В годы Первой мировой войны во всю мощь развернулась агитационная машина воюющих государств. Пропаганда оказалась отличным средством для подъёма боевого духа у своих сограждан и для разложения его у противника. Особых успехов в этом деле достигла Великобритания. Здесь организационным центром военной пропаганды стало Управление военной разведки Военного министерства MI7. Его отдел b занимался зарубежной и внутренней пропагандой и курировал деятельность других ведомств в этом направлении. В Лондоне действовал «Парламент призывной комиссии», распространявший печатную продукцию: листовки, плакаты и брошюры. Страницы журналов пестрели агитационными рисунками и злободневными карикатурами.
Похожие средства применялись и для деморализации войск противника в континентальной Европе. Однако здесь остро стоял вопрос о способах доставки пропагандистских материалов на театр военных действий. Гранаты, которые, взрываясь, рассыпали вокруг себя дождь листовок, оказались не особенно эффективными: радиус их «поражения» был довольно ограниченным. Выходом из ситуации стало применение небольших воздушных шаров, разбрасывавших печатную продукцию. Шар наполнялся водородом, а его купол обрабатывался специальным составом, который позволял аппарату продержаться в воздухе до трёх дней.
За годы войны MI7b запустило 32 694 таких шара (по другим данным, порядка 35 тысяч). Ежедневно на оккупированные противником территории отправлялось до 400 шаров, каждый из которых нёс до 1 500 листовок. Счёт сброшенных на контролируемую противником территорию агиток шёл на миллионы. Сильной стороной британской пропаганды была оперативность доставки материалов: от печати листовки до её попадания в руки солдата или мирного жителя проходило около двух суток. Хорошую службу британским агитаторам оказало распоряжение правительства Германии о выдаче денежного вознаграждения за сбор и передачу властям листовок противника. Например, в сентябре 1918 года немцы сдали 800 тысяч листовок. Как ни крути, а пока доберёшься до пункта сдачи, то и с содержанием агитки ознакомишься.
Содержание материалов было самым разным — от угроз бойцам небесными карами до создания негативного образа самой немецкой армии. На рисунках немецкие солдаты оскверняли христианские святыни, превращали города на своём пути в руины, прикрывались пленными бельгийцами, как «живым щитом», и даже гнали впереди себя немецких же женщин и детей.
Комментарии к данной статье отключены.