Традиция делать ставку на разного рода вундерваффе — супероружие, способное обеспечить качественное превосходство над противником, — родилась в Германии не в конце фактически проигранной Второй мировой войны, а тремя десятилетиями раньше. Именно тогда Германия, не способная противостоять экономическому потенциалу Антанты и её союзников, попробовала выиграть войну при помощи отравляющих веществ, дирижаблей и, конечно же, подводных лодок.
Вера в подводный флот кайзерлихмарине была настолько сильна, что породила интересный образец пропаганды — выпущенный в середине 1917 года «Календарь подводной войны» (U-Boot Kalender). В нём обстоятельно указывался колоссальный разрыв в торговых флотах Германии и Великобритании на начало войны, приводились выкладки о вводе в строй и потерях британского тоннажа, повергающих англичан в ужас. Наконец, «Календарь» имел интересную особенность: внизу добрым бюргерам предлагалось самостоятельно фиксировать последующие месячные потери вражеского тоннажа и, видимо, ждать неминуемого падения спесивых англичан на колени.
В верхнем левом фрагменте огромный заносчивый Джон Булль с гигантским пароходом в руках задирает нос перед крошечным немцем в традиционных вязаных жилете и колпаке, держащим маленький пароходик. Текст сообщает: «На июнь 1914 года тоннаж германского торгового флота составлял 5½ млн брт, Великобритании и её колоний — 19½ млн брт, Франции — 2⅓ млн брт, США (без внутреннего судоходства) — 3 млн брт». 31 января 1917 года кайзер Вильгельм II подписал приказ о начале неограниченной подводной войны в британских водах — именно поэтому действия подводных лодок разделены на период до февраля 1917 года и после.
В правом верхнем углу работящий немец строит и спускает на воду новые и новые субмарины, которые топят вражеские суда. В тексте приводится следующая статистика: «До сих пор наши враги теряли от действий подводных лодок, катастроф и плохой погоды в среднем 0,9 млн брт торгового тоннажа ежемесячно, включая 0,8 млн брт британского тоннажа. В то же время Англия и Соединённые Штаты вводят в строй около 0,25 млн брт ежемесячно».
В нижнем левом углу премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж хватается за горло, а у Джона Булля встают дыбом последние волосы от донесения, что британский торговый флот наполовину уничтожен. Бумага подводит баланс: «На 1 июля 1917 года тоннаж британского торгового флота с учётом колоний, но за вычетом прибрежного судоходства и ремонтируемых судов составляет 15½ млн брт. К этому можно прибавить суда союзных и нейтральных стран, идущие в Англию, на 2 млн брт. Англия нуждается во вспомогательных крейсерах, войсковых транспортах, госпитальных судах, сторожевых кораблях и т. д. на 10½ млн брт. Это оставляет доступным для торгового судоходства только 7 млн брт».
В нижнем правом углу Ллойд Джордж произносит истеричную речь в Палате общин Парламента Великобритании, в то время как депутаты слушают его с угрюмыми лицами: «Если потери судоходства сохранятся в нынешнем масштабе, то скоро мы окажемся в положении, из которого не сможем выбраться!»
Внизу приведены потери торгового тоннажа Антанты от действий германских субмарин:
- 4 357 500 брт на февраль 1917 года,
- 781 500 брт в феврале,
- 885 000 брт в марте,
- 1 091 000 брт в апреле,
- 869 000 брт в мае,
- 1 016 000 брт в июне,
- 811 000 брт в июле,
- 9 811 000 брт итого.
Дальше оставлены пустые строки, чтобы патриоты могли следить за надвигающимся крахом Англии самостоятельно. Как мы знаем, этого по ряду причин не произошло — прежде всего, из-за вступления в войну США и введения системы конвоев.
Комментарии к данной статье отключены.