В 30-е годы итальянская армия получила целую серию лёгких грузовиков-«автокареток» фирмы ОМ. Машины в целом были неплохими, но слишком узкоспециализированными и «заточенными» под конкретный театр военных действий — Альпы. Уроки гражданской войны в Испании показали, что армии требуется более универсальный автомобиль. Итогом стало создание грузовика SPA CL 39.
Гражданская война в Испании наглядно продемонстрировала устарелость итальянской военной доктрины. Армия дуче готовилась к войне образца 1918 года, в новых же условиях требовалось радикально пересмотреть концептуальные основы ведения боевых действий. Уже 22 октября 1938 года была утверждена доктрина La Guerra di Rapido Corso (дословно — «война быстрого продвижения»), представлявшая собой «итализированный» вариант немецкого блицкрига. Ставка в ней делалась на быстрые и решительные манёвры с обходом узлов сопротивления противника и прочих препятствий. Это требовало повышения уровня моторизации армии, причём не только в количественном, но и в качественном отношении. Требовался массовый автомобиль, недорогой и простой в управлении и обслуживании, способный заменить конные повозки и стать настоящим «спутником пехоты».
Машина для «быстрой войны»
Имевшиеся «автокаретки» фирмы ОМ не годились для новой роли. Даже новейший вариант ОМ 36 принёс не слишком лестные отзывы из Испании: машину критиковали за невозможность быстрого движения по дорогам и слишком мягкую подвеску, затруднявшую управление. К тому же «автокаретка» была весьма дорогой в производстве. В новой лёгкой машине следовало устранить все эти недостатки: увеличить скорость движения по дорогам, облегчить управление, упростить конструкцию с целью удешевления производства, сделать автомобиль доступным для обслуживания низкоквалифицированным персоналом.
Решением задачи занялась фирма SPA (Società Piemontese Automobili), как и ОМ, входившая в «империю» «Фиата», но обладавшая гораздо более мощным и опытным конструкторским коллективом. Новый автомобиль, создававшийся на основе «автокаретки», первоначально обозначался CLF — Carro Leggero per Fanteria, то есть «лёгкий грузовик для пехоты». После принятия на вооружение он получил обозначение CL 39. Несмотря на то что новая машина по своим габаритам и грузоподъёмности соответствовала «автокаретке», она была отнесена к более высокому классу лёгких грузовиков. Впрочем, в дальнейшем даже в официальных документах CL 39 часто именовался как Autocarrette SPA.
![Первый прототип CL 39 italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/188/content/82-b12dd219c0b7b1b08d83a8b5831b63ec.jpg)
italie1935-45.com
Какие же изменения были внесены в конструкцию CL 39 по сравнению с «автокареткой»? В стремлении сделать машину более простой и дешёвой конструкторы отказались от привода на переднюю ось (колёсная формула 4×2 вместо 4×4). Управляемой теперь была только передняя ось. Это ухудшало манёвренность автомобиля, но, поскольку CL 39 не предназначался для движения по извилистым горным тропам, такое ухудшение признали вполне приемлемым. Мультипликатор в трансмиссии отсутствовал, но коробка передач имела 5 скоростей вперёд и одну назад, что обеспечивало хорошую приспособляемость к дорожным условиям. По сути, коробка передач и двигатель являлись единственными сложными узлами машинами — в остальном CL 39 был «прост, как телега».
![Проекции автомобиля CL 39 drawingdatabase.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/189/content/80-ce550b986cd73a4adae39c9495ff6391.jpg)
drawingdatabase.com
Четырёхцилиндровый рядный карбюраторный мотор SPA CLF имел рабочий объём 1628 куб. см и развивал мощность 25 л.с. при 2400 об/мин. Гидравлические барабанные тормоза имелись на всех колёсах. Ручной тормоз действовал на карданный вал. Колёсная база и колея были несколько увеличены по сравнению с «автокаретками»: они составляли, соответственно, 2300 и 1320 мм против 2000 и 1000-1100 мм. Осветительными приборы были две электрические фары на бампере, часто дополняемые двумя ацетиленовыми фонарями, установленными по бокам верхней части капота.
