В последние десятилетия у многих любителей военной истории сложилось мнение, что вермахт представлял собой идеальную военную машину, работающую как часы. Когда же среди прочих документов вдруг попадаются материалы разбирательства по поводу вырезанного каким-нибудь ефрейтором Шванке для личных нужд куска кабеля, по которому наступающая пехота связывалась с артиллерией, приходит понимание — совершенства нет. Не стал исключением и Военно-морской флот Германии. Так, в конце 1941 года на Севере немецкие моряки внезапно обнаружили, что русские могут использовать минное оружие. Эта беспечность была наказана.
Итак, немного предыстории. В Первую мировую войну Российский императорский флот зарекомендовал себя лидером в использовании минного оружия, что в первую очередь почувствовали на себе немцы. Авторитет этот был долгое время незыблемым, и как-то смазалось то обстоятельство, что к концу войну лидерство русских сошло на нет. Потом были революции, гражданская война, маршал Тухачевский с инженером Бекаури, мины, изготовлявшиеся в каком-то тёмном углу судостроительного цеха. В общем, по итогам первой кампании новой войны на Балтике немецкое морское руководство удивлялось только одному: отсталости применяемого противником минного оружия.
На Балтике кампания 1941 года закончилась примерно в то же время, когда Северный флот только начал более-менее активно воевать. Здесь тоже с использованием мин дела первое время обстояли не лучшим образом — по вполне объективным причинам. Война началась в разгар полярного дня, когда единственными средствами активных постановок, на использование которых могло пойти командование СФ, были подводные лодки и авиация. Однако у ВВС СФ ещё не было самолётов-миноносцев, а для целых двух имеющихся лодок-заградителей К-1 и К-2 не запасли мин: на складах имелось всего 16 якорных мин типа ЭП («эскадренная подлодочная») — меньше одного боекомплекта одной «Катюши».
Ситуация начала меняться в сентябре 1941 года. Во-первых, с Балтики пришли по Беломорско-Балтийскому каналу ещё четыре лодки типа «К», которые после ремонта стали участвовать в минных постановках. Во-вторых, на Север доставили 199 мин типа ЭП. В-третьих, прибыли на Север и самолёты ДБ-3, подходящие для минных постановок с воздуха — правда, в первом военном полугодии до этого не дошло. Лодочные же мины сразу пошли в дело.
Первую постановку в водах Северной Норвегии выполнила К-2 под командованием капитана 3-го ранга В.П. Уткина — 10 сентября на подходах к Вардё она выставила 13 мин. Эта постановка оказалась безрезультатной, однако неизвестно, как могли бы развиваться дальнейшие события, прояви мины себя сразу же. До начала более-менее массовых постановок пройдёт больше полутора месяцев, и немцы имели бы достаточно времени, чтобы наладить регулярный контроль над основными фарватерами. Был бы этот контроль эффективным — это второй вопрос, но потери немцев могли уменьшиться.
С конца октября крейсерские лодки стали «возить» мины к берегам противника почти по расписанию. 28–29 октября в Порсангер-фьорде выставила мины К-1 капитана 2-го ранга М.П. Августиновича, 29 октября на подходах к Киркенесу поставила 20 мин К-23 капитана 3-го ранга Л.С. Потапова, 10 ноября заминировала Буста-фьорд и подступы к Гаммерфесту К-21, которой в то время командовал капитан 3-го ранга А.А. Жуков. Во всех случаях противнику был нанесён урон.
Сначала сработали минные банки у Киркенеса — первый успех такого рода заслуживает подробного рассказа.
2 ноября из Тромсё вышел немецкий конвой, сопровождаемый пятью тральщиками 3-й флотилии, которые использовались в качестве кораблей ПЛО и ПВО. На переходе тралы не ставились, что вполне объяснимо: до сих пор мин на этом театре военных действий не встречалось. Если не считать обнаружения подводной лодки и сильного шторма, весь путь конвой проделал без особых приключений. В 21:15 (здесь и далее приведено летнее берлинское время) 4 ноября суда прошли пролив Буссе-зунд и вошли в Варангер-фьорд. Погода улучшилась: видимость была хорошей, ветер стих, шла лёгкая зыбь, но у входа в Бёк-фьорд конвой ждали мины К-23.
