В 30-х — начале 40-х годов в американских бронетанковых силах доминировали лёгкие танки, вооружённые 7,62-мм и 12,7-мм пулемётами, а также 37-мм пушками. Такое оружие было довольно эффективным против незащищённой живой силы, легкобронированных целей, но бессильным против любых полевых укрытий. Поэтому вполне логичным представлялось создание самоходной установки – машины поддержки лёгких танков, вооружённой более мощным орудием.
Впервые требования к самоходной установке на шасси лёгкого танка были сформулированы в 1938 году. В следующем году американцы построили опытный образец самоходной гаубицы Т3 на шасси лёгкого кавалерийского танка М1. САУ с полностью закрытым бронекорпусом вооружалась 75-мм гаубицей М1А1. Дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемёт – находился в небольшой вращающейся башенке. Эта самоходка была забракована из-за слишком тесной рубки, затруднявшей работу расчёта. В июне 1940 года с принятием на вооружение лёгкого танка М3 («Стюарт») подобную схему попробовали реализовать на его базе – так появилась САУ Т18, также имевшая закрытую рубку с установленной в ней гаубицей М1А1. Результат получился аналогичным – теснота в боевом отделении, плохое распределение масс и другие недостатки не позволили принять самоходку на вооружение. Временной мерой стало принятие на вооружение в декабре 1941 года (как «ограниченный стандарт») самоходной гаубицы (Howitzer Motor Carriage) Т30 – полугусеничного бронетранспортёра М3 с открыто установленной 75-мм гаубицей М1А1. Американцы выпустили 50 таких установок, но о массовом производстве речи не шло – Т30 не удовлетворяла требований военных по подвижности (желательно было применить танковое шасси) и защищённости (отсутствовала закрытая рубка).
Одновременно с принятием на вооружение Т30 Департамент вооружений армии США изменил требования к САУ поддержки – теперь в качестве шасси предписывалось использовать лёгкий танк М5 (новую модификацию «Стюарта»), а также установить бронеплиты рубки под рациональными углами наклона (при сохранении их толщины в 25-50 мм). Вооружение должно было остаться прежним – 75-мм гаубица.
Исходя из новых требований, конструкторы изготовили деревянный макет САУ Т41 с открытым сверху боевым отделением (в передней части машины), в котором со смещением вправо устанавливалась гаубица М1А1. Стенки боевого отделения устанавливались под значительным углом. С одной стороны, это увеличивало ширину машины, с другой – давало дополнительное пространство внутри рубки. В апреле 1942 года макет был одобрен заказчиком, принявшим решение о постройке прототипа. В этот момент военные вновь решили вернуться к шасси лёгкого танка М3 – предполагалось, что в самоходки можно будет переоборудовать танки такого типа, заменяемые в строевых частях более современными М5. Однако до этого дело не дошло, прототип Т41 так и не построили – появился альтернативный проект Т47, получивший более высокую оценку. В итоге модель Т41 сбросили со счетов даже как переходный вариант, программу её разработки отменили, а все усилия сосредоточили на доводке Т47.
Разработчики Т47 первоначально также опирались на шасси М3, модифицируя его путём придания броневым плитам рациональных углов наклона. Но довольно скоро от идеи переделки старых танков в самоходки отказались. Прототип Т47 построили уже с применением элементов шасси М5, но главным новшеством, обеспечившим самоходке победу над конкурентом Т41, стало размещение вооружения – теперь гаубицу установили во вращающейся башне.
Проектируя башню для установки гаубицы М1А1, конструкторы столкнулись с серьёзными трудностями, пытаясь решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: обеспечить надлежащую защиту орудия и расчёта, одновременно не стеснив пространство для работы артиллеристов. Преодолеть это противоречие удалось, изменив конструкцию. В орудии, установленном на Т47, от М1А1 остались лишь ствол и затвор. Их установили в новой маске, в которой использовали узлы маски М34, применявшейся на «Шерманах». Такая маска была стандартизирована как М7. Гаубица получила обозначение М2 – она состояла из ствола и затвора М1А1 с дополнительным кожухом (диаметр – 165 мм, длина – 864 мм), надетым на ствол для создания цилиндрической опорной поверхности, тормозящей откат. Во избежание проворачивания ствола в кожухе были сделаны специальные направляющие. Противооткатные устройства находились по обе стороны ствола.
