В отличие от пехоты и моторизованных войск, которые перебрасывались на большие расстояния железнодорожным транспортом, кавалерии наиболее часто приходилось совершать длительные переходы в походных порядках.
Несмотря на кажущуюся простоту, переход крупного кавалерийского подразделения осуществлялся с четким соблюдением определенных правил, подробно расписанных в руководящих документах русской, а в последствие и советской конницы. Основными задачами такого регулирования было поддержание на марше необходимого уровня боевой готовности и сбережение сил конского состава.
Каждый боец кавалерии был обязан по сигналу без промедления уметь занять свое место на пункте сбора подразделения. Перед началом марша всадники собирались в заранее обозначенных местах. Каждое подразделение и каждый всадник занимали в строю именно то место и принимали именно то направление, в которых им предстояло совершать переход. Походный строй назначался командирами, исходя из ряда условий, среди которых определяющей была ширина дороги. Колонна по одному применялась в самых редких случаях для преодоления самых узких участков пути.
Существовало понятие о «нормальном переходе». Такой переход совершался на протяжении 7-8 часов без большого привала, и позволял колонне преодолеть 45-55 км. В случае необходимости, кавалерия могла предпринять и форсированный переход, при котором подразделения преодолевали 70-75 км, останавливаясь при этом на 3-4-часовой привал. По аналогии с «нормальным переходом», в продолжительность и скорость которого при расчетах закладывались всевозможные подъемы, спуски и трудности дороги, существовало понятие о «полупереходе». Он позволял при скорости около 8 км/ч преодолеть за 3-4 часа 25 км.
Движение на марше совершалось переменным аллюром. Для сохранения сил конского состава при высокой скорости движения использовали следующую комбинацию хода: 1 км шагом (приблизительно 10 минут), затем 1-2 км рысью (приблизительно 5-10 минут). Средняя скорость движения ночью по плохим лесным дорогам не превышала 4-5 км/ч, в горах снижалась порой до 1-2 км/ч. Отлогие спуски и подъемы преодолевались шагом. На самых крутых спусках и подъемах конники спешивались и вели лошадей в поводу.
В начале всякого продолжительного марша первые 1-2 км кавалерийские подразделения проходили шагом, после чего делался 10-минутный привал для поправки седловки, людского и конского снаряжения. В дальнейшем по ходу движения такие остановки, называвшиеся «малыми привалами» повторялись через каждые 1,5-2 часа. Поправку снаряжения всадники проводили прямо на дороге, не покидая своих мест в колоннах. Для того чтобы исключить заторы и обеспечить передвижение командиров и отдельных подразделений, одна из сторон дороги всегда оставалась свободной. По колонне передавался приказ: «Принять вправо или влево». Оставались свободными и перекрестки дорог.
При движении командный состав от командира взвода и выше был обязан периодически выезжать из строя для проверки порядка движения в своих подразделениях. Самостоятельное оставление строя при движении разрешалось лишь подразделениям, выделенным на разведку, средствам противовоздушной обороны, постам наблюдения и связи, а также посыльным.
Дисциплине строя в кавалерии уделялось особое внимание. При движении бойцы были обязаны четко выдерживать дистанцию, интервалы и ровный аллюр, плавно переходить из одного аллюра в другой. Останавливаться и начинать движение следовало только по сигналу. Разговаривать конникам разрешалось лишь после команды; петь и курить можно было только по особому разрешению командира. Приказания и команды передавались из головы в хвост колонны, причем исключительно лицами командного состава от командира взвода и выше.
Первостепенное значение для поддержания скорости перехода имел своевременный водопой в пути, особенно в жаркое время. Для экономии времени, если позволяла ширина водоема, в него входили развернутым строем целым взводом. Лошадей перед маршем категорически запрещалось поить досыта, поэтому командиры следили, чтобы коней вовремя отрывали от водопоя. Сразу после водопоя движение колонн немедленно возобновлялось. На больших привалах лошадей поили не раньше чем через 2 часа после остановки и сразу после воды давали овес. На таких привалах кавалеристы осматривали снаряжение и укладку.
Благодаря четкому соблюдению этих правил кавалерийские командиры в любой момент могли рассчитать среднюю скорость перемещения своих подразделений и оптимальным образом распределить нагрузку на конский состав при необходимости совершения продолжительных переходов.
Комментарии к данной статье отключены.