Австралийская военная авиация хорошо известна во всем мире – она прославилась во время Первой и Второй мировых войн, а после 1945 года активно действовала в Корее, Вьетнаме и других «горячих точках». Австралия не только закупала разнообразные самолеты у Великобритании и США, но и выпускала собственную авиатехнику. Warspot предлагает вашему вниманию виртуальную экскурсию по Мельбурнскому авиамузею – одной из самых интересных коллекций австралийских боевых самолетов.
Исторически сложилось так, что Австралия оказалась одним из пионеров мировой авиации. Королевские австралийские ВВС принимали активное участие в Первой и Второй мировых войнах, многочисленных локальных конфликтах. За минувшие десятилетия австралийские летчики опробовали множество образцов авиатехники – от бипланов-«этажерок» до беспилотных летательных аппаратов. Сохранение наследия ВВС является весьма важным для патриотичных австралийцев, поэтому в стране создана сеть авиационных музеев – как государственных, так и частных, поддерживаемых силами энтузиастов.
Одним из наиболее интересных среди этих музеев является Австралийский национальный музей авиации (Australian National Aviation Museum), находящийся в Мельбурне на территории небольшого аэропорта Мураббин (Moorabbin). Название «национальный» не вполне точно отражает статус музея, так как он не является государственным, а принадлежит общественному объединению «Австралийская группа реставрации самолетов» и обслуживается волонтерами. Планы создания в Австралии крупного государственного музея авиации вынашивались долго, но, увы, так и не были реализованы. Так или иначе, Австралийский национальный музей авиации является обладателем одной из самых больших и ценных коллекций воздушной техники в стране.
История Национального музея авиации началась в 1962 году, когда энтузиасты решили спасти от уничтожения корпус тяжелого истребителя Beaufighter Mk.21. Так появилась на свет «Австралийская группа реставрации самолетов», ставящая своей задачей восстановление и сохранение исторических машин военной и гражданской авиации Австралии. В 1965 году музей открылся для посещения на территории аэропорта Мураббин в юго-восточной части Мельбурна, за последующие десятилетия его коллекция выросла до 60 самолетов. Стоит отметить, что далеко не все из этих машин отреставрированы и доступны для осмотра. Сотрудничающие с музеем волонтеры постепенно восстанавливают самолеты, но эта работа требует немало времени, усилий и денежных средств. Кроме того, ряд экспонатов не выставляется из-за отсутствия в музее свободного места.
Аэропорт Мураббин с музеем находятся примерно в двадцати километрах к юго-востоку от мельбурнского Сити (по прямой). Добраться туда можно на метро с пересадкой на автобус, но удобнее выбрать автомобиль. Стоимость билета для взрослого посетителя составляет 10 австралийских долларов. Самолеты хранятся в ангаре и на открытой площадке. В коллекции имеется техника как военной, так и гражданской авиации, но мы сконцентрируемся на машинах, связанных с историей австралийских ВВС.
Самолеты Первой и Второй мировых войн
В ангаре находится небольшая экспозиция, связанная с эпохой Первой мировой войны, но аутентичных самолетов тех лет в музейной коллекции нет. Здесь выставлены лишь отдельные детали и элементы, самым примечательным из которых стоит назвать крылья биплана BE2a – одного из первых в мире военных самолетов специальной конструкции. Известно, что две таких машины были доставлены в Австралию в 1913 году и использовались в Центральной летной школе Пойнт-Кук в пригороде Мельбурна – «колыбели» австралийской военной авиации.
Обращает на себя внимание топливный бак немецкого истребителя Fokker DR.I который туманно атрибутирован как возможно принадлежавший самолету самого результативного аса Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена. Как известно, «Красный барон» был сбит над австралийским участком фронта (вероятно, австралийским пулемётчиком с земли), поэтому детали его самолета вполне могли оказаться на «Зеленом континенте». По мнению кураторов музея, на баке заметны следы, говорящие о том, что он был вырезан из поврежденной машины.
