Ранее нами была опубликована статья об ударах Ил-2 61-го и 215-го ШАП 47-й САД по колоннам немецкой 7-й танковой дивизии, пытавшимся 19–22 августа 1941 года контратаковать правый фланг 19-й армии Западного фронта. Тогда советское командование положительно оценило действия штурмовиков и посчитало их одним из главных факторов, заставивших немецкие танки остановиться и отступить. Лётчикам засчитали 130 уничтоженных танков, 100 автомашин и тысячи солдат противника, что было явным преувеличением, однако, казалось бы, очевидный успех требовал и пропагандистского выражения. Награждения участников, поздравительные приказы и телеграммы не замедлили ждать, а апофеозом стала запись эпизода хроники о действиях Ил-2 для фронтового сборника «Союзкиножурнал». Если для личного состава 61-го ШАП эти лавры были в какой-то мере заслуженными, то 215-й ШАП получил почести авансом, и превосходную оценку требовалось подтвердить. Такая возможность представилась практически мгновенно.
Тучи над Великими Луками
В тот момент, когда части 7-й танковой дивизии вермахта пытались контратаковать советскую 19-ю армию, для удара по войскам 22-й армии на великолукском направлении начал выдвигаться LVII моторизованный корпус. Выдвижение механизированных колонн из района Усвяты на север было зафиксировано советский авиаразведкой ещё утром 20 августа, однако советское командование неверно определило направление начавшегося наступления. Считалось, что противник наносит удар на северо-запад, в направлении Невеля и Великих Лук. Этому отчасти способствовали действия немецких истребителей, которые старались перехватывать советские самолёты-разведчики. К примеру, во второй половине дня из разведывательного полёта по маршруту Ильино – Велиж – Заходы – Демидов не вернулся Пе-2 с экипажем лейтенанта И.Г. Крапивина из 150-го СБАП. Победу в 14:44 заявил второй по результативности ас группы III./JG 53 лейтенант Герберт Шрамм (Herbert Schramm).
По причине отсутствия точных данных о наступающем противнике 21–22 августа бомбардировщики и истребители 31-й САД наносили бомбовые и штурмовые удары по немецким частям в 20–25 км южнее и юго-восточнее Великих Лук. В составе дивизии, которая поддерживала войска 22-й и 29-й армий, было только два полка: 29-й ИАП и 37-й СБАП. К утру 21 августа ударный потенциал 37-го СБАП оказался практически исчерпан: за месяц боёв полк по разным причинам потерял 25 бомбардировщиков и располагал всего шестью СБ. Это понимало и командование ВВС Западного фронта, поэтому уже 22 августа из 13-го СБАП 47-й САД в 37-й СБАП передали 13 СБ эскадрильи капитана В.С. Ляпина. С истребителями положение было несколько лучше: 29-й ИАП располагал 12 И-16 тип 17 и тип 24, 10 И-153 и двумя МиГ-3.
У противника после переброски в начале августа VIII авиакорпуса на ленинградское направление силы также были весьма скромными. Единственная истребительная группа III./JG 53 с очень опытными лётчиками и тремя десятками Bf 109F-1 и F-2 базировалась на аэродроме Маклок в 15 км восточнее Велижа. Ударную авиацию представляли «Юнкерсы» Ju 88 эскадры KG 3 (штаб, I и II группы), «Хейнкели» He 111 эскадры KG 53, а также пикировщики Ju 87 эскадры StG 1 (штаб, II и III группы), которые действовали с аэродромов в районе Лепеля, Борисова, Орши и Шаталово. Они поддерживали не только соединения 3-й танковой группы и 9-й армии вермахта, но и наступавших на юг танкистов Гудериана.
21 августа 37-й СБАП выполнил девять боевых вылетов СБ, которые сбросили на врага 13 ФАБ-100, шесть ФАБ-50 и 1080 ампул с зажигательной смесью КС. Истребители занимались сопровождением бомбардировщиков, прикрытием аэродромов и железнодорожных станций, выполнив 30 вылетов. На следующее утро они присоединились к бомбардировщикам: четыре И-153 и один И-16 бомбили и штурмовали немецкие войска, сбросив 16 осколочных бомб АО-20. 37-й СБАП выполнил восемь боевых вылетов СБ, сбросивших 48 ФАБ-50.
