В начале обеих мировых войн XX столетия противоборствующие стороны стремились «играть по правилам», не нарушая договора и конвенции, регламентирующие правила ведения боевых действий. Кроме таких документов, солдаты воюющих сторон старались руководствоваться общечеловеческой моралью, проявляя по отношению к врагу лучшие человеческие качества. В обеих войнах это джентльменство было быстро отвергнуто — слишком быстро в условиях глобального противостояния происходило расчеловечивание врага, слишком невыгодно было такое ведение боевых действий. Тем интереснее сейчас выглядят эпизоды, подобные потоплению 5 сентября 1939 года британского судна «Ройал Сэптр», которое немцами и англичанами было расценено совсем по-разному.
С началом вступления во Вторую мировую войну западных держав основным театром военных действий, где впервые после двадцатилетнего перерыва вновь «скрестили шпаги» Великобритания и Германия, стало море. Флот, в отличие от армии, не играл с противником в «гляделки» на линиях Мажино и Зигфрида, поэтому можно сказать, что первые месяцы войны англичане и немцы проливали кровь не на земле, а на воде.
Стоит отметить, что, связанные по рукам договорами о ведении морской войны, противники активно пытались сбросить эти юридические «кандалы», активно обвиняя друг друга в нарушениях. Поэтому залпы пропаганды начали звучать с самого начала войны, и первыми под них попали немецкие подводники как самые активные участники событий.
«Атения», первый выстрел пропагандистской войны
Как известно, первым судном, потопленным подводной лодкой во Второй мировой, стал британский лайнер «Атения» (SS Athenia), пущенный на дно немецкой U 30 обер-лейтенанта цур зее Фрица-Юлиуса Лемпа (Fritz-Julius Lemp) спустя несколько часов после объявления Великобританией войны Германии. Сейчас уже хорошо известно, что Лемп торпедировал «Атению» по ошибке, но своими действиями он подложил большую свинью руководству кригсмарине и Рейха. Гибель на лайнере граждан нейтральных государств, включая США, позволили англичанам обвинить немцев в нарушении правил ведения войны на море, и газеты всего мира, как и 20 лет тому назад, взорвались заголовками о немецких подводных пиратах.
Берлин не остался в долгу, обвинив англичан во лжи. Вот что пишет в своей статье «Две ошибки капитана Лемпа» отечественный историк авиации и флота Николай Баженов:
«Министерство пропаганды сразу сверило сообщение из Лондона с информацией командования кригсмарине. Получив от моряков заверение, что близ района гибели лайнера не было немецких подводных лодок, министерство по указанию Гитлера выступило с опровержением причастности германского флота к данному инциденту. Далее выдвигалась версия о гибели судна на английской мине».
В итоге, дабы исключить малейший намёк на то, что лайнер был потоплен немецкой подводной лодкой, по распоряжению командования кригсмарине был даже подделан журнал боевых действий U 30. Точку в истории инцидента с «Атенией» поставил Нюрнбергский трибунал, окончательно установивший причиной гибели судна атаку немецкой субмарины, а также факт внесения изменений в журнал лодки с целью скрытия этой информации. Однако стоит отметить, что в сентябре 1939 года это был единственный случай, когда немецкие подводники нарушили 22-ю статью Лондонского Морского соглашения 1930 года, именуемую также «подводным протоколом».
Тем не менее, Лемп предоставил англичанам повод не сомневаться, что подводники Третьего рейха будут действовать так же, как их предшественники в Первую мировую, и развернуть пропагандистскую кампанию по обвинению немцев в пиратстве и преступлениях на море. В этом деле англичанам пришлось столкнуться с одной существенной проблемой – немецкие подлодки в сентябре 1939 года больше таких ошибок не допускали. Это стало причиной некоторых конфузов, в одном из которых оказался замешанным Первый лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль, будущий премьер-министр Великобритании.
Гибель парохода «Ройал Сэптр»
В конце августа 1939 года командующий немецкими подводными силами адмирал Дёниц отправил в Северную Атлантику практически все свои океанские субмарины, включая 12 лодок типа VII. Подлодки были развернуты в линию от северо-западного побережья Шотландии до района Бискайского залива, находясь вне радиуса действия береговой авиации. Шесть субмарин типа VIIB, имевших запас топлива больше, чем тип VIIА, занимали позиции юго-западнее Ирландии. В их число входила U 48 капитан-лейтенанта Герберта Шульце (Herbert Schultze). Командиры подлодок имели задание начать действия против торговых судов в океане в случае, если Великобритания и Франция отреагируют на германскую агрессию против Польши объявлением войны. 3 сентября в 12:30 все немецкие подлодки получили радиограмму от командующего: «Война с Англией. Действия согласно призовому праву».
