Аэродром Багерово в районе Керчи всегда был одним из крупнейших на востоке Крыма. С ноября 1943 по март 1944 гг. именно здесь была основная база главного противника советских лётчиков на этом театре боевых действий – истребительной группы люфтваффе II./JG 52. Несмотря на свою немногочисленность – не более 40 «Мессершмиттов» – группа практически в одиночку держала в напряжении советскую 4-ю Воздушную Армию и часть ВВС Черноморского Флота. В своих мемуарах участник боев над востоком Крыма Г.А. Литвин, в то время воздушный стрелок с Ил-2, писал: «Нам очень досаждали истребители противника с авиабазы Багерово». Естественно, что советское командование с таким положением дел мириться не собиралось: попытки «задушить гадину в её гнезде» и разгромить аэродром Багерово предпринимались не раз. Сегодняшний рассказ – об одной из подобных операций.
С началом 1 ноября 1943 года Керченско-Эльтигенской десантной операции советские лётчики стали постоянно наведываться к вражеской авиабазе, но в основном это были внезапные штурмовки парами истребителей параллельно с выполнением других задач. Так, 9 декабря 1943 года удачно посетила аэродром пара «Киттихауков» 30-го ОРАП ВВС ЧФ: разведчикам удалось сжечь один Bf 109G-6. Это зафиксировано в донесении 9-й зенитной дивизии немцев, хотя в сводках потерь генерал-квартирмейстера люфтваффе самолёт числится лишь повреждённым на 15%. 16 января 1944 года, также производя разведку, ведущий пары «Аэрокобр» 57-го Гв.ИАП старший лейтенант В.В. Шикалов зажёг один из стоявших на аэродроме «Мессершмиттов», а 26 февраля он вновь обстрелял вырулившие на старт немецкие истребители и предположительно вывел из строя два из них.
Документы против мемуаров
Накануне нового наступления на правом фланге Отдельной Приморской армии и высадки вспомогательного десанта у мыса Тархан, запланированных на январь 1944 года, было принято решение ослабить находившуюся в Багерово авиацию противника путем уничтожения находящейся там материальной части. Первый удар состоялся 28 декабря 1943 года. Г.А. Литвин описал его так:
«Все радиостанции на аэродромах, где размещались все пять полков дивизии [230-й ШАД – прим.ред.], в условленное время начали на стоянках «радиоигру», то есть вели переговоры так, как обычно при подготовке к вылету. Затем поддерживался радиообмен, словно в самом полете. В тот момент, когда штурмовики должны были появиться над аэродромом наших истребителей прикрытия, авиаторы также «разыграли» радиопереговоры. Потом эфир затих. Всем экипажам было категорически запрещено включать радиостанции. Наш командир полка проинструктировал весь лётный состав части, принимавший участие в этом вылете.
И вот через час после окончания радиоигры штурмовики пошли на взлет. Соблюдая радиомолчание, построились группами. Подошли к аэродрому истребителей прикрытия. Истребители также молча пристроились к «Илам», заняли боевой порядок. На малой высоте полетели к Керченскому проливу, все время отклоняясь к северу: командованием было учтено направление ветра. Когда вышли к Азовскому морю, прижались к морской глади, на бреющем пошли на запад. Затем довернули на юг и только тогда взяли курс на вражескую авиабазу. Таким образом, нашим летчикам удалось обойти зону действия радарной установки, которая следила за воздушной обстановкой над Керченским полуостровом.
Атака на вражеский аэродром была действительно внезапной.
Получилось так, что немцы клюнули на голый крючок – радиообман. Когда заработало множество радиостанций авиадивизии штурмовиков, фашисты услышали радиопереговоры наших лётчиков над своими аэродромами, над аэродромом истребителей прикрытия, с радиостанцией наведения. Поняли: готовится массированный налёт. Поднятые по тревоге истребители противника взяли курс на Керченский пролив, чтобы встретить штурмовиков на пути к цели… на аэродроме остались лишь две пары дежурных.
