Немецкий подводный ас Фриц-Юлиус Лемп известен любителям истории как воплощение военного преступника и неудачника: его имя связывают прежде всего с торпедированием в первые часы войны пассажирского лайнера «Атения» и захватом англичанами на его лодке кодов к «Энигме» в мае 1941 года. Однако эти инциденты с Лемпом заслоняют собой другие его достижения, за которые он заслуженно может считаться настоящим подводным асом. В своей карьере подводника Лемп переживал необычные взлёты и падения, от военного преступника до героя.
«Я потопил «Атению»»
Утром 27 сентября 1939 года немецкая подводная лодка U 30 пришла в Вильгельмсхафен, завершив свой первый боевой поход. Взору встречавших её предстала бородатая команда с двумя пленными английскими лётчиками и индюком по кличке Альфонсо, купленным в Рейкьявике, куда лодка заходила для передачи раненного члена экипажа на интернированное немецкое судно. Под звуки оркестра U 30 пришвартовалась, а затем её командир обер-лейтенант цур зее Фриц-Юлиус Лемп (Fritz-Julius Lemp) сошёл на пирс для доклада командующему подводными силами Карлу Дёницу, который ждал его, чтобы вручить Железный крест 2-го класса.
По мнению Дёница, награда была вполне заслуженной – действуя агрессивно, Лемп отлично провёл поход. Увы, не всё было гладко: как оказалось, U 30 потопила не только два английских грузовых судна, но ещё и один пассажирский лайнер. Вот как описал доклад Лемпа Дёницу в своей книге бывший военкор кригсмарине Вольфганг Франк (Wolfgang Frank):
«– Разрешите доложить, U 30 из патрулирования вернулась. Коммодор протянул руку и спросил:
– Ну, Лемп, как дела?
Но, ещё не оторвав руку от козырька, молодой командир произнёс упавшим голосом:
– Я должен доложить ещё кое-что. Я потопил «Атению».
– Что?! – Дёниц окаменел.
– Я потопил «Атению», – повторил Лемп. – Я ошибочно принял её за вспомогательный крейсер. Я понял свою ошибку только после того, как было слишком поздно».
Британский лайнер «Атения» был атакован U 30 без предупреждения, с нарушением всех довоенных соглашений о действиях подлодок против гражданских судов, спустя всего несколько часов после объявления Великобританией войны Германии. Во время и после атаки лодка себя не обнаружила и не докладывала об этом в штаб вплоть до прихода на базу. Тем не менее, британское Адмиралтейство сразу возложило вину на немецкие подлодки, и мировая пресса взорвалась от возмущения, сравнивая атаку «Атении» с инцидентом с «Лузитанией».
Узнав об этом до возвращения U 30, Дёниц мог расценить такое заявление как провокацию со стороны противника, так как командиры лодок получили приказ вести боевые действия, строго соблюдая призовое право. Однако с возвращением Лемпа на базу всё стало на свои места – виновником гибели «Атении» был он. В тот же день по приказу гросс-адмирала Эриха Редера Лемпа самолётом отправили в Берлин для допроса в штабе ВМС. Впоследствии на Нюрнбергском трибунале Редер дал следующие показания о выводах и действиях, последовавших после разговора с Лемпом:
«Командир подводной лодки доложил мне обо всём инциденте и подтвердил, что это была глупейшая ошибка, что он понял это из всех сообщений, которые услышал о том, что это был не вспомогательный крейсер, а пассажирский пароход.
Я доложил факты фюреру, потому что они могли иметь тяжёлые политические последствия. Он решил, что, раз уж это отрицается, мы должны хранить это в строжайшей тайне, не только за рубежом, но и также в рамках официальных и правительственных кругов. Соответственно, я не был в состоянии сказать государственному секретарю фон Вайцзеккеру или министерству пропаганды, что факты были иными. Мой приказ командующему подводным флотом гласил:
1. Хранить дело в строжайшей секретности по приказам фюрера.
2. С моей стороны, не будет приказано о военно-полевом суде, потому что командир действовал добросовестно, и это была ошибка.
3. Дальнейшее политическое руководство вопросом относительно необходимых мероприятий относится к высшему командованию флотом».
