К началу Второй мировой войны линейные корабли типа «Конго» стали самыми старыми дредноутами Императорского флота Японии. Однако из всех японских линкоров именно они приняли наиболее активное участие в боевых действиях и нанесли противнику самый существенный урон.
Старые, но быстрые
К декабрю 1941 года линкоры типа «Конго» занимали в японском флоте довольно своеобразную нишу: по скорости (30 узлов) они были вполне современными кораблями, находясь на уровне лучших линкоров того времени. По калибру артиллерии (356 мм) они также стояли вровень с кораблями своей эпохи, в японском флоте уступая только линкорам «Нагато» и «Муцу», а также еще не введенным в строй гигантам типа «Ямато».
![Линейный корабль «Конго» в 1944 году Источник: Masataka Chihaya and Yasuo Abe. IJN Kongo/Battleship 1912–1944 – Warship Profile №12 - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/485/content/01-_kongo_v_1944_godu-8e08541b90380477074280aace0759f2.jpg)
Источник: Masataka Chihaya and Yasuo Abe. IJN Kongo/Battleship 1912–1944 – Warship Profile №12
Зато по толщине броневого пояса (203 мм) корабли типа «Конго» оставались практически на уровне печально знаменитых английских линейных крейсеров эпохи Ютландского сражения. Не помогало даже усиление горизонтального бронирования, осуществленное в ходе модернизаций начала 30-х годов. Теоретически общей толщины палуб в пределах цитадели (140–160 мм) хватало для защиты от 356-мм снарядов старых американских линкоров на дистанциях до 150 каб. Однако из-за того, что новые броневые плиты приходилось укладывать в глубине корпуса, инженерам не удалось обеспечить достаточной целостности нижней броневой палубы. Кроме того, восьми 14-дюймовых стволов для линейного корабля было уже явно недостаточно – старые американские и японские линкоры несли по двенадцать таких орудий, старые английские линкоры – по восемь, но 15-дюймовых.
![Главный калибр линкора «Конго». К 1942 году эти 356-мм орудия уже уступали артиллерии новейших американских линкоров. Фото из коллекции автора - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/486/content/02-_glavnyy_kalibr_kongo-6d42816bb0031e4b10155009b4a80f77.jpg)
Парадоксально, но именно эта «неполноценность» кораблей типа «Конго» обеспечила им бурную боевую биографию. Не рассчитывая на них как на существенную подмогу в грядущем генеральном морском сражении, командование японского Объединенного флота не «тряслось» над ними и не боялось активно задействовать их в ударных операциях первого периода войны, а высокая скорость этих кораблей позволяла им действовать вместе с крейсерами.
Первый год войны: от Перл-Харбора до Цейлона
«Хиэй» и «Кирисима» вместе с двумя тяжелыми крейсерами («Тоне» и «Тикума») составляли ядро Отряда поддержки Ударного авианосного соединения адмирала Нагумо во время атаки на Перл-Харбор. «Конго» и «Харуна» вместе с четырьмя тяжелыми крейсерами («Атаго», «Такао», «Майя» и «Тёкай») базировались в бухте Камрань, прикрывая операции в Южно-Китайском море – сначала высадку в Малайе («Конго») и на Борнео («Хиэй»), а затем вторжение на остров Лусон, приведшее к падению Филиппин.
![От Малайи до Цейлона. Действия японского флота в западной части Тихого океана и Индийском океане в декабре 1941-апреле 1942 годов Источник: Морской атлас. Том III, часть вторая. Издание ГШ ВМФ, 1963 - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/487/content/03-_1941-42-2ca410af76585cd0110816680f0a1391.jpg)
Источник: Морской атлас. Том III, часть вторая. Издание ГШ ВМФ, 1963
В январе 1942 года «Хиэй» и «Кирисима» участвовали в захвате Рабаула – они прикрывали авианосцы, наносившие удары по этой британской базе на острове Новая Британия и по порту Кавиенг на Новой Ирландии. В начале февраля оба линкора пытались перехватить американские авианосцы «Йорктаун» и «Энтерпрайз», выходившие для атаки Марианских островов.
