Гражданская война в России вызвала целый водоворот невероятных событий. В него, вне зависимости от их желания, втягивались миллионы людей. Одними из невольных участников этих событий стали лётчики нескольких британских эскадрилий, которым пришлось воевать в Иране, над Баку и Астраханью.
Долгая дорога
«Детонатором», вызвавшим прибытие британских войск в далёкую чужую страну, послужила Первая мировая война. После Февральской революции русский фронт буквально трещал по швам и грозил рухнуть в любой момент. Армия Российской империи стремительно распадалась. Великобритания, вот уже несколько лет ведущая изнурительную войну со Вторым рейхом и его союзниками, естественно, была жизненно заинтересована в наличии на востоке прочного антигерманского фронта, причём, вне зависимости от того, кто в данный момент правит Россией.
А ситуация стремительно ухудшалась. Весной 1918 года турецкие войска, перейдя в наступление в Закавказье, грозили захватить Баку с его колоссальными запасами нефти. Британия уже всерьёз рассматривала возможность того, что турки, не встретив должного сопротивления, переправятся через Каспийское море и по Закаспийской железной дороге смогут угрожать Афганистану, а то, чего доброго, и Британской Индии. В Средней Азии находилось 38 000 пленных австрийцев и немцев, которые в любой момент могли оказаться на свободе. Через Афганистан из Китая пробирались подозрительные личности со свежими паспортами нейтральных стран. Британской империи и так хватало проблем, поэтому допускать новые было бы смертельно опасно.
Поэтому в далекую Россию срочно направились подданные британской короны – как отдельные офицеры, так и целые воинские части. «Посланники» отличались и по статусу, и по отношению к новой войне.
Так, Фредерик Бейли, известный британский путешественник, отмеченный Золотой медалью Королевского географического общества, был только рад увидеть новые места. Наряду с коллекционированием бабочек он тайно собирал сведения о военной обстановке в бушующем Туркестане. Артиллерист Хадлстон Уильямсон, за бои на Западном фронте удостоенный Военного креста и Бельгийского Военного креста, после завершения мировой бойни также искренне радовался возможности помочь силам добра в лице армии Деникина в борьбе против коммунистического хаоса, грозившего распространиться и в Европу. Таланты Уильямсона снова были востребованы. Правда, специфическое поведение обучаемых им артиллеристов белой армии, например, заряжание орудий снарядами, испачканными в песке, практически гарантировало им поражение.
Напротив, у многих летчиков, основных героев нашей истории, никакого энтузиазма не наблюдалось и в помине. Еще недавно они шли добровольцами, чтобы сражаться с немцами, но совершенно не понимали, для чего им нужно сражаться теперь, за тысячи миль от дома – и с кем. Однако приказ есть приказ.
Война за нефть
Тем временем, в окрестностях Баку армяне увлечённо резали азербайджанцев, и наоборот. К счастью обороняющихся, турки наступали сравнительно медленно. 30 июля 1918 года установилась проармянская Диктатура Центрокаспия, сменившая Бакинскую коммуну. Новая власть поспешила позвать на помощь англичан, поскольку надежды на отбитие турок своими силами были весьма призрачными. Британский отряд на 41 автомобиле «Форд Т» выехал из Багдада, имея при себе внушительную сумму серебром и золотом. Преодолев почти 1000 км, в начале августа он добрался до персидского порта Энзели на Каспии. Для пути дальше не было топлива. Коммодор Норрис, представлявший британский флот, имел с собой одно 4-дюймовое и два 12-фунтовых орудия.
Англичане зафрахтовали для перевозок войск сухогруз «Президент Крюгер» — по иронии судьбы, названный в честь президента буров. За «Президентом Крюгером» последовали «Курск» и «Або». Отряд возглавил генерал Денстервиль. Интересно, что в состав его группы входили ветераны боев в Галлиполи.
Однако даже с учётом британцев сил решительно не хватало – 1200 англичан и 8000 армян не могли сдержать около 14 000 турок и вынуждены были отступать. По оценке Денстервиля, уже в начале августа Баку был на грани падения. Помощь пришла… с неба.
