15 августа 1945 года Япония в первый раз объявила о своей безоговорочной капитуляции. Одним из последствий этого события стал отказ японцев от оккупации Гонконга. По условиям капитуляции все правила и запреты, установленные оккупантами, были немедленно отменены, но на японские военные власти возлагалось поддержание порядка в этом британском заморском владении до прибытия войск союзников. На следующий день находящийся в местном японском лагере для интернированных британский чиновник Франклин Гимсон, занимавший до японской оккупации должность колониального секретаря Гонконга, объявил себя исполняющим обязанности губернатора и приступил к формированию временного правительства.
Удивительным образом в первые две недели после этого новой британской администрации в вопросе поддержания порядка в колонии приходилось опираться на японские войска, поскольку её собственные возможности были крайне невелики. Официально же контроль над заморской территорией был передан японской Императорской армией Королевскому военно-морскому флоту Великобритании лишь 30 августа, который с тех пор и до 1997 года являлся в Гонконге государственным праздником. Главой временной военной администрации освобождённой колонии стал контр-адмирал Сесил Харкорт, а Гимсон был назначен его заместителем.
За несколько лет до этого американский президент Франклин Рузвельт обещал Сун Мэйлин, жене президента Китайской республики Чан Кайши, поспособствовать деколонизации Гонконга и его возврату в состав Китая. Разумеется, британцы были не в восторге от подобной инициативы своего стратегического союзника. Это во многом объясняет торопливость, с которой Великобритания стремилась восстановить утраченный более трёх с половиной лет назад контроль над своей заморской территорией. В результате Гонконг оставался британским ещё более полувека и перешёл под юрисдикцию Китайской Народной Республики 1 июля 1997 года.
Комментарии к данной статье отключены.