В конце февраля 1942 года все четыре корабля типа «Конго» вновь объединились в составе Ударного соединения адмирала Нагумо, обеспечивавшего японское вторжение на Яву. 1 марта «Конго» вместе с тяжелым крейсером «Тикума» потопил американский эсминец «Эдсолл», а 7 марта вместе с «Харуной» обстрелял британский остров Рождества.
В апреле 1942 года линкоры участвовали в знаменитом рейде авианосного соединения адмирала Нагумо в Индийский океан. Именно один из трех гидросамолетов «Аити» тип 0 мод. 1 (E13A) с «Харуны» 8 апреля обнаружил у восточного побережья Цейлона британские корабли, бежавшие из Тринкомале – легкий авианосец «Гермес», эсминец «Вампир», корвет «Холлихок», танкер «Бритиш Серджент» и плавбазу «Ательстан». Все они были уничтожены налетом девяноста японских палубных бомбардировщиков.
![Новая Гвинея и Соломоновы острова. Красными кружками обозначены японские базы по состоянию на август 1942 года Источник: ibiblio.org - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/488/content/04-_solomonovy_ostrova-cadc0833167727e669eb8d0f77b40b4a.jpg)
Источник: ibiblio.org
В начале июня 1942 года все четыре линкора участвовали в сражении у Мидуэя: «Харуна» и «Кирисима» входили в Ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо, а «Конго» и «Хиэй» вместе с тяжелыми крейсерами – в Соединение поддержки вице-адмирала Кондо. После неудачного завершения операции корабли возвратились в метрополию, где прошли ремонт и модернизацию в Морском арсенале Куре: на «Конго» и «Кирисиме» были установлены радиолокаторы воздушного обнаружения тип 21 мод. 1 (поверх командно-дальномерного поста на носовой надстройке).
В октябре 1942 года все четыре линкора были направлены в Рабаул, где «Конго» стал флагманом Передового соединения вице-адмирала Куриты. Задачей Куриты была непосредственная поддержка японских войск на острове Гуадалканал – в ключевой точке японского оборонительного периметра, где лучшие войска Страны восходящего солнца сошлись в бою с элитой американской морской пехоты.
![Аэродром Хендерсон-Филд (главная цель японских атак на Гуадалканале), август 1942 года. Фото из Национального архива США - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/490/content/06-_genderson-fild-09c2cbb9bc5bb51d49102c15d2c17402.jpg)
13 октября «Конго» и «Харуна» вышли к Гуадалканалу и в ночь на 14 октября обстреляли аэродром Хендерсон-Филд, выпустив соответственно 430 и 483 специальных осколочно-фугасных снарядов. В ходе ночного обстрела с моря и предшествовавшего ему налета японских бомбардировщиков было полностью уничтожено 48 американских самолетов из 90, а главное – сгорели практически все запасы бензина. Этот удар стал одним из самых ярких успехов японцев в боях на острове: временный вывод аэродрома из строя позволил японским транспортам с войсками 15 октября разгрузиться буквально в полутора десятках километрах от него. На берег были высажены крупные подкрепления: 16-й полк 2-й пехотной дивизии и часть 230-го полка прибывшей из Индонезии 38-й пехотной дивизии (всего около 4500 человек с боеприпасами и продовольствием). С этого момента японские войска на Гуадалканале начали усиливаться быстрее, чем американские.
Пятница, тринадцатое…
12–15 ноября 1942 года все четыре линкора приняли участие в решающем морском сражении за Гуадалканал. «Конго» и «Харуна» в составе Соединения поддержки находились к северу от Соломоновых островов, прикрывая авианосцы «Хийё» и «Дзуньё», и непосредственного участия в артиллерийском бою не принимали. А вот «Хиэй» и «Кирисима» угодили в самое пекло. Вместе с легким крейсером «Нагара» и четырнадцатью эсминцами они вошли в состав Добровольческого ударного соединения вице-адмирала Абэ, державшего свой флаг на «Хиэй». Пока вышедшие с острова Буин быстроходные транспорты (бывшие эсминцы) разгружали войска, боеприпасы и продовольствие у мыса Тассафаронга, соединение Абэ должно было дважды обстрелять аэродром Хендерсон-Филд и разгружающиеся американские транспорты (в ночь с 12 на 13 и в ночь с 13 на 14 ноября). Для максимальной эффективности удара адмирал Абэ решил рискнуть: на линкоры были взяты, в основном, осколочно-фугасные снаряды для обстрела берега, они же и были подняты в перегрузочные отделения, а бронебойные боеприпасы оставались внизу.
