Первую мировую войну можно смело назвать кладбищем хороших идей. Одно за другим прекрасно задуманные наступления, которые должны были победоносно закончить войну, оборачивались очередной кровавой «мясорубкой» с десятками и сотнями тысяч жертв, принесённых за считанные километры перепаханной до неузнаваемости земли, где ещё недавно лежали деревни, города и дороги. Однако случались и исключения, когда грамотная подготовка приводила к победе. Сто лет назад, весной 1917 года, канадские и британские дивизии добились поучительного успеха при штурме хребта Вими (Vimy Ridge).
Поле боя
Хребет Вими, находящийся к северо-востоку от французского города Аррас, представляет собой цепочку холмов, средней высотой до 60 метров. Конечно, это были не Гималаи, но в условиях Западного фронта даже небольшой холм давал возможность видеть окружающую равнину на многие километры вокруг и, следовательно, корректировать огонь артиллерии.
Немцы захватили этот хребет ещё в 1914 году, но в 1915 году после ожесточённых боев французские войска ценой больших потерь смогли отбить часть холмов. Марокканская дивизия даже захватывала высшую точку хребта (Высота 145), но удержать не смогла.
Затем французов, измотанных битвой у Вердена, сменили британские войска. Началась классическая позиционная война. Шальной осколок сносил соседу половину лица, снайперы охотились за неосторожными солдатами противника, под землёй сапёры, пользуясь близко залегающими к поверхности пластами мягкого мела, копали минные галереи, закладывая фугасы – от сравнительно небольших «тактических» мин до солидных зарядов весом в тонны. Общий счёт мин шёл на сотни. Несмотря на зимние снегопады, канадские разведчики с переменным успехом устраивали рейды, захватывая пленных и закидывая передовые германские позиции гранатами и минами. Численность атакующих менялась от двух-трёх человек до нескольких сотен, иногда доходя до полутора тысяч.
В мае 1916 года немецкая контратака смогла потеснить британцев у хребта. Высшее командование последних, занятое подготовкой к решающей битве на Сомме, проигнорировало вызов и даже запретило атаковать. Но теперь настало время ответного удара.
После внезапного германского отступления на линию Зигфрида очевидными целями будущих атак союзников стали области к югу и северу от зоны «выжженной земли» – то есть, и хребет Вими, лежащий как раз севернее. Однако упомянутые выше особенности рельефа привели к тому, что германским позициям у Вими решительно не хватало глубины, которая составляла всего 700–1000 метров. Первая позиция, идущая у гребня, состояла из трёх линий не слишком укреплённых траншей. При этом наиболее сильной была первая траншея, что теперь, при усилении мощи артиллерии, считалось большой ошибкой. Вторая позиция лежала у подножия восточного склона и тоже не внушала большого оптимизма. При захвате передовых позиций их почти невозможно было отбить контратакой обратно. Немцы сделали для усиления обороны всё, что могли, заложив третью позицию в пяти километрах восточнее хребта.
Артиллерия непосредственной поддержки была разделена на три подгруппы по четыре батареи (итого 3×4×4 = 48 орудий калибра 77 мм), дальнобойная артиллерия – на две (включая три батареи полевых 105-мм гаубиц, четыре – тяжёлых гаубиц и две – тяжёлых полевых орудий), плюс траншейные миномёты и гранатомёты.
Замысел
Четыре канадские дивизии, составлявшие основной ударный кулак будущего наступления, должны были в первую очередь захватить Высоту 123 (она же Телеграфный холм), ферму Ла Фоли и Высоту 145. Фронт атаки простирался примерно на 7 км.
Стоит отметить, что довоенная канадская армия, точнее, милиция (ополчение), имела в составе чуть более 3000 человек. Но, пройдя с начала 1915 года закалку на фронте, канадцы заслужили репутацию во всех смыслах неуправляемых, что не раз причиняло излишние потери, но решительных солдат. К январю 1917 года только во Франции, не считая Англии, находилось свыше 100 000 канадских солдат и офицеров.
Учтя кровавые уроки Вердена и Соммы, все войска, от командира Канадского корпуса Джулиана Бинга до последнего рядового, готовились к наступлению «настоящим образом». Всего идти в атаку или обеспечивать её должны были свыше 97 000 канадцев и 70 000 британцев – против имеющихся у немцев, по разным оценкам, от 30 000 до 45 000 человек.
В тылу у британцев была выстроена гигантская модель немецких укреплений – с отмеченными траншеями, пулемётными гнёздами и проволочными заграждениями. Солдаты могли буквально ходить по будущему полю боя. Ближе к фронту сапёры соорудили настоящий подземный город, где войска в ожидании наступления могли спокойно отдыхать и принимать пищу. К передовой на глубине от 5 до 15 метров вела система туннелей. Снабжение, кроме грузовиков и узкоколеек, обеспечивали 50 000 лошадей и мулов.
Основной тактической единицей был взвод – 36 человек, четыре отделения с двумя ручными пулемётами Льюиса. К весне 1917 года солдаты с ручными гранатами выделялись в особое отделение. Типичный пехотинец нёс на себе винтовку, 120–170 патронов, две гранаты, пять мешков, паек консервов на 48 часов и рацион на текущие сутки, непромокаемую накидку, противогаз и каску, защитные очки и бутылку с водой. Гранатомётчики, пулемётчики и посыльные несли только 50 патронов. Зато гранатомётчики тащили 15 ручных или 12 винтовочных гранат, а отделение пулемётчиков – 30 магазинов к «Льюису».