В результате Дёниц приказал Лемпу «сохранить тайну», после чего тот внёс изменения в журнал боевых действий лодки, исключив из него всю информацию, касающуюся атаки лайнера. После этого командир U 30 был помещён под домашний арест, во время которого должен был внимательно изучать силуэты кораблей и судов, чтобы впредь не допускать ошибок. Можно сказать, что после инцидента с «Атенией» Лемп вышел сухим из воды.
От неудачи к неудаче
29 сентября 1939 года U 30 встала на ремонт на одну из верфей Вильгельмсхафена, а её экипаж получил двухнедельный отпуск. Вышедший из-под ареста Лемп отправился отдыхать в Берлин. К 21 ноября ремонт был завершён: на лодке отремонтировали дизели, переделали одну балластную цистерну для приёма топлива и перенесли зенитный автомат с палубы на мостик. Затем начались испытания, завершившиеся 2 декабря. На следующий день U 30 приняла на борт 12 мин ТМВ и шесть торпед, после чего ещё задержалась на базе из-за работ по калибровке радиопеленгатора и монтажа нового оборудования.
9 декабря 1939 года U 30 оставила Вильгельмсхафен, выйдя в новый поход. Пройдя сквозь проходы в минных полях, она взяла курс на Шетландские острова. Согласно полученному приказу, Лемп должен был пройти Северное море и, обогнув Шотландию с севера, а Ирландию с запада, пробраться в Ирландское море, чтобы установить мины у важнейшего английского порта – Ливерпуля.
На второй день похода было обнаружено поступление воды в корму, которую с трудом откачали. Причина её появления стала понятна спустя сутки – протечку давал клинкет (заслонка — прим.ред.) газоотвода левого дизеля. Лемп был вынужден взять курс к норвежскому острову Утсира, чтобы найти рядом с ним укрытие для ремонта. Там в течение семи часов в темноте и по пояс в воде инженер-механик U 30 и трое его подчинённых пытались исправить поломку. Однако их усилия оказались тщетными – был обнаружен заводской брак детали, который можно было исправить только на верфи. В результате лодка потеряла возможность погружаться, так как клинкет невозможно было закрыть.
Раздосадованный Лемп доложил Дёницу о случившемся и начал возвращение на базу. В два часа ночи 14 декабря U 30 пришла в Вильгельмсхафен. Взбешённый тем, что лодка, прошедшая долгий ремонт на верфи, была вынуждена вернуться из-за поломки, Дёниц провёл тщательное расследование причин прекращения похода. Было выяснено, что виной тому обстоятельство, которое не смогли обнаружить до начала боевых действий:
«Одна из причин длительных ремонтов на верфи – дефекты лодок, способные привести к их гибели, которые были обнаружены только с началом войны. Так, например, дефект в системе выхлопа газов означал, что лодки не могли быть отправлены в походы или были вынуждены возвращаться на базу, потому что не имели возможности погружаться на большие глубины. Несмотря на мои протесты, в мирное время субмаринам не позволяли погружаться глубже 50 метров; если бы этого не было, то указанный дефект проявил бы себя раньше, чем началась война».
Большой успех
23 декабря 1939 года U 30 после недельного ремонта вновь вышла в море для выполнения прежнего задания. Лемпу понадобилось три дня, чтобы пройти Северное море и выйти в пролив между Шетландскими и Оркнейскими островами. За это время он успел отпраздновать Рождество, неудачно атаковать норвежский танкер из подводного положения и уклониться погружением от английского самолёта.
27 декабря U 30 остановила для досмотра норвежский танкер «Танеред» (Tanered), следовавший из юго-восточной Азии в Берген. После проверки документов судно было отпущено. В четыре часа утра следующего дня к северу от мыса Батт-оф-Льюис, крайней северной точки Внешних Гебридских островов, Лемп обнаружил стоящий на якоре вооружённый рыболовный траулер. Незаметно подойдя к нему с кормы, субмарина открыла огонь из палубного орудия. Отказавшись от сопротивления, команда траулера спешно спустила шлюпки, и U 30, добив «рыбака», взяла курс на юго-запад.
