Утром 21 июля 1940 года капитан-лейтенант Отто Кречмер привёл свою лодку во Францию из первого успешного похода: U 99 вошла в гавань Лориана с семью вымпелами на перископе, по одному на каждое потопленное судно. Однако оперативная обстановка требовала от немецких подлодок активных действий, и лодка Кречмера снова вышла в море, проведя на базе всего несколько дней. Этот поход стал одним из кратчайших в истории U 99, но сделал её командира кавалером Рыцарского креста.
Обезьяна, кот и канарейка
К вечеру 25 июля 1940 года U 99 была снова готова к походу. В 20:00 Кречмер покинул Лориан вместе с U 56 обер-лейтенанта цур зее Отто Хармса (Otto Harms) под эскортом тральщиков, которые сопровождали лодки до 21:12 (здесь и далее указано берлинское время). Затем субмарины погрузились и продолжили свой путь независимо друг от друга. Кречмер взял курс на северо-запад, чтобы, обогнув Ирландию, выйти к подходам Северного пролива, где ему предстояло действовать против судоходства противника.
В течение 26 июля U 99 несколько раз уклонялась погружением от самолётов, всякий раз успевая остаться незамеченной. 27 июля Кречмер изменил курс, взяв направление на шотландский архипелаг Сент-Килда, где рассчитывал найти обильную добычу: в предыдущем походе в этом районе им несколько раз были замечены большие одиночные суда. Расчёт оказался верным, и уже на следующий день счёт этого похода был открыт.
Ночь на 28 июля выдалась лунная, поэтому верхняя вахта U 99 без труда заметила на горизонте большое судно, шедшее зигзагом на скорости в 15 узлов. Кречмер бросился в погоню и, обогнав цель, занял удобную позицию для стрельбы в надводном положении к западу от полуострова Дингл (Ирландия). В 05:57 лодка с расстояния 1800 метров выпустила первую торпеду, которая поразила цель в районе кормы. Судно остановилось и начало радиопередачу, из которой Кречмер узнал, что торпедировал британский теплоход «Окленд Стар» (Auckland Star), который оценил в 11 400 брт при реальном тоннаже в 13 212 брт.
После атаки U 99 погрузилась. Кречмер терпеливо ждал, когда экипаж начнёт спускать шлюпки, но англичане не собиралась сдаваться без борьбы, и мотористы пытались запустить двигатели. Вскоре капитан «Окленд Стар» понял, что снова дать ход не получится, и приказал экипажу покинуть судно. Дождавшись, когда шлюпки отойдут от борта, Кречмер в 06:53 выпустил вторую торпеду, попавшую под мостик. Эффект от второго взрыва был минимальный: теплоход сел глубже в воду, но тонуть не собирался.
В 07:11 U 99 выпустила третью торпеду, и после её взрыва теплоход, наконец, начал медленно погружаться в воду кормой. В 07:18 Кречмер всплыл, чтобы понаблюдать, как его жертва уходит на дно, в 07:33 «Окленд Стар» скрылся под водой. Его экипаж сумел добраться до берега без потерь – все 74 человека, включая капитана Дэвида МакФарлэйна (David MacFarlane), высадились на побережье Ирландии. Любопытно, что в шлюпках вместе с моряками находились обезьяна Жакко, корабельный кот Коббер и клетка с канарейкой Питером, которые помогли людям сохранить бодрость духа.
Старые друзья из «Кланов»
Расправившись с «Окленд Стар», спустя два часа Кречмер чуть было сам не стал жертвой неизвестной подлодки. В 09:04 с U 99 был замечен перископ. Кречмер приказал погружаться на полном ходу, и спустя 10 минут немцы услышали вдалеке два взрыва, которые были приняты за самоуничтожение торпед, выработавших запас хода. Вскоре акустик доложил о шумах субмарины, но Кречмер решил не устраивать подводную дуэль и начал осторожный отход из опасного района.
В 10:24 U 99 всплыла и на большой скорости пошла на запад, чтобы оторваться от неизвестного противника. Спустя 20 минут ей снова пришлось погружаться, в этот раз уклоняясь от замеченного самолёта. Шумы подлодки более не фиксировались, и, перезарядив торпедные аппараты, Кречмер всплыл, описал дугу, чтобы сбить с толку своего преследователя, и продолжил путь к Северному проливу. Однако день, столь богатый для немцев на события, ещё не закончился.