За эти дни от огня зенитной артиллерии, атак истребителей Bf 109 и истребителей-бомбардировщиков Bf 110, которые довольно активно действовали в районе Великих Лук, а также аэродромов 31-й САД Торопа и Адреаполь, были потеряны пять СБ и два И-16.
Естественно, с такой невысокой интенсивностью вылетов помешать немцам было сложно, и уже 22 августа немецкие танкисты вышли в район станции Кунья, перерезав половину коммуникаций 22-й армии. Немецкое наступление не осталось незамеченным: экипажи летавших самолётов докладывали о многочисленных колоннах в районе Вязовики (30 км юго-восточнее Великих Лук), в некоторых из которых отмечалось до 100-150 танков. Однако советское командование всё ещё предполагало, что немцы наносят удар на Великие Луки.
Гром прогремел вечером, когда в 19:40 с аэродрома-засады Великополье перелетел младший лейтенант А.В. Попов из 29-го ИАП, доложив, что до 15 немецких танков движется со стороны станции Кунья к станции Великополье. Немцы фактически отрезали 22-ю армию в районе Великих Лук, однако эти данные были восприняты как требующие проверки. Счёт шёл на минуты, но немедленно повторить разведку было невозможно из-за резко ухудшившейся погоды.
Утром 23 августа погода была нелётная, шёл дождь, но как только развиднелось, около 11:30 на разведку отправились звено Пе-2 150-го СБАП и пара И-16 29-го ИАП. Разведчики обнаружили две немецкие колонны по 150 танков и автомобилей в районе станции Кунья. Сразу по возвращению разведчиков командование 31-й и 46-й САД подняло ещё несколько звеньев бомбардировщиков, которые должны были нанести бомбовые удары и, вероятно, провести доразведку.
Первыми стартовали в 12:30 три Ар-2 из 150-го СБАП. Около 13:15 экипажи отбомбились по врагу, однако к этому времени над немецкими танками уже барражировали «Мессершмитты». В итоге на отходе от цели самолёты капитана И.А. Пелипея и младшего лейтенанта Г.Ф. Иванова были сбиты, а последний бомбардировщик получил тяжёлые повреждения и разбился на посадке на своём аэродроме. Победы были записаны лётчикам эскадрильи 8./JG 53 — уже упомянутому лейтенанту Герберту Шрамму, а также унтер-офицерам Альфреду Зайдлю (Alfred Seidl) и Гансу Шаде (Hans Schade).
В 14:30 четвёрка СБ из эскадрильи капитана Ляпина с высоты 3000 м беспрепятственно сбросила свои бомбы – ни истребителей, ни зенитного огня экипажи не отметили. Буквально через 30 минут в район Кунья – Ушицы подошли «на поводу» лидера Пе-2 девять Ил-2, ведомые заместителем командира 215-го ШАП капитаном И.И. Гвоздевым. Штурмовики приступили к делу, сбросив 36 ФАБ-50, выпустив 76 снарядов РС, выстрелив 2000 снарядов ШВАК и 8000 патронов ШКАС. Ещё шесть ФАБ-50 добавил экипаж лидера Пе-2. Экипажи отметили огонь с земли и действия немецких истребителей. Потерь группа не понесла, заявив 20-30 уничтоженных немецких танков, 4-5 танкеток, шесть мотоциклов и до батальона пехоты.
Взлетевшее в 15:19 звено Пе-2 старшего лейтенанта Ф.Е. Хохли из 3-й эскадрильи 150-го СБАП оказалось менее везучим: в 15:20-15:30 все три «Пешки» были сбиты. Один самолёт засчитали обер-фельдфебелю Гансу Галубински (Hans Galubinski) из 7./JG 53, ещё на две победы претендовал командир группы гауптман Вольф-Дитрих Вильке (Wolf-Dietrich Wilcke).
«Илы» вступают в бой
К этому моменту советское командование уже полностью осознало произошедшее. Приказ на атаку прорвавшихся немецких танков получили не только 37-й и 150-й СБАП, но и штурмовики 61-го и 215-го ШАП 47-й САД. При этом даже экипажи СБ получили приказ штурмовать технику и живую силу противника.
В 17:25 шесть СБ 37-го СБАП с высоты всего 900 м бомбили колонны в районе совхоза Ушицы (10 км восточнее станции Кунья), сбросив 36 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Экипажи отметили слабый зенитный огонь и оптимистично претендовали на 15-20 уничтоженных танков.
