Накануне Второй мировой войны в Германии была разработана целая линейка полугусеничных тягачей — от крошечного «мотоцикла» Sd.Kfz. 2 до громадного 18-тонного Sd.Kfz. 9. Все они (кроме самого маленького) использовались как шасси для самоходных установок, а наиболее массовой среди них стала Sd.Kfz. 10/4 — 20-мм зенитка на базе 1-тонного тягача Sd.Kfz. 10.
Заказ на разработку 1-тонного (имеется в виду не грузоподъёмность, а масса буксируемого прицепа) артиллерийского тягача фирма «Демаг» получила в 1933 году. В течение 1934-1936 годов построили пять прототипов, оборудованных 1,5- и 2-литровыми моторами от легковых автомобилей BMW, но все они были признаны слишком слабыми. Лишь созданная в 1937 году модель D6 с 3,8-литровым мотором «Майбах» NL 38TRK (83 л.с.) пошла в небольшую серию. По-настоящему массовым стал тягач D7, выпускавшийся с октября 1938 года. Поначалу он оборудовался мотором NL 38TRKМ (90 л.с.), а с конца 1939 года — 6-цилиндровым «Майбах» HL 42 (4,2 л, 100 л.с.). Трансмиссия — полуавтоматическая «Майбах» «Вариорекс» (7 передач вперёд, и 3 — назад), а с 1943 года — механическая. Гусеничный ход Sd.Kfz. 10 имел пять опорных катков на борт (3 сдвоенных и 2 одинарных). Подвеска опорных катков – торсионная.
До прекращения выпуска в декабре 1943 года семь фирм изготовили в общей сложности 9240 тягачей Sd.Kfz. 10 (в это число включены шасси для бронемашин Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253, но не учтены шасси для бронетранспортёров Sd.Kfz. 250). Первоначально тягачи предназначались исключительно для буксировки лёгких артсистем вроде 37-мм противотанковой пушки или 20-мм зенитки. В 1940 году начался выпуск модификации Sd.Kfz. 10 Ausf. B с усиленной кормовой частью корпуса, что позволило буксировать 75-мм противотанковую пушку Рак 40 или 105-мм гаубицу leFH 18.
Создание и производство зенитной самоходки
Идея водрузить 20-мм зенитную пушку на платформу тягача, что называется, витала в воздухе с самого раннего этапа разработки Sd.Kfz. 10. Такое решение позволяло существенно сократить время перевода зенитки из походного положения в боевое и тем самым решить проблему прикрытия моторизованных колонн на марше.
В 1938 году был создан опытный образец ЗСУ с использованием шасси D II 3 — одного из прототипов Sd.Kfz. 10. На его грузовой платформе установили 20-мм зенитку Flak 30 на штатном лафете. Решётчатые металлические борта платформы при переводе в боевое положение откидывались и фиксировались горизонтально, делая работу расчёта более удобной. Полигонные испытания самоходки прошли вполне удачно, и в том же 1938 году начался серийный выпуск ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на серийном шасси D7.
Первый заказ, предусматривавший производство 370 единиц (195 для сухопутных войск, и 175 — для люфтваффе), был выполнен к июлю 1939 года. Согласно данным Т. Йентца, в течение 1940 года был выполнен очередной заказ на 1000 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 для сухопутных войск, и 225 — для люфтваффе, а затем до марта 1942 года эти самоходки выпускались темпом 20-25 единиц в месяц. Кроме того, в 1943-1944 годах произвели 962 ЗСУ Sd.Kfz. 10/5, вооружённых 20-мм пушкой Flak 38.
Конструкция ЗСУ
Ходовая часть и силовая установка Sd.Kfz. 10/4 были таким же, как и у базовой модели. Конструкция передней части корпуса с капотом и кабиной водителя также мало отличались от тягача — разве что на крыльях появились держатели для личного оружия расчёта (карабинов «Маузер» 98k). Кроме того, иногда перед капотом устанавливался груз-противовес. Наиболее существенными были отличия в конструкции грузовой платформы. Её боковые и задний борта выполнялись в виде каркаса из стальных уголков, покрытого стальной же сеткой (в боевом положении они откидывались в горизонтальное положение).
Самоходка вооружалась 20-мм пушкой Flak 30 (с 1941 года — Flak 38), устанавливавшейся на грузовой платформе на своём штатном лафете — треугольном основании с тремя сошниками. Изначально орудие являлось быстросъёмным: его можно было силами расчёта снять с шасси или установить обратно. Для этого в комплект ЗСУ входили специальные направляющие, а в верхних углах передней стенки грузовой платформы были установлены два блока. Водружение зенитки на платформу требовало усилий пяти человек: по двое тянули за тросы, заведённые на блоки, ещё один толкал пушку сзади. Тренированный расчёт справлялся с этой процедурой за 20 секунд. Однако впоследствии от направляющих и блоков отказались: практика показала, что необходимость снятия зенитки с шасси возникает нечасто.
