В начале 30-х годов во многих европейских странах развернулись работы по созданию зениток нового поколения, вызванные прогрессом в области боевой авиации. Одной из наиболее успешных в этих разработках стала шведская фирма «Бофорс», создавшая удачные модели зенитных автоматов. Среди нескольких стран, не только не ограничившихся покупкой готовых шведских зениток, но и наладивших их лицензионное производство, была Польша.
В 1930 году на фирме «Бофорс», служившей своеобразным исследовательским центром для «Круппа» (деятельность этого концерна в Германии ограничивал Версальский договор), начались испытания новой 40-мм автоматической зенитки. И хотя потенциальный заказчик — шведский флот — предпочёл орудие меньшего калибра (25-мм зенитку М/32 конструкции всё того же «Бофорса»), доводка 40-мм автомата продолжилась с прицелом на экспорт.
Первым успехом стала продажа в 1934 году восьми зениток Нидерландам для вооружения крейсера «Де Рёйтер». В апреле следующего года в Бельгии бы продемонстрирован сухопутный вариант зенитки, установленный на четырёхколёсный лафет. Орудие выгодно отличалось от других зенитных систем не только высокой скорострельностью (130 выстрелов в минуту), но и минимальным временем перевода из походного положения в боевое: для этого требовалось около минуты, а в случае необходимости можно было вести огонь из походного положения (правда, с меньшей точностью). Бельгийские военные по достоинству оценили зенитку и для начала заказали восемь орудий. Вторым клиентом, купившим такое же количество «Бофорсов», стала Австрия. Далее заказы последовали один за другим, первым крупным покупателем 40-мм зениток стала Польша.
Польский выбор
В 20-е годы парк польской зенитной артиллерии был представлен лишь немногочисленными 75-мм зенитками французского производства в нескольких вариантах. Поначалу их предполагалось заменить 76,2-мм зенитным орудием американской разработки — ему присвоили польское обозначение wz. 25, но на вооружение так и не приняли. Переговоры, перипетиям которых могут позавидовать сценаристы «мыльных опер», длились почти десять лет и были прекращены в 1933 году.
Безуспешно пыталась заинтересовать поляков своими зенитками и фирма «Виккерс». А вот «Бофорсу» повезло: уже в мае 1934 года шведская фирма продала Польше две спаренные установки 40-мм автоматов для минного заградителя «Грыф», а в декабре — ещё четыре для эсминцев «Гром» и «Блыскавица». Успешная демонстрация зенитки вызвала интерес к ней и у сухопутных войск. Итогом стало подписание 23 января 1936 года контракта, предусматривавшего поставку в течение 18 месяцев шестидесяти 40-мм зениток на колёсных лафетах в готовом виде, а также восьми орудий в частях и 30 000 снарядов. Кроме того, Польше была продана лицензия на производство таких зениток без права экспорта в другие страны. Орудие приняли на вооружение польской армии под названием 40 mm armata przeciwlotnicza wz. 36.
Орудия, заказанные в Швеции, покрыли лишь малую толику потребностей польских вооружённых сил. В 1936 году эти потребности определялись в 638 40-мм зениток, в том числе 366 для войсковой ПВО и 272 для ПВО территории страны. В 1937 году производство по лицензии было налажено на предприятии Общества Стараховицких горных заводов в городе Стараховице, а позже — на Южном заводе в городе Сталёва-Воля и на заводе металлообрабатывающих станков Цегелського в городе Жешув. Суммарная максимальная месячная производительность всех трёх предприятий оценивалась в 60 40-мм зениток (в том числе 35 на заводе в Стараховице). Помимо заказов Войска Польского, заводы выполняли заказы от польских предприятий, формировавших собственные взводы ПВО. Наконец, в 1939 году началось выполнение экспортных заказов от Нидерландов и Великобритании (88 и 230 единиц соответственно). Поскольку условия лицензии запрещали напрямую экспортировать зенитки, польские предприятия выступали субподрядчиками «Бофорса», заключавшего соответствующие контракты. К сентябрю 1939 года за границу отправили около 150 «Бофорсов».
Согласно последней полной предвоенной сводке наличия 40-мм зениток, Войско Польское располагало 292 такими орудиями (268 единиц wz. 36 и 24 wz. 38), силы местной ПВО 21 промышленного предприятия имели ещё 56 зениток: 40 пушек wz. 36 и 16 wz. 38.
