Среди союзных войск, высадившихся на побережье Алжира и Марокко 8 ноября 1942 года, были и части 1-й бронетанковой дивизии США, которая представляла собой грозную силу, насчитывавшую свыше 350 танков и САУ. Американские танкисты не имели боевого опыта, но, выполняя приказ командования, продвигались к Тунису. Узнав о наступлении противника, немецкое командование решило во что бы то ни стало остановить его контрударом. 26 ноября 1942 года части 1-й бронетанковой дивизии США встретились с подразделениями 90-й африканской лёгкой дивизии вермахта. Начался первый в истории бой между немецкими и американскими танкистами…
«Гонка к Тунису»
8 ноября 1942 года союзники провели десантную операцию в Северной Африке, взяв под контроль Оран, Алжир, Касабланку и ряд других важных стратегических пунктов. Французские войска, подконтрольные правительству Виши, хотя и оказывали сопротивление, не могли удержать продвижение противника — более того, 22 ноября колониальные подразделения, дислоцированные в Северной Африке, перешли на сторону союзников. В первой половине ноября союзники могли быстро наступать на Тунис, поскольку имели подавляющее численное превосходство над противником. На восточном направлении 23 октября 8-я британская армия фельдмаршала Бернарда Монтгомери начала наступление у Эль-Аламейна, прорвала оборону итало-немецких войск и вынудила танковую армию «Африка» отступать через всю Ливию. Однако генерал-лейтенант Кеннет Андерсон, главнокомандующий 1-й британской армией, части которой высадились в Северной Африке, не воспользовался благоприятной ситуацией и вместо того, чтобы незамедлительно продвигаться к Тунису, начал концентрацию сил для будущего наступления, а также занимался вопросами взаимодействия союзных дивизий. Замешательство в руководстве союзников позволило немцам перебросить на фронт свежие части и тем самым сократить неравенство в силах.
Для противодействия союзным дивизиям, наступавшим из Алжира и Марокко, командование войск Оси стало перебрасывать в Тунис из Италии свежие части, которые должны были в спешном порядке сформировать оборону и сдержать продвижение противника. Командовать этими частями должен был опытный офицер, ветеран Первой мировой войны, участник боев на территории СССР генерал танковых войск Вальтер Неринг. Ранее он уже успел повоевать в Африке, командуя Африканским корпусом 9–19 марта, а затем 29 мая-31 августа 1942 года. Неринг был назначен командующим 90-м корпусом, силы которого в Тунисе соответствовали составу армейской бригады. Предполагалось, что позже корпус войдет в состав группировки Роммеля, отступавшей к Тунису с востока. Неринг, еще не оправившийся после ранения, прибыл в Тунис 17 ноября и сразу принялся за работу. Если уровень подготовки итальянцев оставлял желать лучшего, то немецкие части имели боевой опыт, были неплохо оснащены и могли дать достойный отпор противнику. Наступление союзников на города Тунис и Бизерта, получившее неофициальное название «Гонка к Тунису», началось лишь 25 ноября, когда силы стран Оси в Тунисе насчитывали свыше 23 000 человек и уже заняли оборонительные позиции.
После того как британцы деблокировали Мальту и в боевые действия вступили США, у союзников улучшилась ситуация со снабжением, но старая проблема решена не была: дивизии 1-й британской армии генерала Андерсона, по большей части не имевшие боевого опыта, не могли достаточно хорошо координировать свои действия. К тому же Тунис являлся гораздо более благоприятным для обороны, чем Ливия: северная и почти вся восточная его часть омываются Средиземным морем, а запад страны прикрыт Атласскими горами. Контролируя перевалы в Атласе, итало-немецкие войска могли успешно отражать атаки превосходящих сил противника. Южную часть Туниса прикрывала мощная система укреплений — линия Марет. На руку итало-немецким войскам было и то, что они контролировали два стратегических глубоководных порта (Тунис и Бизерта), что позволяло получать подкрепления с Сицилии. Командующий немецкими войсками на Средиземноморье генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг так описывал ситуацию:
«Противнику предстояло совершить 800-километровый марш по территории неизвестной, опасной, гористой страны. Даже если бы железные дороги оказались в удовлетворительном состоянии, они не были рассчитаны на перевозку крупных войсковых группировок, не говоря уже о том, что они проходили в зоне действия германских пикирующих бомбардировщиков. В общем, ситуация складывалась так, что мы не слишком опасались немедленного проведения противником крупной войсковой операции, но по вполне понятным причинам ожидали от него разведывательных вылазок и рейдов».