В 21:09 был замечен пароход, шедший зигзагом на 16 узлах. При приближении удалось разглядеть, что судно низко сидит в воде и, стал быть, хорошо загружено. Кречмер опознал в нем пароход лондонской компании «Клан Лайн Стимерс» (The Clan Line Steamers Ltd), одно из судов которой он упустил в предыдущем походе. Лодка бросилась в погоню, чтобы обогнать пароход и с наступлением темноты напасть на него из надводного положения. Волнение на море не позволяло U 99 развить полную скорость, но пароход, идя зигзагом, периодически снижал ход, что давало шанс его обогнать.
Первая атака состоялась 29 июля в 02:03, когда первый вахтофицер Клаус Баргстен (Klaus Bargsten) выпустил торпеду с дистанции в 600-700 метров и промахнулся. Атаку было решено повторить немедленно, так как судно стало меньше маневрировать и подолгу шло по прямой перед очередной сменой курса. Вторая торпеда, выпущенная Баргстеном с 750 метров, попала в середину корпуса судна, но эффект от взрыва был небольшим: хотя пароход и остановился, он, как и предыдущая жертва, лишь осел в воду глубже и тонуть не собирался. Тем не менее, его команда быстро спустила шлюпки на воду.
Кречмер подошёл к шлюпкам, чтобы выяснить название жертвы. Оказалось, что он верно определил принадлежность судна – это был британский пароход «Клан Мензи» (Clan Menzies) на 7336 брт, следовавший из Австралии в Ливерпуль с грузом продовольствия и других товаров. Во время опроса выживших моряков произошёл любопытный эпизод, который в апреле 1941 года был следующим образом отображён в рапорте Адмиралтейства о допросе пленённого экипажа U 99:
«Когда U 99 приблизилась к одной из шлюпок, Кречмер заговорил со вторым помощником с парохода и потребовал, чтобы на шлюпках не подавали никаких световых сигналов, в противном случае подлодка разнесёт их в щепки. Когда ему сообщили название судна, Кречмер сказал: «О, снова мои друзья из «Кланов»»! После опроса спасшихся насчёт их груза и пункта назначения, а также выяснив, знают ли они в какой стороне суша, Кречмер дал задний ход, быстро развернул U 99 и направил её к «Клану Мензи» для установки подрывного заряда на трапе с левого борта судна. Спустя пять минут пароход взорвался и затонул за 20-25 минут».
На самом деле, подлодка не успела подойти к судну, и взрыв парохода стал приятным сюрпризом для немцев. Оставив шлюпки с англичанами на волю волн, U 99 продолжила свой путь к Северному проливу. Кречмер хотел перегрузить две торпеды из палубных контейнеров внутрь лодки, пока море спокойное, но этому помешала темнота. В дальнейшем это сыграло ему плохую службу.
Бананы идут ко дну
К вечеру 29 июля Кречмер достиг своей зоны патрулирования, и лодка начала медленно курсировать на судоходных маршрутах между северо-западной оконечностью Ирландии и Северным проливом, ведя поиск целей. В 15:48 30 июля U 99 уклонилась погружением от английского сторожевика типа «Кингфишер» (HMS Kingfisher), но англичане не заметили U 99 и спокойно продолжили свой путь курсом на ирландскую бухту Лох-Суилли.
31 июля в 01:05 был замечен пароход, приближавшийся к U 99 на скорости не менее 14 узлов. Кречмер объявил тревогу и начал сближение, намереваясь атаковать из надводного положения. В 01:30 Клаус Баргстен выпустил торпеду с дистанции в 900 метров, которая поразила корму британского парохода «Ямайка Прогресс» (Jamaica Progress), следовавшего с Ямайки в Англию с грузом бананов. Так как журнал боевых действий U 99 не изобилует подробностями произошедшего, обратимся к упомянутому рапорту британского Адмиралтейства:
«Взрывом судну фактически оторвало корму, главная палуба, хотя и уцелела по левому борту, но дала трещину по правому; гребной вал сломался, обе мачты надломились, обе антенны (главная и вспомогательная) упали. Пароход сразу начал погружаться, и экипаж пересел в шлюпки».
После этого U 99 приблизилась к одной из шлюпок, в которую пытались втащить из воды ещё одного моряка, однако волной от прошедшей подлодки его утянуло на глубину, и он утонул. Кречмер приказал той шлюпке, где находился старпом атакованного парохода, подойти к U 99 для получения информации о судне. Получив ответы, он решил добить его:
«Лодка отошла и погрузилась. Через несколько минут она выпустила вторую торпеду, которая поразила пароход под мидель, после чего «Ямайка Прогресс» очень быстро затонул. U 99 всплыла и снова подошла к шлюпке старпома; Кречмер, выяснив, что у выживших есть компас, и они знают своё местоположение, пожелал им счастливого пути».