Особенности конструкции
Модификации wz. 36 и wz. 38 отличались лишь конструкцией нижнего станка, все остальные узлы были идентичны. Орудие wz. 36 имело стандартный «бофорсовский» лафет, приспособленный для буксировки мехтягой со скоростью до 50 км/ч. Его нижний станок представлял собой продольную балку, на концах которой крепились четыре колеса, подрессоренных и снабжённых тормозами. Балка являлась несущей конструкцией в походном положении и основанием — в боевом. Посреди неё крепились две поворотные станины (в польской терминологии — «лапы»), в боевом положении устанавливавшиеся перпендикулярно балке — так образовывалось устойчивое крестообразное основание. Колёса в боевом положении поднимались вверх, а горизонтирование осуществлялось посредством винтовых домкратов. Также лафет имел сошники, удерживавшие орудие от смещения при стрельбе. Лафет имел клёпаную конструкцию и был довольно дорогим и сложным в производстве. В Польше велась разработка гораздо более дешёвого сварного лафета, но до начала войны эти работы так и не были завершены.
Если орудие wz. 36 являлось, согласно польской терминологии, «моторизованным» (то есть оптимизированным для мехтяги), то зенитка wz. 38 была полустационарной. Её лафет имел более простую конструкцию. Станины-«лапы» крепились не посредине продольной балки (более короткой, чем у wz. 36), а на её конце. В раздвинутом положении они образовывали вместе с балкой трёхлучевую опору, в центре которой находился помост с орудием. Колёсный ход был одноосным с колёсами большего размера, чем у wz. 36, установленными на общей оси (отсоединяемой на позиции). Рессоры отсутствовали, а тормоза приводились в действие отдельным рычагом (у wz. 36 они подключались к тормозной системе тягача). Допустимая скорость буксировки ограничивалась 15 км/ч. Технические условия на орудие wz. 38 были одобрены 21 ноября 1938 года, после чего началось серийное производство. Если стандартная зенитка wz. 36 обходилась казне в 131 800 злотых, то упрощённая wz. 38 — лишь в 93 800.
Орудие имело ствол, изготовленный из хромоникелевой стали, длиной 56 калибров с 16 правосторонними нарезами прогрессивной крутизны. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пружинный, затвор — горизонтальный клиновой. Автоматика орудия работала за счёт отдачи ствола. Боепитание осуществлялось четырёхснарядными обоймами, вставляемыми в приёмник сверху.
Прицельные устройства зенитки были весьма совершенными. Горизонтальный и вертикальный наводчики располагали рефлекторными прицелами. Установленный на орудии механический вычислитель определял угол упреждения на основе введённых данных о скорости цели, её курсе и расстоянии до неё. Пушка имела собственную электросеть напряжением 12 В (с питанием от аккумулятора), а также телефонный аппарат. Расчёт орудия (без водителей тягачей) состоял из восьми человек.
Зенитка вела огонь осколочными трассирующими снарядами wz. 36. Снаряды упаковывались по 12 штук в деревянные ящики размером 54 х 36 х 24 см. Пустой ящик весил 7,5 кг, ящик со снарядами — 37 кг. Боекомплект орудия определялся в 200 снарядов, а возимый запас четырёхорудийной батареи составлял 6 боекомплектов (4800 снарядов — 400 ящиков общей массой почти 15 т).
С 1937 года батареи 40-мм зениток комплектовались полутораметровыми стереоскопическими дальномерами К3 французской разработки. Польша приобрела 60 таких устройств, а впоследствии наладила их лицензионное производство на предприятии «Польский оптический завод» (PZO). К началу войны было произведено около 140–160 дальномеров. Ещё одним агрегатом, который должен был войти в состав оборудования батарей 40-мм зениток, являлся скоростемер wz. 39. Устройство было разработано венгерской фирмой «Гамма-Юхаш» и испытывалось в Польше с 1936 года. Для его выпуска, а также производства центральных агрегатов для батарей 75-мм зениток венгерская фирма основала филиал в Польше. В городе Седльце велось строительство завода, но до начала войны производство так и не стартовало.
Штатным средством тяги для орудий wz. 36 был гусеничный тягач С2Р, созданный на базе танкетки TK-S. Малогабаритная машина имела ряд недостатков, прежде всего — малую вместимость: помимо водителя, она могла перевозить лишь трёх человек. Поэтому для транспортировки одного орудия и возимого боезапаса к нему требовалось три транспортных средства: два тягача С2Р (один буксировал орудие, второй — двухосный прицеп с боеприпасами и имуществом) и грузовой автомобиль «Фиат» 621L, буксировавший одноосный прицеп с горючим (в отличие от тягачей, автомобиль не имел штатного водителя, а его функции выполнял один из номеров расчёта).