Американцы выпустили лишь 197 гаубиц М2, после чего перешли к производству упрощённого орудия М3, в котором опорные поверхности с вырезанными в них направляющими составляли единое целое со стволом. Обе гаубицы были взаимозаменяемыми и монтировались в той же люльке М7.
Проект Т47 стандартизировали уже в мае 1942 года как 75-мм самоходную гаубицу М8 (75 mm Howitzer Motor Carriage M8), хотя к тому времени не существовало даже прототипа (был изготовлен лишь деревянный макет). Прототип изготовили только к сентябрю 1942 года. Испытания, проведённые на Абердинском полигоне и в Форт-Ноксе при участии Комитета войны в пустыне, отвечавшего за соответствие техники условиям боевых действий в Северной Африке, были вполне успешными. Даже не дождавшись их результатов, М8 запустили в серийное производство на заводе фирмы «Кадиллак». До прекращения производства в январе 1944 года изготовили 1778 этих САУ – таким образом, М8 стала второй по массовости американской самоходкой периода Второй мировой войны (после М7 «Прист»). Из этого числа примерно 10% (174 единицы) было поставлено союзникам – главным образом, Свободной Франции. Ни один из трёх главных получателей американской помощи (Великобритания, СССР, Китай) такими самоходками не обзавёлся, хотя в некоторых источниках встречается «англизированное» название М8 – «Генерал Скотт». Характерно, что М8 не фигурирует в ведомостях поставок по ленд-лизу – видимо, такие самоходки передавались союзникам непосредственно из частей американской армии, находившихся в Европе.
Особенности конструкции
Базой для САУ М8 стал корпус лёгкого танка М5 с изменениями, вызванными установкой башни с увеличенным диаметром погона. Конструкция корпуса – почти полностью сварная (за исключением листов, крепящихся на болтах над силовой установкой). Плиты корпуса имеют толщину 25-44 мм (крыша и дно – 10-13 мм), лобовая плита установлена под углом 45°. В лобовой плите имеются довольно большие смотровые люки механика-водителя и его помощника.
За отделением управления находится боевое отделение, под полом которого проходят карданные валы, а сверху корпуса установлена башня. Моторное отделение, разграниченное от боевого противопожарной перегородкой, расположено в кормовой части машины. Силовая установка состоит из двух 8-цилиндровых V-образных бензиновых моторов жидкостного охлаждения «Кадиллак» 42, сблокированных с автоматическими коробками передач «Хайдроматик» (4 передачи вперёд, 1 – назад). Мощность двигателей посредством карданных валов передаётся на главную передачу, находящуюся в передней части машины между местами механика-водителя и его помощника.
Ходовая часть М8 полностью аналогична танку М5. Применительно к одному борту она состоит из четырёх обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две тележки с амортизацией вертикальными конусообразными винтовыми пружинами. Ведущее колесо переднего расположения, натяжное – заднего, имеются три поддерживающих ролика.
Открытая сверху башня кругового вращения имеет диаметр погона 1384 мм (у танка М5 – 1187 мм). В ней находятся два члена экипажа: командир, выполняющий также функции наводчика (справа) и заряжающий (слева сзади). Толщина маски пушки и лобовой детали башни составляет 38 мм, боковых и задней стенок – 25 мм.
Вооружение САУ М8 состоит из 75-мм гаубицы М2 или М3, установленной в маске М7. Орудие имеет ствол длиной 15,9 калибра с 28-ю правосторонними нарезами. Полная длина орудия – 1376 мм, масса – 144 кг (М2) или 191 кг (М3). Угол вертикальной наводки составляет от −20° до +40°. САУ имеет панорамный прицел М12А5 и телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой М56 (на более поздних машинах заменён на более совершенный М70С либо D). Практическая скорострельность орудия составляет 8 выстр./мин.
