В 30-е годы итальянская армия получила целую серию лёгких грузовиков-«автокареток» фирмы ОМ. Машины в целом были неплохими, но слишком узкоспециализированными и «заточенными» под конкретный театр военных действий — Альпы. Уроки гражданской войны в Испании показали, что армии требуется более универсальный автомобиль. Итогом стало создание грузовика SPA CL 39.
Гражданская война в Испании наглядно продемонстрировала устарелость итальянской военной доктрины. Армия дуче готовилась к войне образца 1918 года, в новых же условиях требовалось радикально пересмотреть концептуальные основы ведения боевых действий. Уже 22 октября 1938 года была утверждена доктрина La Guerra di Rapido Corso (дословно — «война быстрого продвижения»), представлявшая собой «итализированный» вариант немецкого блицкрига. Ставка в ней делалась на быстрые и решительные манёвры с обходом узлов сопротивления противника и прочих препятствий. Это требовало повышения уровня моторизации армии, причём не только в количественном, но и в качественном отношении. Требовался массовый автомобиль, недорогой и простой в управлении и обслуживании, способный заменить конные повозки и стать настоящим «спутником пехоты».
Машина для «быстрой войны»
Имевшиеся «автокаретки» фирмы ОМ не годились для новой роли. Даже новейший вариант ОМ 36 принёс не слишком лестные отзывы из Испании: машину критиковали за невозможность быстрого движения по дорогам и слишком мягкую подвеску, затруднявшую управление. К тому же «автокаретка» была весьма дорогой в производстве. В новой лёгкой машине следовало устранить все эти недостатки: увеличить скорость движения по дорогам, облегчить управление, упростить конструкцию с целью удешевления производства, сделать автомобиль доступным для обслуживания низкоквалифицированным персоналом.
Решением задачи занялась фирма SPA (Società Piemontese Automobili), как и ОМ, входившая в «империю» «Фиата», но обладавшая гораздо более мощным и опытным конструкторским коллективом. Новый автомобиль, создававшийся на основе «автокаретки», первоначально обозначался CLF — Carro Leggero per Fanteria, то есть «лёгкий грузовик для пехоты». После принятия на вооружение он получил обозначение CL 39. Несмотря на то что новая машина по своим габаритам и грузоподъёмности соответствовала «автокаретке», она была отнесена к более высокому классу лёгких грузовиков. Впрочем, в дальнейшем даже в официальных документах CL 39 часто именовался как Autocarrette SPA.
Какие же изменения были внесены в конструкцию CL 39 по сравнению с «автокареткой»? В стремлении сделать машину более простой и дешёвой конструкторы отказались от привода на переднюю ось (колёсная формула 4×2 вместо 4×4). Управляемой теперь была только передняя ось. Это ухудшало манёвренность автомобиля, но, поскольку CL 39 не предназначался для движения по извилистым горным тропам, такое ухудшение признали вполне приемлемым. Мультипликатор в трансмиссии отсутствовал, но коробка передач имела 5 скоростей вперёд и одну назад, что обеспечивало хорошую приспособляемость к дорожным условиям. По сути, коробка передач и двигатель являлись единственными сложными узлами машинами — в остальном CL 39 был «прост, как телега».
Четырёхцилиндровый рядный карбюраторный мотор SPA CLF имел рабочий объём 1628 куб. см и развивал мощность 25 л.с. при 2400 об/мин. Гидравлические барабанные тормоза имелись на всех колёсах. Ручной тормоз действовал на карданный вал. Колёсная база и колея были несколько увеличены по сравнению с «автокаретками»: они составляли, соответственно, 2300 и 1320 мм против 2000 и 1000-1100 мм. Осветительными приборы были две электрические фары на бампере, часто дополняемые двумя ацетиленовыми фонарями, установленными по бокам верхней части капота.
Паспортная грузоподъёмность CL 39 составляла 1000 кг, а масса буксируемого прицепа — 1200 кг. Вместо груза в кузове можно было перевозить до десяти человек. Кабина — двухместная открытая, с небольшим капотом и тентом. Кузов автомобиля — классический деревянный, с высокими бортами. Над ним можно было растянуть тент.
Мосты были неразрезными, с рессорной подвеской. Автомобиль мог комплектоваться пневматическими шинами Pirelli Artiglio либо полупневматическими Celerflex. Последние внешне выглядели как цельнолитые резиновые, но внутри имели сложную конструкцию с воздушными камерами, обеспечивавшими лучшую амортизацию. Шины Celerflex считались горными, для обычных дорог предпочтительнее были пневматики.
Ещё одним немаловажным преимуществом CL 39 с точки зрения военных являлся чуть более современный внешний вид по сравнению с откровенно архаичным обликом «автокареток». У водителей появилась надежда, что их, наконец-то, перестанут называть извозчиками. Подвижность оставалась на уровне последних модификаций «автокареток»: CL 39 по дороге развивал скорость до 38 км/ч, а машина ОМ 36 — 34 км/ч. Зато запас хода возрос почти в три раза — до 440 км вместо 160. Автомобиль мог преодолевать брод глубиной до 70 см.