Такая схема транспортировки делала батареи 40-мм зениток весьма громоздкими на марше, а их содержание и эксплуатацию — весьма дорогими. Все попытки польских военных подыскать более грузоподъёмный тягач до начала войны успехом не увенчались. До сентября 1939 года было выпущено 316 тягачей С2Р, 292 из них находились в батареях 40-мм зениток. В подразделениях, вооружённых полустационарными орудиями wz. 38, штатные тягачи отсутствовали, а перемещение зениток осуществлялось обычными грузовиками.
«Бофорсы» в строю
С принятием зениток wz. 36 в польских военных кругах разгорелась дискуссия о месте этих артсистем в структуре вооружений сухопутных войск. Наиболее радикально настроенные специалисты, прежде всего генерал Мечислав Норвид-Нойбауэр, требовали введения в штат пехотной дивизии пятибатарейного зенитного дивизиона (20 орудий), четыре батареи которого вооружались бы «Бофорсами», а пятая — 75-мм зенитками. «Реалисты» во главе с полковником Каминьским соглашались на одну восьмиорудийную батарею «Бофорсов» для пехотной дивизии и четырёхорудийную для кавалерийской бригады. Но и это решение оказалось не по карману — «осетра» пришлось урезать вдвое. В итоге штатной для пехотной дивизии стала четырёхорудийная батарея (тип «А»), а для кавалерийской бригады — двухорудийная (тип «В»). Проблемой являлось не столько производство необходимого количества зениток (польские заводы вполне могли покрыть потребность, ведь они даже начали поставки «Бофорсов» на экспорт), сколько отсутствие средств для закупки тягачей, дальномеров, скоростемеров и прочего. Кроме того, с разворачиванием новых частей зенитной артиллерии стала ощущаться нехватка квалифицированных унтер-офицеров: система подготовки кадров не успевала удовлетворять потребности, а другие рода артиллерии не горели желанием отдавать зенитчикам опытных специалистов.
Батарея типа «А» включала управление, отделение связи, четыре огневых взвода, а также технический и хозяйственный взводы. Каждый огневой взвод включал управление (четыре человека), секцию измерений (пять человек), орудийный расчёт (десять человек) и пулемётную секцию (четыре человека). Взвод располагал одной зениткой, двумя тягачами С2Р, грузовиком и тремя лёгкими автомобилями. В прочих подразделениях батареи имелось ещё тринадцать грузовиков (включая автомобиль-мастерскую), шесть лёгких автомобилей и три мотоцикла с колясками. Таким образом, батарея располагала 46 транспортными средствами. Личный состав насчитывал 169 человек: 6 офицеров, 34 унтер-офицера и 129 рядовых. Помимо четырёх зениток, на вооружении имелось 8 пулемётов, 103 винтовки и 47 пистолетов.
Батарея типа «В» имела лишь два огневых взвода и сокращённый состав других подразделений. В ней насчитывались 91 человек (4 офицера, 23 унтер-офицера, 64 рядовых), 2 зенитки, 4 пулемёта, 53 винтовки, 29 пистолетов. Парк транспортных средств насчитывал 24 единицы: четыре тягача, восемь грузовиков (автомобиль-мастерская не предусматривался), девять лёгких автомобилей и три мотоцикла с колясками.
В мирное время в Войске Польском существовали один полк и 12 дивизионов зенитной артиллерии, при объявлении мобилизации формировавшие батареи и взводы для армейских соединений и ПВО страны. В частности, было сформировано 30 батарей типа «А» (получивших номера от 1 до 30, соответствовавших номерам дивизий) и 14 батарей типа «В» (их номера образовывались прибавлением 80 к номеру дивизиона конной артиллерии, входившего в соответствующую кавалерийскую бригаду). Эти части располагали 148 зенитками wz. 36. 24 «бофорса» числились в 12 взводах ПВО аэродромов, 92 — в 46 взводах ПВО территории страны, 46 — в 23 заводских взводах ПВО, 18 — в ПВО Побережья, 14 — в Центре подготовки зенитной артиллерии и 8 — в двух запасных центрах. В сумме это даёт 350 орудий, в подавляющем большинстве — wz. 36.