Вторая мировая война представлена в экспозиции рядом интересных и ценных машин. Несомненная «жемчужина» коллекции, символ музея и сокровище австралийской авиации – полностью отреставрированный тяжелый истребитель DAP Beaufighter Mk.21. Это одна из 365 таких машин, выпущенных в Австралии в 1944–1946 годах и отличавшихся от британских аналогов, в частности, установкой американских 12,7-мм пулеметов. Достоверно известно, что музейный самолет «не успел» на войну, после 1945 года использовался в роли буксировщика мишеней, а в 1962 году стал первым экспонатом создаваемого музея. Самолет окрашен как боевая машина 1944–1945 годов и находится на площадке, стилизованной под полевой аэродром. Рядом с «Бофайтером» установлена мемориальная табличка 31-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС, воевавшей на тяжелых истребителях над Северной территорией Австралии и Голландской Ост-Индией в 1942–1945 годах.
Еще один любопытный и культовый для австралийской авиации самолет – CAC CA-1 Wirraway (в период с 1939 по 1946 год было выпущено 755 этих машин). Это оригинальная австралийская конструкция, которая изначально должна была играть роль учебного самолета. В годы Второй мировой войны «вирравеи» массово применялись на фронте как легкие бомбардировщики, разведчики и корректировщики, патрульные и связные самолеты. Особенно активно эти машины действовали над Новой Гвинеей, поскольку могли базироваться даже на плохо подготовленных полевых аэродромах. Известно, что Wirraway, представленный в экспозиции музея, был построен в 1939 году, однако о «биографии» этого экземпляра источники ничего не сообщают. Машина окрашена как учебный самолет начального периода Второй мировой войны (с опознавательными знаками британского образца).
Если Wirraway «нашел себя» в качестве боевой машины, то DeHavilland DH.82 Tiger Moth на протяжении 30–40-х годов служил в роли учебного самолета стран Британского Содружества. 1025 таких бипланов (среди которых и музейный экземпляр) построили в Австралии между 1940 и 1945 годами, во время Второй мировой войны они стали основой учебных частей Королевских австралийских ВВС. В целом, Tiger Moth нельзя назвать редким самолетом – в мире их сохранилось немало.
Большой интерес вызывает британский тяжелый палубный истребитель Fairey Firefly Mk.6. Этот самолет стал вершиной концепции двухместного палубного истребителя, развивавшейся британской морской авиацией в годы Второй мировой войны. «Фаерфлаи» использовались в боях в 1944–1945 годах, в том числе, в составе авиагрупп Британского Тихоокеанского флота. С 1949 по 1953 год Австралия получила 108 этих машин модификаций Mk.5 и Mk.6. В 1951–1952 годах некоторые из них воевали в Корее в составе авиагруппы легкого авианосца «Sydney» (в основном, как ударные самолеты). Музейный Firefly принадлежал 817-й эскадрилье авиагруппы «Sydney» и окрашен в цвета времен Корейской войны (об участии в боевых действиях этого экземпляра ничего не известно).
Часть самолетов Второй мировой войны, хранящихся в музее, находится в процессе реставрации. Так, в настоящее время идет работа над восстановлением знаменитой летающей лодки Consolidated PBY Catalina – единственной сохранившейся в Австралии из 168 использовавшихся в годы Второй мировой войны. Известно, что музейная машина имеет богатую биографию: она служила во фронтовых частях (11-й и 42-й эскадрильях), производивших минные постановки на японских морских путях.
Некоторые самолеты времен Второй мировой в музее представлены фрагментами и деталями конструкции – восстановлению они, увы, не подлежат. Впрочем, даже эти фрагменты могут иметь историческую ценность. Например, в музейной коллекции хранится все, что осталось от экспериментального австралийского среднего бомбардировщика CAC CA-11 Woomera, который разрабатывался в 1943–1944 годах, но так и не был запущен в серийное производство.