Вечером 12 ноября разразился шторм, нарушивший строй японских кораблей и разбросавший эсминцы прикрытия. Уже после полуночи, в 1:21, с эсминца «Юдати» внезапно обнаружили американские корабли – отряд адмирала Каллахэна: три тяжелых и три легких крейсера, а также одиннадцать эсминцев. Адмирал Абэ приказал спешно менять снаряды – ситуация напоминала перевооружение самолетов Нагумо в битве при Мидуэе.
![Бой у Гуадалканала в ночь на 13 ноября 1942 года. Маневрирование «Хиэй» и «Кирисимы» Источник: The Campaigns of the Pacific War - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/491/content/07-_boy_v_noch_na_13_noyabrya-0048336a5b8a798cfb2297970f6ce6b2.jpg)
Источник: The Campaigns of the Pacific War
Однако для американцев встреча тоже оказалась неожиданной: их лучший поисковый радар, стоявший на крейсере «Хелена», обнаружил противника на три минуты позже японских наблюдателей. Завязался беспорядочный бой, в ходе которого корабли противников перемешались; огонь крейсеров велся с «пистолетной» дистанции в 15–25 каб, на которой бортовая броня японских линкоров уже не спасала от 203-мм американских снарядов.
В то же время, 356-мм снаряды линкора «Хиэй» обрушились на американский легкий крейсер «Атланта», который был тяжело поврежден и затонул ближе к утру (на нем погиб командир Оперативной группы 67,4 контр-адмирал Скотт со своим штабом). Однако тем самым японский линкор обнаружил себя, после чего на нем сосредоточили огонь большинство американских кораблей вплоть до эсминцев. Адмирал Абэ потерял управление боем и успел отдать приказ на отход, после чего вражеские снаряды уничтожили радиостанцию.
![Легкий крейсер ПВО «Атланта» заправляется с тяжелого крейсера «Сан-Франциско», 16 октября 1942 года Источник: ibiblio.org - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/492/content/08-_atlanta-9f6376db42eb38db355a5b816d900d1a.jpg)
Источник: ibiblio.org
Этой стрельбой американские корабли, в свою очередь, обнаружили себя, после чего остававшийся незамеченным «Кирисима» открыл огонь по флагманскому тяжелому крейсеру «Сан-Франциско». Снаряды уничтожили все башни главного калибра и попали в боевой мостик, где был убит еще один адмирал – командир американского соединения контр-адмирал Каллахэн. Сам японский линкор в ответ получил всего одно попадание 203-мм снаряда.
Управление боем было утрачено обеими сторонами, и теперь каждый корабль дрался в одиночку, а командиры принимали решение в зависимости от своего представления о ситуации. Эсминцы «Юдати» и «Амацукадзе» выпустили по восемь торпед; одна торпеда с «Юдати» попала в корму тяжелого крейсера «Портленд», но и сам японский эсминец был накрыт огнем и потоплен. Торпеда с «Амацукадзе» попала в эсминец «Бартон», который взорвался и затонул. После этого «Амацукадзе» огнем своих 127-мм орудий смог поджечь легкий крейсер «Джуно», но попал под град 127-мм снарядов крейсера «Хелена» и затонул. На «Хелену» обрушился огонь японских эсминцев, и она тоже вышла из боя, однако уцелела. А вот поврежденному «Джуно» повезло меньше: утром следующего дня на отходе он был потоплен японской подлодкой I-26.
![Тяжелый крейсер «Портленд» на ремонте в Сиднее через месяц после боя Источник: navsource.org - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/493/content/09-_portlend_v_sidnee_cherez_mesyats_posle_boya-ac292bcf3eba662a46bf3f22af6e8b2b.jpg)
Источник: navsource.org
Постепенно бой затих – корабли противников разошлись в разные стороны. Помимо оставленного командой «Юдати», японцы потеряли эсминец «Амацукадзе», погибший со всем экипажем. Американцы недосчитались четырех эсминцев («Бартон», «Кашинг», «Монссен» и «Лэффи»). До полудня 13 ноября список американских потерь пополнился двумя легкими крейсерами, а один тяжелый крейсер надолго вышел из строя.