В 01:17 5 ноября в носовой части левого борта шедшего головным тральщика М 22 раздался взрыв. Находившиеся на мостике командир 3-й флотилии и командир корабля не заметили ни торпедного следа, ни неприятельского корабля — немцы считались с возможностью атаки подводной лодки или торпедных катеров. Конвой остановился, а затем повернул назад в Вадсё. Команда повреждённого тральщика к 03:00 выяснила, что машина и первое котельное отделение не пострадали. Малым ходом, управляясь вручную, корабль пришёл в сопровождении М 15 в Киркенес. Примечательно, что экипажу М 22 не впервые пришлось бороться за живучесть — большая его часть служила на тральщике М 5, погибшем 18 июня 1940 года у Тронхейма.
Первичный осмотр корабля показал: взрыв произошёл практически у форштевня. Осмотрев найденные осколки, немцы решили, что в тральщик попала торпеда, а атаку произвела либо подводная лодка, либо торпедный катер — с большого расстояния, укрывшись в тени скал. Подрыв на мине сочли маловероятным, но возможным, так как корабль пострадал в отлив.
Повреждения корабля были очень серьёзными: оторвало форпик и малярную кладовую, затопило 11-й отсек (на немецких кораблях нумерация отсеков и шпангоутов шла с кормы), во втором котельном отделении образовался излом на 40-м шпангоуте. Бортовая обшивка треснула и пропускала воду, на верхней (шлюпочной) палубе, борту и днище образовался гофр, всю носовую часть корабля свернуло на правый борт. Верхняя палуба по 32-му шпангоуту лопнула на всей ширине. Вышли из строя котёл №2, носовой шпиль, приборы управления и радиосвязь. Из членов экипажа 10 человек были легко ранены — в основном при падении и упавшими частями такелажа.
Хотя минная опасность в первоначальных выводах и стояла на последнем месте, конвой вернулся в Киркенес другим фарватером. У Адмирала Полярного моря мнение о причинах подрыва было, вероятно, иное, и в 13:24 от него поступила радиограмма с приказанием протралить вход в Бёк-фьорд. Во исполнение приказа командир 3-й флотилии решил сначала проверить место подрыва М 22 катерами-тральщиками, а затем произвести контрольное траление силами М 15 и М 17.
К 24:00 5 ноября катера-тральщики закончили обследование опасного района, ничего не обнаружив. 6 ноября в 07:00 в район подрыва вышли М 15 и М 17. В 11:35 с М 17 приняли радиограмму: «На входе в Бёк-фьорд параван-тралом подсечена неизвестная гальваноударная мина. После внешнего осмотра мина расстреляна». Чуть позже радиограмма была дополнена устным донесением командира М 17 капитан-лейтенанта Эриха Клюндера (Erich Klünder): вытралено две мины, третья застряла в трале. Застрявшая мина отбуксирована в Реней-зунд на мелководье для изучения. Мины выставлены с большим интервалом, конфигурация заграждения и заглубление мин не выяснены. Мины большие, контактные, вес заряда — около 250 кг.
Далее в журнале боевых действий 3-й флотилии тральщиков её командир сделал примечание, которое стоит привести полностью:
«1) Затраливание мины с якорем имеет очень большую ценность. Это позволит выяснить технические особенности (наличие прибора срочности, устройства задержки всплытия и тому подобное), а, следовательно, и тактические свойства заграждений. В то же время, тип якоря позволит определить, с подводной лодки или надводного носителя ставилась мина. Командир М 17 поступил правильно и предусмотрительно.
2) Я отдал следующие приказания:
— мину следует завтра, т.е. 7 ноября, разоружить силами минной партии и специалистов 3-й флотилии. М 17 после завершения траления мину очистить и передать в отдел заграждения;
— минная партия проводит изучение мины, составляет описание и передаёт его во все заинтересованные инстанции;
— М 29, М 17, М 30 и М 15 завтра с рассвета производят траление и заканчивают его за два часа до малой воды. По возможности завершают очищение района;
— катера-тральщики проверяют Кьельмо-зунд. Коменданту порта будет представлено устное донесение о проделанной работе и дальнейших действиях.
3) Так как мины вытралены на месте подрыва М 22, причина случившегося становится ясной. Более того, среди осколков была найдена винтовая крышка, устанавливаемая на колпаке обследованной мины».