Первым судном, которое обнаружила U 48, стал шведский танкер «Абадан» (Abadan), следовавший в балласте в Мексику. «Швед» появился в перископе Шульце в 14:22 4 сентября. Потратив на сближение с судном в подводном положении больше получаса, U 48 в 15:01 перешла в надводное положение и выстрелом «под нос» из палубного орудия остановила танкер. Шведский капитан прибыл на борт субмарины с судовыми документами. Просмотрев бумаги, немцы в 15:50 отпустили «Абадан».
Вечером того же дня в 18:02 Шульце обнаружил ещё один танкер, но не сумел его догнать из-за сильного волнения на море. Трёх человек из верхней вахты U 48 чуть было не смыло за борт. Подводников спасло то, что их спасательные пояса были пристегнуты к ограждению мостика.
На следующий день, 5 сентября, установилась более благоприятная погода, и лодка продолжила поиск «торговцев» в океане. В 11:28 в бинокли верхней вахты было замечено неизвестное судно. Шульце погрузился и начал сближение с ним в подводном положении. В 12:00, приблизившись на достаточное расстояние к пароходу, U 48 всплыла для его досмотра. Однако появление подводной лодки не вызвало желания у «незнакомца», шедшего без флага, сбавить ход. «Купец» поднял британский флаг, прибавил ход и начал передачу сигнала «SOS» (по другой версии, пароход передавал сигнал «SSS», установленный британским Адмиралтейством и означающий встречу с подводной лодки). Это был британский сухогруз «Ройал Сэптр» (Royal Sceptre), следовавший из Буэнос-Айреса в Белфаст с грузом пшеницы и кукурузы.
Как пишет в своей книге норвежский историк Гайр Хор (Geirr H Haarr), когда на судне заметили всплывающую субмарину, то старший помощник Норман Хартли (Norman Hartley), стоявший вахту на мостике, приказал совершить поворот, чтобы подлодка оказалась за кормой судна. После этого «Ройал Сэптр» должен был дать полный ход, чтобы избежать захвата. Одновременно Хартли приказал вызвать на мостик капитана и начать передачу сигнала о преследовании парохода подводной лодкой.
Шульце бросился в погоню. После того как радист лодки доложил, что судно ведёт радиопередачу, командир U 48 приказал артиллеристам открыть огонь на поражение. Преследование со стрельбой длилось 25 минут, после чего, получив несколько попаданий, судно замедлило ход, а его экипаж начал спуск шлюпок на воду. Во время обстрела погиб капитан парохода Джеймс Гейр (James Gair), а девять человек получили ранения.
Прекратив обстрел, Шульце терпеливо ждал, когда команда покинет пароход. Когда шлюпки отошли, радист всё ещё оставался на борту «Ройал Сэптр», и Шульце отметил этот факт в своём ЖБД: «Команда спускает шлюпки. Судно продолжает радиопередачу, радист мужественно остаётся на борту». U 48 подошла к одной из шлюпок, и немецкий командир приказал ей вернуться и взять оставшегося радиста к себе. Когда это было сделано, лодка в 13:38 выпустила по судну одну торпеду, и оно затонуло.
Подойдя к шлюпке снова, Шульце поинтересовался у старпома «Ройал Сэптр», достаточно ли у них воды и пищи и есть ли на борту раненые. Хартли ответил, что у них всего достаточно и что все моряки в порядке. Тем не менее, командир U 48 решил не предоставлять качающихся на волнах в шлюпках англичан своей участи. Он задумал остановить первый попавшийся пароход и указать его капитану местонахождение экипажа погибшего судна.
В 15:05 c U 48 заметили британское судно «Браунинг» (Browning). Подняв на перископе вымпел «Немедленно остановите судно», лодка начала сближение с пароходом. Однако экипаж «Браунинга» и не думал обращать внимание на какие-либо сигналы со стороны немцев. Англичане в панике бросились спускать шлюпки на воду и вскоре покинули судно. Шульце пришлось надорвать голосовые связки, криком убеждая моряков вернуться обратно. В конце концов, это возымело действие, и англичане, вероятно, очень удивлённые таким развитием событий, последовали призыву немецкого командира. После того как это произошло, U 48 подошла ближе к их борту. Шульце крикнул: «Держите на румбе 180 градусов, в 13 милях отсюда было потоплено британское судно, там вы увидите его команду». Пароход набрал ход и вскоре оказался на месте недавних событий, подобрав экипаж «Ройал Сэптр».
Любопытно, что Шульце предостерег «Браунинг» от использования радио, однако, судя по всему, англичане не послушались совета. В журнале боевых действий Руководства войны на море от 5 сентября присутствует отметка о радиоперехвате сообщения с «Браунинга»: «5 сентября в 14:50 экипажу британского судна «Браунинг» 5332 брт с субмарины было приказано покинуть судно. Потоплен в 14:58 (координаты)».
Дёниц предполагал, что это дело рук Шульце, но вскоре узнал, что на самом деле «Браунинг» был отпущен U 48 подбирать людей из шлюпок. Тем не менее, этому английскому пароходу было на роду написано встретить свою гибель от подводной лодки. 12 ноября 1942 года во время атаки конвоя KMS-2 немецкой субмариной U 593 «Браунинг» был потоплен.