В ходе боевых действий поляки обзавелись ещё некоторым количеством сверхштатных «Бофорсов». Так, в начале сентября в Гдыне солдаты нашли восемь зениток без прицелов, предназначавшихся для Великобритании. В портовых мастерских для них были изготовлены простейшие кольцевые прицелы, и зенитки передали в состав ПВО Побережья. Участвуя в боях до 19 сентября, они сбили три (по другим данным четыре) немецких самолёта. Ещё несколько экспортных зениток (из партии для Нидерландов) были обнаружены частями армии «Поможе» на станции Торунь 4 сентября, однако точных сведений о применении этих «Бофорсов» нет.
Использование батарей зениток wz. 36 в сентябре 1939 года несколько отличалось от того, что планировалось до войны. Четырёхорудийной батареи явно не хватало для прикрытия дивизии, поэтому «Бофорсы» занимали позиции у ключевых элементов инфраструктуры — мостов и переправ. Часто им приходилось действовать в отрыве от своих дивизий. Одной из первых вступила в бой 16-я батарея, уже 1 сентября сбившая четыре самолёта над Грудзёндзом. 14-я батарея за период с 1 по 20 сентября сбила 13 самолётов, а в битве над Бзурой отбивала атаки немецких танков. Рекорд установила 8-я батарея: прикрывая мосты в районе Модлина, она записала на свой счёт 24 сбитых самолёта. О накале боёв свидетельствует фрагмент из воспоминаний подхорунжего Ежи Ломана, служившего в 105-м взводе полустационарной артиллерии:
«Каждые несколько секунд на стволе у нас сидела «Штука». Доходило до того, что перенос огня на другую цель я производил, поворачивая орудие за ствол. Канониры, упорно всматривавшиеся в одну цель, не замечали другой, более опасной. К сожалению, нам не удалось сбить ни одного. Один подхорунжий и канонир получили ранения. Это были наши единственные потери. В тот же день прямо на нашу позицию на бреющем вышли четыре Не 111. Отблески солнца от остекления их кабин не позволили нам определить, с кем имеем дело (много польских пассажирских аппаратов на такой высоте оставляли Варшаву). Поэтому мы не открыли вовремя огонь. Когда [самолёты] оказались в непосредственной близости от наших позиций, [они] открыли плотный огонь из бортового оружия. Застигнутые врасплох расчёты не удалось удержать возле орудий. Все в один прыжок оказались в укрытиях. У одной пушки остались подхорунжий Бискот и канонир Вилк, самостоятельно выпустившие очередь снарядов и умудрившиеся попасть в хвост одного «Хейнкеля». Эффект был неожиданным. Все моментально выбежали к орудиям и открыли огонь…»
Проанализировать действия всех подразделений польских «Бофорсов» в рамках статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся лишь общими итогами. За время оборонительной войны в сентябре 1939 года польская противовоздушная оборона записала на свой счёт 285 сбитых и 279 повреждённых самолётов. Это число включает и самолёты, ставшие жертвами батарей 75-мм зениток, но подавляющее большинство сбитых пришлось на долю 40-мм автоматов.
После поражения Польши часть зенитных орудий удалось эвакуировать за рубеж. Три моторизованные батареи «Бофорсов» оказались в Венгрии, ещё одна — в Румынии. Их пушки и другое имущество впоследствии нашли применение в армиях этих стран. Большинство же уцелевших зениток стали немецкими трофеями. Вермахт не проявил интереса к «Бофорсам», выставив их на продажу через одну из частных фирм. Некоторое время через посредников велись переговоры о продаже трофеев Великобритании (!). Но в руки британцев зенитки не попали: в ноябре 1940 года все 92 трофейных «Бофорса» (в том числе несколько экземпляров, захваченных в Нидерландах) были проданы Финляндии. Несколько 40-мм зениток в 1939 году достались Красной армии, одна из них стала частью музейной экспозиции на Поклонной горе в Москве.
Калибр, мм |
40 |
---|---|
Длина ствола, калибров/мм |
56,2/2250 |
Масса в боевом положении, кг |
2320 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-5, +85 |
Масса снаряда, кг |
0,955 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
875 |
Скорострельность теоретическая/практическая, выстр./мин |
120/40-60 |
Дальность стрельбы, м |
4275 |
Досягаемость по высоте, м |
2800 |
Литература:
- Białkowski R. Polskie ciągniki do armaty przeciwlotniczej kal. 40 mm // Poligon, 2013, №3
- Jońca A. Tajemnicza armata półstała // Techika Wojskowa Historia, 2013, № spec. 4
- Rozdżestwieński P. Ciągnik gąsenicowy C2P. 40 mm armata przeciwlotnicza Bofors wz. 1936 i 1938. – Warszawa: Edipresse, 2013
Комментарии к данной статье отключены.