7 ноября застряла в трале и была поднята ещё одна мина — обе их передали на изучение в минную партию. Уже к вечеру было готово описание примерно такого содержания: мина представляет собой образец 1908 года, адаптированный для постановки с подводных лодок. Якорь шахтного типа, прибор установки углубления мембранного типа, установлен на глубину три метра. Специальных устройств нет. Мины изготовлены в сентябре 1941 года, поставлены не позже недели назад. Заряд 250 кг тринитротолуола. Минреп без противотральных устройств, его длина ещё не измерена, около 200 метров.
Мины были обнаружены на глубинах 140 и 160 метров. Захват мины тралом произошёл вследствие отказа трального патрона. Позже было выяснено, что мины становились безопасными при всплытии на поверхность, но соответствующее устройство не сработало, так что при стечении обстоятельств М 17 имел шансы стать второй жертвой минной постановки К-23.
8 ноября работы продолжились. На подмогу тральщикам прибыли катерные тральщики плавбазы «Бали» (Bali). Они работали в Кьельмо-зунде и перед входом в Кьо-фьорд, но мин не обнаружили. А у больших тральщиков приключения продолжались. Одна мина взорвалась в трале в 50 метрах по корме М 15 без последствий для корабля, вторая обнаружилась при выемке трала М 29 и была отбуксирована для уничтожения.
Около полуночи тральщикам 3-й флотилии вновь крупно повезло. В 22:00 пришла радиограмма, требующая их срочной переброски для очистки от мин Магерей-зунда. Четырём кораблям пришлось, пренебрегая опасностью, одновременно принимать топливо с парома-топливозаправщика «Альстрид» (Alstrid) в Киркенесе. В 23:45 с неба посыпались бомбы, как показалось немцам, крупного калибра, которые падали в 40–60 метрах от кораблей. Отражать налёт корабельная артиллерия не могла, так как атакующих не было видно. Заправка была прервана, корабли отошли к острову Реней. Судя по советским данным, это были два бомбардировщика СБ ВВС Северного флота, совершавшие налёт на Киркенес.
Ещё раз мины напомнили о себе 3-й флотилии 9 ноября, когда тральщики с очередным конвоем отправились в Хоннингсвог. Восточнее Вардё М 17 подсёк очередную мину, аналогичную вытраленным в Бёк-фьорде — так была обнаружена и постановка К-2. Командир флотилии решил не заниматься этим заграждением, так его легко можно было обойти по большим глубинам. Надо было спешить к Магерей-зунду — остановилось движение на всей коммуникации.
Всего до конца года подводные лодки Северного флота выставили 147 мин, на которых в 1941–1942 гг. подорвались шесть судов и кораблей противника. Больше такой эффективности — 24,5 мины на подрыв — подводным заградителям не удалось достичь на протяжении всей войны. В числе прочих в конце 1941 года на мине, выставленной К-1, подорвался транспорт «Конг Ринг» (Kong Ring), вместе с которым погибло 257 человек — в большинстве своём, немецкие солдаты. По числу жертв это был самый крупный успех советских подводников на Севере.
О чём говорит первый успех ВМФ СССР в минной войне? Во-первых, даже самая идеальная военная машина редко бывает готова к неожиданным действиям противника. Кригсмарине это наглядно продемонстрировали, теряя почти на каждой постановке 1941 года по судну.
Во-вторых — ещё раз об эффекте больших чисел. Эффективность мин — как, видимо, и любого другого оружия — очень зависит от массовости применения. На разобранном примере видно, как непросто происходил процесс траления: катерные тральщики не обнаружили мин там, где они были, патроны тралов регулярно не срабатывали или срабатывали на борту при уборке трала, реальной была опасность подтянуть мину к кораблю, очень много зависело от гидрологии (приливно-отливных колебаний уровня моря). Как показали дальнейшие события, даже после налаженной немцами системы относительно регулярного контрольного траления теория вероятности иногда срабатывала.
Источники и литература:
- Национальный архив США NARA T-1022 roll 3059 KTB 3. Minensuchflotille
- Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре – М.-Л.: Народный комиссариат ВМФ, 1945
- Платонов А.В. Борьба на арктических коммуникациях 1941-1945 – СПб.: «Роза ветров», 2012
Комментарии к данной статье отключены.