Боекомплект машины состоял из унитарных выстрелов со снарядами четырёх типов: осколочно-фугасными М41А1 и М48, кумулятивными М66 и дымовыми М64. САУ перевозила 46 снарядов (6 – в укладке первых выстрелов между местами механика-водителя и его помощника, 9 – в левом спонсоне боевого отделения, 31 – в укладке у противопожарной стенки). Дополнительный боекомплект мог перевозиться в закрытом одноосном прицепе.
Вспомогательное вооружение представлено 12,7-мм пулемётом «Браунинг» М2НВ, установленным на турели в задней части башни (боекомплект – 400 патронов).
САУ оборудована радиостанцией SCR 510, установленной в правом спонсоне боевого отделения, и танковым переговорным устройством RC 99 на три абонента. Для связи с поддерживаемой пехотой САУ могла комплектоваться полевым телефонным аппаратом или портативной пехотной радиостанцией SCR 300.
Служба и боевое применение
Поставки самоходок М8 в строевые части, дислоцированные на территории США, развернулись в начале 1943 года, но на фронте они появились лишь летом, когда такие САУ взамен потерянных в тунисской кампании полугусеничных самоходок Т30 получила 1-я танковая дивизия. М8 распределили по три единицы между взводами артиллерии непосредственной поддержки танковых и мотопехотных батальонов. В составе 1-й танковой дивизии М8 дебютировали в боях в Италии, но в значительном количестве пошли в бой лишь после высадки союзников в Нормандии. Небольшое количество М8 служило на Тихоокеанском театре военных действий. К моменту окончания войны в сентябре 1945 года в частях армии США, пребывавших за пределами американской территории, находилось 862 самоходки М8.
Боевой дебют М8 выявил как сильные, так и слабые стороны этой машины. Наличие вращающейся башни давало самоходке преимущества даже по сравнению со средними танками М3, 75-мм орудие которых, смонтированное в корпусе, имело крайне ограниченные углы обстрела. С другой стороны, снаряд 75-мм гаубицы оказался слишком слабым для поражения многих целей, с которыми американцам пришлось столкнуться в боях в Италии и Франции. К тому же, с осени 1943 года американские танковые дивизии начали проходить реорганизацию, в ходе которой основным типом боевых машин становились М4 с 75-мм орудиями. Во взводы поддержки батальонов «Шерманов» поступали однотипные танки со 105-мм гаубицами, существенно превосходившие САУ М8. Не осталось «восьмёрок» и в мотопехотных батальонах реорганизованных дивизий – их взводы поддержки получили 105-мм самоходные гаубицы М7.
Нишей для М8 стали бронекавалерийские разведывательные эскадроны, вооружённые бронеавтомобилями М8 и лёгкими танками М5. Эти машины вооружались слабыми 37-мм пушками, поэтому самоходки М8 с их 75-мм гаубицами могли существенно усилить огневую мощь эскадронов. К тому же, самоходки, использовавшие шасси лёгких танков М5, не отличались от базовых машин по массе и подвижности, что было особенно важно для мобильных разведывательных частей. В итоге в штат бронекавалерийского разведывательного эскадрона ввели две САУ М8. Такие эскадроны имелись в составе дивизий, а также сводились в разведывательные группы на уровне корпусов и армий. В ходе боевых действий в Западной Европе они, помимо ведения разведки, осуществляли боевое охранение и прикрытие стыков соединений. Некоторое количество САУ М8 в 1944-1945 годах служило в нештатных разведывательных подразделениях пехотных дивизий.
Для самоходок, воевавших в Нормандии, почти стандартным стало оборудование устройствами для преодоления живых изгородей («Кулин Хеджгероу Дивайс»), представлявшими собой стальные зубья, приваренные к нижнему лобовому листу корпуса.