Промах Черчилля
Полагая, что об оставшихся в живых моряках с «Ройал Сэптр» позаботится экипаж «Браунинга», Шульце взял курс на север, чтобы уйти с места событий. «Браунинг» пошёл курсом, указанным командиром U 48, и вскоре обнаружил шлюпки с «Ройал Сэптр». То, что произошло дальше, стало причиной некоторого конфуза для британского Адмиралтейства.
Подобрав людей, «Браунинг» отправился по своему маршруту в Бразилию. В течение остального пути на британском судне вняли предупреждению Шульце не использовать радио и соблюдали режим радиомолчания. В результате в Лондоне, получив сигнал бедствия с «Ройал Сэптр», посчитали, что судно потоплено немецкой подлодкой, а его экипаж и пассажиры погибли. Американский историк подводной войны Клэй Блэйр писал:
«Не знавший, что они спаслись, Черчилль неверно предположил, что «40 или 50» членов экипажа погибли в спасательных шлюпках. Он уподоблял это «убийству» и требовал, чтобы Лондон предал гласности этот «произвол» на всю катушку. Он убеждал, что случившееся должно быть охарактеризовано как «постыдный акт зверского пиратства в открытом море».
«Браунинг» прибыл в Бразилию две недели спустя, и благодаря агентству «Рейтер» мир узнал о том, что экипаж «Ройал Сэптр», «похороненный» в море Первым лордом Адмиралтейства, жив. Это выставило Адмиралтейство и лично Черчилля в несколько невыгодном свете, однако о конфузе все быстро забыли: война только начиналась, и вскоре такие заявления уже мало кого удивляли.
Стоит отметить один прелюбопытный факт. Как оказалось, Герберт Шульце бросил прямой вызов самому Уинстону Черчиллю. В том же походе спустя неделю U 48 потопила британский пароход «Фирби» (Firby), после чего Шульце позволил себе необычайную выходку. Он отправил открытым текстом радиограмму следующего содержания:
«Передайте мистеру Черчиллю. Я потопил британское судно «Фирби». Координаты 59.40 сев. ш. 13.50 зап. д. Спасите его экипаж, пожалуйста. Подпись: немецкая субмарина».
Если переложить эту ситуацию на язык рыбаков и современного интернета, то немецкий командир в буквальном смысле «троллил» Первого морского лорда Великобритании. Как отреагировал Черчилль на это, становится ясно из интервью, которое американский журналист Уильям Ширер взял у Шульце 29 сентября 1939 года, после возвращения последнего из того самого похода, когда были потоплены «Ройал Сэптр» и «Фирби». Ширер писал:
«В тексте было два пункта (и именно они сделали весь текст настолько интересным для меня), которые изменили моё представление. Командир рассказал, как он потопил британское судно «Ройал Сэптр» и, рискуя собственной шкурой, устроил спасение его экипажа другим британским судном «Браунинг». Теперь я вспоминаю, как за несколько дней до этого Лондон сообщил, что «Ройал Сэптр» был потоплен без предупреждения; все пассажиры и члены экипажа, числом в 60 человек, считались погибшими. Мне стало интересно, кто прав.
Капитан Шульце также рассказал во время нашего интервью, что именно он и был тем самым командиром подлодки, пославшим то самое едкое радиосообщение господину Черчиллю, где он давал координаты места потопления британского судна, чтобы Первый лорд занялся спасением экипажа. Но за день-два до того господин Черчилль рассказал в Палате общин, что пославший сообщение немецкий командир-подводник уже был взят в плен».
В завершение хотелось бы сказать несколько слов о главном герое этой истории – Герберте Шульце. Командир U 48 был настолько успешен в своих действиях, что получил Рыцарский крест вторым после Гюнтера Прина (Günther Prien), став первым командиром немецкой субмарины, набравшим заветный тоннаж в 100 000 брт. Шульце командовал своей лодкой до июня 1940 года, после чего был вынужден оставить свою должность и сойти на берег для лечения. Подводный ас страдал стандартным недугом подводников тех лет – болезнью почек.
В декабре 1940 года Шульце вновь вернулся на U 48 и совершил на ней ещё три похода, за которые был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. В июле 1941 года Шульце окончательно ушёл на берег, приняв должность командующего флотилией подлодок в Ла-Рошели.
Если говорить о личных качествах Герберта Шульце, то лучше всего об этом скажет его прозвище. Члены экипажа U 48 звали своего командира «Батя» (Vaddi) – они считали его лучшим командиром на флоте и полностью ему доверяли, полагая, что он сможет вытащить их из любой опасной ситуации, не теряя чувства юмора.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1, Norderstedt
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Haarr G. H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- http://uboat.net
- http://www.ubootarchiv.de
- http://ahoy.tk-jk.net
- http://www.privateletters.net
Комментарии к данной статье отключены.