В начале XXI века мировые конфликты прошлого столетия всё чаще воспринимаются как нечто далёкое, теряя свою политическую актуальность. Конечно, в большей степени это характерно для Первой мировой войны. Конфликт 1914-1918 гг. в современной массовой культуре становится скорее эстетическим образцом для конструирования воображаемых миров альтернативного прошлого, пространством постмодернистской игры. Особенно это характерно для стиля «стимпанк», в котором кажущиеся сегодня очень необычными технологии «эпохи пара» получают своё неожиданное продолжение в ретрофутуристических декорациях. Один из видов современной массовой культуры — японская анимация (аниме) — демонстрирует это с максимальной наглядностью.
Особенности памяти о Первой мировой в Японии
Отображение Первой или Второй мировых войн в массовой культуре естественно связано с проблемами исторической памяти общества. События, чьи следы остаются видимыми по сей день, а свидетели и участники живы до сих пор, интерпретируются и отображаются в соответствии с некими конвенциональными рамками. Выходить за них в ходе творческих поисков наилучшего изображения минувшей эпохи не рекомендуется. Многочисленные скандалы в современной России, связанные с переосмыслением казалось бы незыблемого канона истории Великой Отечественной войны — яркое тому подтверждение.
![Страны альтернативной Европы более-менее соответствуют таковым в реальной Европе. Чтобы не умножать сущности, авторам пришлось пожертвовать Австро-Венгрией, а также мелкими государствами вроде Бельгии, Нидерландов, Дании и т.п. («Война маленькой девочки») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/310/content/01-ae0614d50f98060c33c955c62e40f55d.jpg)
Так и сюжеты, связанные с историей Первой мировой войны, в европейской массовой культуре (в том числе книгах, комиксах, игровых и мультипликационных фильмах) получают однозначное истолкование. Война предстаёт кошмаром, ужасной ошибкой, адом, выжить в котором можно только чудом.
Анимация в этом случае служит часто формой для передачи антимилитаристского и пацифистского пафоса в упрощённой, но при этом очень доходчивой манере. В целом произведения доносят до зрителя какую-либо личную историю, а развлечение (радость от созерцания интересного сюжета и картинки) приносится подчас в жертву переживанию трагедии «маленького человека», оказавшегося винтиком бездушной военной машины.
![Мультипликационное поле боя выглядит абсолютно идентично запечатлённым на фото ландшафтам Первой мировой («Война маленькой девочки») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/311/content/02-9043e9dc1e51e9d0c459cc6a38a60a45.jpg)
В этом отношении голливудское кино не так трепетно относится к Первой мировой войне — сказывается, видимо, позднее участие США в ней и отсутствие чёткой исторической памяти у общества. Так, авторы комиксов компании DC Comics и нанятые ею кинематографисты бестрепетно совмещают Первую мировую войну и древнегреческий миф в буквальном смысле. Амазонка Диана, главная героиня фильма «Чудо-женщина», оказывается в центре конфликта 1914-1918 гг. и с удивлением обнаруживает, что всеевропейская бойня началась, потому что этого хочет бог войны Арес. Думается, данный сюжет не получил бы поддержки в европейских странах, особенно тех, что понесли наибольшие потери в живой силе и до сих пор сохраняют обширные военные кладбища близ бывших линий фронтов.
У Японии, одной из держав Антанты и непосредственных участников войны, связи с Первой мировой войной ещё тоньше. Естественно, ситуация со Второй мировой войной у японцев абсолютно противоположная, хотя отображение в аниме и игровых фильмах событий 1930-1940-х гг. вызывает иногда вопросы у других участников конфликта.
![Герой по своему типажу напоминает генерала Гинденбурга («Война маленькой девочки») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/309/content/03-ba67529aca8d12e4b0f43b83b63d8654.jpg)
Первая мировая, основные сражения которой развернулись в Европе и на Ближнем Востоке, Японскую империю затронула мало. Пропаганда постаралась выжать максимум из взятия китайского порта Циндао, который тогда контролировался немцами, а также из посылки японской миссии Красного Креста в Европу. Даже на поход японской эскадры к Сингапуру и присутствие судов военного флота из «страны восходящего солнца» в Средиземном море не обратили особого внимания. Если кто и воспользовался Первой мировой войной, так это консервативные японские политики, сформулировавшие в конце 1910-х гг. идею об особом историческом предназначении империи и главенстве Японии среди стран азиатско-тихоокеанского региона планеты.