В 18:40 семь СБ 150-го СБАП, ведомые командиром полка майором И.С. Полбиным, в районе станции Кунья с высоты 800 м высыпали на противника 14 ФАБ-100, 14 ФАБ-50, 84 АО-25 и ампулы КС, после чего снизились до 400 м и обстреляли колонны из пулемётов. В этот раз огонь немецких зенитчиков был точен – хотя экипажу лейтенанта Л.В. Жолудева удалось дотянуть до своей территории, при вынужденной посадке СБ был разбит. Впоследствии Жолудеву было присвоено звание Героя Советского Союза, а после войны он дослужился до генерал-лейтенанта авиации. Практически одновременно, в 18:45, в районе совхоза Ушицы с высоты 900-1000 м на сбросили бомбы четыре СБ эскадрильи капитана Ляпина. Экипажи отмечали интенсивный зенитный огонь противника.
В 20:26 шесть экипажей СБ из 37-го СБАП, которые с 700 м сбросили по тем же целям 36 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Один самолёт получил попадания от огня с земли и разбился при посадке на аэродроме, экипаж не пострадал. Финальную точку дня поставили тройка 2-й эскадрильи 150-го СБАП, ведомые комэском капитаном И.Ф. Пресняковым. Экипажи сбросили бомбы и в полном составе вернулись на аэродром. Вечерние вылеты надёжно прикрывались большими группами истребителей 29-го и 180-го ИАП, поэтому «Мессершмиттам» не удалось пробиться к ударным машинам.
Однако эффект от ударов в общей сложности 30 СБ, семи Пе-2, трёх Ар-2 и девяти Ил-2 сложно назвать сокрушительным, и к вечеру боевые группы обеих немецких танковых дивизий подошли к Великим Лукам, охватив город с востока и северо-востока. Потери советских авиаторов были ощутимыми и составили восемь бомбардировщиков. К сожалению, около 30 исправных Ил-2 из 47-й САД были перенаправлены на новое направление слишком поздно; в первой половине дня экипажи 61-го ШАП выполнили 22 вылета по району Потелица – Лосево, ещё семь добавили лётчики 215-го ШАП, поэтому вечером поддержать войска 22-й армии смогли лишь девять экипажей штурмовиков группы И.И. Гвоздева.
Надо отдать должное командованию ВВС ЗФ, которое быстро приняло решение сконцентрировать всю ударную авиацию в одном кулаке и повторить успех действий под Духовщиной. Практически все силы 47-й САД предписывалось задействовать против немецких танков под Великими Луками, для чего 61-й и 215-й ШАП, а также 129-й ИАП перебазировались на аэродром Селы. Однако в этот раз события пошло совсем не по намеченному сценарию, и на следующий день основными игроками над полем боя остались экипажи СБ.
Судя по косвенным данным, при перебазировании часть лётчиков потеряли ориентировку и совершили посадку на разных аэродромах, либо вообще вне посадочных площадок. При этом 61-й ШАП потерял в районе Ржев – Кучино как минимум три Ил-2 – два из них требовали ремонта, третий был разбит полностью. Из группы 215-го ШАП, которую вёл капитан Гвоздев, в районе Ржева по причине отказа мотора также был потерян один Ил-2.
«Самый ожесточённый бой…»
На следующий день за оба полка пришлось отдуваться нескольким экипажам 215-го ШАП. Атаку шестёрки Ил-2 по скоплению немецких войск в районе совхоз Ушицы – Шутово – совхоз Жигалово возглавил командир полка майор Л.Д. Рейно. Вместе с лидером Пе-2 было сброшено шесть ФАБ-100 и 24 ФАБ-50, штурмовики выстрелили 42 РС, 1100 снарядов ШВАК и 3000 патронов ШКАС. Успех был оценён в семь уничтоженных танков, восемь автомашин и 5-7 цистерн с горючим. Противник ответил сильным зенитным огнём: два самолёта получили повреждения, но пилотам удалось довести покалеченные машины до аэродрома и произвести посадку. Действия штурмовиков 24 августа на этом были завершены, однако сражение продолжалось весь день.
В 08:05 немецкие танки на дороге Трошково – Харитоново и скопление войск в районе Морозово (все населённые пункты южнее станции Кунья) бомбили и штурмовали истребители 29-го ИАП, сбросившие 10 ФАБ-50. В 10:55 четыре СБ из эскадрильи капитана Ляпина бомбили автоколонну из 15 автомобилей в районе Маказдово западнее совхоза Ушицы.
