Либерия как государство появилась на карте мира в 1822 году при непосредственной поддержке США и виделась ее создателями как новая родина для сотен тысяч бывших чернокожих рабов. В 1847 году было провозглашено о создании Республики Либерия с столицей в Монровии. Понятное дело, что новое государство во всем шло на поводу у Вашингтона. Все шло нормально, пока у власти находились выходцы из Америки.
Но все кардинально изменилось в 1980 году, когда в результате военного переворота к власти пришел вождь одного из многочисленных местных племен – кранх – Самуэль Доэ. Понятное дело, что остальные два крупных племени – гиао и мано – оказались на задворках истории. Их лидеров эта ситуация явно не устраивала и один за одним стали возникать заговоры, часто перераставшие в военные перевороты. Самой кровавой была попытка военного переворота бывшего генерала Томаса Овивонкпа. Военные жестоко подавили мятеж, убив тысячи гражданских.
В 1989 году Чарльз Тейлор (наполовину американец – наполовину либериец) организовал Национальный Патриотический Фронт Освобождения Либерии (НПФОЛ). Основу боевого крыла составили 150 человек, прошедших подготовку в Ливии и Буркина Фасо. Оружие поставлял полковник Каддафи. Опирался Фронт на племя нимбо, и вскоре борьба приобрела массовый и непримиримый характер.
В ответ либерийская армия начала террор против этого племени. Это привело к катастрофе: как минимум 160 тысяч бежало в Берег Слоновой Кости и еще 135 тысяч стали внутренними эмигрантами.
Либерийские вооруженные силы обзавелись небольшим авиационным компонентом в 1976 году в виде эскадрильи воздушной разведки. На вооружение поступили два С-47, а также несколько «Цессн» различных моделей – 337, 185, 172 и 207. Из-за откровенной слабости экономики пополнение парка шло очень медленно – так, только в 1986 удалось купить две Цессны «Караван» (однако одна машина разбилась в январе 1987). Таким образом, на момент начала гражданской войны на вооружении находилось 2 DHC-4 «Карибу», 2 С-47, 4 «Арава», одна Цессна «Караван», 4 «Цессна» 337G, одна «Цессна» 185 и 3 «Цессна» 172. Базировалось все это «великолепие» в столичном аэропорту Монровии.
Понятное дело, что столь небольшие силы использовались исключительно для транспортных перевозок и связи. Потому с начала войны их стали спешным образом переоборудовать для выполнения бомбардировочных функций.
Восстание успешно развивалось, и в мае 1990 года повстанцы захватили атлантический порт Бучанан, разделив страну на две неравные части. Захватив порт, Тейлор получил и доступ к тяжелому вооружению: из Ливии достаточно быстро поступили артиллерийские системы, БТР-60, броневики «Каскавел», РСЗО БМ-21 «Град», а также крупнокалиберные пулеметы калибра 12,7 и 14,5 мм.
Получив такое солидное подкрепление, повстанцы развернули наступление на Монровию, по дороге устраивая геноцид представителей других племен. К середине июня Тейлор был в 30 милях от заветной мечты. В столице начались погромы, и жизнь нескольких тысяч европейцев (прежде всего американцев и индийцев) оказалась в реальной опасности.
Потому в июле 1990 года американские вооруженные силы провели операцию «Sharp Eagle» по эвакуации 800 американцев. К берегам Либерии подошло авианосное соединение, на борту которого находилось 2300 морских пехотинцев. 300 морпехов вертолетами перебросили в американское посольство в Монровии. Эвакуация 1500 европейцев вертолетами СН-53 и СН-46 во Фритаун в соседней Сьерра-Леоне прошла без проблем. Высказали свое беспокойство и французы, срочно перебросив к границам государства дополнительные силы.
Однако главным действующим лицом стала Экономическая Организация стран Западной Африки (более известная как ЭКОВАС). Представители Нигерии, Ганы, Гвинеи, Того, Сьерра-Леоне и Гамбии обратились к противоборствующим сторонам с требованием о перемирии.