Разработка будущего CL 39 началась в 1938 году и шла очень быстро. Изготовили два прототипа, один из которых оборудовали двигателем жидкостного охлаждения, а второй — воздушного. Обе машины прошли программу испытаний в Centro Studi della Motorizzazione (Центре исследований моторизации). По их итогам 13 ноября 1938 года в серийное производство рекомендовали вариант с мотором жидкостного охлаждения. Поставки начались в 1939 году, и в том же году CL 39 дебютировали на армейских учениях. Помимо сухопутных войск, эти автомобили поставлялись и в части военно-воздушных сил. До объявления перемирия в сентябре 1943 года было поставлено 5642 автомобиля SPA CL 39, ещё 198 собрали позже для вермахта. Таким образом, в общей сложности выпустили 5840 машин этого типа.
Служба автомобилей SPA CL 39
В соответствии со своим первоначальным предназначением «лёгкого грузовика для пехоты» машины SPA CL 39 в первую очередь поставлялись в пехотные части, где служили для транспортировки боеприпасов и прочих предметов снабжения. В 1940 году в штат итальянских пехотных дивизий ввели по 45 таких автомобилей (19 — в миномётном батальоне, 10 — в противотанковой роте и по 8 — в двух пехотных полках). Насыщение новой техникой армейских частей шло довольно быстро. В апреле 1941 года только в соединениях, действовавших на Балканах против Греции и Югославии, имелось 1170 автомобилей SPA CL 39.
К 1943 году количество SPA CL 39 в дивизиях увеличилось в несколько раз. Теперь каждый пехотный полк (в дивизии их было два) должен был располагать 53 грузовичками, ещё 39 было в дивизионном миномётном батальоне.
Помимо транспортных задач, машины SPA CL 39 широко применялись в качестве тягачей лёгких артиллерийских систем. Они могли буксировать 20-мм зенитки 20/65 mod. 35 и 20/77 mod. 41, 47-мм противотанковые пушки 47/32 mod. 35, 75-мм гаубицы 75/18 mod. 34 и mod. 35. Последнее орудие в походном положении весило 1065 кг, то есть приближалось к пределу допустимой массы прицепа для SPA CL 39.
В качестве носителя вооружений автомобиль SPA CL 39 практически не применялся. В публикациях встречаются сообщения о единичных случаях монтажа на этой машине 20-мм зениток, но какие-либо подтверждения этому в виде документов или фотографий отсутствуют. Единственным вооружённым вариантом CL 39 являлась машина сопровождения конвоев с 8-мм пулемётом «Бреда» mod. 37. Зафиксировано и наличие полубронированных машин (с бронированной кабиной), являвшихся полевыми переделками и использовавшихся оккупационными войсками на Балканах.
В ходе производства SPA CL 39 не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Специальные модификации вроде транспортёров пехоты на базе «автокареток» ОМ 36 отсутствовали, но на шасси CL 39 изготовили некоторое количество санитарных фургонов.
Наиболее существенные изменения были внесены по опыту первых боёв в Северной Африке. Условия этого театра военных действий вынудили итальянцев оборудовать автомобиль противопыльным фильтром. Разместили его необычно — в кабине, в вертикальном положении между спинками сидений водителя и пассажира. Такая компоновка имела свой резон: воздухозаборник находился в наименее запылённом месте. Но на этом отличия варианта, получившего обозначение CL 39 colonial, не исчерпывались. Чтобы улучшить устойчивость и снизить центр тяжести, был понижен уровень пола грузовой платформы. За это пришлось заплатить некоторым уменьшением пространства внутри неё — теперь ниши задних колёс выступали из пола грузовой платформы. Пришлось также перекомпоновать ящики для имущества, находившиеся под платформой. Теперь они находились ближе к грунту, и на первый взгляд казалось, что клиренс машины уменьшился. Однако в действительности он был прежним: карданный вал и выхлопная труба всё равно проходили ниже нижней кромки ящиков. Кроме того, за кабиной появился отсек для запасного колеса. Вариант CL 39 colonial приняли на вооружение 14 февраля 1941 года.
Автомобили CL 39 как в базовом, так и в «колониальном» вариантах применялись на всех основных ТВД, где пришлось воевать итальянской армии: в горах Балкан, песках Северной Африки, степных просторах юга России и Украины. Некоторые экземпляры после войны эксплуатировались вплоть до начала 50-х годов.
Собственная масса, кг |
1630 |
---|---|
Грузоподъёмность, кг |
1000 |
Масса буксируемого прицепа, кг |
1200 |
Длина, мм |
3890 |
Ширина, мм |
1520 |
Высота по тенту, мм |
2300 |
Клиренс, мм |
450 |
Колёсная база, мм |
2300 |
Колея, мм |
1320 |
Мощность двигателя, л.с. |
25 |
Скорость по шоссе, км/ч |
38 |
Запас хода по шоссе, км |
440 |
Литература:
- Benvenutti B., Curami A. L’Autocarretta Ansaldo // Storia Militare, 1994, №14
- Pignato N. Gli Autoveicoli del Regio Esercito nella Seconda Guerra Mondiale. Storia Militare, 1998
- Pignato N. Le Autocarrette del Regio Esercito. GMT, 2000
- army1914-1945.org.pl
- strangernn.livejournal.com
- italie1935-45.com
Комментарии к данной статье отключены.