Поход немецкой эскадры адмирала Гюнтера Лютьенса (Günther Lütjens) в Атлантику в мае 1941 года, несмотря на первоначальные успехи, закончился катастрофой и гибелью самого грозного корабля кригсмарине — линкора «Бисмарк». Из 2300 членов команды выжили только 115 человек. Их свидетельства впоследствии и стали главным источником информации о последних днях линкора, так как все корабельные документы ушли на дно. Немецкое командование узнало подробности гибели «Бисмарка» от трёх выживших матросов, которых подобрала на месте боя подводная лодка. Их рассказ дошёл до наших дней через командира лодки, зафиксировавшего показания в журнале боевых действий. О чём поведали уцелевшие?
Спасти «Бисмарк»!
Свой второй поход немецкая субмарина U 74 капитан-лейтенанта Айтеля-Фридриха Кентрата (Eitel-Friedrich Kentrat) начала весьма неудачно. Выйдя из Сен-Назера 8 мая 1941 года, уже спустя две недели Кентрат был вынужден прекратить охоту на конвои. 21 мая его субмарина в составе группы «Вест» пыталась атаковать конвой HX-126 южнее Гренландии, но была контратакована английскими кораблями ПЛО. Повреждения, полученные от глубинных бомб, вынудили Кентрата прервать поход и начать возвращение во Францию.
Пока U 74 находилась на пути в Бискайский залив, британский флот пытался ликвидировать одну из самых серьёзных угроз за время войны в Атлантике – немецкий линкор «Бисмарк» (Bismarck). Последний 24 мая 1941 года разгромил в бою английскую эскадру вице-адмирала Ланселота Холланда (Lancelot Holland), уничтожив линейный крейсер «Худ» (HMS Hood) и повредив линкор «Принс оф Уэллс» (HMS Prince of Wales).
Но для «Бисмарка» тоже не всё шло гладко. Оценив повреждения, полученные в сражении с англичанами, командующий немецкой эскадрой адмирал Гюнтер Лютьенс приказал тяжёлому крейсеру «Принц Ойген» (Prinz Eugen) продолжить поход самостоятельно, тогда как «Бисмарк» должен был взять курс на Францию. Сделать это было непросто, так как на поиск и уничтожение немецкого линкора британское Адмиралтейство бросило все силы.
Командующий подводными силами Карл Дёниц (Karl Dönitz), зная о преследовании «Бисмарка» кораблями противника, среагировал мгновенно. Созвонившись с командованием группы ВМС «Запад», он предоставил в распоряжение Лютьенса все лодки, находившиеся в Северной Атлантике. На подходах к Бискайскому заливу «Бисмарк» должны были подстраховать U 48, U 97, U 98. Они получили приказ атаковать противника по требованию командования группы «Запад».
Однако, после того, как линкор был повреждён торпедоносцами с британского авианосца «Арк Ройял» (HMS Ark Royal), к защите потерявшего способность управляться «Бисмарка» Дёниц смог привлечь только ограниченное количество лодок, находившихся в соседних квадратах. Ими оказались U 73, а также расстрелявшая все торпеды U 556 и повреждённая U 74. Они ничем не смогли помочь флагману немецкого флота.
В полдень 25 мая Кентрат получил приказ прекратить отход и следовать на новую позицию. В полночь 27 мая U 74 прибыла в указанный квадрат, где была слышна стрельба и виднелись вспышки осветительных снарядов: «Бисмарк» отбивал нападение эсминцев 4-й флотилии кэптена Филиппа Вайана (Philip Vian).
В 4:30 Кентрат заметил на расстоянии 8000–10 000 метров силуэты больших кораблей, которые принял за английские. Но атаковать их U 74 не могла из-за плохой погоды: мощные волны обрушивались на её мостик, делая невозможным нахождение в надводном положении. С 9:00 до 9:40 Кентрат слышал артиллерийскую стрельбу и взрывы тяжёлых снарядов и справедливо предположил, что стал свидетелем последнего боя «Бисмарка».
За два часа до этого адмирал Лютьенс отправил в штаб радиограмму с просьбой прислать подлодку, чтобы принять с «Бисмарка» его журнал боевых действий. Дёниц приказал это сделать U 556 капитан-лейтенанта Герберта Вольфарта (Herbert Wohlfarth), но последний смог принять радиограмму с приказом только в 11:29, когда «Бисмарк» уже был на дне. Не зная об этом, Вольфарт, у которого было на исходе топливо, передал поручение на U 74, находившуюся рядом с местом последнего боя линкора.
Кентрат доложил начальству, что выполнение задачи невозможно, также сообщив Дёницу о своих наблюдениях вероятного потопления «Бисмарка». После этого U 74 начала поиск выживших. Несмотря на то что погода не улучшилась, к вечеру удалось обнаружить надувную лодку с тремя членами экипажа погибшего линкора. Это были зенитчики матросы-ефрейторы Георг Херцог (Georg Herzog), Герберт Мантхей (Herbert Manthey) и Отто Хёнтцш (Otto Höntzsch).
