы РЛС «Редут», дежурные офицеры 2-го гв.иак ПВО, осуществлявшие наведение с земли, а также бойцы постов ВНОС, по праву разделившие с лётчиками победу над «Юнкерсом».

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 8
    • 1194
    • 7
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    «Хотели как лучше» по-французски на Warspot.ru
    «Хотели как лучше» по-французски
    «Волшебный пинок» на Warspot.ru
    «Волшебный пинок»
    Последний день Антона Хафнера на Warspot.ru
    Последний день Антона Хафнера
    Крошка «Белл»: лёгкий истребитель ХР-77 на Warspot.ru
    Крошка «Белл»: лёгкий истребитель ХР-77
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google