История постройки и боевого пути крейсера «Смоленск», открывшего пароходное сообщение между Россией и США
В конце сентября 1900 г. на имя городского головы Смоленска О. В. Воейкова пришло письмо из Нью-Касла (Великобритания): «Милостивый государь! Имею честь покорнейше просить Вас сделать распоряжение о высылке мне рисунка герба Смоленска, необходимого для вверенного мне парохода Добровольного флота, высочайшею волею названного именем Вашего города… Командир парохода «Смоленск» капитан 2 ранга П. Троян».
Вскоре большой рисунок герба Смоленска отправили в Нью-Касл вместе с сопроводительным письмом с просьбой «…не отказать в уведомлении о дне спуска парохода, ибо эти сведения весьма желательно знать Смоленскому городскому управлению».
Из последующей переписки стало известно, что крейсер «Смоленск» после спуска на воду прибудет в Одессу для торжественного освящения в феврале 1902 г. На заседании городской Думы летом 1901 г. была составлена программа подготовки к этому торжеству, которая предусматривала закупку подарков экипажу крейсера на сумму 300 рублей. Первым подарком была икона Смоленской Богоматери в серебряном окладе, вторым – герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали стоимостью 23 рубля, заказанный в Москве в одной из лучших ювелирных мастерских. Были закуплены также книги о Смоленске и фотоальбомы с видами города.
По тем временам крейсер «Смоленск» был первоклассным пароходом водоизмещением более 12 000 тонн. С ним мог сравниться только однотипный крейсер «Москва», а по скорости в 20,2 узла ему в то время не было равных. Длина корабля составляла 155 м, ширина – 18 м, осадка – более 7 м. Экипаж крейсера составлял 135 человек. После испытаний крейсер «Смоленск» 1 февраля 1902 г. прибыл в Одессу, где с участием делегации из Смоленска прошел неспешный ритуал освящения, о котором подробно рассказала газета «Одесские новости» от 23 февраля.
За годы своего плавания «Смоленск» перевез десятки тысяч тонн грузов и тысячи пассажиров, но пришлось ему и повоевать. В октябре 1904 г. его вооружили мощной артиллерией и отправили через Суэцкий канал для несения сторожевой службы в Красное море и Индийский океан, где он отличился при затоплении одного немецкого парохода и задержании трех английских, пытавшихся провезти контрабандные грузы в Японию. В июле 1905 г. его разоружили и направили на капитальный ремонт в Англию. После этого он прибыл в Либаву.
Здесь ему выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и США. Первый рейс был посвящен в основном перевозке эмигрантов. Пароход мог взять тысячу пассажиров, но из-за неопытности рекламных агентств было продано всего 622 билета. Интересно, что среди уезжавших мигрантов было 576 евреев, большей частью из Гомеля и других районов, подвергшихся погромам, 37 литовцев, 3 русских и 1 немец. Из Либавы крейсер вышел 25 июня 1906 г. Капитан крейсера планировал прибыть в Нью-Йорк раньше 14-дневного срока, однако в Роттердаме произошла почти детективная история. Подкупленные конкурентами роттердамские промышленники загрузили в трюмы крейсера недоброкачественный уголь. Лишь мастерство экипажа позволило крейсеру доплыть до Америки с опозданием на два дня.
Крейсер тепло встретили в Нью-Йорке. Газеты поместили репортажи с фотографиями, а 14 июля на «Смоленске» состоялся банкет представителей русско-американских деловых кругов. Через три дня с 74 пассажирами и полными трюмами грузов крейсер вышел на родину. Через месяц к «Смоленску» присоединились и другие пароходы.
В 1913 г. крейсер использовали в качестве военной базы для подводных лодок на Черном море, а после ремонта в 1915 г. крейсер принял участие в Первой мировой войне. В мае 1918 г. корабль захватили германские войска, а в ноябре – белогвардейцы, в результате чего он в апреле 1919 г. вошел в состав флота барона Врангеля. В ноябре 1920 г. крейсер вместе с другими русскими кораблями эвакуировали во французскую военно-морскую базу Бизерту, что на севере Африки, и передали в руки адмирала К. Дюмениля. В Париже объявили, что все русские корабли поступили в собственность французского правительства. Попытка советских властей вернуть корабли успехом не увенчалась. «Смоленск» в конце концов попал в Марсель, где был продан на слом. Судьба подарков смолян – иконы и герба Смоленска из драгоценных металлов и эмали остается неизвестной.
Комментарии к данной статье отключены.