Весной 1943 года командование подводных сил Японских императорских ВМС развернуло относительно масштабную наступательную операцию у берегов Австралии. Появление в регионе одновременно нескольких субмарин создало серьёзную угрозу морским коммуникациям союзников и поставило австралийскую противолодочную оборону на грань кризиса. К счастью для австралийцев, то был последний натиск противника.
Австралийская ПЛО весной 1943 года
В январе 1943 года после нескольких месяцев затишья, вызванных борьбой за Гуадалканал, японские подводные лодки вновь появились у берегов Австралии. Первые результаты выглядели весьма противоречивыми. Субмарина I-21 под командованием Кандзи Мацумуры в январе-феврале совершила один из самых успешных для японского подводного флота рейдов за всю войну, жертвами которого стали 4 транспорта и танкер. Походы четырёх других подлодок в январе-марте принесли лишь одну победу.
В марте 1943 года формально было создано единое противолодочное командование сил союзников в Австралии под началом британского адмирала Гая Ройла. Фактически это был административный орган, а непосредственное руководство операциями, как и прежде, осуществляли командиры военно-морских баз. На тот момент противолодочная оборона Тихоокеанского побережья Австралии располагала следующими силами (без учёта катеров). В Сиднее базировались 8 тральщиков, 1 вспомогательный сторожевой корабль и 1 учебный корабль ПЛО. В Брисбене имелись 5 тральщиков, а в Таунсвилле — 12. По возможности к операциям привлекались американские корабли.
К началу 1943 года проблемы австралийской противолодочной обороны, преследовавшие её с начала войны, выглядели хроническими. Корабельного состава не хватало, техническое оснащение и уровень подготовки личного состава оставались стабильно невысокими. Специализированная авиация ПЛО отсутствовала, для патрулирования использовались доступные части ВВС на различных машинах (включая учебные). «Авиация оставляет желать лучшего в качестве и количестве, и не может рассматриваться как эффективное оружие», — признавалось в официальных документах. Координация действий ВМС и ВВС неизменно оставалась слабой, опыт «Битвы за Атлантику» должным образом не систематизировался и не внедрялся.
Герои Гуадалканала
В марте 1943 года к Тихоокеанскому побережью Австралии отправились две подлодки — I-6 (тип J2) и I-26 (тип В1). Поход I-6 в роли минного заградителя, по сути, являлся экспериментом — командование быстро прервало его, и он не дал никаких заметных результатов. Минная постановка у Брисбена не дала существенного результата. I-26 (командир — капитан 2-го ранга Минору Ёкота) действовала гораздо активнее и эффективнее, её операции стали началом полноценного морского наступления на австралийские морские коммуникации.
9 марта 1943 года I-26 покинула Рабаул и направилась к восточному побережью Австралии. Первые недели похода оказались разочаровывающе безрезультатными. 28 марта у побережья штата Квинсленд шедшая в надводном положении I-26 была обнаружена австралийским патрульным самолётом Avro Anson из 71-й резервной эскадрильи. Лодка быстро погрузилась, в вечерних сумерках австралийские лётчики не смогли атаковать её.
Днём 11 апреля у мыса Кейп-Хау, на границе штатов Новый Южный Уэльс и Виктория, капитан Ёкота сумел атаковать конвой OC86. Караван из 13 судов следовал из Мельбурна в Ньюкасл (штат Новый Южный Уэльс) под охраной шлюпа (учебного корабля ПЛО) Moresby и тральщика Bendigo. Около 14:00 выпущенная с I-26 торпеда попала в югославский транспорт Recina (4732 т) с грузом железной руды. Рудовозы не зря считались «судами смерти»: из-за тяжёлого груза Recina затонула менее чем за минуту, из 42 человек команды спаслись только 10. Шлюп Moresby сбросил две серии глубинных бомб (по данным ASDIC) но контакт быстро прервался, и I-26 не пострадала.
Вечером 24 апреля у острова Фрэзер (штат Квинсленд) I-26 торпедировала одиночный австралийский транспорт Kowarra (2125 т) с грузом сахара. На судне взорвался котёл, и оно стремительно затонуло с большими жертвами (20 человек из 31). Вторая победа подлодки оказалась последней в походе — 10 мая I-26 вернулась на Трук.
Поход 3-й эскадры подлодок
В апреле оперировать на морских коммуникациях Тихоокеанского побережья Австралии начала 3-я эскадра подводных лодок, базировавшаяся на Труке (командир — контр-адмирал Кацуми Комадзава). В июле-августе 1942 года эскадра уже проводила аналогичное наступление, одержав 6 побед. 10 апреля в поход с Трука отправились флагманская субмарина I-11 (тип А1) ранее ходившая в австралийские воды и одержавшая 3 победы. Её сопровождали I-177, I-178 и I-180 (все — тип KD7), для которых поход к Тихоокеанскому побережью Австралии стал первым в карьере.
