Британская самоходка Deacon напоминала корабельную артиллерийскую башню, водружённую на платформу грузовика. Громоздкая и неуклюжая на первый взгляд, но вооружённая смертоносным 6-фунтовым орудием, она оказалась одним из наиболее эффективных противотанковых средств на Североафриканском театре военных действий Второй мировой войны.
Специфические условия войны в Ливийской пустыне породили целый ряд уникальных боевых машин, адаптированных под условия этого театра военных действий. Типичным примером стали итальянские «автопушки» — импровизированные самоходные артиллерийские установки, полученные путём монтажа пушек и гаубиц на автомобильные шасси. Подобный приём использовал и противник Италии — Великобритания. Британцы пошли дальше, создав на шасси подходящего грузовика полноценную бронированную САУ.
Первые попытки
В 1935 году начались испытания первой британской противотанковой пушки Ordnance QF 2-pounder Mark IX калибра 40 мм. Тогда же фирма «Виккерс» предложила создать самоходный вариант этого орудия, использовав гусеничное шасси собственного производства. Основным аргументом в пользу такого решения являлась лучшая тактическая подвижность — самоходное противотанковое орудие имело более высокую проходимость по сравнению с буксируемыми пушками, а также могло значительно быстрее сменить позицию, выйдя из-под удара. Однако в глазах военных эти преимущества не компенсировали необходимости дополнительных расходов на разработку и производство САУ. Лёд тронулся только в 1937 году, когда в противотанковую САУ решили переделать один из прототипов бронетранспортёра «Лойд» — увеличенного варианта гусеничного БТР «Универсал». Двухфунтовку установили в кормовой части машины на лафете, обеспечивавшем круговой обстрел. Бронированный щит защищал наводчика и заряжающего спереди и частично с боков. Самоходку испытали, но на этом всё и закончилось — её конструкцию признали непрактичной.
К началу Второй мировой войны буксируемая двухфунтовая пушка являлась единственным типом противотанкового орудия британской армии. Таковым она оставалась до конца 1941 года, если не принимать во внимание эпизод с использованием Британскими экспедиционными силами во Франции 25-мм пушек «Гочкисс» и небольшого количества 37-мм орудий «Бофорс», применявшихся в Северной Африке. В отличие от большинства других армий, британцы предпочитали использовать свои противотанковые пушки централизованно. Полк, насчитывавший 48 орудий (четыре 12-орудийные батареи) находился в подчинении командира дивизии. Такая централизация предъявляла особые требования к мобильности. Батареи должны были быть достаточно подвижными, чтобы оперативно перебрасываться на угрожаемые направления, усиливая пехотные подразделения (последние располагали лишь противотанковыми ружьями «Бойс»). Усугублялась эта проблема в Северной Африке, где открытые танкодоступные пространства сочетались с низкой плотностью войск.
Двухфунтовка была малоподвижным орудием, рассчитанным на стационарную оборону: её трёхстанинный лафет обеспечивал круговой обстрел, но требовал относительно много времени для перевода из походного положения в боевое и обратно. Поэтому именно в Северной Африке британцы прибегли к довольно успешной импровизации, устанавливая противотанковые пушки на платформы 0,75-тонных грузовиков. Тут как раз и пригодилась специфичная конструкция лафета — двухфунтовка удобно размещалась на грузовой платформе и имела большой диапазон углов обстрела.
Полученный опыт британцы попытались распространить и на более тяжёлую противотанковую пушку — 6-фунтовую (57-мм), запущенную в производство в конце 1941 года. Однако её классический лафет с двумя раздвижными станинами оказался неподходящим для простой импровизации. Установленный на грузовой платформе, он обеспечивал очень ограниченный угол горизонтального наведения. Требовалась более радикальная переделка, чтобы из буксируемого орудия получить приличную самоходку. Так в 1942 году появилась САУ АЕС Mk I «Дикон» («Дьякон») — очередной представитель в ряду «священнослужителей» британской самоходной артиллерии и единственный среди них, базировавшийся не на гусеничном, а на колёсном шасси.
Конструкция самоходки
Базой для самоходки стал двухосный полноприводный грузовик «Матадор» (О853), производившийся фирмой Associated Equipment Company, более известной под аббревиатурой АЕС. Надежная, высокопроходимая, мощная и неприхотливая машина как нельзя лучше подходила для этой роли. На её грузовую платформу водрузили поворотную орудийную рубку, напоминавшую корабельную башню. Угол горизонтального обстрела составлял 300º — в передней части САУ его ограничивала кабина. Нормальным являлось положение орудия стволом назад. Рубка была открытой со стороны, противоположной стволу. Толщина брони в лобовой проекции рубки составляла 20 мм, по бортам — 8 мм. Угол вертикальной наводки пушки колебался в пределах от 0 до +15º. Возимый боекомплект был весьма скромен, учитывая немалые габариты машины — всего 24 выстрела. Все «Дьяконы» вооружались 57-мм пушками Mk II раннего выпуска со стволом длиной 43 калибра. Сведений о применении на этих САУ пушек Mk IV (с 50-калиберным стволом и дульным тормозом) нет.
Броня защищала также двигатель и кабину водителя. Последняя представляла собой одноместную рубку, смещённую вправо от оси симметрии (не забываем, что в Великобритании принято левостороннее движение). Помимо водителя, экипаж самоходки включал командира, наводчика и заряжающего.