Японцев же подстерегало еще большее несчастье. «Хиэй» находился севернее острова Саво, у него было выведено из строя рулевое управление, но корабль имел ход, и японские моряки надеялись его спасти. Однако днем 13 ноября (в пятницу) линкор обнаружили американские самолеты, после чего последовала серия воздушных налетов. Именно теперь сказалось полное господство американцев в воздухе. К 14:30 линкор потерял ход, а в 18:00 пришел приказ снять с корабля экипаж и затопить его.
Перелом у Гуадалканала
Тем временем к Гуадалканалу шел новый конвой – на этот раз, состоявший из больших тихоходных транспортов. Он перевозил два полка свежей 38-й пехотной дивизии (228-й и 230-й) и должен был достичь места выгрузки у мыса Тассафаронга в ночь на 15 ноября. Главную опасность для транспортов на подходе к острову представляли американские самолеты с Хендерсон-Филд, поэтому адмирал Абэ решил продолжить операцию против аэродрома, усилив свой отряд крейсерами адмирала Микавы (Соединение Внешних Южных морей).
В ночь на 14 ноября тяжелые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя» обстреляли аэродром Хендерсон-Филд осколочно-фугасными снарядами и, не обнаруженные противником, отошли на соединение с остальными силами. Однако утром американские пикировщики с Гуадалканала атаковали отряд Микавы и потопили тяжелый крейсер «Кинугаса». Если ночью японцы могли противостоять американцам и даже наносить им серьезные потери, то днем, не имея серьезного воздушного прикрытия, они были бессильны против вражеских самолетов.
![Японский отряд идет к Гуадалканалу, 14 ноября 1942 года. Снимок сделан с крейсера «Атаго», впереди видны крейсер «Такао» и линкор «Кирисима» Источник: Tameichi Hara. Japanese Destroyer Captain. Ballentine Books, 1961 - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/494/content/10-_atago-takao-kirisima_14-11-5f0ce81b96d4ec5fc5b4f0f635f810f6.jpg)
Источник: Tameichi Hara. Japanese Destroyer Captain. Ballentine Books, 1961
Поэтому адмирал Кондо сделал последнюю ставку на ночной бой. Теперь впереди его соединения шло дальнее охранение из легкого крейсера «Сендай» и трех эсминцев. 14 ноября в 22:10 в десяти милях к северо-востоку от острова Саво они обнаружили вражеские корабли. И вновь американские радары уступили японским наблюдателям – американцы обнаружили дозор противника только в 22:52.
Бой опять шел беспорядочно, поскольку японские корабли обходили остров Саво с двух сторон. Японские эсминцы выпустили торпеды, потопив эсминец «Уолк», а их лидер, легкий крейсер «Нагара», 140-мм снарядами потопил эсминец «Престон»; эсминец «Бенсон» получил попадание торпеды и затонул на следующий день. Японцы потеряли эсминец «Аянами».
Но в 23:40 японцы обнаружили, что им противостоит нечто большее, чем тяжелые крейсера: в лучах их прожекторов появился новейший американский линкор «Саут Дакота».
![Линейный корабль «Саут Дакота» Источник: US Fast Battleships 1936–1947. Osprey Publishing 2010 (Osprey New Vanguard #169) - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/495/content/11-_saut_dakota-c98caa1c7b9143ae5542cbd72badb0fc.jpg)
Источник: US Fast Battleships 1936–1947. Osprey Publishing 2010 (Osprey New Vanguard #169)
«Кирисима», единственный остававшийся у Абэ линкор, был на целых два поколения старше – он имел восемь 356-мм орудий против девяти 406-мм, заведомо более слабую броню и лишь слегка превосходил противника в скорости. Но японцы использовали представившийся им шанс и открыли огонь первыми. «Саут Дакота» получил нескольких попаданий тяжелых снарядов, на нем вспыхнули пожары, а главное – вышла из строя система управления огнем. Потеряв 39 человек убитыми и 59 ранеными, американский линкор вышел из боя. Ремонт корабля продлился три месяца – до февраля 1943 года.
