Будучи частью двуединой Австро-Венгерской монархии, Венгрия разделила тяжесть ее поражения в Первой мировой войне. В соответствии с Трианонским договором, подписанным 4 июня 1920 года, она лишилась двух третей своей территории и почти 60% населения в пользу Румынии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Потеря имперского статуса стала огромным потрясением для миллионов венгров, мечтавших о воссоединении всех земель короны Святого Иштвана. Не прошло и двух десятилетий, как эти мечты начали осуществляться.
В 1938 году Венгрия вместе с Германией и Польшей приняла участие в разделе Чехословакии по первому венскому арбитражу, присоединив территории площадью 12 000 кв. км с населением более 1 млн человек. В следующем году она оккупировала Карпатскую Украину (11 000 кв. км, 520 000 человек населения) и часть Словакии (1700 кв. км, 70 000 населения). В августе 1940 года пришел черед Румынии – по второму венскому арбитражу ей пришлось уступить Венгрии территорию Семиградья (43 000 кв. км с 2,5 млн населения). Естественно, все эти территориальные приобретения были возможны лишь при поддержке могущественного союзника, каковым для Венгрии стала нацистская Германия.
К 1941 году нерешённым оставался словацкий вопрос, но его пришлось снять с повестки дня, поскольку Словакия также являлась немецким сателлитом. Иначе обстояло дело с Югославией. Несмотря на имевшиеся территориальные разногласия, в декабре 1940 года обе страны подписали договор «О вечной дружбе», ратифицированный 27 февраля 1941 года. Но в ночь с 26 на 27 марта 1941 года в Югославии произошел переворот, возглавляемый командующим ВВС генералом Душаном Симовичем. Новые власти Югославии были настроены антинацистски, и уже утром 27 марта Гитлер принял решение об уничтожении ее как государства. Была молниеносно создана коалиция, в которую, кроме Германии, вошли Италия, Болгария, Румыния и Венгрия. Взаимодействие с Венгрией Гитлер возложил на Главное командование сухопутных войск, откомандировавшее для переговоров генерала Фридриха Паулюса.
Предложение Гитлера о совместном нападении на Югославию вызвало в венгерских правящих кругах замешательство. С одной стороны, это давало отличный шанс инкорпорировать очередную порцию «утерянных земель». С другой – неминуемым становилось непосредственное столкновение с Великобританией и её союзниками. К тому же, не стоило забывать о договоре «О вечной дружбе», на ратификационных грамотах к которому ещё не успели высохнуть чернила. Но и отказать Германии было непросто – в таком случае Венгрия могла бы стать следующей жертвой агрессии. На слуху была фраза фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, оброненная в 1940 году в ответ на вопрос, сколько времени понадобилось бы вермахту, чтобы занять Венгрию: «24 часа», – ответил он. «Но ведь венгерская армия окажет сопротивление», – возразил собеседник. «А, в таком случае 12 часов – мы не будем тратить время на ненужные церемонии», – сказал фельдмаршал.
Вечером 27 марта после бурных дебатов, в которых участвовали регент Венгрии адмирал Миклош Хорти, премьер-министр Пал Телеки и министр иностранных дел Ласло Брадосси, было принято решение о подготовке к войне, которое продвигал Хорти. 28 марта соответствующее письмо было доставлено Гитлеру, и тот немедля обязался удовлетворить территориальные требования Венгрии. 30 марта в Будапешт прибыл Паулюс, проведший совещание с начальником венгерского генштаба генералом Генрихом Вертом. Стороны определили, что Венгрия выставит против Югославии 15 бригад, кроме того, на венгерскую территорию будет допущена немецкая 2-я армия. 1 апреля немецкие войска в составе 46-го моторизованного и 42-го армейского корпусов начали выдвижение из района Клагенфурт–Грац, а на следующий день вступили на территорию Венгрии.
30 марта состоялось заседание Высшего совета обороны Венгрии. Ключевым вопросом являлся поиск достаточно весомого политического аргумента, способного оправдать нарушение югославско-венгерского договора. Наиболее желательным выходом был признан раздел Югославии – например, путем отделения Хорватии.
