Несмотря на быстрые темпы модернизации, армию Японии даже при большом желании нельзя было назвать передовой. Она успешно адаптировалась к новым условиям, реформировалась – но все это делалось с запозданием, так сказать, по следам других стран. Однако и из этого минуса японцы смогли сделать плюс. Передовые державы не видели в Японии серьезного врага – и, как показала практика, очень зря, поскольку это позволило Стране Восходящего Солнца окрепнуть и создать пусть и не передовую, но, тем не менее, очень боеспособную армию.
Итак, наступил ХХ век. Очень многое в мире изменилось, в том числе и в армиях мира. Огромные изменения претерпела тактика ведения боя, бывшие до этого в приоритете рода войск отодвинулись на второй план, и, разумеется, изменилось личное снаряжение солдата. Для японцев, как и для прочих стран, появилась необходимость в такой солдатской форме, которая бы не выделяла своего бойца на поле боя, а, напротив, делала бы его как можно незаметнее. К тому же высокие темпы развития армии диктовали необходимость снижения затрат на производство формы. Поэтому в самом начале ХХ века в японской армии была принята новая форма, получившая обозначение «образец 1904 года». В отличие от своей предшественницы, эта форма была полностью цвета хаки и отличалась гораздо более простым покроем. В комплект входила куртка и брюки, в зимнем варианте – из сукна, а в летнем – из растительного волокна.
На замену щегольским белым гетрам пришли обмотки из шерстяной материи. Они, хоть и проигрывали гетрам по удобству и функциональности, имели большой плюс: солдату требовалось на повязывание обмоток гораздо меньше времени, чем на шнуровку гетр. Изменения коснулись также и знаков различия: новая форма не имела цветовых полосок, а на фуражке вместо пятиконечной звезды крепилась кокарда с эмблемой рода войск, в котором служил ее владелец. Погоны красного цвета несли информацию о воинском чине служащего, а петлицы на воротнике – о его роде войск, номере полка или дивизиона.
В зимнее время года и солдаты, и офицеры носили одинаковые шинели, на которых также были знаки различия. В зависимости от погоды к шинели пристегивался капюшон или теплый меховой воротник.
Следует сказать, что не осталась без применения и имевшаяся в больших количествах форма старого образца. Ее активно использовали в тренировочных лагерях, выдавая синие мундиры новобранцам, а также позволяли носить военнослужащим тыловых частей. Единственным жестким условием был запрет на смешивание элементов старой и новой формы, нарушение которого строго каралось. Солдата, уличенного в нарушении формы одежды, связывали и публично избивали палками.
Новая форма имела несколько преимуществ. Она была намного практичнее старой синей формы, которая, хоть и выглядела лучше, была очень маркой – особенно это касалось белых гетр. Во-вторых, она была гораздо дешевле: убрав из формы все лишнее и сократив затраты на ткань и краску, удалось снизить стоимость почти вдвое. Комплект синей солдатской формы образца 1886 года стоил 47 йен, в то время как комплект образца 1904 года обходился всего в 28,5 йен. Что же касается личного снаряжения, то оно осталось практически неизменным. Это была все та же ременная система из кожи, снабженная тремя подсумками, и ранец на каркасе. Тем немногим, что претерпело изменение, стали личные вещи и рацион – теперь в него входили консервы, галеты и рис.
Форму образца 1904 года следует рассматривать как закономерное переходное звено от образа старой армии, воевавшей развернутым строем в полный рост, к совершенно новому для японцев формату, когда боевой единицей становился не полк и не батальон, а один солдат.
Комментарии к данной статье отключены.