В 13.18 пять СБ 37-го СБАП атаковали с 950 м колонну приблизительно из 50 танков и автомобилей в районе станции Кунья. Экипажи сбросили 30 ФАБ-100 и 10 ФАБ-50 и оценили потери противника приблизительно в 12-15 единиц техники. От огня зениток два самолёта получили пробоины, а в 13:55 на обратном пути в районе озера Жижицкое группу пытались атаковать два Bf 109. Истребители прикрытия не позволили немцам приблизиться к бомбардировщикам, и все самолёты вернулись на аэродром.
В 14:45 вторым вылетом отметились четыре СБ группы капитана Ляпина, бомбы с высоты 750 м были сброшены, вероятно, на ту же колонну из 50 единиц техники в районе Кунья.
Настойчивые действия советской ударной авиации не могли остаться без внимания немцев, и когда около 16:40 в район станции Кунья прибыла девятка СБ 150-го СБАП, ведомая командиром полка майором Полбиным, советскую группу поджидали «Мессершмитты» из 9./JG 53. Несмотря на прикрытие истребителей из 180-го ИАП, произошедший воздушный бой фигурирует в журнале боевых действий 150-го СБАП как «самый ожесточённый и самый жаркий бой из вылетов Отечественной войны…»
На подходе к цели истребители сопровождения не допустили немцев к подопечным, и в 16:40-16:45 бомбардировщики отбомбились по скоплению войск в районе населённого пункта Пески (южнее станции Великополье) под сильным зенитным огнём: «Зенитная артиллерия и зенитные пулемёты своими снарядами и пулями простреливали всё пространство, просто как дождём осыпали…»
Самолёты получили многочисленные попадания малокалиберных зенитных снарядов — так, в хвостовое оперение СБ майора Полбина попали сразу два снаряда. Самолёт старшего лейтенанта Г.И. Гаврика был буквально изрешечён осколками и пулями. Один из стрелков-радистов получил ранения пятью осколками.
После сброса бомб бомбардировщики развернулись, снизились до бреющего и атаковали пулемётным огнём колонну автомашин и танков на дороге Жигалово — Назимово, было произведено три захода. В этот момент несколько немецких истребителей смогли прорваться сквозь заслон и атаковали СБ. Буквально сразу были сбиты бомбардировщики лейтенантов С.В. Щербакова и Г.И. Лебедева, которые погибли, судьбу экипажей лейтенантов П.Н. Павлюка и В.А. Маслова установить не удалось. Опытнейшему капитану Преснякову, несмотря на повреждения самолёта, удалось выполнить аварийную посадку на аэродроме Селы, но стрелок-радист его экипажа умер от потери крови. Интересно, что немецкие истребители претендовали только на три победы: по одному СБ заявили командир 9./JG 53 обер-лейтенант Франц Гётц (Franz Götz), лейтенант Герман Мунцерт (Hermann Munzert) и обер-фельдфебель Вернер Штумпф (Werner Stumpf).
Небо осталось за противником, и когда в 17:05 в районе Пески появилась семёрка СБ 37-го СБАП, её также попытались атаковать немецкие истребители. Первую атаку прикрывавшим бомбардировщики паре И-16 и паре И-153 удалось отбить, но на отходе, в районе станции Назимово, одна пара «Мессершмиттов» оторвалась от советских истребителей и зажгла СБ старшего лейтенанта П.Н. Никифорова — победу заявил обер-фельдфебель Герман Нойхофф (Hermann Neuhoff). Экипажи бомбардировщиков заявили, что, несмотря на зенитный огонь, бомбили с высоты 800 м, сбросив 42 ФАБ-100 и 14 ФАБ-50 на колонну из 150 автомобилей, и уничтожили 15-20 единиц техники.
Последний дневной вылет совершили четыре СБ из группы капитана Ляпина. В 19:45 бомбы были сброшены на скопление танков и автомашин на дороге Староселье — Гришино. Над районом боевых действий патрулировали «Мессершмитты», которые попытались атаковать СБ на отходе от цели в районе станции Кунья. «МиГи» и «Чайки» 29-го ИАП в 19:45-19:50 отбили все атаки, и бомбардировщики вернулись на аэродром без потерь, но немцы отыгрались на группе прикрытия — в воздушном бою на МиГ-3 погиб старшина Г.М. Морозов. У немцев победу заявил опытный обер-фельдфебель Адольф Калькум (Adolf Kalkum); кроме того, лётчики III./JG 53 претендовали на два И-153, но эти заявки не подтверждаются советской стороной.