Стимпанк и альтернативная история
При обращении к такому знаковому для современной Японии феномену культуры, как аниме, с его характерными стилистическими особенностями в изображении персонажей и необычными для иностранцев сюжетами, заметно, что тематика Первой мировой войны практически никак не представлена среди многочисленных образцов данного стиля анимации. В крупнейших базах данных, учитывающих уже вышедшие аниме, почти невозможно найти тэг «Первая мировая война».
![Эскадра броненосцев пусть и гипертрофированно, но вполне узнаваемо передаёт вид боевых кораблей рубежа XIX-XX веков («Шагающий замок Хаула») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/317/content/04-3c31b0e60bb543445d395bd335757c65.jpg)
Можно встретить указания, что в таких сериалах, как «Крестовый поход Хроно» (Chrono Crusade), «Хеталия и страны Оси» (Axis Powers Hetalia), «Код Гиасс» (Code Geass), «Тыквенные ножницы» (Pumpkin Scissors), есть отсылки к Великой войне, заметные и не очень. В других сериалах, например «Кэнди-Кэнди» (Candy Candy) в большей степени и «Стальной Алхимик» (Fullmetal Alchemist) в меньшей, события Первой мировой войны становятся важными частями сюжета, воздействуя на судьбы героев и даже отчасти определяя финал произведения. Особняком стоят некоторые фильмы известного режиссёра Хаяо Миядзаки, а также вышедший недавно сериал «Youjo Senki» — буквально «Война маленькой девочки».
Стоит полагать, что именно фильмы Миядзаки и студии «Гибли», а также сериал «Война маленькой девочки» (главный режиссёр Уэмура Ютака, сценарист Ихара Кэнта, автор оригинального романа Карло Дзэн) наилучшим образом показывают два направления, по которым происходит освоение образа Великой войны в Японии.
![А вот летательные аппараты выглядят более футуристично, напоминая многомоторные гофрированные бомбардировщики 20-30-х годов прошлого века… («Шагающий замок Хаула») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/312/content/05-0c1204738f10943285bd71e2e637e9ab.jpg)
Так, Миядзаки использует прежде всего эстетику стимпанка — направления в литературе, кинематографе и видеоиграх, эксплуатирующего тему использования необычных механизмов, основанных на технологиях «механики и пара». Обыкновенная среда стимпанк-произведений — это какой-то вариант Викторианской эпохи, европейского и американского общества второй половины XIX или самого начала XX вв. Гротескные паровозы, автомобили на паровом ходу, удивительные летательные аппараты вроде дирижаблей и аэропланов с множеством крыльев, необычные боевые механические роботы — всё выглядит как некая ретрофутуристическая иллюстрация, фантазия на тему будущего, вышедшая из-под пера Жюля Верна или, с некоторыми оговорками, Герберта Уэллса.
Подобный фон прежде всего применяется в таких фильмах Миядзаки, как «Небесный замок Лапута» и «Шагающий замок Хаула», отчасти «Порко Россо». Попутно режиссёр ещё обращается к милитаристским образам Первой мировой войны для показа военных действий, армии, политической жизни выдуманных государств. События Первой мировой войны он при этом не затрагивает, реальные сражения на экране никак не показаны.
![…Или даже немецкие субмарины времён Второй мировой, неожиданно научившиеся летать («Шагающий замок Хаула») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/314/content/06-ea1c34f0f5d29cd91903d9dfea68909c.jpg)
Боевые действия, отображающие идею «война — это ад», идут на заднем плане, на фоне которого разворачивается история главных героев. В принципе, можно было бы поместить последних на сцену условного Средневековья или Античности, и мало что поменялось бы — благо, в «Небесном замке Лапута» есть технологии, больше похожие на магию, а в «Шагающем замке Хаула» волшебство играет ключевую роль в сюжете.
Сериал «Война маленькой девочки» оказывается в этом отношении более сложным. Традиционное романное изображение некоего духовного развития главной героини переплетается в данном случае с темами альтернативной истории. Главная героиня по имени Таня Дегуршафф (Tanya Degurechaff) оказывается во главе специального подразделения боевых магов (в этом есть определённое сходство с фильмами Миядзаки) из армии государства, которое в сериале называется Фатерлянд.