Долгожданный конвой
Записав на свой счёт 5475 брт потопленного банановоза, Кречмер продолжил охоту в том же районе. В семь утра была замечена летающая лодка, от которой U 99 уклонилась погружением. Спустя пять часов акустик доложил о шумах многочисленных винтов. Кречмер поднял перископ, и его взору открылось великолепное зрелище – прямо на него шёл конвой, 15 судов в пяти колоннах всего с одним эсминцем охранения. Это был OB-191, вышедший из Ливерпуля 30 июля. На самом деле, его сопровождали два корабля эскорта: корвет «Первинкл» (HMS Periwinkle) и эсминец «Уокер» (HMS Walker). Конвой шёл зигзагом на скорости в 8,5 узла, видимость была хорошей, море – спокойным.
Несмотря на неблагоприятные условия для атаки под перископом, который на гладкой поверхности было легко заметить, Кречмер решил рискнуть – позиция была слишком хорошей. Мешал только «Уокер» лейтенант-коммандера Артура Тейта (Arthur Tait), который находился слишком близко к крайней правой колонне ордера. Вскоре конвой снова изменил курс и пошёл прямо на U 99 – лодке даже пришлось на время погрузиться глубже, чтобы не быть протараненной судами ближайшей колонны. Это заставило Кречмера отказаться от атаки уже выбранного большого танкера и сосредоточить внимание на последнем судне средней колонны, находившемся от лодки в 800 метрах.
В 13:24 U 99 выпустила торпеду, и через 53,5 секунды на лодке услышали мощный взрыв. Кречмер оценил свою цель как «большой, но старый пароход минимум на 8000 брт». Это было британское судно «Джерси Сити» (Jersey City) на 6322 брт, которое получило торпеду в правый борт в районе машинного отделения. Взрыв практически разломил пароход пополам, но он, прежде чем затонуть, продержался на плаву ещё полтора часа. Взрыв унёс жизнь двух моряков, а остальные 43, включая капитана, сумели спустить шлюпки и были подобраны судном «Глостер Сити» (Gloucester City).
Сразу после атаки «Первинкл» и «Уокер» начали поиск, а затем, установив контакт, сбросили бомбы. Результатом атаки стали воздушные пузыри и нефтяное пятно на поверхности моря, которые, однако, не сочли за свидетельства гибели субмарины. На U 99 насчитали 20 взрывов, все вдалеке от лодки. Корабли ПЛО производили поиск до 16:00, после чего ушли. Лодка всплыла через 15 минут, но конвоя не обнаружила – на поверхности были видны лишь две пустые шлюпки, да обломки «Джерси Сити». Кречмер устремился на запад вслед за конвоем.
U 99 вновь обнаружила OB-191 в 17:02, но его преследование теперь осложнялось самолётами, которые прибыли на помощь кораблям эскорта. В результате за время погони Кречмер четыре раза укрывался под водой от них и их глубинных бомб. Поняв, что до наступления темноты находиться на поверхности опасно, в 22:08 Кречмер погрузился, чтобы окончательно оторваться от назойливых пилотов, продолжая следить за движением конвоя с помощью шумопеленгатора. Всплыв в 23:15, он не обнаружил ни самолётов, ни конвоя, но лодка продолжала удерживать акустический контакт с последним, поэтому Кречмер решил, что настигнет конвой к утру, если не перехватит его ещё ночью.
Всю ночь U 99 шла на запад, периодически погружаясь, чтобы прослушать горизонт. Рано утром 1 августа конвой был отчётливо виден. Так как самолётов больше не было, Кречмер решил начать манёвр обгона, который растянулся на весь световой день, потому что волнение на море мешало лодке развить нужную скорость. Лишь к 20:00 U 99 заняла позицию перед конвоем, который шёл зигзагом.
Из-за неспокойного моря Кречмер отложил атаку до наступления ночи, ожидая уменьшения силы ветра. Кроме того, он надеялся, что к тому времени эскорт покинет конвой, так как последний уже пересёк 15-й меридиан западной долготы и далее должен был следовать самостоятельно до точки роспуска. Но в 22:18 вахтенный офицер объявил тревогу: в 1000 метров от U 99 был замечен перископ! На этот раз Кречмер не стал погружаться, а просто приказал дать полный ход и покинуть опасное место. Преследование конвоя продолжилось.