Наконец, уже в темноте, в 23:40, в воздух отправились опытные экипажи 150-го СБАП. Однако вылет пары комэска капитана Преснякова был сорван немецким самолётом, идентифицированным как разведчик — скорее всего, это был двухмоторный Bf 110. На взлёте был сбит СБ ведомого лейтенанта К.Г. Боброва (экипаж погиб), а капитан Пресняков прервал вылет. Тем не менее, несколько позже на боевое задание отправилась тройка СБ.
Подводя итоги 24 августа, отметим, что результат был практически аналогичен предыдущему дню. Было выполнено 36 вылетов СБ, одного Пе-2, шести Ил-2 и пяти И-153 с бомбами. Основные удары пришлись на район Кунья — Великополье, что мало помогло сражавшимся в окружении в районе Великих Лук. ВВС фронта понесли тяжёлые потери, недосчитавшись шести погибших СБ, ещё три были тяжело повреждены. Численность бомбардировочных частей просела до полутора десятка исправных самолётов: в 150-м СБАП осталось пять исправных СБ (ещё шесть ремонтировались), в 37-м СБАП — шесть СБ, в эскадрилье капитана Ляпина — пять бомбардировщиков.
Погода против штурмовиков
После этого ждать от бомбардировщиков активных действий было бы слишком наивно, но к этому моменту в Селах наконец удалось собрать основные силы 61-го и 215-го ШАП. 25 августа должно было стать первым днём массированных действий штурмовиков на этом направлении, однако вылеты у пилотов Ил-2 не задались.
Из-за плохой погоды в первую половину дня вести активные боевые действия стало практически невозможно. Восемь самолётов 29-го ИАП, попытавшихся выполнить разведку около 09:00-09:30, попали в сплошную низкую облачность и вернулись на аэродром, при этом один И-153 зацепился плоскостью за деревья и упал, похоронив одного из лучших лётчиков полка младшего лейтенанта И.Л. Юхимовича.
Следующий вылет на разведку был произведён в 12:20-13:20 семью экипажами. Погода несколько улучшилась, но два самолёта из-за потери ориентировки сели в поле на своей территории. Звено младшего лейтенанта А.В. Попова в районе цели попало под шквальный зенитный огонь — были сбиты И-153 ведомых, младших лейтенантов П.Н. Орлова и В.И. Мотылёва. Последнему удалось выйти в расположение своих войск спустя 26 дней! «Чайка» ведущего была буквально нашпигована осколками, кабину пилота закидывало горячим маслом из пробитого маслобака, но Попову удалось довести самолёт до аэродрома и сообщить свежие разведданные.
Вылетевший в одиночку на разведку капитан И.И. Гвоздев также попал под плотный зенитный огонь и едва довёл повреждённый Ил-2 до аэродрома. После посадки лётчик заявил, что сбросил четыре ФАБ-50 и восемь РС, 400 снарядов ШВАК и 800 патронов, уничтожил три автомобиля и подавил огонь трёх зенитных точек.
Получив данные разведки и не считаясь с плохой погодой, командование отправило в бой то, что на данный момент находилось в боеготовом состоянии — самолёты 61-го ШАП. При этом из-за потерь, понесённых в предыдущие дни, часть самолётов пилотировали молодые лётчики 215-го ШАП.
Около 12:20 восьмёрка Ил-2 под прикрытием шести МиГ-3 129-го ИАП атаковала автоколонну в районе Кресты — Кладово — Першки — Пыньки, южнее станции Кунья. По докладам возвратившихся экипажей, в районе цели было уничтожено до 10 автомобилей. Но и в этот раз советские самолёт встретил сосредоточенный огонь зенитной артиллерии. Три штурмовика получили тяжёлые повреждения, но если лейтенант П.М. Путков смог довести самолёт до аэродрома, то младшие лейтенанты Ш.И. Сараули и П.А. Панов разбили свои Ил-2 при вынужденных посадках. Штурмовик лейтенанта В.Е. Землярчука пропал без вести, став жертвой плохой погоды или немецких зенитчиков — истребители люфтваффе побед в это время не заявляли.