![Впрочем, иногда художников совсем заносит, и тогда на экране появляются вполне себе узнаваемые немецкие панцеры. Здесь уже не скажешь «кажется» («Война маленькой девочки») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/313/content/07-6706c5054dd3360ff9d6bf978313d65c.jpg)
В последнем, конечно, с лёгкостью угадывается Германская империя образца 1871-1918 гг. Фатерлянд ведёт войну против нескольких государств, аналогично Германии в Первой мировой войне в нашем мире. Обстоятельства появления главной героини в этой альтернативной Европе, а также склад её характера позволяют ей быстро, несмотря на юный возраст, сделать карьеру в армии Фатерлянда и с помощью своего подразделения даже предопределить геополитическое развитие континента.
Приметы Первой мировой войны
Политический и военный расклад сил. Миядзаки не стал детально обрисовывать политическое и военное положение государств, между которыми вспыхнул конфликт в «Шагающем замке Хаула». Видимо, формат литературной сказки позволил ему сделать это. Есть просто некая борьба монархов, жертвами которой становятся главные герои. Сериал же про девочку-боевого мага сопровождается солидными экскурсами в геополитику альтернативной Европы — по крайней мере, чётко обрисован театр военных действий, перемещения войск, операции, битвы увязаны между собой и отображаются на картах. В этом отношении «Война маленькой девочки» выглядит гораздо реалистичнее и, надо добавить, мрачнее фильмов Миядзаки.
![Французские пуалю в своём «синий верх – красный низ» вполне узнаваемы в «Шагающем замке Хаула»… - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/316/content/08-d3dbc7c31a2a9f86680d8a5cd31e711f.jpg)
Персонажи в военной униформе. Все вышеупомянутые фильмы и сериал переполнены персонажами, щеголяющими в военной форме. Поскольку дело происходит либо в некой фэнтезийно-сказочной стране или альтернативно-исторической Европе, то разом снимаются все претензии насчёт точности цвета и фасонов мундиров, знаков различия, наград и т.п.
Задачей режиссёров и художников было скорее намекнуть, у кого они позаимствовали ту или иную деталь. Так, в фильмах и сериалах можно с уверенностью различить форму французских пуалю образца 1914 года с их знаменитыми красными штанами. При этом создателям колдуньи Тани она так приглянулась, что солдаты носят демаскирующую форму даже тогда, когда, по логике вещей, уже давно должны были от неё отказаться.
![А вот в «Небесном замке Лапута» солдаты выглядят замечательно, собрав в себе отсылку к немецким «пикельхельмам», вероятно, к английским винтовкам «Ли Энфилд». Цвет же мундиров позаимствован то ли у русских, то ли у итальянцев… - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/318/content/10-2f9bab07f667039f3c89e35edf3cfadd.jpg)
Вооружение и фронт. Художники передали дух Первой мировой войны, старательно копируя облик оружия, танков, кораблей. Однако именно с танками получилось хуже всего. В «Войне маленькой девочки» можно видеть машины явно более поздние, нежели танки Первой мировой. Самыми неправдоподобными, наверное, получились летательные аппараты — особенно фантастически они выглядят у Миядзаки.
Фантазия режиссёра «Шагающего замка» и «Летающего острова» не позволила остановиться на примитивных бипланах и дирижаблях Цеппелина. В воздух поднялись могучие машины, которые, окажись они в небе реальной Европы, могли бы повернуть ход войны совсем в другую сторону.
![Ликующие толпы, полные энтузиазма, провожают солдат на фронт — так же, как это было в Европе 1914 года («Шагающий замок Хаула») - Когда война уже не болит | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/051/319/content/11-185bdd1ebe2ac6e598874b43a53ac4c2.jpg)
Пропаганда и «патриотический угар». Любопытно, что не были забыты и патриотические манифестации начала войны. Радостные толпы, провожающие солдат, отображены с большим знанием дела. И опять у Миядзаки всё получилось гораздо более праздничным, чем у создателей «Войны маленькой девочки». Не только толпы — не были забыты листовки и плакаты, что вносит интересные нотки правдоподобия во все произведения и свидетельствует о большом внимании к деталям у режиссёров и художников.
Вывод
Надо полагать, что Первая мировая война и дальше останется в аниме лишь экзотическим фоном, стандартом отображения войны столетней и более давности, удобным мемом «война — это ад». Вряд ли усилия Японии в годы Великой войны привлекут внимание какого-либо сценариста или художника, но, вероятно, эстетика Великой войны будет органично сочетаться с самыми разными сюжетами и формами кино- и телефильмов.
По материалам сайтов tvtropes.org, world-art.ru, rotten-k.livejournal.com
Комментарии к данной статье отключены.