72-я эскадрилья королевских ВВС дислоцировалась в Ираке и Персии. Флайт «А» базировался в Самарре и был вооружён заслуженными ветеранами Великой войны – многоцелевыми DH.4 и истребителями SE.5А. Флайт «С» имел монопланы «Бристоль» M.1. Флайт «В» бомбил мятежные племена северной Персии на разведчиках «Мартинсайд» G.102 с авиабазы в Хамадане. Еще 20 июля порядка 2500 восставших атаковали базу британских войск у Решта, но в упорном бою были отбиты с потерей около ста человек.
Два разведчика 15 августа были направлены в Энзели, где их разобрали и морем перевезли в Баку. 25 августа «Мартинсайды» успешно взлетели на местном горючем. Самолёты вели разведку, бомбили и сбрасывали листовки, с высоты 300–450 метров расстреливая по турецким резервам несколько магазинов «Льюисов» за вылет. Из-за отсутствия радио они не могли корректировать огонь русской артиллерии.
Поскольку была вероятность встречи в воздухе со «старыми знакомыми», – германскими лётчиками, – на север отправили и три истребителя SE.5А. Один самолет по пути разбился в Керманшахе (летчик, капитан Каллен, поехал догонять своих на автомашине), другой был потерян при взлёте с Хамадана. Третий аэроплан при разведке совершил вынужденную посадку за линией фронта, пилот был взят в плен. На этом идея использования истребителей для защиты Баку закончилась.
Интересно, что союзниками британцев выступали оставшиеся от времён коммуны красные лётчики на «Ньюпорах» под командой сначала Девеля, потом Торосова. Вместе с ними сражался гидродивизион Каспийского моря, оснащенный летающими лодками Григоровича М-5 и М-9. Однако сами англичане большой помощи от русских летчиков не ожидали, сомневаясь в их летных навыках. Бакинская же флотилия Центрокаспия вообще была «вещью в себе» и всячески возражала против вооружения британцами других судов.
14 сентября турки все же захватили Баку, последовала очередная (на этот раз трехдневная) резня местного населения. Общие потери британцев в боях составили порядка 180 человек. Оставшиеся силы эвакуировались на транспортах обратно в Энзели. Самолеты подожгли, их моторы топором и револьвером привели в негодность. Командора Норриса сменил капитан Вашингтон, генерала Денстервиля – генерал Томпсон. Дальнейшие планы боев сдерживал острый недостаток боеприпасов – один верблюд, неспешно идущий из Багдада, мог перевезти только восемь 120-мм снарядов. Но тут турки 31 октября подписали перемирие. Однако война британских лётчиков только начиналась.
Зима в России
С заключением Турцией и Германией перемирия надобность в антигерманском фронте отпала. Однако необходимость контроля и разоружения хотя бы ключевых регионов Закавказья никуда не делась. К тому же возникла новая опасность – распространения большевизма. Плюс оставалась необходимость поддержки союзных сил, включая белое движение юга России.
Поэтому зимой 1918 года британские корабли вошли в Черное море. Еще раньше, 17 ноября, десант из 2000 британских пехотинцев снова занял Баку. Другой отряд из греческих Салоник высадился в порту Батуми на Чёрном море.
Однако британских войск на фоне начинающейся демобилизации после мировой войны оставалось слишком мало, поэтому было принято решение поддержать армию генерала Деникина оружием, боеприпасами и снаряжением. В декабре 1918 года к Деникину прибыл генерал-майор Фредерик Пул, глава британской военной миссии.
Для поддержки своих войск были направлены 17-я эскадрилья из Салоник и 221-я эскадрилья из Мудроса, оснащённые новейшими многоцелевыми «Де Хэвиллендами» DH.9. 266-я эскадрилья имела гидропланы «Шорт» 184. Должна была прибыть и 186-я эскадрилья с бомбардировщиками «Хендли Пейдж», но последняя в боях так и не участвовала. 1 января 1919 года транспорт «Ривьера» с людьми и техникой 221-й эскадрильи вошёл в Чёрное море. Оттуда лётчики перебазировались в Петровск (современная Махачкала).
