Посмотрите на фотографии военных аэропланов начала ХХ века. Собранные из дерева и обшитые тканью, они напоминают скорее хрупких балерин, чем грозное боевое оружие. На заре военной авиации, включая годы Первой мировой войны, злейшим врагом аэропланов была погода, причинявшая им больший урон, чем пули и бомбы противника. С первых дней возникновения аэропланов стала очевидна необходимость их надежной защиты от превратностей погоды. Параллельно с развитием авиационной техники шло развитие и авиационных ангаров.
Вот пример из иностранной практики. В 1911 году газета «Русский инвалид» рассказала об австрийских кавалерийских маневрах. Обе противоборствующие стороны поддерживали по три аэроплана. 21 августа 1911 года в день начала маневров летчики были готовы к полетам, однако плохая погода задержала их на земле: «дул сильный ветер 18–20 м/с, и аэропланам пришлось оставаться в особых шатрах, надежно защищавших их от непогоды»1.
Наиболее успешно строительство ангаров для аэропланов развивалось во Франции. Россия, активно покупавшая в этой стране аппараты и обучавшая там своих пилотов, приобрела во Франции и несколько ангаров системы «Бессонно» (Bessonneau). Это была удобная в использовании разборная деревянная конструкция, покрытая брезентом, с успехом применявшаяся во французской авиации. Ее первая в России демонстрация состоялась во время первого Всероссийского праздника воздухоплавания в Петербурге летом 1910 года. Заказанные отделом ангары «Бессонно» прибыли к началу праздника на Коломяжский аэродром в разобранном и упакованном виде, причем они занимали очень небольшое место. По поручению Отдела воздушного флота подполковник С. А. Бекнев с командой нижних чинов 18 саперного батальона смонтировали три подобных ангара, принадлежащих Отделу. Во время праздника, происходившего осенью, ангар выдержал все погодные испытания и получил высокую оценку военного министра, генерала от кавалерии В. А. Сухомлинова, лично осмотревшего техническую новинку2.
В ходе последующей эксплуатации в Севастополе ангары «Бессонно» оправдали возложенные на них надежды. Они выдерживали весьма сильные ветра и надежно укрывали летательные аппараты. К сожалению, надежные французские ангары были редким исключением в разношерстном ряду ангаров, применяемых русской авиацией в годы Первой мировой войны. Ангары-палатки, закупленные Отделом воздушного флота у других фирм, часто терпели весьма значительные аварии. В условиях русской зимы остро стоял вопрос устойчивости ангаров-палаток не только перед ветрами, но и перед снегопадами.
Недостаточное внимание военного руководства к вопросу разработок и закупки ангаров в предвоенные годы дорого обошлось авиаторам в боевых условиях. Их самолеты, столь уязвимые от метеорологических условий, не имели достаточно хорошей защиты от проливных дождей и порывистых ветров. Характерный пример описан в приказе по Управлению эскадры воздушных кораблей № 65 от 6 марта 1915 года: «… немедленно приступить к исправлению Корабля Киевского3, у которого при возвращении 6-го сего марта с боевой разведки при посадке с сильным порывистым ветром (10–12 м/с) произошла поломка шасси и задней части правой нижней поверхности. И, кроме того, при вводе его в ангар упавшей мачтой ангара повреждена задняя часть нижней поддерживающей поверхности. По исправлении мне донести. Начальник управления ЭВК генерал-майор Шидловский».
1 Русский инвалид № 250 1911 г. Иностранная военная хроника.
2 Бекнев С. А. Требования к современной сухопутной войне. Воздухоплавание. С.-Петербург, 1913 год. Стр. 58.
3 Каждый из бомбардировщиков «Илья Муромец» имел свой номер, обозначавшийся римской цифрой. Однако один из самолетов носил персональное имя «Илья Муромец Киевский». Так И. И. Сикорский увековечил память о полете, совершенном на этом самолете в середине 1914 г. по маршруту Санкт-Петербург – Киев.
Комментарии к данной статье отключены.