I-11 (командир — капитан 1-го ранга Цунео Ситидзи, второй поход к берегам Австралии) вновь, как и летом 1942 года, выступала флагманским кораблём оперативного соединения. На её борту находился командир 3-й эскадры подлодок адмирал Комадзава. Субмарина долго не могла обнаружить противника, первая попытка атаки была предпринята лишь 27 апреля. У острова Габо на границе штатов Виктория и Новый Южный Уэльс Ситидзи обнаружил и атаковал конвой ОС90 (11 судов и 2 тральщика), следовавший из Мельбурна в Ньюкасл. Атака оказалась безрезультатной, эскорт также не смог обнаружить субмарину. 29 мая у Сиднея I-11 атаковала одиночный американский транспорт Sheldon Jackson, но торпеды прошли мимо. Не одержав ни одной победы, подлодка 10 июня вернулась на Трук.
I-177 (командир — капитан 2-го ранга Хадзиме Накагава) в ночь с 25 на 26 апреля атаковала конвой GP48 у мыса Байрон на границе Нового Южного Уэльса и Квинсленда. 5 судов следовали в сопровождении тральщиков Colac и Ballarat, в 1:40 ночи торпеда с I-177 попала в крупный британский транспорт Limerick (8724 т), затонувший через несколько часов. Colac до 9 часов утра разыскивал субмарину и сбросил несколько глубинных бомб, но безуспешно.
14 мая капитан Накагава стал виновником самого скандального эпизода за всё время присутствия японских субмарин в водах Австралии. В 4:10 у острова Норт-Страдброк (Квинсленд) I-177 атаковала и потопила торпедой австралийское госпитальное судно Centaur (3222 т), которое затонуло за три минуты. Судно официально обладало статусом госпитального, не имело вооружения и несло соответствующую окраску с красными крестами. Centaur без эскорта следовал из Кэрнса (Квинсленд) в Порт-Морсби на Новой Гвинее, имея на борту 257 военных медиков (в том числе 12 медсестёр) и 75 членов команды. Выжившие провели в воде 36 часов, прежде чем их обнаружил и спас американский эсминец Mugford. В живых к тому моменту оставались 64 человека, в том числе лишь 1 медсестра.
Потопление Centaur вызвало в Австралии всплеск общественного негодования и широко использовалось пропагандой как ярчайший пример варварской жестокости врага. До сих пор гибель судна остается в коллективной памяти австралийцев одним из самых памятных и трагических эпизодов Второй мировой войны. Капитан Накагава дожил до конца войны, но причины, по которым он атаковал Centaur, так и остались загадкой. Возможно, это было частое на войне недоразумение, и командир I-177 не заметил знаков госпитального судна. С другой стороны, в 1944 года Накагава ярко проявил свою жестокость, несколько раз приказав стрелять по выжившим с потопленных им судов. За военные преступления в 1947 году он был приговорён международным судом к восьми годам тюрьмы, из которых провёл в заключении шесть.
Потопление Centaur стало последним успехом I-177, 23 мая подлодка вернулась на Трук.
I-178 (командир — капитан 3-го ранга Хидедзиро Уцуги) 27 апреля у Ньюкасла (Новый Южный Уэльс) торпедировала и потопила американский транспорт Lydia M. Childs (7176 т) типа Liberty с танками на борту. Это была единственная победа субмарины в походе, 18 мая I-178 вернулась на Трук.
I-180 (командир — капитан 3-го ранга Тосио Кусака) 29 апреля у северного побережья Нового Южного Уэльса потопила австралийский транспорт Wollongbar (2239 т). 5 мая в том же районе жертвой I-180 стал норвежский транспорт Fingal (2137 т). Не покидая своей позиции, 12 мая Кусака провёл атаку конвоя PG50, следовавшего из Брисбена в Сидней (15 судов, в эскорте — американский эсминец, австралийские тральщик и учебный корабль ПЛО). I-180 добилась торпедных попаданий сразу в два австралийских транспорта. Ormiston (5832 т) затонул, а Caradale повезло — торпеда не взорвалась, и судно дошло до Сиднея. 25 мая подлодка вернулась на Трук.
Последний удар
После недолгого перерыва субмарины 3-й эскадры вернулись к берегам Восточной Австралии. Однако развернувшаяся в мае-июне 1943 года операция оказалась довольно сумбурной. I-177 и I-180 в июне были перенаправлены к Соломоновым островам, где активизировались американцы. До австралийского побережья дошли I-178 и I-174 (тип KD6) из 12-й эскадры подлодок — для обеих субмарин этот поход оказался весьма драматичным.
I-174 (командир — капитан-лейтенант Нобукиё Нанбу) покинула Трук 16 мая. 1 июня у Брисбена субмарина попыталась атаковать американский транспорт Point Sant Pedro, но шесть торпед в двух залпах прошли мимо. 4 июня у мыса Мортон (Квинсленд) I-174 в надводном положении безуспешно атаковала артиллерийским огнём американский транспорт Edward Chambers. Судно оказалось вооружённым, ответный огонь вынудил подлодку погрузиться. Её разыскивали австралийский тральщик Bendigo и патрульные самолёты, но не смогли обнаружить.