Серьёзное препятствие для продвижения союзных войск представляли многочисленные вади — крутые овраги, пересекавшие горные долины. В период дождей они наполнялись водой и превращались в бушующие потоки. Мосты были старыми и ненадёжными, большинство из них не выдерживало вес бронетехники. Рельеф позволял использовать танки только в районах к югу от линии Фериана — Сбейтла — Пишон, на равнинах Кайруан и Губеллат, а также в долине реки Меджез. Большая часть авиации союзников базировалась на аэродромах в Западном Алжире, откуда не могла долететь до района боёв. По подсчётам британского историка Бэзила Генри Лиддела Гарта, к 20-м числам ноября 1942 года силы Вермахта на этом участке состояли из двух парашютно-десантных полков двухбатальонного состава, парашютно-сапёрного батальона, трёх пехотных батальонов новобранцев и двух рот танкового батальона с тридцатью танками — этого было вполне достаточно для сдерживания союзников.
Группа «Блейд»
Наступление развивалось по трем направлениям: слева, у побережья, вдоль дороги Абиод — Матеер, продвигались войска 36-й усиленной британской пехотной бригады (командир — бригадный генерал Артур Кент-Лемон); в центре удар наносила самая мощная группировка союзников — боевая группа «Блейд» (командир — бригадный генерал Ричард Халл); справа действовали части 11-й усиленной британской пехотной бригады (командир — бригадный генерал Эдвард Каас).
Все британские подразделения были усилены американскими бронетанковыми и артиллерийскими частями. Так, боевая группа «Блейд» имела в составе 1-й батальон 1-го бронетанкового полка (боевое командование «В» 1-й бронетанковой дивизии США), части которого совершили 700-мильный марш от Орана. Батальон, которым командовал подполковник Джон Уотерс (зять генерала Джорджа Паттона), насчитывал 54 лёгких танка М3 «Стюарт».
Кроме американского танкового батальона, в состав группы «Блейд» входили 17/21-й Уланский полк, рота 10-го батальона Стрелковой бригады, батарея 6-фунтовых орудий из состава 72-го противотанкового полка, батарея 25-фунтовых гаубиц, эскадрон бронемашин, подразделения 701-го батальона истребителей танков, части 51-го зенитного полка и эскадрон 1-го полка дербиширских йоменов. Группа «Блейд» насчитывала свыше двух тысяч военнослужащих, а также более сотни танков (преимущественно «Стюартов»).
Лёгкий танк М3 «Стюарт», основным оружием которого была 37-мм пушка М6, имел немало преимуществ (простую и надёжную конструкцию, скорострельное орудие, хороший мотор, приличную скорость), но из-за слабого вооружения и недостаточного бронирования был малопригоден для танковых боёв, особенно против немецких танков Pz.III и Pz.IV с усиленным бронированием. Если британцы старались использовать М3 в разведывательных частях, то американцы включали их в состав линейных подразделений: «Стюарты» было легче транспортировать по железным дорогам.
Группа «Блейд» должна была наступать на северо-восток, продвигаясь через Беджу и Сиди Н'Сир, далее с юга приблизиться к Матееру и атаковать с фланга Тебурбу и Джедейду. 18 ноября продвижение 36-й пехотной бригады приостановилось из-за проливных дождей, которые размыли пути сообщения, а у Джебель-Абиода начались ожесточённые столкновения с немцами. Части 11-й пехотной бригады встретили упорное сопротивление противника в Меджаз-эль-Бабе — таким образом, продвигаться вперёд могла лишь группа «Блейд», которая разделилась на две части: первая двинулась на север (на Матеер), вторая же (в состав которой входил 1-й бронетанковый батальон США) продолжала двигаться на восток в сопровождении разведывательных бронеавтомобилей.