Прошёл час. Штурмовики не появлялись. Радарная установка, антенны которой были направлены на Керченский пролив, фиксировала только фашистские самолёты, хотя по расчётам должны уже были быть над целью «Илы». Выработав топливо, «Мессершмитты» стали возвращаться на аэродром в Багерово.
И тут со стороны Азовского моря на бреющем полете появились четыре советских истребителя и, сделав «горку», блокировали аэродром. За ними – ещё четыре. Зенитная артиллерия обрушила на них огонь, но истребители вышли из зоны огня, набирая высоту, а вместо них стали заходить восьмерки штурмовиков. Вначале они пустили РСы, ударили из пушек и пулеметов, а затем, поднявшись выше, сбросили бомбы… Горели самолёты, разбиты радиостанции, радарная установка, взорвался склад боеприпасов… Паника… Разгром!..»
К сожалению, это красочное описание далеко от реальности. Попробуем на основании советских архивных документов осветить ход налёта на «осиное гнездо» немецких истребителей.
По плану операции, основной удар в 16:10 [здесь и далее время московское – прим.ред.] наносили штурмовики 230-й ШАД. Их коллеги из соседней 214-й ШАД под прикрытием «ЛаГГов» 805-го ИАП должны были появиться над целью в 16:08 и подавить зенитные батареи в районе аэродрома. Задачей «Аэрокобр» 329-й ИАД стала расчистка воздуха от патрулирующих в районе Багерово «Мессершмиттов».
Приказ на нанесение удара по вражеской авиабазе был получен начальником штаба 230-й ШАД полковником В.И. Урюпиным в 13:43. В период 14:15–14:28 о планах операции было уведомлено командование штурмовых и истребительных полков дивизии. Для удара в общей сложности задействовали 28 штурмовиков 7-го Гв.ШАП, 43-го Гв.ШАП и 210-го ШАП. При этом 7-й Гв.ШАП и 210-й ШАП действовали двумя четвёрками каждый, а 43-й Гв.ШАП выделил 12 машин, одна из которых вскоре после взлёта вернулась на аэродром. Ведущим общей группы бы назначен командир 210-го ШАП майор А.Л. Кондратков.
Прикрывать «Илы» должны были три четвёрки ЛаГГ-3 863-го ИАП (ведущие младший лейтенант В.П. Кондауров, старший лейтенант Н.Г. Урлапов и капитан Е.А. Гуляев). Для блокировки аэродрома и расчистки воздуха от истребителей противника выделялись восьмёрки «Аэрокобр» старшего лейтенанта А.М. Добрынина из 66-го ИАП и капитана В.М. Савченко из 57-го Гв.ИАП. Блокировать вражескую базу должны были в два яруса. По плану восьмёрка 66-го ИАП, находясь на высоте 2500 метров, связывала боем взлетающие немецкие истребители, а восьмёрка 57-го Гв.ИАП на 4000 метрах расчищала воздух от «Мессершмиттов», патрулирующих на больших высотах.
Как и было запланировано, после взлета в 15:34–15:52 все группы собрались над аэродромом у станицы Ахтанизовская, где базировался 210-й ШАП. Маршрут к цели выглядел следующим образом: станица Ахтанизовская – мыс Хрони – посёлок Мама Русская – посёлок Джейлав – аэродром Багерово. Группы штурмовиков выходили на цель с северо-запада, чтобы после нанесения удара с одного захода уйти на свою территорию.