Тем временем положение в столице кардинальным образом изменилось. После захвата Монровии один из полевых командиров – некто Джонсон – стал оспаривать лидера Тейлора. Дошло до того, что он организовал Независимый Национальный Патриотический Фронт Освобождения Либерии (ННПФОЛ). Имея в своем распоряжении 1000 бойцов, Джонсон занял бывшую военную базу Колдуэлл. Действующий президент Доу контролировал только северные районы города. А международный аэропорт Роберсфильд вместе со всей авиатехникой оказался в руках повстанцев.
Захват аэропорта сразу сказался на поставках оружия из Ливии и Буркина Фасо. На этом этапе Тейлор организовал и собственные ВВС, причем на нескольких самолетах и вертолетах летали белые наемники. Правительственные войска контролировали только небольшой аэропорт Джеймс Сприггс Пейн. Именно сюда 13 августа приземлился «Геркулес» испанских ВВС, вывезший последних 80 европейцев.
ЭКОВАС потребовало от Тейлора заключить временное перемирие и пустить в страну иностранные войска. Однако он ответил отказом.
И несмотря на это в начале сентября 1990 года в Либерию начали прибывать первые из 7 тысяч бойцов Сил стабилизации, штаб-квартира которых находилась в Сьерра-Леоне. Стоит сказать, что миротворцы с воздуха поддерживались шестью «Альфа Джетами» ВВС Нигерии и парой ганских МВ-339. Ну и, понятное дело, транспортными самолетами и вертолетами.
24 октября 1990 года миротворцам пришлось впервые применить свой ударный компонент на деле: пара МВ-339 атаковала позиции повстанцев вокруг Монровии. На следующий день «Альфа Джеты» обработали аэропорт Роберсфильд. А ближе к концу дня целью для них стала колонна бронетехники, выдвигавшаяся из Бучанана. Повстанцы пытались отстреливаться и два штурмовика получили небольшие повреждения, но летчики смогли благополучно приземлиться в Фритауне.
В течение следующего месяца миротворцы при поддержке авиации и трех нигерийских корветов продолжали продвигаться к столице, встречая упорное сопротивление бойцов НПФОЛ. Не оставалась без работы и авиация миротворцев, периодически нанося удары как по повстанцам, так и по порту Бучанан. Достигли они и определенных успехов: так, 14 ноября пять «Альфа Джетов» смогли потопить в гавани этого порта судно с грузом оружия для Тейлора.
К началу ноября миротворцы смогли захватить столицу, однако Тейлор при поддержке «добровольцев» из Буркина Фасо контролировал остальную территорию. Авиация миротворцев стала базироваться на Джеймс Сприггс Пейн, так как столичный аэропорт очень сильно пострадал в ходе ожесточенных боев за столицу. Туда регулярно приземлялись «Геркулесы» нигерийских ВВС, перебрасывая подкрепления и эвакуируя раненых.
28 ноября было подписано очередное мирное соглашение. Воспользовавшись этим шансом, бойцы Джонсона захватили президента Доу и казнили его. Причем пленку прокрутили практически все западные телеканалы. Начался новый виток борьбы за власть.
В октябре 1991 года было подписано очередное мирное соглашение. К тому времени был избран новый президент Амос Савьер, который опирался на иностранные войска. Казалось, жизнь налаживается. Но это было только начало.
В октябре 1992 года НПФОЛ и ННПФОЛ смогли договориться между собой, и внезапным ударом повстанцы атаковали Монровию. Миротворцы отчаянно защищались, пустив в ход авиацию и флот. Кадровые военные смогли переломить ситуацию, и в начале 1993 года наступление захлебнулось. В июле 1993 года было заключено очередное мирное соглашение, которое, однако, долго не просуществовало.
Впереди еще были годы войны, которая не закончилась до сих пор…
Комментарии к данной статье отключены.