25 ноября подполковник Уотерс дал распоряжения трём ротам своего батальона. Танкисты роты «А» (командир — майор Карл Сиглин) должны были воспрепятствовать продвижению противника в южном направлении (из Матеера). Роте «В» (командир — майор Уильям Так) предстояло прикрывать восточный край перевала Шуиги. Рота «С» (командир — майор Рудольф Барлоу) в составе семнадцати «Стюартов» должна была двигаться по дороге, пройти через ущелье Шувайки на Тунисскую равнину и форсировать реку Тайн. В тот же день задача была выполнена. Танкисты роты «С» произвели разведку местности вокруг Тебурбы, а затем двинулись в северном направлении (к Джедейде), сметая на своём пути малочисленные заслоны противника. В этот момент главной задачей американцев стало взятие под контроль двух мостов через реку Меджерда, что дало бы возможность двигаться далее на восток.
Пока рота «С» шла к Джедейде, западнее этой деревни штабная рота вступила в бой с подразделениями немецкого 11-го парашютно-сапёрного батальона и двумя итальянскими противотанковыми САУ Semovente da 47/32. Экипаж «Стюарта» под командованием 1-го лейтенанта Уэйна Йейла быстро справился с обеими самоходками, а немецкие пехотинцы отступили.
Тем временем два взвода роты «А» попытались атаковать немецкие позиции в северной части перевала Шуиги, но, действуя без поддержки пехоты, не рискнули наступать в лоб и ввязываться в бой с немецкими противотанковыми пушками. К тому же немцы заняли оборону в каменных строениях фермы, окружённых бетонными стенами, которые были не по зубам даже 75-мм гаубицам, не говоря уже об орудиях М3. У дороги, ведшей к ферме, находилась замаскированная среди кактусов 47-мм противотанковая пушка, расчёт которой открыл огонь и подбил два «Стюарта». Однако и американцы добились некоторых успехов: танк командира 1-го взвода 2-го лейтенанта Фриленда Даубина подобрался к ферме с юга, скрываясь за виноградниками, и уничтожил более десятка немецких пехотинцев, засевших в траншеях у стены. Даубин сделал в стене пролом и через него стал вести огонь по территории фермы. Молодой лейтенант сильно рисковал, поскольку корректировал огонь, высунув голову из башни танка, от которой рикошетили немецкие пули. Вскоре орудие Даубина заклинило, «Стюарты» отступили, и ферма была обстреляна из миномётов, а также самоходной гаубицы.
Примерно в это же время танки роты «А» были атакованы немецкой авиацией — по словам американских танкистов, несколько Ju.87 и Bf.109 совершили не меньше девяти заходов, сбрасывая бомбы и стреляя из пулемётов. В ответ американские танки пытались вести огонь из 12,7-мм пулемётов, но большинство «Браунингов»… заклинило. Большую помощь в отражении авианалёта оказал экипаж зенитной самоходной установки под командованием 1-го сержанта Генри Суровски, который вёл огонь из двух 12,7-мм пулемётов. Кроме того, американские танкисты стреляли по врагу из винтовок. В результате налёта ни один танк потерян не был, но один военнослужащий погиб, а ещё несколько человек получили ранения.
Разгром немецкого аэродрома у Джедейды
Пока рота «А» вела бой у фермы, танки роты «С» с ходу захватили мост у Тебурбы, рассеяв малочисленную охрану. Зная, что немцы могут подготовить оборону моста у Джедейды, который находился в пяти милях к востоку, майор Барлоу приказал танкистам съехать с дороги и в целях маскировки продвигаться по оливковой роще. В авангарде шел взвод под командованием лейтенанта Хукера — именно его бойцы, взобравшись на одну из близлежащих высот, обнаружили немецкий аэродром.
