К декабрю 1941 года, когда США вступили во Вторую мировую войну, у фирмы Zippo Manufacturing Company, производившей зажигалки «Зиппо», дела шли совсем не плохо. Впервые выпустив своё детище в 1932 году, за десятилетие фирма сумела создать ему прекрасную репутацию и стабильный спрос на внутреннем рынке. Каждый американец знал, что «Зиппо» не гаснет на ветру, «Зиппо» — это качество и надёжность.
![Так выглядела новенькая «Зиппо» военного выпуска из чёрного металла, покрытого краской… - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/666/content/001-d87869d19dd19865d37bb45f09bfddbe.jpg)
Однако дальнейший ход руководства фирмы иначе как гениальным назвать нельзя: было объявлено, что теперь вся продукция будет поставляться исключительно Вооружённым силам США, а изготавливаться новые «Зиппо» будут только из чёрного металла — в то время как традиционно они производились из стратегически важной латуни с блестящим хромоникелевым покрытием. Вместо хромирования «мобилизованные на войну» зажигалки, известные сейчас как Zippo Black Crackle, вплоть до 1946 года покрывались чёрной молотковой краской — считалось, что кроме экономии на материалах, их матовая поверхность не будет демаскировать солдат случайными бликами на солнце.
![…А такой зажигалка становилась, утратив защитное покрытие — её тут же одолевала ржавчина - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/667/content/002-daa2398735e4d4df8108cc6d5df7e29e.jpg)
Умело разогретая рекламная кампания к концу Второй мировой сделала «Зиппо» по-настоящему культовой вещицей в американской армии, а вслед за ней характерный звонкий щелчок крышки зажигалки стал с благоговением слушать практически весь мир: если до 1942 года был продан один миллион зажигалок, то в следующие пять лет продажи возросли в 10 раз! В ходе последующих масштабных военных конфликтов с участием США — в Корее и Вьетнаме — позиции «Зиппо» среди военных только укреплялись.
Во Вьетнаме армию фактически захлестнуло традиционное солдатское увлечение. Там, где множество людей носит одинаковую одежду, ест из одинаковых котелков одинаковыми ложками и прикуривает сигареты одинаковыми зажигалками, подписать их — суровая необходимость. Однако если во Вторую мировую и Корейскую войны солдаты чаще всего просто выцарапывали свои инициалы или фамилии, то во Вьетнаме это явление приобрело формы художественного промысла на радость современным коллекционерам.
![Рекламные плакаты «Зиппо» времён Второй мировой уверяют, что эта зажигалка спасает жизни, что ни одного цента на ремонт «Зиппо» потрачено не будет и т.д. - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/668/content/003-36b8cb94d43c63e9ac8ab2bde62f3235.jpg)
Прекрасные плоские блестящие бока «Зиппо» просто напрашивались на изречение любовных признаний и отношения к войне, жизни и смерти, сопровождаясь зачастую рисунками, выполненными профессиональными гравёрами. Сегодняшняя небольшая подборка посвящена именно этому окопному творчеству — хотя по «вьетнамским» «Зиппо» давно пишут монографии и издают каталоги, а в интернете существуют объёмные тематические ресурсы.
![ - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/669/content/soldiers-engraved-zippo-lighters-from-the-vietnam-war-3-f4ff3be0153d6283df541b379fded077.jpg)
![ - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/670/content/soldiers-engraved-zippo-lighters-from-the-vietnam-war-8-04a0eacf8cfb540b6299d546363d8e42.jpg)
![ - Картинки Warspot: вьетнамские «Зиппо» | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/054/671/content/soldiers-engraved-zippo-lighters-from-the-vietnam-war-19-736e3f1ecc4c374943d144f4073c97d7.jpg)
Комментарии к данной статье отключены.