Волк посреди овечьего стада
Расчёт Кречмера оказался верен: 2 августа в 00:56 оба эсминца обменялись световыми сигналами и вскоре скрылись в темноте, уходя на восток. Теперь перед немцами возникла трудность, которую Кречмер охарактеризовал так: «У нас проблема волка внутри овечьего стада – есть только четыре торпеды для стрельбы». Вероятно, командир U 99 в тот момент кусал локти от досады, что не успел перегрузить торпеды из палубных контейнеров внутрь лодки.
Атака началась в 02:51, когда лодка в надводном положении выпустила торпеду с 500 метров в судно, принятое за голландский танкер типа «Барондрехт» (Barondrecht) на 9389 брт. «Угорь» поразил цель между машинным отделением и кормой. Танкер начал погружаться, команда перешла в шлюпки. После этого коммодор конвоя вице-адмирал Паркер (P.E. Parker) на «Сити оф Ньюкасл» (City of Newcastle) дал сигнал: «Конвою рассеяться!» Ордер был распущен, и перед немцами возникла мешанина из судов. О дальнейшем лучше всего свидетельствует журнал U 99:
«03:40-04:27, квадрат AL 6616. Следующий выстрел по другому танкеру с 450 метров. Попадание под мидель. Судно развернулось и остановилось с сильным креном, но, невзирая на это, продолжает передавать в эфир название и координаты: «Люцерна», 6556 брт. Экипаж сошёл в шлюпки. Теперь уже множество пароходов забивают эфир сообщениями. Несколько судов идут в хвост конвоя или вообще подальше отсюда. Я уже внутри конвойного ордера, иду тихим ходом, наблюдая, как они обходят тонущие суда. Чтобы добраться до следующего танкера, необходимо сначала потопить тяжелогружёный транспорт. Но одновременно с моим выстрелом тот дал короткий свисток и отвернул. Торпеда прошла мимо, но попала в танкер, который был за этим транспортом. Попадание после грузового трюма. Судно передаёт в эфир и останавливается: «Алексия», 8016 брт.
04:27-05:01. До сих пор все торпеды после выстрела оставляли исключительно яркий фосфоресцирующий след. Конвой к этому времени полностью распался. Корабли идут группами и поодиночке, разными курсами и вблизи друг от друга. Два судна на правой раковине вышли из строя и так и остались на месте: судя по всему, одно протаранило другое. Наша следующая цель – танкер в самой большой группе судов.
Залп с 400 метров. Море фосфоресцирует, поэтому видно, что торпеда вышла из аппарата, но вскоре затонула. Пароход открыл огонь из кормового орудия. Первый выстрел – перелёт в корму. Затем пауза – судя по всему, наводчик ослеплён. Затем недолёт, так как за это время я начал отходить полным ходом. Возвращаюсь на прежний курс к подбитым судам, чтобы, если нужно, добить их артиллерией.
06:24-06:52. «Алексия» все ещё на плаву. 30 выстрелов с 2500 метров по пароходу, который снова включил передатчик и вызывает эсминец. Примерно 15-20 попаданий – в основном, у ватерлинии в районе машинного отделения, но некоторые в мостик и верхнюю палубу. Пароход отвечает на огонь, даёт сначала перелёты, потом недолёты, и, наконец, снаряды падают в 50 метрах от лодки. Отходим на полном ходу. Корма танкера заметно погружается; судя по дыму из его трубы, котлы ещё работают. Затем верхняя палуба у кормы входит в воду. Вне всяких сомнений, судно тонет. Идём к «Люцерне», которая уже затонула. К югу на горизонте в дымке заметны сигналы прожекторами. Вскоре замечаем надстройку эсминца, идущего к «Алексии». Я даю полный ход дизелям, отворачиваю к северу, а когда танкер и эсминец пропадают из вида, отворачиваю к востоку».
Уже на отходе Кречмер наблюдал, как к месту потопления «Люцерны» подошло судно, которое, вероятно, приняло его команду, а затем ушло к «Алексии». Проходя через место, где было совершено первое нападение, немцы наблюдали огромное нефтяное пятно и обломки, что убедило Кречмера в потоплении голландского танкера. Так как у U 99 не осталось больше торпед, кроме двух, хранящихся под верхней палубой, Кречмер решил возвращаться на базу.