![Линкор «Вашингтон» ведет огонь по «Кирисиме» Источник: navsource.org - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/496/content/12-_vashington_vedet_ogon_po_kirisime-b1b9fb9ebebf82e1b39134113e33eb85.jpg)
Источник: navsource.org
Открыв огонь, «Кирисима» также обнаружил себя. А в темноте таился еще один американский линкор – «Вашингтон», следовавший в кильватере за «Саут Дакотой». В 0:05 его 406-мм снаряды с дистанции в 40 каб обрушились на японского ветерана. В течение следующих семи минут «Кирисима» получил как минимум девять попаданий 16-дюймовых снарядов, его руль заклинило, корабль потерял ход и начал принимать воду. Осознав ужасающее превосходство противника, адмирал Кондо решил прекратить операцию: в 0:30 он приказал эсминцам снять с «Кирисимы» экипаж и отходить на северо-восток. Попыток буксировать линкор не предпринималось, но он продержался на плаву еще три часа и затонул лишь в 3:23 в семи милях к северо-западу от острова Саво. На линкоре погибло 284 человека, а еще 84 человека из числа спасшихся были ранены.
![Бой у Гуадалканала в ночь на 15 ноября 1942 года. Дуэль линкоров Источник: The Campaigns of the Pacific War - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/497/content/13-_boy_v_noch_na_15_noyabrya-df25947896f6b21a553e5f3f6019374d.jpg)
Источник: The Campaigns of the Pacific War
Тем временем к мысу Тассафаронга подошли транспорты японского конвоя – после дневных налетов американской авиации их осталось всего четыре из одиннадцати. Но и они, обстрелянные артиллерией американских эсминцев, были вынуждены выброситься на берег. Всего на Гуадалканал удалось доставить четырехдневный запас риса и 2000 человек (из 10 000 солдат 38-й пехотной дивизии). Около 5000 человек погибло.
![Японские транспорты «Хирокава-мару» и «Кинугава-мару», выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга Источник: wwiiarchives.net - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/498/content/14-_hirokawa_maru_and_kinugawa_maru-a25fb66156e853c85dc59777a3485169.jpg)
Источник: wwiiarchives.net
«Конго» и «Харуна» участия в сражении не приняли. Трудно сказать, чем оно могло окончиться, если бы вице-адмирал Кондо бросил их в бой вместе с «Хиэй» и «Кирисимой». Вряд ли японцам удалось бы потопить новейшие американские линкоры, но можно предполагать, что судьба шедшего на Гуадалканал конвоя оказалось бы иной. А высадка свежей 38-й дивизии давала японцам шанс удержаться на острове и, возможно, добиться успеха в боях за Хендерсон-Филд.
![Транспорт «Кинугава-мару» через год после боя Источник: history.navy.mil - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/499/content/15-_kinugava-maru_11-1943_-_www-history-navy-mil-f4f9c3a02368ca6a686a2300d76d2549.jpg)
Источник: history.navy.mil
Именно морское сражение у Гуадалканала стало переломным моментом войны на Тихом океане. До «пятницы тринадцатого» японцы наступали, а американцы оборонялись, японский флот действовал активно и, в целом, более удачно, а до середины ноября 1942 года японцам удавалось наращивать свои силы на острове быстрее, чем это делали американцы.
Медленный закат
В конце ноября 1942 года «Конго» и «Харуна» были отправлены в метрополию и вновь поставлены на текущий ремонт, совмещенный с модернизацией: количество 25-мм зенитных автоматов на кораблях было увеличено до 34; установлены инфракрасные приборы ночного видения и радиолокатор надводного обнаружения тип 22 мод. 4.
На протяжении 1943 года «Конго» и «Харуна» в боях не участвовали. В марте с «Конго» были сняты два 152-мм казематных орудия (седьмое и восьмое), с «Харуны» – шесть 152-мм орудий. Вместо них на «Харуне» были добавлены две спаренных 127-мм установки. Число 25-мм стволов на «Конго» увеличилось до 26 (добавлены два строенных автомата), на «Харуне» – до 34 (добавлены 7 спаренных автоматов). Про итогам боев у Гуадалканала на обоих кораблях защита румпельного отсека была дополнительно усилена слоем бетона, теоретически способным выдержать попадание 203-мм снаряда.