В ночь с 2 на 3 апреля покончил жизнь самоубийством премьер Телеки, являвшийся ярым противником вступления страны в войну против Югославии. Свои мысли он изложил в исполненном драматизма посмертном письме к Хорти. Смерть Телеки произвела глубокое впечатление на венгерское общество, правящие круги Венгрии и даже на Гитлера, но смогла задержать военные приготовления лишь на пару дней.
Мобилизация вооруженных сил Венгрии
Численность Королевской венгерской армии (Magyar Királi Honvédség – MKH) в соответствии с Трианонским мирным договором не должна была превышать 35 000 человек. Ей запрещалось иметь авиацию, танки, тяжелую артиллерию, а численность других видов вооружений ограничивалась. Однако регент Хорти вовсе не собирался считаться с этими ограничениями. Уже в 1928 году численность МКН превысила 40 000, а десять лет спустя достигла 85 000 человек. Благодаря введению всеобщей воинской повинности с двухлетним сроком действительной службы удалось создать немалые мобилизационные резервы (в 1938 году – 200 000 человек).
Весной 1941 года структура МКН включала три штаба армий, девять армейских корпусов (в каждом – три пехотные бригады с частями усиления), Подвижный корпус (две моторизованные и одна кавалерийская бригады), две пограничные бригады и ряд отдельных частей. Авиация включала пять авиаполков – два бомбардировочных, два истребительных и один взаимодействия с армией (объединял корпусные разведывательные эскадрильи), дальнеразведывательный дивизион и парашютный батальон. Кроме того, имелась Дунайская флотилия с несколькими канонерскими лодками и бронекатерами.
Немецкое Главное командование сухопутных войск предполагало, что Венгрия выставит против Югославии две армии, которые нанесут удар южнее рек Драва и Дунай на Осиек и Нови-Сад, заняв Воеводину (Бачку). Однако вскоре эти планы подверглись корректировке в сторону уменьшения. 5 апреля генерал Паулюс и венгерский министр национальной обороны генерал Карой Барта согласовали, что Венгрия выставит против Югославии четыре армейских корпуса (1-й, 4-й, 5-й и 7-й), усиленные Подвижным корпусом. В тот же день Совет министров Венгрии одобрил мобилизацию этих корпусов, а также авиации и Дунайской флотилии.
Соединения должны были достичь маршевой готовности к 11 апреля. Но и это решение оказалось не окончательным: ввиду весеннего половодья мобилизацию 7-го корпуса провести не удалось. Таким образом, вместо ожидавшихся двух армий Венгрия смогла выставить лишь одну – 3-ю (штаб в городе Кишкунгалаш) под командованием генерала Элемера Новака Готонди. 4-й корпус генерала Ласло Хорвата действовал на правом крыле армии, 1-й корпус генерала Золтана Дечлева – в центре, 5-й корпус генерала Антала Силлеи – на левом фланге. Подвижный корпус генерала Белы Миклош-Дальноки составлял резерв, его предполагалось применять побригадно для усиления армейских корпусов. 9 апреля 1941 года отмобилизованная армия насчитывала около 385 000 человек личного состава, 99 000 лошадей, 32 000 повозок и 11 500 механических транспортных средств. Дунайская флотилия располагала канонерскими лодками «Шопронь», «Дьёр» и «Кечкемет», бронекатерами «Тюзер» и РМ-1. В авиации насчитывалось 287 боевых самолетов (96 истребителей, 96 бомбардировщиков, 95 разведчиков) и 10 транспортных. Бронетехника была сосредоточена в бригадах Подвижного корпуса – двух моторизованных и кавалерийской. Каждая моторизованная бригада по штату имела две роты лёгких танков 38М «Толди» (по 20 машин), кавалерийская – одну. Кроме того, каждая из трёх бригад располагала ротой танкеток CV 3/35 (20 единиц) и ротой бронемашин 39М «Чаба» (10 единиц) – для них, равно как и для танков «Толди», вторжение в Югославию стало боевым дебютом.
175-километровый участок границы с Венгрией (в Славонии) обороняла югославская 4-я армия генерала Петара Недельковича. Уже в первые дни войны в её частях началось сильное «брожение», вызванное антиюгославской агитацией хорватских усташей. В течение буквально нескольких дней 4-я армия перестала быть организованной силой. 12 апреля (через сутки после начала войны) генерал Неделькович докладывал, что позиции у рек Сава и Уна защищает всего 300 штыков и 12 орудий. Распад югославских вооруженных сил открыл дорогу 2-й армии вермахта, 10 апреля начавшей наступление с территории Венгрии на Загреб. В тот же день лидер усташей полковник Славко Кватерник провозгласил создание Независимого государства Хорватия.
