В 1911 году началась Итало-турецкая война. Боевые действия развернулись на территории современной Ливии, которая в те годы называлась Триполитанией и являлась провинцией Османской империи. Эта война вошла в мировую историю как инновационная – сразу несколько технических новинок получили в песках Триполитании боевое крещение. Наряду с радио и бронеавтомобилями впервые в боевых действиях приняла участие авиация
Итальянцы перебросили через Средиземное море авиационный отряд в составе 9 аэропланов, а также змейковые аэростаты. 23 октября 1911 года командир авиаотряда капитан Карло Пьяцца на аэроплане «Блерио» совершил вылет на разведку позиций турецких войск, ознаменовавший собой начало использования аэропланов в вооруженной борьбе. 1 ноября 1911 года лейтенант Джулио Кавотти сбросил на противника несколько гранат, положив начало авиационному бомбометанию. С точки зрения авиации всё на этой войне было впервые. 24 января 1912 года Пьяцца осуществил первое фотографирование позиций противника в боевых условиях, а 4 марта Кавотти совершил первую в истории ночную бомбардировку.
С первых же дней боевой работы авиации в Триполитании итальянские пилоты столкнулись со множеством проблем, связанных с погодой. Итальянцы уже знали, насколько сложны в метеорологическом отношении полеты на маневрах и бомбометание на полигонах. В боевой обстановке погода подтвердила свое влияние на успех применения летательных аппаратов. Пилоты, совершавшие вылеты на разведку, фотографирование и бомбардировку, сильно страдали от местных метеорологических особенностей. Во-первых, часто встречающиеся в пустыне потоки горячего воздуха сильно колебали аэропланы. Попадая в область разреженного воздуха, винт давал меньшую тягу, аппарат снижался, обороты двигателя возрастали, и он перегревался. Во-вторых, неожиданно возникающие вихри поднимали столбы мелкой песчаной пыли, сильно засорявшей обильно смазанные моторы. Эти причины обусловили то небольшое удаление от баз, на котором итальянцы использовали свои аэропланы при ведении боевых действий.
Главной проблемой авиаторов, наряду с песком, был сильный ветер, влияние которого можно проследить на примере одного декабрьского шторма. При ведении боевых действий в прибрежной полосе итальянцы использовали артиллерию кораблей. Для корректировки огня они поднимали с борта одного из судов в небо змейковый аэростат. В артиллерийских дуэлях использование аэростата давало итальянцам солидное преимущество над противником в точности стрельбы. 17 декабря 1911 года сильный порывистый ветер сорвал с якоря судно, с которого работали корректировщики, и унес в небо аэростат. В Триполи ветром был сорван ангар, что привело к повреждению размещавшихся в нем двух аэропланов. Сильным порывом ветра был брошен на землю «Фарман», пилотируемый летчиком Де Рада. Машина была разрушена, а пилот лишь чудом остался жив. Авиаторы пришли к выводу, что прогноз усиления ветра и своевременно предпринятые меры позволили бы сохранить в строю аэростат и три аэроплана, а также снизить риск для жизни и здоровья пилотов.
Война в Триполитании, в ходе которой аэропланы впервые были использованы для ведения боевых действий, стала важнейшей вехой в истории мировой военной авиации и дала военным летчикам всех стран немало поводов для размышлений. По злой иронии спустя ровно 100 лет, в марте 2011 года, международная коалиция начала операцию по морской и воздушной блокаде Ливии. Среди участников коалиционных сил, блокировавших небо над бывшей Триполитанией, снова оказались итальянцы.
Комментарии к данной статье отключены.