В 15:45 инициативу подхватила пятёрка Ил-2 215-го ШАП, которую вёл капитан В.А. Мамошин. Группу наводил на цель Пе-2 140-го СБАП, а прикрывали девять МиГ-3 из 129-го ИАП. Штурмовики атаковали колонны на дороге Усвяты — Великие Луки в районе деревень Мироново, Индасово, Дровосекино и Шляпино. Было сброшено 20 ФАБ-50, штурмовики выстрелили 25 РС, 1800 снарядов ШВАК и 6000 патронов ШКАС. Экипажи доложили об уничтожении 5-7 автомашин и 10-15 повозок. Из вылета не вернулся Ил-2 командира звена лейтенанта Г.Н. Гаренского.
Из доклада истребителей сопровождения известно, что группу пытались атаковать три «Мессершмитта», но были отогнаны, при этом один сильно дымил. Пилоты III./JG 53 при одном потерянном Ил-2 заявили три победы над самолётами, идентифицированными как «Вулти» V-11; их засчитали лучшему асу группы лейтенанту Эриху Шмидту (Erich Schmidt), обер-фельдфебелю Адольфу Калькуму и унтер-офицеру Максу Найрцу (Max Nairz). Вероятно, одно звено немецких истребителей отвлекло внимание «МиГов», а другое атаковало штурмовики.
Ещё один вылет провела тройка капитана А.Я. Тарасова. Ил-2 атаковали цели западнее озера Жижицкое, сбросив восемь ФАБ-50 и восемь РС, отстреляв 800 снарядов ШВАК и 2000 патронов. Пилоты отметили прямые попадания в колонну и подавили огонь двух зенитных точек, потерь не было. Начиная с 17:00 в бой пошли экипажи бомбардировщиков, которые выполняли вылеты одиночными экипажами: 150-й СБАП — три, эскадрилья капитана Ляпина — три (ещё четыре вылета ночью). 37-й СБАП вылетал четырьмя экипажами, но они вернулись из-за плохой погоды.
Третий день операции даже по заявленным результатам (около 20 автомобилей и 10-15 повозок) был ещё менее эффективным, чем предыдущие. Бомбовые удары пришлись исключительно на транспортные колонны и никак не затрагивали боевые группы танковых дивизий немцев, которые в тот момент добивали войска 22-й армии в районе Великих Лук, или передовые отряды пехотных дивизий, начавших продвижение на восток. 102-я пд захватила станцию Назимово, а 256-й пд — деревню Зуево северо-восточнее озера Жижицкое. Разумеется, в первую очередь на эффективность боевых действий повлияли погода и точный огонь немецкой зенитной артиллерии, которые не благоприятствовали ведению разведки.
На интенсивность боевой работы влияли никуда не исчезнувшие проблемы с наличием материальной части. Потери оказался сравнимым с предыдущими днями: четыре Ил-2 и два И-153 были сбиты или списаны из-за боевых повреждений, ещё два Ил-2 и один И-153 получили тяжёлые повреждения. К вечеру большинство частей ударной авиации могли одномоментно поднять в воздух не больше 5-7 самолётов, а боеспособность, например, 150-го СБАП и 61-го ШАП ограничивалась буквально парой боеготовых самолётов. По этим причинам надежда на то, что советской ударной авиации удастся переломить ситуацию в последующие дни, стала совсем призрачной.
Тем не менее, к утру благодаря вылетам разведчиков, выходу части 22-й армии из окружения и действиям частей, оставшихся вне кольца, обстановка для командования фронта прояснилась, и на 26 августа пилоты штурмовиков получили задачи, адекватные обстановке. К сожалению, резко ухудшившаяся погода, как и накануне, не дала возможность начать боевые действия утром или даже днём.
В 17:20 наступающие колонны частей 102-й пехотной дивизии немцев в районе станции Назимово атаковала девятка Ил-2 капитана И.И. Гвоздева, собранная из экипажей 215-го и 61-го ШАП. Прикрывали девять МиГ-3 129-го ИАП. На врага было сброшено 32 ФАБ-50, выпущен 61 РС, 3300 снарядов ШВАК и 12000 патронов ШКАС. Из докладов экипажей следует, что в районе цели были уничтожены 3-4 танка, 8-10 автомобилей, 15 орудий и до 50 человек пехоты. Огнём зенитной артиллерии были подбиты два штурмовика: один был разбит при вынужденной посадке младшим лейтенантом И.А. Домбровским, который не пострадал, второй «Ил» упал в районе населённого пункта Земцы, лейтенант И.П. Гудиленков погиб.