Характеристики пушек, применявшихся в ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и Sd.Kfz. 10/5, приведены в таблице:
|
Flak 30 |
Flak 38 |
---|---|---|
Длина ствола, мм/клб |
1300/65 |
|
Длина нарезной части, мм |
1159,4 |
|
Угол вертикальной наводки |
-12º, +90º |
-20º, +90º |
Угол горизонтальной наводки |
360º |
|
Масса орудия в боевом положении, кг |
450 |
420 |
Дальность стрельбы, м |
4800 |
|
Досягаемость по высоте, м |
3700 |
|
Техническая скорострельность, выстр./мин |
280-300 |
480 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
100-120 |
220 |
Боепитание пушки осуществлялось из магазинов ёмкостью 20 патронов. Возимый боекомплект составлял 260 патронов и размещался в контейнерах на бортах платформы. Кроме того, самоходка могла буксировать одноосный прицеп Sd.Anh. 51 грузоподъёмностью 700 кг (являющийся также штатным лафетом зениток Flak 30 и Flak 38) с 640 патронами к зенитке. Применялись и другие типы одноосных прицепов: Sd.Anh. 53 (грузоподъёмностью 585 кг), использовавшийся в зенитной артиллерии, или Sd.Anh. 32, изначально разработанный для транспортировки боекомплекта 37-мм противотанковых пушек.
Часть машин Sd.Kfz. 10/5 поздних выпусков получила частичную бронезащиту в виде 8-мм листов, прикрывавших радиатор двигателя и переднюю проекцию кабины.
Организация подразделений, вооружённых Sd.Kfz. 10/4
Основной тактической единицей, использовавшей лёгкие полугусеничные ЗСУ, являлась лёгкая зенитная самоходная рота (Leichte Fliegerabwehr Kompanie Selbstfahrlafette). Штат такой роты K.St.N. 192 предусматривал наличие следующих структурных элементов:
- управление (1-2 автомобиля Kfz. 15 и 4 мотоцикла);
- отделения связи (1 автомобиль Kfz. 15 с телефонным имуществом и 4 Kfz. 2 с радиостанциями);
- взвод типа А — буксируемых зениток (управление — 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания — 2 автомобиля Kfz. 81 с прицепами; огневое отделение — 4 зенитки Flak 30 или Flak 38, 4 автомобиля Kfz. 81);
- взвод типа В — самоходный (управление — 1 автомобиль Kfz. 15 и 4 мотоцикла; отделение боепитания — 2 тягача Sd.Kfz. 10 с прицепами Sd.Anh. 51; боевое отделение — 4 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и 2 прицепа Sd.Anh. 51);
- взвод типа С — самоходный (управление — 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания — 2 тягача Sd.Kfz. 7 с прицепами Sd.Anh. 54; боевое отделение — две 20-мм счетверенные ЗСУ Sd.Kfz. 7/1 и 2 прицепа Sd.Anh. 54).
Структура роты не являлась жёсткой: взводы могли комбинироваться в различных сочетаниях. Например, из пятидесяти одной лёгкой зенитной самоходной роты, выделенной для участия в операции «Барбаросса» по состоянию на 22 июня 1941 года, штатный состав (по одному взводу типов А, В, и С) имели лишь десять. Остальные роты были организованы следующим образом:
- один взвод типа А и два В — десять рот;
- два взвода типа В и один С — восемь рот;
- три взвода типа В — двадцать три роты.
Таким образом, из 153-х огневых взводов, входивших в эти роты, 20 имели буксируемые зенитки, 18 — ЗСУ Sd.Kfz. 7/1, а остальные 135 вооружались лёгкими ЗСУ Sd.Kfz. 10/4.
Лёгкие зенитные роты сводились в зенитные батальоны (штатный состав — шесть рот), но они являлись лишь административными единицами. В тактическом же отношении роты придавались дивизиям (как правило, танковым, реже — моторизованным или пехотным) либо корпусам. По состоянию на 22 июня 1941 года 17 таких рот были приданы танковым дивизиям, 4 — моторизованным, 2 — пехотным, 15 — корпусам, а остальные 19 находились в резерве армий, танковых групп и групп армий.
Помимо рот, приданных дивизиям, ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 использовались в зенитных батальонах РГК. К концу 1942 года вермахт располагал 13 такими батальонами, причём 10 из них были самоходными. Каждый самоходный батальон включал 4 роты, но организация их была различной. В четырёх батальонах роты имели по три взвода типа В, а в шести — два взвода типа В и один взвод типа С.