В сентябре линкоры были направлены в Сингапур – самую мощную и лучше всего оборудованную японскую базу в Южных морях. Вдобавок Сингапур находился вблизи от источников топлива, которого в Японии не хватало. Здесь корабли осенью 1943 года получили РЛС обнаружения надводных целей управления огнем тип 23.
В начале 1944 года последовала очередная модернизация: с «Конго» были сняты еще четыре 152-мм орудия (1-е, 2-е, 11-е и 12-е), число 127-мм спаренных универсальных установок на нем также довели до 6, а количество 25-мм стволов – до 94. К лету 1944 года их число составило уже 118, одновременно с этим корабли получили РЛС обнаружения воздушных целей и управления зенитным огнем тип 13.
В июне 1944 года оба линкора были готовы принять участия в бое в Филиппинском море, однако сражение ограничилось схваткой авианосцев и было вчистую проиграно японцами. Линейные японские силы подверглись лишь отдельным атакам американских палубных бомбардировщиков – в ходе одной из них «Харуна» получил бомбу в кормовую часть цитадели (для предотвращения взрыва кормовых погребов боезапаса их пришлось затопить). Ремонт в Сингапуре продлился до начала августа – в ходе него число 25-мм автоматов на линкоре увеличили до 100 стволов: 16 строенных, 6 спаренных и 40 одинарных. В конце лета «Конго» и «Харуна» были включены во Вторую группу ночного боя Первого ударного диверсионного соединения (1-YB). Фактически они должны были играть роль смертников: задачей диверсионного соединения было под покровом темноты сблизиться с противником и любой ценой нанести ему максимальные повреждения.
25 октября оба корабля приняли участие в сражении в заливе Лейте – последней отчаянной попытке японского флота сорвать американское вторжение на Филиппины. Целью японских линкоров было любой ценой добраться до американских авианосцев, прикрывавших высадку. «Конго» это удалось: огнем своих 356-мм орудий он тяжело повредил эскортный авианосец «Гамбиер-Бэй», впоследствии добитый японскими крейсерами и эсминцами. Самому «Конго» удалось вернуться на свою базу в Бруней.
![Линкор «Конго» в конце войны. Рисунок японского художника И. Мидзуно - «Конго»: конец легенды | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/031/500/content/16-_kongo_-_midzuno-cff4508d28564b4c5bf729cf89b8c7ea.jpg)
Но это был последний успех японского флота. 21 ноября на пути из Брунея в Японию «Конго» был атакован американской подлодкой «Силайон II» в 40 милях от Формозы. Из шести выпущенных торпед в линкор попали только две, но из-за сильного шторма он лишился хода. Пока два японских эсминца пытались взять поврежденный линкор на буксир, субмарина вернулась и произвела еще один залп. Третья торпеда оказалась роковой: корпус старого линкора разломился на две части, которые затонули почти мгновенно.
«Харуне» удалось дойти до базы Куре – но лишь для того, чтобы здесь и остаться. В январе 1945 года число 25-мм стволов на корабле было увеличено до 118, однако выйти в открытое море ему уже не удалось. 19 марта 1945 года линкор был поврежден при налете американской авиации – бомба разрушила заднюю часть надстройки. Однако самым сильным стал налет 24 июля – в «Харуну» попало несколько бомб, броневая палуба смогла защитить цитадель, но носовая и кормовая оконечности получили тяжелые повреждения. Борьбы за живучесть практически не велось, незащищенные броней отсеки заполнились водой, и корабль лег на грунт в гавани. После войны он был разобран на металл.
В течение почти всей войны командование японского Объединенного флота готовилось к генеральному морскому сражению и берегло для него свои линейные силы. Поэтому для проведения боевых операций выделялись наиболее устаревшие и малоценные линкоры – ими и считались корабли типа «Конго», «карьера» которых оказалась столь богата событиями.
Список литературы:
- Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Том 1. Линкоры и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. СПб.: Галея-Принт, 1996
- Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- С. Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. М.: АСТ, 2002
- М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! М.: ЧеРо, 1996
- The Campaigns of the Pacific War. United States Strategic Bombing Survey (Pacific). Naval Analysis Division. Washington, 1946
Комментарии к данной статье отключены.