Подойдя к цели, советские лётчики обнаружили на аэродроме и воздухе в общей сложности до 20 немецких самолётов, в том числе один двухмоторный, идентифицированный как «Юнкерс» Ju 88. Четвёрка «Мессершмиттов» уже успела подняться в воздух, ещё три истребителя находились на взлётной полосе. «ЛаГГи» ударной группы прикрытия вступили в бой, а «Илы» устремились к своим целям, накрыв с высоты от 600 до 100 метров стоящие в северной и северо-восточной части аэродрома самолеты бомбами ФАБ-100, ФАБ-50, АО-8, а также ПТАБами, РСами и огнём бортового вооружения. Экипажи наблюдали, что в результате атаки все капониры на восточной окраине аэродрома были окутаны дымом от разрывов бомб. В капонирах были замечены три уничтоженных Bf 109, а ещё один – на лётном поле.
К сожалению, целая десятка Ил-2 из 214-й ШАД, задачей которой было подавление зенитных средств до прихода штурмовиков 230-й ШАД, вышла на цель только в 16:12, когда по цели уже работали «Илы» ударной группы. По этой причине немецкие зенитчики сосредоточили весь огонь на группе майора Кондраткова, встретив её ещё на подходе к цели сильным заградительным огнём. Всего была отмечена работа до трёх батарей зенитной артиллерии и двух батарей МЗА из района аэродрома и посёлка Багерово.
Успехи и неудачи
При выходе из атаки четвёрка командира эскадрильи 7-го Гв.ШАП старшего лейтенанта И.П. Остапенко была атакована четырьмя подошедшими на бреющем с юго-востока Bf 109. Атаку отбили воздушные стрелки и истребители прикрытия, однако одному экипажу не повезло – крайний правый ведомый был подбит зениткой. При отходе от цели этот отставший от группы Ил-2 подвергся атаке «Мессершмиттов», был сбит и в отвесном пикировании упал в 3 километрах северо-восточнее посёлка Карама. Лётчик младший лейтенант И.Ф. Чепайкин (Чапайкин) и стрелок сержант А.И. Куликов погибли.
Также на отходе от цели, вероятно, немецкими истребителями был сбит Ил-2 из 43-го Гв.ШАП с экипажем младшего лейтенанта В.В. Чепуренко и сержанта Б.А. Говруковича (Говрюковича), которые на аэродром не вернулись. Еще два «Ила» того же полка стали жертвами немецких зенитчиков. Старший лейтенант И.В. Агарков через несколько дней вернулся в полк, доложив о потере самолёта и гибели воздушного стрелка сержанта И.А. Алясова. Также был подбит Ил-2 лейтенанта А.Т. Лебедева. Лётчик совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе перед позициями частей 11-го Гвардейского стрелкового корпуса и вместе со стрелком был отправлен в госпиталь. Спустя два месяца Лебедев вернулся в часть и продолжил успешно сражаться. 23 февраля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В отчётах 230-й ШАД причиной потерь от зенитной артиллерии было названо нарушение ведущими четвёрок старшим лейтенантом И.В. Агарковым и лейтенантом П.М. Тертычным боевого распоряжения, согласно которому их группы должны были отходить от цели на юго-восток в обход Керчи. Вместо этого обе группы после выполнения задания взяли курс на северную окраину Керчи, через поселки Катерлез и Булганак, где у немцев было большое количество зенитных батарей. Немецкие зенитчики претендовали в этот день на уничтожение над Керченским полуостровом пяти советских самолётов достоверно и ещё одного вероятно. По меньшей мере, две из этих заявок пришлись на район Багерово.
Несмотря на потери подопечных от вражеских истребителей, лётчики 863-го ИАП получили положительную оценку, а в некоторых отчетах сопровождение было охарактеризовано как «отличное». Вероятно, основной причиной потерь сочли огонь немецких зенитчиков, которым удалось подбить Ил-2 младшего лейтенанта Чепайкина и разбить строй некоторых групп «Илов», в результате чего «ЛаГГи» не смогли прикрыть одиночные экипажи от атак немецких истребителей.