Когда к холму приблизились остальные машины роты, лейтенант Хукер сообщил майору о «находке» и о том, что объект охраняют лишь несколько зенитных пулемётов. Барлоу приказал незамедлительно атаковать аэродром: в первой линии по центру находился танк самого майора, слева следовал «Стюарт» Хукера, справа — машина лейтенанта Бада Хейнса. Во второй волне следовали танки из взвода лейтенанта Дэниэла Вебстера. Через несколько минут американцы атаковали аэродром. Майор Барлоу так описывал этот бой:
«Мы открыли ураганный огонь из пушек и пулемётов по всему, что только попадало в поле нашего зрения. Запылали ёмкости с бензином. Прогремели ужасные взрывы. Немцы были в шоке, поскольку не ожидали увидеть наши танки».
Танки быстро добрались до аэродрома, после чего начали расстреливать и таранить немецкие самолёты. Участником этих событий был пилот Люфтваффе Арндт Хапфелд:
«Это было сумасшествием, когда британские танки стали громить нашу базу. Некоторые машины пытались взлететь, и я чудом избежал столкновения с одним Bf.109».
Два немецких самолёта всё же поднялись в воздух (истребители Bf.109 под командованием оберфельдфебеля Ганса Корнатца и лейтенанта Юргена Хардера) и атаковали американцев. По словам Хардера, им удалось поджечь пять танков, однако это вряд ли соответствует действительности, поскольку сами американцы упоминают лишь о двух погибших командирах «Стюартов» (среди убитых был и лейтенант Хейнс), которые руководили своими экипажами, высунувшись из башен. По подсчётам многих историков, американские танкисты уничтожили свыше 20 самолётов противника, но сам Барлоу утверждал, что его подчинённые разнесли в клочья около 36 машин и разрушили большую часть инфраструктуры аэродрома. В немецких документах указана потеря двадцати четырёх Ju.87 и семи Bf.109. Интересно, что в ходе дерзкого рейда на аэродром был потерян лишь один американский танк, который попросту «исчез» (его судьба неизвестна до сих пор). Разгромив аэродром, Барлоу повернул свои танки обратно к перевалу Шуиги.
«Стюарты» против «Панцеров»
Узнав о разгроме аэродрома у Джедейды, генерал Неринг пришёл в бешенство, поскольку на пути танков Уотерса, приблизившихся вплотную к городу Тунису, оставались лишь канавы и несколько 88-мм орудий. Тем не менее Уотерс приказал своим частям прекратить продвижение и заняться обороной перевала Шуиги. Разместив свой штаб в каменной крепости у фермы Сен-Жозеф (юго-западная часть перевала), он замаскировал танки роты «А» неподалёку от штаба, за небольшой возвышенностью с видом на дорогу, ведшую к Матееру (три четверти мили к югу от западного края перевала). Таким образом, рота «А» охраняла подход к перевалу Шуиги.
«Стюарты» роты «В» заняли позиции к северу от перевала, а также за обратным склоном горного хребта, в ста метрах от дороги. Роте «С» было поручено охранять восточную часть перевала. Танкисты окопали свои машины таким образом, что во фронтальной зоне видимости находился только ствол и лобовая часть башни, а также накрыли танки маскировочными сетями. 26 ноября в полдень наблюдатели с фермы Сен-Жозеф заметили, как с севера к перевалу приближается колона вражеской бронетехники. Наблюдатели доложили об этом Уотерсу, но, используя слабые французские бинокли, не могли сказать, какая именно техника следует в колонне.