На Тихоокеанском театре военных действий М8 наиболее широко применялись в 1-й кавалерийской дивизии, воевавшей на Филиппинах как пехотная. Её батальоны получили такие САУ во взводы пехотной артиллерии. Кроме Филиппин, М8 приняли участие в боях на Биаке, Пелелиу и Окинаве. Успешному применению М8 на островах Тихого океана способствовала слабость японской противотанковой обороны – в большинстве случаев самоходки могли приближаться к вражеским полевым укреплениям почти вплотную и расстреливать их в упор. В отличие от Европы, на островах Тихого океана экипажам САУ М8 часто приходилось пускать в ход вспомогательное вооружение – пулемёт. Поэтому распространённой «тихоокеанской» доработкой стала установка ещё одного пулемёта – 7,62-мм «Браунинга» М1919А4 на вертлюге на левой стенке башни (его обслуживал заряжающий). Самоходки, участвовавшие в морских десантных операциях, оборудовались высокими ограждениями выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, препятствующими заливанию их водой.
Крест на «карьере» М8 в разведке поставило появление нового лёгкого танка М24 «Чаффи», вооружённого 75-мм пушкой. Практически сразу же после окончания Второй мировой войны М8 были сняты с вооружения и отправлены на склады.
В частях Свободной Франции самоходки М8 также служили в разведывательных подразделениях. В отличие от американцев, французы использовали их гораздо дольше – в первой половине 50-х годов они ещё воевали в Индокитае. Некоторое количество «французских» М8 попало в армии Южного Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. Американцы же передавали свои М8 Филиппинам, Тайваню и Мексике. В Мексике башни от М8 переставили на колёсное шасси, производное от БТР V-100 «Коммандо» – получившийся гибрид получил название DN-V «Буфало».
Самоходная гаубица М8 разрабатывалась в соответствии с предвоенными требованиями, когда основным вооружением танков были пушки калибром 37-50 мм, и короткоствольное 75-мм орудие являлось вполне достаточным средством их усиления. Долгий поиск удачного конструкторского решения обусловил значительное увеличение сроков проектирования САУ. Получившаяся самоходка выделялась на фоне образцов, создаваемых в других странах, новаторским способом установки орудия – во вращающейся башне. Но к моменту принятия на вооружение М8 американская армия уже располагала танками с 75-мм орудиями – таким образом, для их поддержки требовались САУ с более тяжелыми артсистемами. Это привело к скорому прекращению серийного выпуска М8 и попыткам создания 105-мм и даже 155-мм самоходных гаубиц на шасси лёгкого танка М24.
Весной 1944 года, уже после снятия М8 с производства, оказалось, что её возможности могут пригодиться при создании плавающего танка. Путем «пересадки» башни М8 на корпус плавающего бронетранспортёра LVT были созданы плавающие танки LVT(A)-4 и LVT(A)-5, состоявшие на вооружении американской морской пехоты до второй половины 50-х годов. Американские конструкторы пробовали установить башню от М8 и на шасси двухосного бронеавтомобиля Т17Е1 «Стегхаунд», но этот вариант, обозначавшийся как Т17Е3, остался лишь прототипом.
боевая Масса, т |
15,7 |
---|---|
Экипаж, чел |
4 |
Длина САУ, мм |
4978 |
Ширина, мм |
2324 |
Высота, мм |
2718 |
Клиренс, мм |
356 |
Толщина брони, мм |
10-44 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −20 до +40 |
Мощность двигателя, л. с. |
220 |
Скорость, км/ч |
56 |
Запас хода, км |
160 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
подъем, град. ширина рва, см высота стенки, см глубина брода, см |
30 160 45 90 |
Литература:
- Омелянюк П. «Стюарт» с гаубицей. Самоходная артиллерийская установка М8 // Арсенал-коллекция. – 2013. – №3
- Hunnicutt R. P. Stuart. A history of the American Light Tank. – Presidio, 1992
- Żurkowski Р. 75 mm M8 Howitzer Motor Carriage // Nowa Technika Wojskowa – 1997. – №6
Комментарии к данной статье отключены.