Заметив подлодку, матросы покинули своё пристанище, чтобы вплавь добраться до неё: желание выжить было сильнее страха перед бурным морем. Всех троих благополучно подняли на борт U 74, несмотря на то что один из них практически не умел плавать. Дальнейшие поиски выживших ни к чему не привели — вокруг попадались только трупы и обломки.
Трое в лодке
Как оказалось, к концу боя «Бисмарка» с британской эскадрой утром 27 мая Херцог, Мантхей и Хёнтцш вместе с другими членами экипажа, как за щитом, прятались от прилетавших английских снарядов за башней D главного калибра. Они пытались спустить на воду спасательные средства, но близкий разрыв снаряда снёс большинство плотиков и лодок за борт вместе с частью людей. Уцелевшим удалось подготовить к спуску ещё одну лодку, которой они и воспользовались после того, как последняя башня «Бисмарка» замолчала.
Среди прочих в лодке был военный корреспондент со всеми своими плёнками, но, когда её перевернуло волнами, сначала пропали плёнки, а затем и он сам. Около полудня невдалеке пролетел «Кондор», но лодку явно не заметил. К вечеру, когда люди уже потеряли всякую надежду на спасение (в лодке не было запасов пищи и воды), внезапно появилась U 74.
Дав спасённым отдохнуть и отойти от шока, Кентрат допросил их относительно подробностей похода и гибели «Бисмарка», зафиксировав показания на бумаге. Благодаря сохранившемуся журналу боевых действий U 74 имеется возможность ознакомиться с этим документом, который, вероятно, впервые публикуется на русском языке (перевод В. Нагирняка и Е. Скибинского):
«Подробности похода линкора «Бисмарк».
1941 год. Поход вместе с «Принцем Ойгеном» из Балтики через Каттегат, Скагеррак, Берген к Датскому проливу. На борту распространился слух, что выход обоих кораблей был замечен шведским или датским пароходом.
22.05.41. 17:00. Тяжёлый крейсер замечен и отогнан; сохраняет контакт ночью.
23.05.41. В 05:00 замечены дымы трёх кораблей: «Худ», «Кинг Джордж» и один тяжёлый крейсер. В 05:05 открыт огонь. По-видимому, носовые башни вели огонь по «Худу», кормовые башни по «Кинг Джорджу». В 05:13 «Худ» потоплен после примерно трёх залпов. Командование кораблём объявило: вражеские тяжёлые крейсера обстреливают друг друга. Во время боя было выпущено приблизительно 86 снарядов калибра 380 мм. Замечено два пожара на «Кинг Джордже».
Попадания в «Бисмарк»:
1. Пробоина в батарейной палубе, выходное отверстие в твиндеке. Судя по всему, снаряд не взорвался. Отсеки XXI и XXII под водой. Полубак погружён по рейлинг.
2. Снаряд пробил катер насквозь и ушёл в воду (не повредив корпус корабля. — Прим. автора).
3. Возможное попадание снаряда в районе XIII–XVII отсеков.
По-видимому, ещё одно попадание под переднюю левую 150-мм [башню] (топливный бункер). Очевидно, электрические генераторы №1 и №2 вышли из строя из-за попадания.
«Худ», по-видимому, дал три залпа во время этого боя. Вероятно, попадания в «Бисмарк» были с «Худа» или с тяжёлого крейсера. Мазут был перекачан в нос. Пробоины в полубаке были заделаны обер-лейтенант-инженером Рихтером. Ночью ход на 24 узлах. Второй дым явно виден, но корабль не определён.
24.05.41. 12:00. Обращение командующего флотом (контакт с «Кинг Джорджем») 13:00 Наблюдение с самолётов (летающая лодка «Каталина», «Суордфиш»). 23:00 нападение трёх эскадрилий торпедоносцев (возможно, одна эскадрилья бомбардировщиков).
24.05.41. Погода пасмурная. Объявление по громкой связи: сбито пять торпедоносцев, по кораблю выпущено 16 торпед, один самолёт сбит огнём башни «А», одна торпеда, по-видимому, уничтожена огнём средней артиллерии. Самолёты сбрасывали [торпеды] очень близко (100 метров). Одно попадание напротив катапульты, взрыв в броневом поясе. Обер-боцман убит. Согласно остальным объявлениям – других повреждений нет. После атаки самолётов виден «Кинг Джордж», короткая перестрелка. Старший офицер объявил о награждении Рыцарским крестом корветтен-капитана Шнайдера, капитан-лейтенантов Кнаппе и Михача.
25.05.41. Без происшествий.