К 5 марта план атаки был в целом готов. Наступление размечалось по этапам. Атака должна была начаться в 05:30 утра, каждая задействованная дивизия выдвигала две бригады. Примерно через 35 минут атакующие должны были достичь так называемой «чёрной линии», охватывающей передовую позицию германской обороны. Следующие 40 минут отводились на перегруппировку, а затем 20 минут – на достижение «красной линии», или фермы Ла Фоли и Высоты 145. Захватом этих целей к 07:05 дивизии на северном участке выполняли свою задачу. На юге предстояло ещё продвинуться до «голубой» (Высота 135 и лес у Вими) и «коричневой» (вторая линия обороны) линий – на это отводилось ещё 2,5 часа. Общая глубина атаки составляла 4 километра – крохотное расстояние для современного человека, бывшее огромным для Первой мировой.
«Адская симфония»
Канадцам выделялись танки Mk.II, но основную работу поддержки пехоты выполняли не они. Плотность артиллерии была огромной – одно тяжёлое орудие примерно на каждые 20 метров фронта (на Сомме было 75 метров) и одно полевое (84–114 мм) на каждые 10 метров. С 20 марта артиллерия обрабатывала немецкие позиции почти три недели, с использованием данных воздушных разведчиков, действовавших при ожесточённом противодействии немецких истребителей. Время и темп огневых налётов постоянно менялись, чтобы запутать немцев. Использовались даже 12- и 15-дюймовые монстры.
Промышленность наконец-то расщедрилась на дневной расход 2500 тонн снарядов, многие из которых по сей день лежат в земле. Последнюю неделю перед наступлением, когда артподготовка удвоила расход снарядов, обороняющиеся назвали «адской симфонией». 2 апреля артиллеристы, голые по пояс, несмотря на морозы, обрушили на немцев миллион (!) снарядов, или 50 000 тонн.
С другой стороны, французы при подготовке наступлении Нивеля хотели выпустить 33 миллиона снарядов – что ясно показывает соотношение возможностей союзников на тот период. До сих пор путеводители по Западному фронту предупреждают туристов не поднимать, не трогать и не пинать ногами подозрительные железки.
Новый чувствительный взрыватель №106, по образцу французских, должен был сделать фугасные снаряды более эффективными против колючей проволоки – результаты стрельбы по ней шрапнелью на Сомме весьма удручали. Особое внимание, опять же, по французскому опыту, уделялось контрбатарейной борьбе – вражеские орудия засекались по вспышкам и звукам выстрелов. Благодаря постоянному захвату пленных, немцы знали о готовящемся наступлении – но не могли ему помешать.
Атака
9 апреля ветер нёс снег прямо в лицо обороняющимся немцам, что стало неожиданным подарком британцам. В 05:30 почти 983 орудия и миномёта открыли огонь. Орудия ставили огневой вал с темпом стрельбы два снаряда в минуту, смещаясь на 100 метров каждые три минуты (интересно, что впервые эта идея была опробована двумя годами ранее – под Лоосом). Впереди артиллерийского вала сыпались пули 150 пулемётов Виккерса. Германские тылы, а также батареи накрывались фугасами и газовыми снарядами – и почти все они были подавлены. Миномёты дополнительно ставили дымзавесы.
Каждый батальон наступал, имея две роты впереди и две позади. Взводы в ротах выстроились аналогично. Солдаты бежали за огневым валом, прыгая из воронки в воронку. Молодой лейтенант в письме матери 20 апреля восторженно описывал, что артиллерия работала как часы, и благодаря ей он вышел из боя без единой царапины. Погибнет он в бою 28 апреля. Немцы описывали огневой вал как «неистовый». Три британских самолёта-корректировщика попали под свои же снаряды.
Ручные пулемёты прижимали обороняющихся к земле, винтовочные гранатомёты занимали позиции на флангах, прикрывая солдат с ручными гранатами. Резервное отделение стрелков могло использоваться на нужных участках по необходимости. Командиры шли не впереди, как ещё недавно, а посередине боевых порядков взвода – позади первых атакующих.
Три дивизии из четырёх достигли «чёрной линии» к 06:15–06:25, а затем, к 07:10–07:30 – и «красной». Четвертая дивизия на севере вышла к «чёрной линии» лишь к закату. Местами немцы, придя в себя, оказывали отчаянное сопротивление – так, один пулемёт сдерживал атаку двух батальонов, расчёт до последнего отбивался ручными гранатами, пока не был расстрелян в упор. Всё же к 10 апреля канадский корпус продвинулся на 4 километра вглубь на фронте шириной 7 километров, потеряв 7707 человек, порядка 3000 из них – убитыми. К полуночи 9 апреля было взято 3400 немецких пленных.
Дальнейшие атаки на последнюю ещё незанятую господствующую высоту на севере пришлось отложить на двое суток из-за отвратительной погоды и состояния дорог. 12 апреля две бригады при поддержке более 150 орудий захватили последнюю цель всего наступления. Немцы отошли с третьей позиции. Битва за хребет Вими была выиграна, послужив огромным испытательным полигоном для новой тактики и техники. Оставалось выиграть войну.
Литература:
- The Road to Vimy Ridge: Canada in the Great War (http://vimyridge.valourcanada.ca)
- Cave Nigel, Sheldon Jack. The Battle for Vimy Ridge 1917 – Pen and Sword Military, 2007
- Lewis Jon E. On the Front Line: True World War I Stories
- Nicholson, G.W.L. Canadian Expeditionary Force 1914–1919. Official History of the Canadian Army in the First World War – Ottawa, Queen's Printer and Controller of Stationary, 1962
- Turner Alexander. Vimy Ridge 1917: Byng's Canadians Triumph at Arras – Osprey Publishing, 2005
- Нилланс Робин. Генералы Великой войны. Западный фронт 1914–1918 – М.: АСТ, Астрель, 2005
Комментарии к данной статье отключены.