Начало 1942 года ознаменовалось стабилизацией фронта в Ливии у Эль-Агейлы. На Сицилии сосредотачивались самолеты 2-го воздушного флота люфтваффе. В январе авиацией Оси было совершено 262 налета на Мальту, из них 73 ночных, однако, пока в них участвовало небольшое количество самолетов, ПВО острова сдерживала натиск. Мало того, с захватом Киренаики англичане получили возможность провести конвои MW.8А и MW.8В на Мальту из Александрии, прикрывая их истребителями на всем маршруте. 19 января в Гранд-Харбор вошли три судна, доставившие на остров подкрепления и 30 000 тонн припасов. В этих условиях торпедоносцы-бомбардировщики флота снова заявили о себе.
Январские сражения
Вечером 6 января к юго-западу от Пантеллерии британским самолетом-разведчиком был замечен конвой Триполи — Палермо в составе судна «Перла» (Perla, 5741 тонна) и миноносца «Касцино» (Cascino). С Мальты были подняты две группы самолетов — 4 «Суордфиша» и 3 «Альбакора». Они атаковали по-отдельности. Результативной оказалась вторая атака в 04:20 7 января — одна торпеда поразила «Перлу», и судно затонуло после почти 10 часов агонии.
В 17:00 22 января из Таранто в Триполи вышли лайнер «Виктория» (Victoria, 13 098 тонн) с 720 итальянскими и 405 немецкими солдатами и офицерами и 44 тоннами грузов на борту, а также линкор «Дуилио» (флаг адмирала Карло Бергамини (Carlo Bergamini), три легких крейсера и 8 эсминцев. С ними на соединение из Мессины шли 4 крупных теплохода с 15 000 тонн грузов в охранении 6 эсминцев и 2 миноносцев — вторая часть конвоя. Обе группы должны были соединиться вечером 23 января и 24-го вместе прибыть в Триполи.
Британцы все это узнали из радиоперехватов. В 15:00 23 января обе группы конвоя соединились, но судов из Мессины осталось только три – «Равелло» (Ravello) вернулось из-за проблем в управлении. С Халь Фара для атаки конвоя были подняты семь «Суордфишей» и 2 «Альбакора» во главе с командиром 830-й эскадрильи лейтенантом-коммандэром Ф.Г.Э. Хопкинсом (F.H.E.Hopkins), однако один «Альбакор» пропал без вести, а все остальные самолеты вернулись по различным причинам. После этого была сформирована вторая ударная группа из 6 машин 830-й эскадрильи, которую снова повел Эдвард Хопкинс. Два «Суордфиша» вернулись из-за неисправности двигателя, но три нашли конвой и атаковали. Два из них сбросили торпеды в головную в левой колонне «Викторию», однако промахнулись.
В 17.25 конвой атаковали три торпедоносца «Бофорт» 39-й эскадрильи с аэродрома Берки, близ Бенгази. Лайнер «Виктория» в 17:30 получил торпеду в правый борт и потерял ход; один из нападавших был сбит истребителем Ju-88. С лайнером остались три эсминца, которые начали снимать с «Виктории» людей. Спасательные работы шли полным ходом, когда в 18:40 лайнер и стоящий у его борта эсминец «Аскари» (Ascari) были атакованы парой «Альбакоров» 826-й эскадрильи из Берки. Их торпеды прошли мимо, но в 18.45 атаковала вторая пара лейтенанта-коммандэра Корбетта (J. W. Corbett). Головной самолет был сбит, однако торпеда «Альбакора» лейтенанта Эллиса (H. M. Ellis) поразила «Викторию». После этого агония лайнера была недолгой – в 19:00 он скрылся под водой. Эсминцы вылавливали людей из воды до 00:30, приняв на борт в общей сложности 1046 человек; погибших было свыше 400.