В 17:45 последовал удар шестёрки Ил-2 из 215-го ШАП, ведомой капитаном В.А. Мамошиным, которую прикрывали семь МиГ-3 и ЛаГГ-3 129-го ИАП. Экипажи отработали по частям 256-й пехотной дивизии немцев, занявшим станцию Жижица. Всего было израсходовано 24 ФАБ-50, 40 РС, 2000 снарядов ШВАК и 7000 патронов ШКАС. Было отмечено уничтожение живой силы и подавление двух зенитных точек, группа в полном составе вернулась на свой аэродром.
Поздним вечером над районом появлялись бомбардировщики — четыре СБ 37-го СБАП под прикрытием истребителей в 20:04 с 850 м отбомбились по мотоколонне в 30 единиц техники в районе станции Назимово. По наблюдениям экипажей, было выведено из строя 18-20 автомобилей. Четвёрка Bf 109 пыталась помешать, однако была отбита истребителями сопровождения. Кроме этого, один вылет на разведку выполнил самолёт из 150-го СБАП, а ночью врага беспокоили четыре экипажа из эскадрильи капитана Ляпина и один из 150-го СБАП.
К вечеру 25 августа надежд на благополучный исход сражения соединений 22-й армии в котле у командования фронта, очевидно, не осталось. По этой причине на следующий день удары с воздуха были перенесены на передовые отряды немецких соединений, которые до этого обеспечивали внешний периметр котла, а теперь выступали в роли авангарда наступления на восток. Кроме того, 26 августа несколько самолётов 29-го ИАП были отправлены для сбрасывания вымпелов окружённым частям с целью указания направления отхода. Вновь отличился младший лейтенант А.В. Попов, которому удалось точно сбросить вымпел в расположении окруженцев.
Итоги
По сути, проблемы, возникшие у советского командования с неверным определением направления немецкого удара под Великими Луками как калька походили на таковые при контрударе 7-й танковой дивизии по войскам 19-й армии. Как и генерал-лейтенант И.С. Конев, который ждал удара немецких танков в сторону переправ через реку Вопь, генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков, несмотря на данные разведки, ждал удара на Великие Луки, но просчитался и получил удар на станцию Кунья. Если Коневу повезло, и на пути боевой группы 7-й танковой дивизии оказались советские танки, артиллерия и мотострелки 101-й танковой дивизии, то у Ершакова такого козыря в рукаве не нашлось. После того, как немецкие дивизии перерезали коммуникации, удары немногочисленной авиации не могли коренным образом повлиять на ход событий. Героизм и мужество советских экипажей при этом нивелировали профессиональные действия немецких зенитчиков и асов из III./JG 53.
Что касается роли штурмовиков Ил-2, отметим следующее. По сути, участие в операции закончилась для штурмовых полков ничем; прибыли они уже к «шапочному разбору», и в действиях по немецким танкистам, наступавшим на Великие Луки, участия практически не принимали. Что повлияло – погода или слабая штурманская подготовка лётчиков – вопрос дискуссионный, но, возможно, именно события вечера 23 августа стали причиной того, что полк так и не стал гвардейским, в отличие от 215-го ШАП и 129-го ИАП.
Символичным было, что оба потерянных 26 августа самолёта и лётчика были из 61-го ШАП. Эти потери и вылеты стали последними для полка, который вскоре был отведён на отдых и доукомплектование. Оставшиеся штурмовики были отремонтированы и в последующие дни передавались в 215-й ШАП, что позволило этому полку сохранить боеспособность. Туда же были переведены несколько лётчиков, включая командира 3-й эскадрильи капитана П.С. Филатова, ставшего впоследствии командиром 215-го ШАП.
Надо отдать должное, в документах 61-го ШАП сложившиеся в эти дни ситуация была описана в докладе о боевой работе полка довольно адекватно, без лишних дифирамбов:
«В результате боевых действий полка противник тоже нёс значительные потери, что способствовало успешным действиям наших наземных войск…»
Личный состав 61-го ШАП формально оставался в 47-й САД ещё целый месяц, но в боях не участвовал, а 25 сентября убыл на переформирование в Воронеж. Лётчикам 215-го ШАП в последние дни августа ещё предстояли тяжёлые бои при попытке отражения немецкого наступления на Торопец, но об этом будет рассказано во второй части статьи.
Комментарии к данной статье отключены.