Боевое применение
В польской кампании участвовали 12 рот, вооружённых ЗСУ Sd.Kfz. 10/4. Они были приданы всем лёгким дивизиям (с 1-й по 4-ю), некоторым танковым (1-й, 3-й, 4-й и «Кемпф») и моторизованным (2-й, 13-й, 20-й и 29-й). В 1940 году в боях на Западе участвовало значительно большее количество таких подразделений: теперь они действовали не только при дивизиях, но и в корпусном и армейском звеньях. Как в Польше, так и во Франции (а позже — в ходе кампании на Балканах) зенитчики были не слишком загружены работой по прямому назначению, но очень быстро им нашлось новое занятие: оказалось, что обладающие высокой проходимостью и скорострельностью зенитные самоходки являются неплохим средством непосредственной поддержки пехоты. Наличие же в боекомплекте 20-мм пушек бронебойных снарядов (а Flak 30 и Flak 38 были унифицированы по боеприпасам с танковыми пушками KwK 30 и KwK 38) позволяло бороться с легкобронированными целями.
По-настоящему массовым стало применение Sd.Kfz. 10/4 (а позже и Sd.Kfz. 10/5) на Восточном фронте. Здесь угроза с воздуха была куда существеннее, чем в предыдущих кампаниях вермахта. Это привело к организационным изменениям. В 1942 году в состав танковых дивизий ввели штатную зенитную роту вместо приданной. Такая рота располагала восемью ЗСУ — двумя Sd.Kfz. 6/2 (37-мм орудиями Flak 36 на шасси 5-тонных тягачей) и шестью Sd.Kfz. 10/4.
Дивизии других типов продолжали довольствоваться временно приданными зенитными частями. Лишь в 1943 году штатные средства ПВО появились в составе четырёх моторизованных дивизий — 3-й, 16-й, 29-й и 60-й. Эти дивизии были уничтожены в окружении под Сталинградом, а их воссоздание имело, кроме сугубо военного, и пропагандистское значение. Поэтому их комплектованию и вооружению уделялось особое внимание. Каждый из двух моторизованных полков в этих дивизиях получил одну роту с двенадцатью 20-мм зенитками, причём в одном полку такая рота была самоходной, а в другом — на мехтяге. Но и это ещё не всё: в артполки этих дивизий ввели по четвёртому, зенитному дивизиону (правда, самоходок в нём не было). Остальные моторизованные (панцергренадерские) дивизии оставались без штатных средств ПВО вплоть до лета 1944 года.
Гораздо более сильными зенитными средствами (по сравнению с вермахтом) располагали панцергренадерские и танковые дивизии ваффен СС. Их зенитные дивизионы имели усиленный состав, а 20-мм ЗСУ были перемещены в полковое звено. Панцергренадерские полки этих дивизий имели по зенитной роте с дюжиной Sd.Kfz. 10/4, четыре таких же установки имелись в роте охраны штаба дивизии. То есть по штату 1943 года танковая дивизия СС располагала 28 зенитными самоходками Sd.Kfz. 10/4.
С января 1944 года на вооружение танковых соединений начали поступать ЗСУ на танковом шасси — Flakpanzer 38(t), а затем и Flakpanzer IV. Впрочем, они так и не смогли полностью заменить Sd.Kfz. 10/4. Несмотря на значительные потери от авиации, понесённые на заключительном этапе войны, эти зенитки продолжали встречаться в войсках вплоть до самого поражения Германии.
Экипаж, человек |
6 |
---|---|
Боевая масса, кг: |
|
в стандартном исполнении |
4900 |
с бронезащитой |
5500 |
Длина, мм |
4973 |
Ширина, мм |
2156 |
Высота, мм |
2000 |
Клиренс, мм |
325 |
Вооружение |
20-мм пушка Flak 30 |
Боекомплект, снарядов |
260 (+640 на прицепе) |
Мощность двигателя, л.с. |
100 |
Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч |
60/30 |
Запас хода по шоссе/по пересечённой местности, км |
220/150 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
угол подъёма, град. |
24 |
глубина брода, см |
70 |
высота стенки, см |
45 |
Литература:
- Jentz T.L. Flak Selbstfahrlafetten and Flakpanzer – Sd.Kfz.10/4 to 8.8 cm Flak auf VFW. – Darlington Productions, 1998
- Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010
- Müller W. German 20 mm Flak in World War II. – Schiffer Publ., 1995
- Müller W. 2-cm FlaK im Einsätz 1935-1945. – Waffen-Arsenal, Band 142
- Харук А.И. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010
Комментарии к данной статье отключены.