В 18.00 30 января судно «Сан Джованни Баттиста» (San Giovanni Battista, 5628 тонн) в сопровождении двух миноносцев вышло из Триполи в Неаполь. Уже через несколько часов конвой был обнаружен вражеской воздушной разведкой и на перехват с Халь Фара поднялись 4 «Альбакора» 828-й эскадрильи. В 04:00 31 января в 90 милях к северу от Зуары англичане сбросили в судно три торпеды, и одна из них попала ему прямо в котельную. «Баттиста» остановился и накренился на левый борт. Миноносец «Каллиопе» (Calliope) вместе с подошедшим на помощь эсминцем «Да Ноли» (Da Noli) попытался отбуксировать судно в Триполи, но из-за плохих погодных условий 2 февраля оно оказалось на мели близ Таджуры.
19 января 1943 года «Баттиста» был затоплен у входа в порт Триполи в качестве блокшива.
Трудные времена
В феврале ситуация резко изменилась.
21 января войска Роммеля перешли в контрнаступление у Эль-Агейлы, обратив англичан в бегство. 29 января пал Бенгази, а 6 февраля линия фронта стабилизировалась у Эль-Газалы, западнее Тобрука. Остров стал повергаться более мощным авианалетам. В этом месяце Мальта перенесла 222 бомбежек (2497 вылетов). Атакам подвергались в первую очередь гавань Ла Валетты и все три аэродрома. Персоналу стоило невероятных усилий поддерживать взлетные полосы в рабочем состоянии. Порт и база подводных лодок также продолжали функционировать, однако количество истребителей на Мальте стремительно сокращалось. В то же время англичане продолжили начатую в прошлом месяце доставку подкреплений для морской авиации из Киренаики — 7 из 8 направленных из Эль Адема (близ Тобрука) «Альбакоров» достигли Халь Фара.
Несмотря на плохую погоду, мальтийские бипланы часто вылетали на поиск целей, однако даже в случаях, когда они были найдены, попаданий достичь не удалось. Так, в ходе очередной конвойной операции MF.5 немецкая авиация 13-14 февраля разгромила конвой MW.9 из Александрии. 14 февраля итальянцы вывели в море на перехват из Мессины и Таранто два сильных корабельных соединения. Линкор «Дуилио» с 4 эсминцами почти сразу вернули в Таранто за ненадобностью, а объединенные крейсерско-миноносные силы адмирала Де Куртена (De Curten) (2 тяжелых и 2 легких крейсера с 8 эсминцами) повернули на базы только вечером 15 февраля, держась на расстоянии 180 миль от Мальты. В 05:30 16 февраля группа из пяти «Альбакоров» добралась до них, однако итальянцы избежали попаданий.
В марте силы Оси усилили натиск на Мальту. В течение месяца на остров было совершено 4927 вылетов, но и порт и аэродромы продолжали функционировать. Британские авианосцы возобновили доставку истребителей – днем 7 марта на острове сели взлетевшие с «Игла» 15 «Спитфайров». 21 марта с «Игла» на остров перелетели еще 9 «Спитфайров», а 29 марта — еще 7.
Адмирал Каннингхэм, подстегнутый категорическим требованием из Лондона, 20 марта направил на Мальту конвой MW.10 из 4 судов, однако момент был выбран неудачно – в этот же день противник начал воздушное наступление на остров. Попытка итальянского флота перехватить конвой была отражена силами охранения контр-адмирала Филип Л.Вайена (Philip L.Vian) во 2-м сражении при Сирте 22 марта. На следующий день одно судно было потоплено самолетами на подходе к острову. Еще одно выбросилось на берег Мальты, а остальные два вошли в Гранд Харбор, однако все три погибли 26-27 марта, не успев полностью разгрузиться.
Флотские бипланы, усиленные в марте еще двумя парами «Альбакоров» из Эль Адема, в это время были единственными самолетами на острове, проводившими противоконвойные операции, но все их вылеты были безрезультатными. В то же время, 26 марта 830-я и 828-я эскадрильи были объединены в Военно-Морскую Эскадрилью (Naval Air Squadron — NAS).
В апреле на Мальту было совершено 9599 вылетов, сброшено 6700 тонн бомб, из них 3156 тонн на Ла Валетту. Англичане отчаянно отбивались, но доки были разрушены, часть кораблей в гавани уничтожена, а уцелевшие поспешили покинуть Ла Валетту. В первой половине дня 20 апреля на аэродроме Та Кали сели 46 «Спитфайров», перелетевших с американского авианосца «Уосп», однако наземный персонал принялся тщательно проверять боеготовность самолетов при недостаточной ПВО аэродрома. 23 апреля произошла трагедия. Немецкая авиация ударила по Та Кали и Луке. На земле было уничтожено 9 и повреждено 29 «Спитфайров», а из поднявшихся в воздух 8 сбили вражеские истребители.