Паспортная грузоподъёмность CL 39 составляла 1000 кг, а масса буксируемого прицепа — 1200 кг. Вместо груза в кузове можно было перевозить до десяти человек. Кабина — двухместная открытая, с небольшим капотом и тентом. Кузов автомобиля — классический деревянный, с высокими бортами. Над ним можно было растянуть тент.
![Размещение личного состава в кузове CL 39 italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/191/content/93-4321a5be883851aceb307d07a9440b69.jpg)
italie1935-45.com
Мосты были неразрезными, с рессорной подвеской. Автомобиль мог комплектоваться пневматическими шинами Pirelli Artiglio либо полупневматическими Celerflex. Последние внешне выглядели как цельнолитые резиновые, но внутри имели сложную конструкцию с воздушными камерами, обеспечивавшими лучшую амортизацию. Шины Celerflex считались горными, для обычных дорог предпочтительнее были пневматики.
Ещё одним немаловажным преимуществом CL 39 с точки зрения военных являлся чуть более современный внешний вид по сравнению с откровенно архаичным обликом «автокареток». У водителей появилась надежда, что их, наконец-то, перестанут называть извозчиками. Подвижность оставалась на уровне последних модификаций «автокареток»: CL 39 по дороге развивал скорость до 38 км/ч, а машина ОМ 36 — 34 км/ч. Зато запас хода возрос почти в три раза — до 440 км вместо 160. Автомобиль мог преодолевать брод глубиной до 70 см.
Разработка будущего CL 39 началась в 1938 году и шла очень быстро. Изготовили два прототипа, один из которых оборудовали двигателем жидкостного охлаждения, а второй — воздушного. Обе машины прошли программу испытаний в Centro Studi della Motorizzazione (Центре исследований моторизации). По их итогам 13 ноября 1938 года в серийное производство рекомендовали вариант с мотором жидкостного охлаждения. Поставки начались в 1939 году, и в том же году CL 39 дебютировали на армейских учениях. Помимо сухопутных войск, эти автомобили поставлялись и в части военно-воздушных сил. До объявления перемирия в сентябре 1943 года было поставлено 5642 автомобиля SPA CL 39, ещё 198 собрали позже для вермахта. Таким образом, в общей сложности выпустили 5840 машин этого типа.
Служба автомобилей SPA CL 39
В соответствии со своим первоначальным предназначением «лёгкого грузовика для пехоты» машины SPA CL 39 в первую очередь поставлялись в пехотные части, где служили для транспортировки боеприпасов и прочих предметов снабжения. В 1940 году в штат итальянских пехотных дивизий ввели по 45 таких автомобилей (19 — в миномётном батальоне, 10 — в противотанковой роте и по 8 — в двух пехотных полках). Насыщение новой техникой армейских частей шло довольно быстро. В апреле 1941 года только в соединениях, действовавших на Балканах против Греции и Югославии, имелось 1170 автомобилей SPA CL 39.
![Автомобили CL 39 дивизии «Торино» на смотре в Монселисе, 7 октября 1940 года italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/194/content/90-5863ad034f178afcc7b9efcda433f617.jpg)
italie1935-45.com
К 1943 году количество SPA CL 39 в дивизиях увеличилось в несколько раз. Теперь каждый пехотный полк (в дивизии их было два) должен был располагать 53 грузовичками, ещё 39 было в дивизионном миномётном батальоне.
Помимо транспортных задач, машины SPA CL 39 широко применялись в качестве тягачей лёгких артиллерийских систем. Они могли буксировать 20-мм зенитки 20/65 mod. 35 и 20/77 mod. 41, 47-мм противотанковые пушки 47/32 mod. 35, 75-мм гаубицы 75/18 mod. 34 и mod. 35. Последнее орудие в походном положении весило 1065 кг, то есть приближалось к пределу допустимой массы прицепа для SPA CL 39.