Час спустя лодка остановила шведское судно «Хиспания» (Hispania). Вызвав капитана с судовыми бумагами к себе на борт, Лемп узнал, что судно направляется из Италии в Гётеборг. Он попросил шведов подобрать команду расстрелянного траулера и отпустил «Хиспанию» восвояси. Однако последняя или не нашла, или просто прошла мимо шлюпок с «рыбаками», которые были экипажем британского траулера ПЛО «Барбара Робертсон» (HMS Barbara Robertson). Спустя 14 часов они были подобраны британским эсминцем после того, как были обнаружены с самолёта.
В 11:20 верхняя вахта заметила слева по борту верхушки мачт больших военных кораблей. На высокой скорости Лемп начал сближение, после чего погрузился. Занятая позиция благоприятствовала торпедной атаке. Подняв перископ, командир лодки разглядел большой корабль, опознав его как линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse) в сопровождении трёх эсминцев. Торпедные аппараты были изготовлены для стрельбы, но, когда до цели оставалось 3000 метров, британцы резко повернули на север.
В 13:40 после утери визуального и акустического контакта U 30 была вынуждена всплыть, но англичане уже скрылись из виду. Лемп решил их преследовать и избрал тот курс, который вывел бы его на вражескую эскадру при условии, что она возвратится в направлении Гебридских островов к вечеру. Но спустя 20 минут фортуна повернулась к Лемпу лицом – мачты снова появились на горизонте. На этот раз вражеские корабли шли в его сторону.
Лодка погрузилась для атаки. Теперь Лемпу было ясно, что противник идёт противолодочным зигзагом. В перископ удалось разглядеть второй линейный корабль, который шёл на большом расстоянии от первого. Лемп избрал целью ближний линкор, но перископ ему пришлось использовать крайне осторожно: лодка находилась поблизости от эсминца, прикрывавшего цель с левого борта. Расстояние между ними равнялось приблизительно 200 метрам.
В 15:45 из носовых аппаратов U 30 вышли четыре торпеды и устремились к цели. После залпа лодка не удержалась на ровном киле, и перископ ушёл под воду. Инженер-механик не смог быстро вернуть её на перископную глубину, поэтому Лемп не видел результата атаки своими глазами. Спустя 300 секунд раздался взрыв, который на лодке сочли за попадание одной из торпед в цель. После атаки на лодке ещё более часа слышали шум винтов эсминца, который, однако, глубинных бомб не сбрасывал. Чуть позже подводники услышали негромкий взрыв на большом расстоянии, который приняли за внутренний взрыв на одном из кораблей.
В 18:30 U 30 всплыла и полным ходом пошла на запад с единственной оставшейся торпедой в кормовом аппарате. Противник не преследовал её. В 20:00 Лемп отослал в штаб сообщение о совершенном нападении на два корабля типа «Рипалс». К полудню следующего дня пришло подтверждение от Дёница, что был торпедирован британский линкор «Бархэм» (HMS Barham). Эти сведения были почерпнуты немцами из сообщений радиоразведки.
Причины, по которым британские эсминцы не преследовали лодку, раскрывает в своём капитальном труде историк британского Адмиралтейства Стивен Уэнтворт Роскилл (Stephen Wentworth Roskill):
«28 декабря линейный корабль «Бархэм», который вместе с «Рипалсом» и пятью эскадренными миноносцами прикрывал Северный патруль, атаковала подводная лодка U 30 в точке 58°34' с.ш. и 6°30' з.д. На другой день он прибыл в Ливерпуль и был поставлен в док. Корабль вышел из строя на три месяца. Ошибка в сигнале, переданном с атакованного линейного корабля, лишила эскортировавших его эскадренных миноносцев возможности сразу начать поиск и позволила немецкой подводной лодке безнаказанно ускользнуть».
Мины у Ливерпуля
U 30 продолжила свой путь на юг. Вечером 29 декабря Лемп приказал загрузить мины в торпедные аппараты, отказавшись от нападений на торговые суда:
«Первоначальное намерение вести действия против торговых судов с артиллерией и одной торпедой отброшено из-за ухудшения погоды в пользу немедленного начала выполнения задания по установке мин».