В 13:40 U 99 уклонилась погружением от летающей лодки, но всплывать после этого Кречмер не спешил: экипаж нуждался в отдыхе после бурной ночи, и лодка провела на глубине четыре часа. В 20:35 был замечен пароход, шедший зигзагом. Кречмер отказался от артиллерийской атаки, так как в районе были замечены самолёт и эсминец. Лодка продолжила свой путь во Францию: 5 августа в 07:48 она была встречена тральщиками у острова Груа, и в 09:24 пришла с ними в Лориан.
Рыцарский крест с натяжкой
Командующий подводными силами знал об успехах U 99, получив её радиограмму ещё 2 августа. Кречмер доложил, что за время похода им было потоплено семь судов на 56 168 брт: три одиночных парохода на 24 211 брт , а также одно торговое судно и три танкера на 31 957 брт из конвоя. В отличие от подсчётов тоннажа в предыдущем походе, на этот раз Кречмер был практический точен – реальный тоннаж торпедированных судов составлял 57 890 брт. Однако Дениц, занимаясь подсчётами успехов U 99, был в курсе судьбы пароходов, атакованных U 99 во время атаки на ОВ-191. Согласно данным радиоперехватов, три из четырёх торпедированных Кречмером судов были лишь повреждены и возвращались в Англию.
Это снизило потопленный U 99 в этом походе тоннаж до 32 345 брт. Танкеры «Алексия», «Люцерна» и «Стринда», принятый Кречмером за «голландца», не затонули. Их команды вернулись на борт, и суда своим ходом добрались до порта. Можно предположить, что замеченное с U 99 судно, подбиравшее экипаж «Люцерны», на самом деле было самой «Люцерной», команда которой возвращалась из шлюпок на судно. Любопытно, что капитаны этих судов впоследствии заявили об «относительно небольшой разрушающей силе немецких торпед». Впрочем, сложно было ожидать другого эффекта от поражения крупных танкеров, идущих в балласте, одной торпедой. Принцип Кречмера «одна торпеда – одно судно» в этом случае дал сбой и оказался неэффективным.
Тем не менее, командующий решил игнорировать данные радиоразведки: Дёниц посчитал, что англичане перепутали эти суда с другими и засчитал U 99 их потопление. Таким образом, на счёт Кречмера за время командования U 23 и U 99 было занесено 117 367 брт потопленного тоннажа, плюс эсминец «Даринг» (HMS Daring). Дёниц счёл это поводом для награждения Рыцарским крестом, и 4 августа 1940 года Кречмер стал шестым его кавалером в подводном флоте. Награждение состоялось между 5 и 8 августа, когда в Лориан прибыл главнокомандующий кригсмарине Эрих Редер.
Реальные успехи Кречмера на тот момент были следующими: он потопил 15 судов на 63 664 брт, два повреждённых судна на 15 513 брт годились только для разделки на металл, одно на 2136 брт было захвачено как приз, а ещё три судна на 25 545 брт повреждены.
Возникает вопрос: почему Дёниц отошёл от своего же правила «Рыцарский крест за 100 000 брт» и не был критичен в оценках результатов Кречмера? Возможно, ответ кроется в ликвидации синдрома «торпедного кризиса» Норвежской кампании и поднятии престижа подводных сил. Дёниц пошёл по пути Редера, который в мае 1940 года наградил Отто Шухарта (Otto Schuhart) и Вернера Хартмана (Werner Hartmann) Рыцарскими крестами для поднятия боевого духа подводников.
После этого два месяца никаких награждений не проводилось, и лишь 31 июля 1940 года кавалером Рыцарского креста стал командир U 31 Вильгельм Ролльман (Wilhelm Rollmann) за официально засчитанные ему 48 000 брт в одном походе. Затем настала очередь Кречмера и ещё четырёх командиров подлодок, награждённых в августе 1940 года. Разумеется, они своими действиями доказали, что были достойны награды, но создаётся впечатление, что Дёниц специально не следовал своему правилу в угоду пропаганде, «натягивая» потопленные тонны до нужного количества.
Тем не менее, психологически это был верный ход, стимулировавший награждённых к новым свершениям и делавший из них «звёзд» подплава. На примере Отто Кречмера видно, что Рыцарский крест стал для него проходным этапом к следующим наградам, так как он стал действовать ещё более дерзко и агрессивно, совершенствуя талант командира подлодки. В итоге это сделало его лучшим немецким подводным асом Второй мировой войны.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939-1942 – Random House, 1996
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939-1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn, Verlag E.S. Mittler & Sohn, 2001
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне – М.: Воениздат, 1964
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха – М.: Центрполиграф, 2009
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- http://www.wrecksite.eu
- http://www.convoyweb.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.