Силовая установка «Дикона», как и на базовом грузовике, состояла из шестицилиндрового дизельного двигателя АЕС А173 мощностью 95 л.с. и механической коробки передач (четыре скорости вперёд и одна — назад). Поскольку «Матадор» позиционировался, в первую очередь, как тягач для тяжёлых артсистем, передаточные числа в коробке передач были подобраны для обеспечения максимального тягового усилия. В итоге машина оказалась тихоходной. По пересечённой местности двенадцатитонный «Дикон» передвигался со скоростью, не превышавшей 15-20 км/ч, а на хорошей дороге мог разогнаться до «умопомрачительных» 30 км/ч. Топливный бак ёмкостью 151 л обеспечивал запас хода до 280 км.
Боевая служба
Изготовление «Диконов» осуществлялось в метрополии. Во второй половине 1942 года в ремонтных мастерских Великобритании путём переделки грузовиков «Матадор» изготовили 175 самоходных артустановок. Самые ранние сведения о поставке таких САУ в Северную Африку относятся к октябрю 1942 года, когда машинами первой партии перевооружили одну из батарей 76-го полка противотанковой артиллерии 1-й бронетанковой дивизии. К началу 1943 года полк полностью перешёл на эти самоходки, располагая четырьмя батареями «Диконов» (всего 48 САУ). Затем «Диконы» получила 213-я батарея 84-го полка противотанковой артиллерии (10-я танковая дивизия). Возможно, такие самоходки попали и в другие части, но какие-либо сведения на этот счёт отсутствуют. Подобная практика была общепринятой — значительное количество новой техники британское командование стремилось придержать в резерве для компенсации возможных потерь.
Несмотря на высокий силуэт и небольшую скорость, «Диконы» весьма неплохо показали себя в боях. Их проходимость вполне соответствовала условиям Североафриканской пустыни, а огневая мощь шестифунтовок обеспечивала гарантированное поражение любых немецких и итальянских танков.
Звёздным часом для «Диконов» стали бои на линии «Марет» в Тунисе в марте 1943 года. Наиболее показательной была битва под Эль-Хамма. 27 марта части немецких 15-й танковой и 164-й лёгкой дивизий нанесли мощный контрудар по позициям новозеландской 2-й пехотной дивизии. Пехотинцев поддерживал 76-й полк противотанковой артиллерии в полном составе (48 САУ «Дикон»). Отражая контратаки, экипажи «Диконов» уничтожили дюжину немецких танков (главным образом, Pz.Kpfw III) и несколько других единиц бронетехники. В итоге контрудар был отбит.
В боях в Северной Африке британцы успешно применяли тактику «ловушек» — танков и самоходок, замаскированных под грузовики. Для «Дикона» был разработан комплект средств маскировки «Саншилд» Mk2, представлявший собой каркас из тонких стальных труб, обтянутый полотном. Комплект, состоявший из двух половинок, легко монтировался силами экипажа САУ. О том, насколько эффективными были подобные средства маскировки, свидетельствует выдержка из доклада «Уроки Африканского театра военных действий», подготовленного школой панцерваффе в Вюнсдорфе:
«Остерегайтесь британских грузовиков, так как британцы устанавливают на них противотанковые орудия, которыми они неожиданно открывают огонь по корме или двигателю. Британцы осуществляют патрулирование с помощью колёсных боевых бронированных машин и пешком. Они также появляются из пустыни, чтобы наносить удары глубоко в наши тылы, запускать ударные войска или атаковать наши задние колонны с помощью быстроходных бронированных боевых машин».
76-й и 84-й полки противотанковой артиллерии сражались в Тунисе вплоть до капитуляции остатков германо-итальянских войск 13 мая 1943 года. Во второй половине мая оба полка передислоцировали в Египет. Здесь 10-ю танковую дивизию расформировали, а её 84-й полк стал отдельным. Его личный состав отправили в Великобританию, где часть получила гусеничные истребители танков М10 и вошла в состав 12-го армейского корпуса. 76-й полк в составе 1-й танковой дивизии участвовал в кампании в Италии, но к тому времени также был перевооружён на М10.
Ни один «Дикон» не участвовал в боевых действиях за пределами Северной Африки — машины, оптимизированные для относительно ровной пустынной местности, не могли эффективно применяться в Европе. Поэтому «Диконов» вывели из состава боевых частей, оставив в Египте. Часть из них переделали обратно в транспортные машины (непонятно, сохранялись ли при этом бронезащита двигателя и кабины водителя). Ещё несколько десятков во второй половине 1943 года продали Турции. Турецкая армия списала «Диконы» в начале 50-х годов, подробности их службы неизвестны.
Боевая масса, т |
11,9 |
---|---|
Экипаж, чел. |
4 |
Вооружение (боекомплект) |
1 57-мм пушка (24 снаряда) |
Размеры, мм: |
|
длина высота ширина |
6390 2820 2360 |
Мощность двигателя, л.с. |
95 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
по шоссе по пересечённой местности |
30 15-20 |
Запас хода, км |
280 |
Литература:
- Fiszer M., Gruszczyński J. Brytyjskie samobieżne działa przeciwpancerne // Wojsko i Technika Historia, 2019, Nr spec. 5
- Henry C. British Anti-tank Artillery. – Oxford: Osprey Publishing, 2004
- Hogg I. V. Allied Artillery of World War Two. – London: Crowood Press, 2007
- tanks-encyclopedia.com
Комментарии к данной статье отключены.