![CL 39, вооружённый пулемётом «Бреда». Восточный фронт, 1941 год italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/197/content/88-47b78fa24288032479fae667c0f16cef.jpg)
italie1935-45.com
В качестве носителя вооружений автомобиль SPA CL 39 практически не применялся. В публикациях встречаются сообщения о единичных случаях монтажа на этой машине 20-мм зениток, но какие-либо подтверждения этому в виде документов или фотографий отсутствуют. Единственным вооружённым вариантом CL 39 являлась машина сопровождения конвоев с 8-мм пулемётом «Бреда» mod. 37. Зафиксировано и наличие полубронированных машин (с бронированной кабиной), являвшихся полевыми переделками и использовавшихся оккупационными войсками на Балканах.
![Применявшийся на Балканах автомобиль CL 39 с бронированной кабиной strangernn.livejournal.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/198/content/81-d297c4626a78b509a0a4ab39afe3e865.jpg)
strangernn.livejournal.com
В ходе производства SPA CL 39 не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Специальные модификации вроде транспортёров пехоты на базе «автокареток» ОМ 36 отсутствовали, но на шасси CL 39 изготовили некоторое количество санитарных фургонов.
![Санитарный вариант CL 39 italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/199/content/84-1bb7c42798a41cf0848aff9fe57e3d8e.jpg)
italie1935-45.com
Наиболее существенные изменения были внесены по опыту первых боёв в Северной Африке. Условия этого театра военных действий вынудили итальянцев оборудовать автомобиль противопыльным фильтром. Разместили его необычно — в кабине, в вертикальном положении между спинками сидений водителя и пассажира. Такая компоновка имела свой резон: воздухозаборник находился в наименее запылённом месте. Но на этом отличия варианта, получившего обозначение CL 39 colonial, не исчерпывались. Чтобы улучшить устойчивость и снизить центр тяжести, был понижен уровень пола грузовой платформы. За это пришлось заплатить некоторым уменьшением пространства внутри неё — теперь ниши задних колёс выступали из пола грузовой платформы. Пришлось также перекомпоновать ящики для имущества, находившиеся под платформой. Теперь они находились ближе к грунту, и на первый взгляд казалось, что клиренс машины уменьшился. Однако в действительности он был прежним: карданный вал и выхлопная труба всё равно проходили ниже нижней кромки ящиков. Кроме того, за кабиной появился отсек для запасного колеса. Вариант CL 39 colonial приняли на вооружение 14 февраля 1941 года.
![«Колониальный» вариант CL 39 italie1935-45.com - На смену «автокаретке» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/086/200/content/87-465f49606666d0c842abb9ff5cea7c3b.jpg)
italie1935-45.com
Автомобили CL 39 как в базовом, так и в «колониальном» вариантах применялись на всех основных ТВД, где пришлось воевать итальянской армии: в горах Балкан, песках Северной Африки, степных просторах юга России и Украины. Некоторые экземпляры после войны эксплуатировались вплоть до начала 50-х годов.
Собственная масса, кг |
1630 |
---|---|
Грузоподъёмность, кг |
1000 |
Масса буксируемого прицепа, кг |
1200 |
Длина, мм |
3890 |
Ширина, мм |
1520 |
Высота по тенту, мм |
2300 |
Клиренс, мм |
450 |
Колёсная база, мм |
2300 |
Колея, мм |
1320 |
Мощность двигателя, л.с. |
25 |
Скорость по шоссе, км/ч |
38 |
Запас хода по шоссе, км |
440 |
Литература:
- Benvenutti B., Curami A. L’Autocarretta Ansaldo // Storia Militare, 1994, №14
- Pignato N. Gli Autoveicoli del Regio Esercito nella Seconda Guerra Mondiale. Storia Militare, 1998
- Pignato N. Le Autocarrette del Regio Esercito. GMT, 2000
- army1914-1945.org.pl
- strangernn.livejournal.com
- italie1935-45.com
Комментарии к данной статье отключены.