Лётчики группы II./JG 52 в период 16:08–16:17 заявили об уничтожении шести Ил-2 и одного ЛаГГ-3. В боях со штурмовиками отличились в первую очередь летчики отряда 4./JG 52: лейтенант Фридрих Пухбергер (Ltn. Friedrich Puchberger) и фенрих Ганс Эллендт (Fhr. Hans Ellendt) записали на свой счёт по два сбитых Ил-2 каждый, а ещё один стал жертвой унтер-офицера Герхарда Бартеля (Uffz. Gerhard Barthel). На шестой «Ил» претендовал лётчик 6./JG 52 обер-фельдфебель Зигфрид Фосс (Ofw. Siegfried Voss). Как видно, в отношении сбитых штурмовиков немецкие летчики-истребители завысили свой результат втрое.
По плану обе группы 329-й ИАД должны были прийти в район цели в 16:05, однако появились там только около 16:20, когда штурмовики уже нанесли удар и, преследуемые «Мессершмиттами», уходили на свою территорию. Находившиеся на большой высоте лётчики 57-го Гв.ИАП вражеских самолётов вообще не увидели, а лётчики 66-го ИАП заметили только пару Bf 109, которая на высоте 1000 метров атаковала один из «Илов». Капитан Фёдор Капустик спикировал, зашёл в хвост одному из «Мессершмиттов» и с дистанции 100–75 метров открыл огонь. По заявлению лётчика, дымящий Bf 109 резко отвернул и упал в 1,5 километрах восточнее посёлка Карама. В целом же, «Аэрокобры» почти не сумели помешать немецким истребителям преследовать отходившие от цели штурмовики.
Пилоты «Илов» 214-й ШАД, наносившие удар по зенитным средствам в районе аэродрома, отчитались в уничтожении одной зенитной батареи, а также одного стоявшего на лётном поле Bf 109. Кроме того, ещё три зенитные батареи им удалось подавить.
Согласно советским документам, в ходе удара по аэродрому штурмовиками 230-й и 214-й ШАД на земле было уничтожено не менее пяти «Мессершмиттов». По докладам лётчиков 329-й ИАД, стоявший на аэродроме двухмоторный самолёт также был разбит. По неполным сохранившимся немецким данным, на аэродроме в результате попадания бомбы повреждения в 50% получил Bf 109G-6 W.Nr.20749, что чаще всего означало дальнейшее списание самолёта. Возможно, ещё несколько самолётов получили небольшие повреждения от разорвавшихся вблизи бомб, РСов и пушечного огня штурмовиков. По докладам экипажей 43-го Гв.ШАП, ими был подожжён ангар, взорван склад горючего и подавлен огонь одной зенитной батареи. Попутно летчики уничтожили одну автомашину и подавили одну зенитную батарею в посёлке Тархан.
Отбивая атаки от штурмовиков, истребители 805-го и 863-го ИАП заявили об уничтожении двух Bf 109, ещё один был подбит. Один из «Мессершмиттов», расстрелянный на взлёте на высоте всего 20 метров, стал жертвой лейтенанта С.С. Джамбазишвили из 805-го ИАП. Второй Bf 109 совместными усилиями сбили лётчики 805-го ИАП младшие лейтенанты В.А. Денисов и М.А. Кузнецов, а также младший лейтенант В.И. Касабуко из 863-го ИАП. «Мессершмитт» упал в 2 километрах северо-восточнее аэродрома.
По всей видимости, вторую машину пилотировал уже упомянутый опытный ас фенрих Эллендт. После двух одержанных побед его Bf 109G-6 W.Nr.140261 «Белая 7» был подбит, и пилоту пришлось совершить вынужденную посадку в районе урочища Кезы к северо-востоку от Багерово. Интересно, что по немецким данным Эллендт был сбит в бою со штурмовиками. Похоже, что атаку советских истребителей он попросту не заметил. Одержавший к этому времени 56 побед летчик получил тяжелое ранение и надолго выбыл из строя, вернувшись на фронт лишь в 1945 году. Эллендт стал самым результативным лётчиком II./JG 52, которого группа лишилась в боях за Крым. Видимо, это и стало главным успехом советского удара по аэродрому Багерово.