К перевалу Шуиги подошла боевая группа под общим руководством майора Рудольфа Витцига, следовавшая в Меджаз-эль-Баб и включавшая в себя подразделения 190-го танкового батальона (90-я африканская лёгкая дивизия) и 11-го парашютно-сапёрного батальона (дивизия «Фон Бройх»), в составе которых было 13 танков (включая шесть Pz.IV), нескольких бронемашин, грузовики и легковые автомашины. Главной ударной силой 190-го батальона были танки Pz.III модификации L и Pz.IV модификации F2. Последние были вооружены мощными длинноствольными 75-мм орудиями KwK.40 L/43, бронебойный снаряд которых был опасен для среднего танка «Шерман» на дистанциях свыше 1000 м, а лёгкий «Стюарт» мог прошить более чем с 2000 м. Впрочем, и 50-мм орудие «тройки» (KwK 39 L/60) вполне успешно справлялось со «Стюартом» на средних дистанциях боя.
Немецкие солдаты заметили американцев, находившихся у фермы Сен-Жозеф, и открыли огонь. Услышал первые выстрелы, американские танкисты сняли маскировочные сети со «Стюартов» и приготовились к бою. Первыми Уотерс приказал вступить в бой экипажам трёх самоходных гаубиц T30 под командованием лейтенанта Рея Вакера. Самоходки должны были не остановить, а лишь задержать противника, поскольку не имели бронебойных снарядов.
Самоходки приблизились к противнику на расстояние 900 м и открыли огонь — 75-мм фугасные снаряды попросту отскакивали от лобовой брони немецких танков. Из-за туч песка, который влекли за собой разрывы снарядов, немецкие танкисты не могли вести прицельный огонь по самоходкам, и те безнаказанно произвели около тридцати выстрелов.
Выпустив дымовую завесу, самоходки скрылись в оливковой роще. Вскоре с левого фланга по немецким машинам открыли огонь танки роты «В». Затем с правого фланга ударили двенадцать «Стюартов» роты «А», а самоходки продолжили огонь, заняв новые позиции в роще. В первой линии роты «А» находились три танка 1-го взвода лейтенанта Даубина, у которых были неисправны радиостанции. Даубину пришлось отдавать приказы руками, высунувшись из машины. С дистанции в несколько сот метров его танк тремя снарядами поджёг итальянскую бронемашину. Тем временем немецкие танки успели развернуться и пошли в лобовую атаку. Даубин так описывал этот бой:
«37-мм пушки наших танков стреляли, издавая щелчки, как пистолеты. Немцы были в бешенстве и отвечали огнём своих длинных 75-мм орудий, которые прошивали насквозь наши машины. Даже когда дистанция между танками сократилась до 150 ярдов, мы все равно не могли поразить броню вражеских танков».
Два М3 взорвались, у одного снарядом сорвало башню. Американцы смогли уничтожить лишь итальянскую бронемашину, потеряв за несколько минут боя шесть танков. Даубин приказал своему механику-водителю спрятать машину в вади. Из этого укрытия танк Даубина выпустил 18 снарядов по немецкой «четвёрке», находившейся на дистанции менее 150 м, но все они, по словам лейтенанта, «отскакивали от брони как хлопья попкорна». С дистанции около 50 м по американцам сделал выстрел Pz.IV, но снаряд прошёл мимо. Даубин приказал механику-водителю вывести танк из вади и двигаться зигзагами, не давая противнику прицелиться. Но едва «Стюарт» выбрался из укрытия, как получил попадание в лоб — механик-водитель и радист погибли на месте. Раненый Даубин и заряжающий смогли выбраться, но последний тут же был убит пулемётной очередью из немецкого танка. Лейтенант сполз в вади и остался в живых.