5-6 июня Нанбу преследовал конвой PG53 (7 судов, данных об эскорте нет), следовавший из Калаундры (Квинсленд) в Сидней. I-174 не смогла сблизиться с караваном из-за невыгодного курса и угрозы воздушных атак в светлое время суток. 7 июня подлодка атаковала у Сиднея американский транспорт John Bartram, но четыре торпеды прошли мимо.
Нанбу добился успеха 16 июня, проведя едва ли не самую результативную за всю войну атаку конвоя в австралийских водах. Жертвой стал конвой GP55, следовавший из Брисбена в Сидней: 10 транспортов и 3 американских танкодесантных корабля LST в сопровождении 5 австралийских тральщиков. I-174 успешно сблизилась с караваном и в 17:20 выпустила две торпеды по створившимся судам. Одна торпеда попала в танкодесантный корабль LST-469, тяжело повредив его и убив 26 человек. Вторая торпеда попала в американский транспорт Portmar (5551 т) — гружённое боеприпасами и топливом судно взорвалось и затонуло за 7 минут, каким-то чудом на нём погибли только 2 человека. Тральщики Kalgoorlie и Warrnambool разыскивали субмарину до 19 часов, сбросив по две серии глубинных бомб каждый — но всё безрезультатно.
Больше I-174 контактов с противником не имела и 1 июля вернулась на Трук.
Второй поход подлодки I-178 в австралийские воды оказался коротким и загадочным. 4 июня она покинула Трук и 17 июня в последний раз вышла на связь, после чего пропала без вести со всей командой (70 человек). Предположительно, вечером 17 июня или утром 18 июня субмарину могло потопить у города Кофс-Харбор (северная часть Нового Южного Уэльса) звено патрульных бомбардировщиков Bristol Beaufort из 32-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Из имеющихся версий гибели I-178 эта выглядит наиболее правдоподобной, хотя и в ней имеются нестыковки. Если принять её за правду, то I-178 стала единственной подлодкой, потопленной австралийской авиацией у берегов своей страны, и второй подлодкой (после I-124 в январе 1942 года), потопленной австралийцами у собственных берегов.
Финал
Операции японских подводных лодок в апреле-июне 1943 года создали значительное давление на австралийские морские коммуникации и даже вызвали своего рода кризис в австралийском военно-политическом руководстве. В мае премьер-министру Австралии Джону Кёртину пришлось встретиться с представителями профсоюза моряков гражданского флота и лично обещать им гарантии безопасности. Гибель Centaur вызвала массовое общественное недовольство, дерзкая успешная атака на относительно хорошо защищённый конвой GP55 привела к трениям с американскими союзниками. Чтобы улучшить положение дел, в мае 1943 года началось формирование так называемой «противолодочной дивизии» как единого штаба сил ПЛО союзников в Австралии. Строились новые корабли, к началу 1944 года планировалось собрать достаточно сил для формирования поисково-ударных групп, которые объединили бы новые австралийские фрегаты и американские эскортные миноносцы.
Применить все эти начинания на практике не довелось — с июня 1943 года японские субмарины более не появлялись в австралийских водах. Единственным исключением стали весьма бессодержательные разведывательные походы подлодки I-165 из Пенанга к пустынному побережью северо-западной Австралии в сентябре 1943 и июне 1944 годов, не давшие заметных результатов. Причиной утраты интереса японского морского командования к Австралии называют, прежде всего, необходимость использования подлодок в операциях у Соломоновых островов и для снабжения войск на Новой Гвинее.
В конце 1943 года командование австралийских ВМС отменило систему конвоев у берегов континента, а весной 1944 года — между Австралией и Новой Гвинеей. Всего в 1942-1943 годах жертвами 25 японских подлодок в регионе стали 28 судов общим водоизмещением около 150 000 т, на которых погибло более 600 человек. В противолодочных операциях по разным причинам погибли не менее 20 австралийских самолётов (ни один из них не был сбит японцами) и не менее 100 лётчиков. Боевой состав Королевских австралийских ВМС потерь не понёс.
Конечно же, противостояние у берегов Австралии в 1942-1943 годах оказало минимальное влияние на общий ход Второй мировой войны на Тихом океане. Японский подводный флот не смог создать значительной угрозы на морских коммуникациях союзников в регионе, да и не стремился к этому. Что же касается эффективности действий австралийской противолодочной обороны, то она оставалась стабильно невысокой. Неудивительно, что подводная война в водах Австралии остаётся относительно малоизвестной страницей Второй мировой, и многие её эпизоды ещё ждут своего исследователя.
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.convoyweb.org.uk/hague/index.html
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/C1417314
- Miles, Patricia. War Casualties and the Merchant Navy. https://www.environment.nsw.gov.au/maritimeheritageapp/research.aspx?id=51
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
- Хасимото Мотицура «Потопленные» / в книге «Подводная война на Тихом океане» — М: АСТ, 2001
Комментарии к данной статье отключены.