Венгерское вторжение
Декларация Кватерника дала венгерским властям повод для интервенции, поскольку с точки зрения Венгрии Югославия, с которой был подписан договор «О вечной дружбе», прекратила свое существование. В тот же день Хорти издал прокламацию, в которой утверждалось, что Венгрия всегда стремилась строить добрососедские отношения с Югославией, но в результате переворота 27 марта там была свергнута законная власть, а новое югославское правительство привело страну к конфронтации с Германией и Италией, с которыми Венгрия была связана «Пактом трёх». Прокламация также гласила, что в связи с прекращением существования Югославии Венгрия обязана взять в свои руки судьбу бывших венгерских земель, отторгнутых в 1918 году.
Армия Венгрии получила приказ начать боевые действия. 11 апреля в 14:00 венгерские войска перешли границу с Югославией между реками Дунай и Тиса, развивая наступление севернее немецкого 46-го корпус – в Бачке и Баранье. Сопротивление югославских частей из состава дивизий «Осиек» и «Потиска» было слабым. В первый день вторжения венгерские войска в Баранье вышли на рубеж Бараньско Петрово Село–Барина, а в Бачке заняли Таванкут и Келебие, начав продвижение в направлении Суботицы. Югославские регулярные части оставили пограничные укрепления и отступали, уничтожая мосты и другие объекты транспортной инфраструктуры. Дивизия «Осиек» (вернее, то, что от неё осталось после дезертирства хорватов и словенцев) отошла за Драву, позволив венгерской 11-й бригаде практически без потерь в течение двух дней занять район между Дунаем и Дравой. Основным фактором, тормозившим наступление венгров, являлась весенняя распутица. Вместе с тем, в ряде случаев подразделения подверглись нападению югославских партизан-четников.
12 апреля 14-я пехотная бригада, входившая в состав 5-го армейского корпуса, заняла Суботицу. В тот же день части Подвижного корпуса вошли на территорию Бачки и начали быстро продвигаться на юг. Утром 12 апреля рота лёгких танков из 1-го разведывательного батальона наткнулась на сербскую пехоту в городе Сомбор. После короткой, но ожесточённой стычки танкисты взяли в плен 74 сербских военнослужащих. Венгерскими трофеями стали четыре противотанковых орудия и шесть пулеметов.
12 апреля состоялся и боевой дебют венгерских парашютистов. 1-й парашютный батальон начали формировать в 1938 году. В трёх его ротах насчитывалось 410 военнослужащих (в том числе, 30 офицеров). К весне 1941 года полностью боеготовой считалась 1-я рота, 2-я могла выставить лишь один взвод, а 3-я была учебной. Для высадки десантов имелось десять трехмоторных самолетов итальянского производства – четыре «Савойя» SM.75 и шесть «Капрони» Са.101. Батальон являлся резервом командующего 3-й армии. Когда югославские войска отступили за канал Франца Иосифа, командующий принял решение высадить десант, который должен был захватить два моста через канал и удерживать их до подхода основных сил Подвижного корпуса.
Операция началась трагически. В 17:00 при старте с аэродрома Веспрем разбился перегруженный SM.75 (борт Е-101). На борту машины находилось 5 членов экипажа и 26 парашютистов, выжил лишь 1 авиатор и 7 десантников. Среди погибших были командир 1-го парашютного батальона, «отец» венгерских воздушно-десантных войск майор Арпад Берталан и командир транспортной эскадрильи капитан Карой Келемен. Несмотря на катастрофу, операцию решили продолжить. В 19:00 стартовали три SM.75 с 60 десантниками, которыми командовал лейтенант Золтан Кисс. Десант был благополучно выброшен в 19:45, но из-за навигационной ошибки это произошло в районе Уйвербаш в 30 км от цели, и парашютистам пришлось совершить ночной марш-бросок. На рассвете, преодолев сопротивление небольшой югославской охраны, они овладели мостами в Србобране и Врбасе, а затем действовали в качестве прикрытия передовых моторизованных отрядов.