26.05.41. Самолёт удерживает контакт. Из радиоперехвата следует вероятный подъём в воздух палубной авиации. 20:30 Воздушная тревога. Самолёты окружают корабль. По громкой связи сообщается о 22 сброшенных торпедах и о семи сбитых самолётах. Попадания в «Бисмарк»: один или два сильных взрыва в корме (рулевой привод). Руль заклинило в положении «право на борт». Корабль описывает циркуляцию на 24 узлах. Одно вероятное попадание в отсек VIII или VII. Рулевой механизм исправлен за полчаса, можно дать 17–24 узла. После атаки корабль сидит глубже. Продолжаем поход на 24 узлах.
23:00. Тревога. Атака эсминцев. Атака отбита огнём всех калибров. Всего один след торпеды? Эсминцы стреляли осветительными снарядами, один из них упал на полубак (без возгорания). По громкой связи сообщается об одном потопленном эсминце, ещё один горит и один вероятно горит. Атака самолётов (пикировщики) отбита. В течение ночи корабль шёл зигзагом полным ходом в дождевых шквалах.
27.05.41 Получасовая пауза после атаки эсминцев. 06:30. Тревога. Всем офицерам, не занятым на вахте, собраться в штурманской рубке. Сообщение по громкой связи о замеченном «Кинг Джордже» с крейсерами и эсминцами. Через пять минут после сообщения корабль останавливается, из трубы идёт белый дым вследствие открытых предохранительных клапанов. Открыт огонь из главной и средней артиллерии. Неприятель медленно пристреливается. Судя по всему, корабль в полном окружении, он ведёт стрельбу по всему горизонту. Много попаданий в надстройку. Серьёзное попадание в корму по левому борту, корма проваливается, прислуга покидает башню «Д», у которой стволы орудий уходят в воду. Пожаров нет. Постепенно умолкает средняя артиллерия. Эсминцы подходят очень близко (можно узнавать людей) и ведут огонь. Другие корабли также пристреливаются. Кажется, по телефонной сети ПВО передают команду: «Отключить телефоны, надеть пояса». На верхней палубе подготовлены надувные лодки. 07:30–08:00. Вместе с лодками солдаты прыгают за борт. Башни всё ещё стреляют (вероятно, имеется в виду стрельба орудий главного калибра вражеского корабля. — Прим. автора). Корабль быстро исчезает из виду, продолжая вести огонь. Его потопление не замечено. Серые облака и дым.
Около 01:00 было замечено много воды на батарейной палубе. В жилую палубу невозможно было попасть. Вентиляторы и водонепроницаемые переборки деформированы воздушной волной от стрельбы собственных 380-мм орудий, а также водой, попавшей внутрь корабля от ударов волн. Одну шлюпку, видимо, подобрал эсминец. Кажется, в машинных отделениях видели воду».
Выжившие как источник информации
30 мая 1941 года U 74 пришла в Лориан. Лодку на пирсе встретила делегация офицеров из группы командования ВМС «Запад», которая немедленно забрала спасшихся с «Бисмарка» моряков в штаб в Париже для выяснения всех подробностей похода и гибели линкора.
Таким образом, опрос, проведённый Кентратом на борту U 74, стал первым документом, свидетельствовавшим о гибели «Бисмарка». Несколько позже рассказ Херцога, Мантхея и Хёнтцша был дополнен показаниями ещё двух моряков с «Бисмарка», матросов-ефрейторов Отто Мауса (Otto Maus) и Вальтера Лоренцена (Walter Lorenzen). Оба были спасены 28 мая 1941 года немецким метеорологическим судном «Захсенвальд» (Sachsenwald).
В отличие от немцев, англичане обладали куда большими знаниями о действиях эскадры Лютьенса в Атлантике. После гибели «Бисмарка» они подобрали 110 членов его экипажа, включая трёх офицеров, один из которых, капитан-лейтенант Буркхард фон Мюлленхайм-Рехберг (Burkhard von Müllenheim-Rechberg), после войны написал книгу об истории своего корабля. Пленные немецкие моряки прошли тщательную процедуру допросов, которые продолжались до августа 1941 года, после чего были отправлены в Канаду. Там они находились до 1946 года.
В завершение хотелось бы заметить, что с точки зрения послезнания знатоки истории «Бисмарка» могут подметить некоторые неточности в рассказе спасённых U 74 моряков. Это касается дат и времени событий, количества попаданий в корабль во время боя в Датском проливе и других деталей. Трудно было бы ожидать от трёх простых матросов, несколько дней постоянно находившихся на боевых постах и испытавших большое нервное и физическое напряжение, полной картины событий и твёрдой и ясной памяти. Этому также не способствовали последний бой, гибель корабля и 12 часов пребывания в бурном море.
Хотелось бы подчеркнуть, что о знаменитом немецком линкоре впоследствии было написано много книг и статей, авторы которых опирались в том числе на рассказы выживших членов команды «Бисмарка». Именно их слова были основным свидетельством со стороны немцев о том, что происходило с кораблём в последние дни его похода. Это в полной мере относится и к рассказу трёх моряков, подобранных U 74.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
- http://www.kbismarck.com.
- https://www.bismarck-class.dk.
- http://www.naval-history.net.
Комментарии к данной статье отключены.