Пока рота «А» вела лобовой бой, машины роты «В» обошли противника, приблизились к нему на дистанцию 150–200 м и открыли огонь по кормовой броне немецких танков. Майор Так с первого выстрела попал в ходовую часть немецкого танка, тот остановился, и экипаж покинул его. Майор приказал другим танкистам следовать его примеру — бить по ходовой части вражеских машин. Этот метод дал свои результаты: шесть Pz.IV и один Pz.III были подбиты, а остаткам колонны пришлось отступать к ферме Коксен, где два немецких танка заняли позицию за каменными стенами и не позволили американцам преследовать отступающих. Во время преследования противника погиб командир роты «А» майор Синглин: снаряд угодил в башню «Стюарта». Историк Дэвид Рольф так подытожил исход боя у перевала Шуиги:
«Они либо потеряли гусеницы, либо у них были пробиты жалюзи моторных отсеков. Однако ни один немецкий танк не был уничтожен. Снаряды отскакивали от их брони, как горошины. Это озадачило американцев. Но ведь они не знали, что настоящие бронебойные снаряды спокойно лежат в порту, а в танках находятся только учебные болванки».
Итоги боя
Танковый бой у перевала Шуиги, произошедший 26 ноября 1942 года, стал первым столкновением американских и немецких танкистов в годы Второй мировой войны. Обе стороны потеряли одинаковое количество машин — по семь единиц (в отчётах 1-го танкового полка указано, что было подбито 9 немецких танков). Если большинство американских машин было потеряно безвозвратно, то львиную долю немецких танков вражеские снаряды попросту вывели из строя. Поле боя осталось за американцами, а немцы отступили — таким образом, можно считать, что победу одержали танкисты армии США. Несмотря на локальный успех, танкисты 1-й бронетанковой дивизии не смогли прорваться к Тунису. 27 ноября союзники захватили Тебурбу, но через несколько дней увязли в ожесточённых боях у Джедейды. В конце ноября 1942 года продвижение союзников к Тунису было остановлено, а в начале декабря немецкие войска стали наносить мощные контрудары (особенно ожесточёнными были бои у Тебурбы), введя в бой крупные подразделения 10-й танковой дивизии генерал-лейтенанта Вольфганга Фишера и грозные танки «Тигр» 501-го батальона майора Ганса-Георга Людера. Активная оборона итало-немецких войск дорого обошлась союзникам: в течение декабря ими было потеряно около двухсот орудий, свыше 170 танков и несколько тысяч военнослужащих. Ситуацию, которая сложилась для союзных войск в Тунисе по состоянию на декабрь 1942 года, ярко описывал генерал-лейтенант Омар Брэдли:
«К концу декабря надежды Эйзенхауэра на скорое завершение кампании в Северной Африке рассеялись как дым. Союзники приступили к стабилизации своего фронта на холодных холмах Туниса. Для организации нового наступления Эйзенхауэру требовалось сосредоточить большие силы».
Решающее наступление союзников в Тунисе последовало лишь в марте 1943 года — после того как американцы пришли в себя после немецкого контрудара у перевала Кассерин. Тем не менее танковый бой 26 ноября 1942 года показал, что грамотная тактика может свести на нет боевой опыт и качественное превосходство противника. Лёгкие «Стюарты» одержали победу над средними Pz.IV, имевшими гораздо более мощное бронирование и вооружение. Тактика фланговых ударов, опробованная у перевала Шуиги, ещё не раз успешно применялась американцами на полях сражений в Европе.
Источники и литература:
- Кессельринг А. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933–1947. — Москва: Центрполиграф, 2003.
- Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. — Москва: АСТ, Ермак, 2003.
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942–1943. — New York: Henry Holt and Company, 2002.
- Daubin F. The Battle of Happy Valley. — Fort Knox: The Armored School, 1948.
- Defeat at Kasserine: American Armor Doctrine, Training and Battle Command in Northwest Africa, World War II. — Louisiana: University of Southwestern Louisiana, 1988.
- Headquarters, Armored Command. Tankers in Tunisia. — Fort Knox, KY: Military History Institute, 1943.
- Howe G. United States Army in World War II: Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. — Washington: Center of Military History, 1993.
- Hunnicutt R. Stuart: A History of the American Light Tank. — Novato, CA: Presidio Press, 1992.
- US Army Center of Military History. Kasserine Pass Battles.1st Armored Division Staff Ride in Tunisia. Washington, DC: Office of The Chief of Military History, Department of the Army, 1993.
Комментарии к данной статье отключены.