Зима 1918 года оказалась довольно суровой для непривычных к такому климату англичан, к тому же, только что покинувших южные страны. В дневниках британцев постоянно встречаются слова «холодно», «очень холодно», «снова холодно«… А тут еще и ангаров для техники просто не было – приходилось сооружать хотя бы изгороди от ледяного ветра. Авиамоторы жидкостного охлаждения DH.9 по понятным причинам почти не работали. Предусмотрительный майор Эндрюс, командир 221-й эскадрильи, оставил себе истребитель «Сопвич Кэмел» с двигателем «Бентли» воздушного охлаждения.
Однако весной британские летчики, несмотря на крохотные задействованные силы, показали себя. Хотя у DH.9 не хватало дальности для бомбардировки Астрахани, четверка бомбардировщиков 3 февраля атаковала Калиновскую и Кизляр. Был обстрелян бронепоезд, ответным огнем повредивший один самолет. 5 февраля одинокий DH.9 сбросил на казармы в Грозном восемь 16-фунтовых (7-кг) бомб и 144 зажигалки.
К северо-востоку от города два самолета бомбили и штурмовали красную конницу, причинив ей большие потери. После приземления выяснилось, что DH.9 действительно разгромили эскадрон кавалерии… но белой: в гражданской войне было трудно соблюдать «цветовую дифференциацию штанов». К тому же, только в начале февраля британцы на местах окончательно поняли, кого же они тут поддерживают. Своего офицера связи среди деникинцев не было.
Только за первую неделю боев два самолёта были выведены из строя огнём красных – один из них разбился при вынужденной посадке, второй сожжен пилотом. В начале апреля гидроавианосец «Арк Ройал» привёз в Батуми полдюжины DH.9A с более надёжными моторами.
На Каспийском море три (по британским источникам, два) гидроплана вылетали с бывшего танкера «Алдар Усейн». 22 мая у Форта-Александровского (современный Шевченко) прямым попаданием 114-кг бомбы был потоплен красный эсминец «Москвитянин», лёгший на грунт у причала.
31 мая британские бомбардировщики DH.9A впервые появились над Астраханью. Полет из Петровска и обратно, с промежуточной посадкой на острове Чечень для дозаправки, занимал почти четыре часа – огромная длительность нахождения в воздухе для авиации конца Первой мировой.
А 16 июня красные летчики Щекин и Коротков на истребителях «Ньюпор-17» смогли добиться победы, причём, подтверждённой. Увидев четвёрку бомбардировщиков на высоте около 2100 метров, они атаковали в лоб. Очередь Щекина повредила радиатор ведущего DH.9a. Самолет сел на вынужденную в 20 милях к юго-востоку от Астрахани. Два вторых лейтенанта, пилот Мэнтл и наблюдатель Ингрэм подожгли машину, но далеко не ушли, попали в плен и вернулись на родину лишь 31 марта 1920 года. Несмотря на существенную потерю, британские летчики не были обескуражены. Воздушные бои эпохи, когда, по выражению участника этих сражений Сергеева, «лётчики летали на собственных нервах», только разгорались…
Литература:
- ANZAC Day, Tehran (https://brianiselin.com)
- Dunsterforce (http://www.westernfrontassociation.com)
- The Diaries of General Lionel Dunsterville (http://www.gwpda.org)
- Smith John T. Gone to Russia to Fight: The RAF in South Russia 1918–1920 – Amberley Publishing, 2010
- Бакинский дневник генерала Денстервиля (http://www.zerkalo.az)
- Бейли Фредерик. Миссия в Ташкент – Языки славянской культуры, 2013
- Ионов П.П. Записки лётчика-наблюдателя – М.: Воениздат, 1959
- Сергеев А.В. Пять лет строительства и борьбы Воздушного Флота. 1917–1922. Книга 1: Героические годы Красного Воздушного Флота – М.: Авиоиздательство, 1926
- Уильямсон Хадлстон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера. 1919–1920 – М.: «Центрполиграф», 2007
- Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне – М.: Эксмо, 2008
Комментарии к данной статье отключены.