Конница полков «нового строя» в России была представлена рейтарами, копейщиками и гусарами. Наиболее распространенным видом конницы «нового строя» были рейтары. Типичным вооружением рейтар в Европе были пистолеты. Для того чтобы нанести прицельный выстрел с уроном для противника, нужно было приблизиться на расстояние в нескольких шагов. Для этой цели в начальный период существования рейтар в Европе у пехоты была взята тактика «караколе», когда при атаке противника первый ряд, выстрелив во врага, отъезжал в сторону, уступая пространство второму, и т.д.
Организация рейтарских полков привела к резкому увеличению числа мушкетеров в армиях воющих стран, потому как пикинеры на поле боя без огневого прикрытия ничего не могли противопоставить рейтарам (Свечин А. А. Эволюция военного искусства. М., 2002. С. 169–170).
В России XVII в. вооружение рейтар состояло, в первую очередь, из карабина, а также пресловутых пистолетов, которые прятались в особого вида кобуры, притороченные к седлу – ольстры. Первоначально рейтары вооружались шпагами, но когда правительство поняло все неудобство использования этого вида холодного оружия в конном строю, рейтарам было предписано вооружаться саблями. В 1670-е гг. рейтары, по сути, сами решали, какой именно вид холодного оружия им использовать на службе, но, очевидно, самым распространенным из них была именно сабля. Отличительной особенностью рейтар были и рейтарские латы, по которым можно было с первого взгляда безошибочно их определять. В первой половине XVII в. в состав рейтарских лат входили не только шлем и кираса, но налядвенники, наплечники и наручники, которые практически полностью закрывали воина от вражеского холодного оружия. Однако стоимость такого доспеха была слишком высока. Учитывая, что русское правительство снабжало рейтарские полки латами за свой счет, да еще, кроме денежного жалованья, выдавало деньги на приобретение коней, вопрос о сокращении расходов на содержание рейтарских полков затронул первым делом именно доспехи. В итоге, во второй половине XVII в., в особенности с 1670-х гг., после разорительной и жестокой русско-польской войны 1654–1667 гг., русское правительство снабжало рейтар лишь шлемом и кирасой, окончательно определив облик этого вида воинства (Малов А. В. Конница нового строя в русской армии в 1630–1680-е годы // Отечественная история. 2006. №1. С. 123).
В 1670-е гг. распространение в России получили появившиеся ранее копейщики, еще один вид конницы. Впервые копейщики появились в составе русской армии еще во время русско-польской войны 1654–1667 гг. и на протяжении всей своей истории были тесно связаны с рейтарами. Выражалось это прежде всего в том, что чисто копейные полки были достаточно редким явлением, чаще копейщики были отдельной ротой или «шквадроной» в составе рейтарского полка. Копейщики были вооружены, как следует из названия, копьем, относительно коротким и крепким, а также саблей и пистолетами. Латы копейщиков не отличались внешне от рейтарских. Исходя из типа вооружения и лат, можно быстро определить и основное назначение копейщиков. Они были тяжелой конницей, которая должна была прорвать слаженным ударом в конном строю оборонительные построения противника, используя копья. Копейщики в рейтарских полках составляли первую линию атаки, первыми вступая в бой, и играли ту же роль, что в польской армии данного периода играли знаменитые польские гусары (Малов А. В. Конница нового строя в русской армии в 1630–1680-е годы // Отечественная история. 2006. №1. С. 125). Однако русское правительство пошло еще дальше в деле трансфера боевого опыта соседей, потому что в XVII в. отдельной частью полков «нового строя» были и гусары, идея которых была заимствована как раз у Речи Посполитой.
Гусарские части в России были сравнительно редкими, при том, что гусары появились в составе русских вооруженных сил уже в 1630-е гг. Гусары в XVII в. были тяжелой конницей, предназначенной, в духе польской традиции, к разрушению строя противника за счет натиска и удара на скорости. Особенностью вооружения гусара было наличие копья длиной в несколько метров, пустотелого, с утолщением на древке для хвата. В остальном гусарское вооружение соответствовало рейтарскому, включая пару пистолетов в ольстрах, саблю и иногда кончар – разновидность колющего холодного оружия с узким трех- или четырехгранным лезвием, предназначенная для пробивания вражеских доспехов. Все это оружие было необходимо, т.к. копья зачастую хватало лишь для одного удара, после чего оно ломалось и было непригодно для ведения боя. Если одного удара было недостаточно для того, чтобы обратить врага в бегство, то гусару с неизбежностью приходилось браться за саблю. Эта особенность ведения боя предопределила и отличие в доспехах между рейтарами и гусарами. Вообще, гусарские доспехи были отдаленно похожи на рейтарские, но у гусар должны были быть наручи, что не встречалось у рейтар. Понятно, что связано это было в первую очередь с необходимостью вести сабельный бой после поломки копья, где наручи были незаменимы. (Бабулин И. Б. Гусарские полки в русской армии XVII века // Рейтар. 2004. № 12. С. 31–36).
Таковы основные особенности вооружения полков «нового строя» в русской армии XVII в. Очевидно, что эти полки западноевропейского типа были шагом вперед в русском военном деле, что лишний раз доказывает важность обращения к опыту других государств, достигших успехов в развитии собственных вооруженных сил. Вовремя вступив на путь преобразований, связанных с распространением огнестрельного оружия и линейной тактики, Россия получила во второй половине XVII в. вполне боеспособную армию, которая смогла достойно сражаться с могущественными соседями: Речью Посполитой, Швецией и Османской империей.
Иллюстрации:
Комментарии к данной статье отключены.