Начавшиеся в Атлантике шторма заставили U 30 искать убежища от непогоды, поэтому лодка, огибая Ирландию с запада, держалась неподалёку от её берегов. К 4 января 1940 года Лемп достиг южного входа в Ирландское море – пролива Св. Георга. Так как в нем предполагалось наличие минных полей, Лемп решил дождаться прилива, чтобы пройти опасное место по высокой воде.
5 января 1940 года в три часа утра U 30 начала движение в Ирландское море. Лодка пересекла линию Росслэйр – Фишгард (вход в пролив Св. Георга) на 10 узлах в надводном положении. Лемп продолжал движение до утра, погрузившись с первыми лучами солнца. Лодка пролежала весь световой день на дне на глубине 90 метров, пока её экипаж отсыпался. В 16:00 Лемп сделал в журнале боевых действий любопытную надпись:
«Слышны необычно сильные шумы винтов. Если верить вчерашнему сообщению из штаба, то над нами мог пройти «Нельсон», в то время как мы лежим на дне с минами в торпедных аппаратах и спим».
Вероятно, Лемп был прав в этом предположении: 4 января 1940 года линкор «Нельсон» (HMS Nelson) действительно покинул залив Лох-Эве на севере Шотландии для перехода на верфи Портсмута – ему предстоял ремонт после месячной давности подрыва на мине. Похоже, что Лемп действительно упустил свой шанс атаковать второй британский линкор в этом походе!
В 19:00 U 30 появилась на поверхности и взяла курс на остров Мэн. Лемп планировал после точного определения местонахождения провести световой день на дне и выполнить задачу следующей ночью. В 04:00 внезапно появившийся сторожевик загнал лодку под воду. При следующем всплытии противник был обнаружен снова, и Лемп опять погрузился, появившись лишь два часа спустя в шести милях к юго-востоку. На этот раз за кормой лодки были замечены уже четыре вражеских корабля ПЛО. Это привело Лемпа к мысли, что выполнить задание будет непросто. Утром 6 января U 30 легла на дно в ожидании темноты.
В 18:30 Лемп всплыл и начал движение на юг-восток. Он намеревался прокрасться к Ливерпулю со стороны залива Моркам и поставить 12 мин линией на подходах к порту. Риск был велик – сторожевые корабли находились в пределах видимости, а глубины в районе постановки не превышали 20–30 метров. Лемп упорно двигался вперёд, держа скорость в 10 узлов. В 23:00 U 30 начала ставить мины, сохраняя между ними дистанцию до 1500 метров. После выполнения задачи лодка начала отход на северо-запад, но позже взяла южнее, чтобы подойти к Дублину и залечь там на дне. Дождавшись темноты, U 30 вплыла и взяла курс на пролив Св. Георга, который прошла в том же месте, что и 5 января.
Ирония судьба заключалась в том, что она подвергла Лемпа испытаниям именно во время возвращения его лодки на базу. Утром 9 января U 30 находилась у южного побережья Ирландии, когда верхняя вахта объявила тревогу и срочное погружение. Причиной был вооружённый траулер, замеченный прямо по курсу.
Во время погружения кормовые рули глубины заклинило в крайнем положении «на всплытие». После резких скачков по глубине лодка показалась на поверхности. Повреждение удалось устранить, и лодка ушла на глубину, но противник её все-таки заметил. Через час, при следовании в подводном положении в южном направлении, акустик доложил о шуме винтов эсминца.
Эсминец вёл поиск «асдиком», и позже на удалении были слышны разрывы 15 глубинных бомб. Лемп погрузился на 80 метров, но затем поднялся на 50 метров, так как запас воздуха высокого давления был невелик. Эсминец занимался поиском лодки до 21:00, после чего его шумы стали удаляться в сторону кормы. Лемп решил рискнуть: всплыть и под покровом темноты покинуть опасное место.
Когда U 30 появилась на поверхности, поблизости было замечено несколько кораблей противника. Лемпу удалось скрыться в темноте необнаруженным. Лодка начала возвращение на базу, дав в штаб радиограмму о выполнении задания. Обратный путь занял неделю и прошёл без происшествий. 17 января в 17:00 в устье реки Яде U 30 встретилась с линкором «Шлезиен» (Schlesien), который пробил дорогу во льду и привёл лодку в Вильгельмсхафен.