Для преследования отступающего противника венгры активно использовали бронеавтомобили. 13 апреля экипаж «Чабы» из разведбата 1-й моторизованной бригады в районе Гольжан наткнулся на югославскую автоколонну. Экипаж броневика быстро расправился с автомобилями, захватив нескольких пленных. Проехав ещё пять километров, броневик уничтожил взвод велосипедистов, а в районе южнее Бачки Петровац атаковал и разгромил арьергард отступавшего югославского полка. За эти действия командир экипажа лейтенант Янош Тот получил Венгерскую золотую медаль за храбрость (высшую военную награду Венгрии), став первым военнослужащим бронетанковых частей, удостоенным этого отличия.
Части 1-й моторизованной бригады в течение двух дней (13 и 14 апреля) вели бои в районе Петроца. Они потеряли 6 человек убитыми и 32 ранеными, захватив 3500 пленных и большое количество трофеев. Основные же силы этой бригады вечером 13 апреля вошли в город Нови-Сад, где подверглись атакам четников. Венгерские солдаты, не подготовленные к боям в городских условиях, запаниковали и открыли беспорядочную стрельбу, в результате которой погибло несколько их же сослуживцев. На следующий день перестрелки продолжались. Ситуацию исправило лишь прибытие канонерки «Шопронь», оказавшей огневую поддержку венгерской мотопехоте.
14 апреля венгерские войска полностью заняли Бачку (Воеводину). Ещё накануне Гитлер обратился к Хорти с требованием, чтобы войска Подвижного корпуса продолжили боевые действия во взаимодействии с вермахтом за рекой Дравой, являвшейся пределом территориальных претензий Венгрии. 15 апреля Подвижный корпус (без кавалерийской бригады) был передан в оперативное подчинение танковой группы генерала Клейста, и его части начали марш через Баранью в направлении Сербии. На следующий день венгры форсировали Драву, заняв Эшек. Повернув на юго-восток, моторизованные бригады начали движение в направление Белграда и к вечеру заняли город Валево, продвинувшись на 50 км вглубь сербской территории. Дальнейшее наступление венгерских войск было прервано в связи с капитуляцией Югославии 17 апреля 1941 года.
Итоги
В ходе кампании венгерская армия столкнулась с весьма слабым сопротивлением югославских войск – все свелось к нескольким локальным боям. В плен было взято около 15 000 югославских военнослужащих. Потери венгерской армии составили 120 человек погибшими (в том числе, 7 офицеров), 223 ранеными и 13 человек пропавшими без вести. Потери техники были незначительными – 11 апреля одна танкетка CV 3/35 подорвалась на мине, а 13 апреля два бронеавтомобиля «Чаба» из кавалерийской бригады попытались без поддержки артиллерии атаковать предмостное укрепление в Србобране. Югославы располагали здесь 37-мм противотанковой пушкой, расчет которой быстро уничтожил оба броневика (погибли шесть членов их экипажей).
Вся активность венгерской авиации (помимо вышеупомянутого эпизода с высадкой парашютного десанта) свелась к разведывательным полетам. Боевых потерь не было, но по небоевым причинам ВВС лишились шести самолетов (по два истребителя «Фиат» CR.32 и CR.42, один разведчик WM-21 и один транспортный самолет SM.75).
Для венгерской армии Югославская кампания была скоротечной и сравнительно легкой. С 11 по 17 апреля венгерские войска заняли территории Бачки (Воеводины), Бараньи, а к 19 апреля (уже после завершения боевых действий) – Медимурьи и Прекмурьи. Эти земли общей площадью около 11 500 кв. км и населением около 1,03 млн человек вошли в состав Венгрии под названием «Возвращенные южные территории».
Литература:
- Abbot P., Thomas N., Chappel M. Germany’s Eastern Front Allies 1941–45. – Vol. 1. – Oxford: Osprey Publ., 1982
- Thomas N., Szabo L. The Royal Hungarian Army in World War II. – Oxford: Osprey Publ., 2008
- Wawrzyński M. Królewska Armia Węgierska w inwazji na Jugosławię w 1941 r. // Technika Wojskowa Historia. – 2013. – №3
Комментарии к данной статье отключены.