Авиация после 1945 года
Самолеты ВВС Австралии, появившиеся после Второй мировой войны, представлены палубным реактивным истребителем DeHavilland SeaVenom Mk.53 и сверхзвуковым истребителем Dassault Mirage III. 39 истребителей SeaVenom, поставленные из Великобритании в 1956 году, стали первыми реактивными самолетами австралийской морской авиации и служили в составе авиагруппы легкого авианосца «Melbourne» до конца 60-х годов. «Миражи» в количестве 116 единиц, построенные в Австралии по французской лицензии, были основными истребителями Королевских австралийских ВВС с 1965 по 1989 год.
Несколько образцов авиационной техники 50–60-х годов находятся на открытой площадке. Привлекает внимание реактивный бомбардировщик GAF Canberra – один из 48 самолетов, построенных в Австралии по британской лицензии и являвшихся основой бомбардировочной авиации страны в 50–80-е годы. «Канберры» использовались Австралией во Вьетнамской войне – машина, хранящаяся в музее, в боевых действиях не участвовала, поступила в коллекцию в 2016 году и все еще находится в процессе восстановления.
Австралийскую морскую авиацию представляют машины британской разработки. 27 вертолетов Westland Wessex, поставленных в 1961 году, активно использовались в качестве противолодочных и спасательных машин до конца 80-х годов – они служили как на двух австралийских легких авианосцах («Sydney» и «Melbourne»), так и на береговых базах. Неуклюже выглядящий палубный противолодочный самолет Fairey Gannet служил на австралийских авианосцах в 1956–1967 годах (всего было поставлено 39 машин).
Кроме того, на открытой площадке находятся два основных истребителя Королевских австралийских ВВС 50–60-х годов. Gloster Meteor T.7 является двухместной тренировочной версией истребителя Meteor F.8, поступившего на вооружение австралийских ВВС в 1951 году – представителя легендарной серии первых британских реактивных истребителей, начавших службу еще в конце Второй мировой войны. На этих самолетах австралийские летчики участвовали в Корейской войне, но девять учебных машин не покидали пределов Австралии.
CAC CA-27 Sabre – австралийская версия прославленного американского истребителя (двигатель и вооружение заменены на британские образцы). 112 таких машин были выпущены по лицензии в 1953–1961 годах. Они постепенно заменили устаревшие «Метеоры», а в конце 60-х годов уступили место «Миражам». Самолет из музейной коллекции в 1961–1967 годах служил в Малайе в составе 77-й эскадрильи, направленной для поддержки Малайзии в пограничной войне с Индонезией (в боевых действиях австралийские истребители не участвовали).
Гражданские самолеты, имеющиеся в коллекции музея, выходят за пределы нашей темы. Но мы отметим столь редкий и ценный экземпляр как британский пассажирский авиалайнер Vickers Viscount Type 818 1958 года выпуска. Это представитель первого поколения турбовинтовых пассажирских самолетов (прототип создан в 1948 году), которые произвели революцию в авиатранспорте. Лайнер представлен в ливрее уже не существующей авиакомпании Trans Australia Airlines (TAA), являвшейся одним из пионеров гражданской авиации в Австралии.
Официальный путеводитель по музею называется «Возрожденные крылья», и команда волонтеров имеет все основания называть так плоды своего труда. «Австралийская группа реставрации самолетов» делает огромную работу – с 60-х годов энтузиасты разыскивают по всей Австралии старые самолеты, представляющие историческую ценность. Многие машины были в прямом смысле слова спасены от гибели – некоторые из них уже восстановлены, другие ждут своей очереди.
Хотя Австралийский национальный музей авиации находится далеко от туристических маршрутов Мельбурна, он пользуется вниманием посетителей. Конечно, по количеству авиатехники и качеству экспозиции музей в Мураббине сильно уступает крупнейшим и известнейшим авиационным музеям мира, но все же, он представляет немалый интерес для любителей военной истории. Будем надеяться, что благодаря усилиям волонтеров музейная коллекция пополнится новыми образцами восстановленной авиационной техники, что сделает ее еще более интересной.
Фотографии, приведенные в статье, сделаны автором. При написании статьи использовались материалы из экспозиции Австралийского национального музея авиации, а также официального сайта музея (aarg.com.au)
Комментарии к данной статье отключены.