День возвращения Лемпа из похода на базу совпал с временным закрытием Адмиралтейством порта Ливерпуль из-за минной опасности. С 11 по 17 января 1940 года на минах U 30 подорвались три судна из трёх британских конвоев: два из них затонули, а одно, получив серьёзные повреждения, было вынуждено вернуться в порт.
На этом беды англичан не закончились, и с 7 февраля по 8 марта мины Лемпа отправили на дно ещё три судна. Общие потери от мин U 30 составили пять судов на 27 540 брт потопленными и одно судно на 5642 брт повреждённым. Таким образом, минная постановка U 30 может быть признана одной из самых результативных среди всех, осуществлённых немецкими лодками за время Битвы за Атлантику.
Долгий путь к награде
Дёниц остался доволен действиями своего подчинённого, о чем свидетельствует запись в журнале боевых действий командующего подводными силами от 17 января 1940 года:
«U 30 вернулась в базу. Сразу после выхода в море она потопила сторожевой корабль типа «Агата», а также попала одной торпедой в «Бархэм». Минная постановка у Ливерпуля прошла успешно и по плану. Будучи осуществлена на мелководье, активно патрулируемом противником, она потребовала смелости, осмысления, навыков и упорства. В общем и целом, к 16 числу у порта были поставлены три минных поля. При возвращении в базу командир имел все основания гордиться сознанием того, что вся Ливерпульская бухта была на время полностью заблокирована минами».
За выполнение этого рискованного задания и торпедирование линкора Лемп получил всего лишь Железный крест 1-й степени. Тем, кто знает правила награждения Рыцарским крестом, это может показаться удивительным, так как в течение войны все командиры подлодок, торпедировавшие линкоры, автоматически становились кавалерами этой награды. В январе 1940 года Лемп крест не получил, и тому могут быть две причины.
Во-первых, Дёниц мог не представлять командира U 30 к награде из-за неотработанности самих правил награждения Рыцарским крестом. На тот момент его кавалером среди подводников был только Гюнтер Прин (Günther Prien). Даже Отто Шухарт (Otto Schuhart), потопивший авианосец «Корейджес» (HMS Courageous), не получил такой награды. Поэтому Дёниц мог счесть достижения Лемпа «не тянувшими» на Рыцарский крест, который на начало войны был для подводников малодоступной наградой даже в отношении успешных атак линкоров и авианосцев.
Во-вторых, Дёниц мог просто не представить к высокой награде проштрафившегося командира, несмотря на то, что он загладил свою вину с «Атенией» действиями во втором походе. Но, видимо, Лемп был взят на карандаш, и Дёниц просто решил выждать время. Именно эта причина представляется более реалистичной: Лемп стал кавалером Рыцарского креста 14 августа 1940 года после потопления всего девяти судов на 46 500 брт без учёта «Атении». При награждении также учли успешную постановку мин у Ливерпуля и торпедирование «Бархэма».
Таким образом, можно сказать, что Фриц-Юлиус Лемп полностью реабилитировал себя в глазах начальства после инцидента с «Атенией». Несмотря на то, что его действия 3 сентября 1939 года с юридической точки зрения можно считать военным преступлением, в дальнейшем Лемп зарекомендовал себя как отличный подводник. Судьба готовила ему новое испытание, которое он пройти не сумел: 9 мая 1941 года его новая лодка U 110 была захвачена в бою англичанами, а сам Лемп погиб при невыясненных обстоятельствах. Это была вторая роковая ошибка подводного аса, приведшая к захвату шифровальных кодов к «Энигме» и повлёкшая за собой многие неудачи немецких лодок в Атлантике до конца 1941 года.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn, Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
- Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935–1945 – Hamburg: Koehler Verlag, 2001
- Morgan D., Taylor B. U-Boat Attack Logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Seaforth Publishing, 2011
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 1. Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Роскилл С. Флот и Война. Том I – М.: Воениздат, 1964
- Франк В. Морские волки – М.: Центрполиграф, 2003
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.