Ещё один «Мессершмитт» был заявлен как подбитый младшим лейтенантом С.П. Зотовым из 863-го ИАП. Единственной потерей советских истребителей стал подбитый огнем мелкокалиберной зенитки ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Д.И. Гонцова из 863-го ИАП. Лётчик дотянул до своего аэродрома и благополучно совершил посадку.
Итоги и выводы
Как ни парадоксально, налёт на Багерово 28 декабря 1943 года можно назвать самым успешным за время боев по освобождению Керченского полуострова, но вряд ли командование 4-й ВА осталось довольным результатами удара. Как показали последующие события, уничтожив два Bf 109 и лишив группу II./JG 52 одного из её асов, ослабить немецкую авиацию под Керчью не удалось. Главными причинами более чем скромных успехов можно назвать несогласованность действий. Группы расчистки воздуха и блокировки аэродрома от 329-й ИАД пришли с опозданием и оставались слишком высоко, по причине чего не удалось выключить немецкие истребители из игры, которые атаковали разбившиеся на небольшие группы Ил-2. Подавление силами 214-й ШАД немецких зениток перед ударом также осуществлено не было.
При своевременной и правильной блокировке аэродрома «Аэрокобрами» и подавлении зенитных средств перед ударом можно было рассчитывать на куда большие результаты. В таком случае у ударных групп «Илов» была бы возможность сделать несколько заходов, прицельно сбрасывая бомбы и расстреливая стоящие самолёты из пушек. К сожалению, выводы были сделаны командованием уже позднее.
Больше налётов на Багерово с привлечением сил двух штурмовых дивизий не было. В последующие дни 230-я ШАД при поддержке «Аэрокобр» 329-й ИАД дважды – 31 декабря и 4 января – нанесла повторные удары по «осиному гнезду». Однако результаты оказались ещё более скромными: при безвозвратной потере двух Ил-2 и одного ЛаГГ-3 вместе с экипажами советские летчики заявили о «возникших на аэродроме пожарах, взрывах» и «окутанных дымом капонирах» со стоящими там немецкими истребителями. В воздушных боях лётчики «Илов» и «Аэрокобр» заявили сбитыми шесть Bf 109. Имеющиеся немецкие документы не содержат данных о потерях в воздухе, а об ущербе на земле можно только догадываться. Вероятно, максимум, чего удалось достичь штурмовикам, были лёгкие повреждения вражеских самолётов. Также, если верить воспоминаниям летчика II./JG 52 Хайнца Эвальда (Uffz. Heinz Ewald), одержавшего 31 декабря при отражении налёта три победы, его «Мессершмитт» получил повреждения и больше не был пригоден для использования на фронте.
Тем не менее, несмотря на скромные результаты ударов по багеровскому «осиному гнезду», советское авиационное командование с оптимизмом могло смотреть вперёд: имеющимся в Крыму частям люфтваффе становилось всё труднее противостоять численно превосходящим силам ВВС РККА, и время окончательного изгнания немецких войск с крымской земли было уже близко.
Фото из коллекции автора, Виталия Тимошенко и ветерана 805-го ИАП Анатолия Ивановича Кокарева.
Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net
Источники и литература:
- ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
- ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
- ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
- ЦАМО РФ, фонд 7-го Гв.ШАП
- ЦАМО РФ, фонд 43-го Гв.ШАП
- ЦАМО РФ, фонд 805-го ИАП
- ЦАМО РФ, фонд 863-го ИАП
- Литвин Г.А. Я был воздушным стрелком – Ставрополь: «Таврия», 1990
- Андрей Кузнецов. Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция – М.: «Вече», 2011
- Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen, 2003
Комментарии к данной статье отключены.