В этом месяце NAS совершила всего несколько вылетов на поиск морских целей и все они были безрезультатными.
В начале мая ситуация не изменилась. Ла Валетту покинули подводные лодки 10-й флотилии. Генерал-фельдмаршал Кессельринг, озабоченный перспективой поддержки готовившегося наступления Роммеля в Ливии, 10 мая сообщил в Берлин о том, что «нейтрализация Мальты завершена». Но его ждал жестокий удар. 9 мая на Мальту прилетели 60 «Спитфайров», поднявшихся с авианосцев «Уосп» (Wasp) и «Игл» (Eagle) (операция «Bowery»). На этот раз они прибывали небольшими группами с интервалом в час, их сразу рассредоточили по всем трем аэродромам, а подготовленный наземный персонал на Та Кали за 20 минут подготовил к вылету первую группу из 22 машин. В результате налеты второй половины дня отражали уже новые «Спитфайры».
Утром 10 мая в Ла Валетту пришел минзаг «Уелшмэн» (Welshman), доставивший персонал RAF, авиазапчасти, зенитные боеприпасы и 540 тонн снабжения; его выгрузили в течение дня под прикрытием плотной дымзавесы и «Спитфайров».
18 мая с «Игла» на Мальту перелетели еще 17 «Спитфайров», однако 6 «Альбакоров» для острова из-за проблем с двигателями вынуждены были вернуться на авианосец. В этом месяце NAS пополнилась только парой перелетевших из Бу Амуда (Ливия) «Альбакоров».
23 мая аэрофоторазведка зафиксировала значительное сокращение численности немецкой авиации на Сицилии. Действительно, к концу месяца, у 2-го воздушного флота на Сицилии осталось всего 83 боеготовых самолета, при этом Ju 87 среди них не было.
Самолеты NAS часто вылетали на поиск и на перехват конвоев на западном маршруте в Триполи, докладывали о попаданиях, но успех пришел лишь однажды. В 01:00 20 мая тройка «Альбакоров» атаковала конвой из двух судов и двух эсминцев, вышедший накануне вечером из Триполи в Неаполь. Торпеду в корму получил теплоход «Агостино Бертани» (Agostino Bertani, 8324 тонны), который лишился хода, но был притащен подошедшими из Триполи буксирами назад в порт.
Летние конвои
Ситуация на Мальте спустя 2,5 месяца после катастрофы с конвоем MW.10 вынуждала британцев провести новую конвойную операцию. Чтобы дезориентировать противника, было решено отправить одновременно два конвоя – «Гарпун» (Harpoon) из Гибралтара и «Вигрэс» (Vigorous) из Александрии. Однако они недооценили возможность итальянцев направить сильные корабельные соединения одновременно против обоих конвоев. Все силы ударной авиации были брошены против следовавших на перехват «Вигрэсу» линкоров и тяжелых крейсеров. В это же время, на рассвете 15 июня, контр-адмирал Альберто Да Зара (Alberto da Zara) с двумя легкими крейсерами и пятью эсминцами у Пантеллерии атаковал конвой «Гарпун».
В момент получения известия о начале морского боя «Бофорты» и «Веллингтоны» только что сели после ночных операций против главных сил итальянского флота. Таким образом, для атаки вражеских кораблей у Пантеллерии оставались всего 2 «Бофорта» 217-й эскадрильи и 4 «Альбакора» NAS (еще три самолета, оснащенные радарами ASV, были разведчиками).
Первыми в 08:45 с Халь Фара поднялись 4 «Альбакора». Выделенные им в сопровождение 7 «Спитфайров» 249-й эскадрильи не встретили своих подопечных и обе группы направились к Пантеллерии самостоятельно. «Альбакоры» заметили подбитый эсминец «Вивальди» (Vivaldi) и пытавшиеся его буксировать эсминцы «Премуда» (Premuda) и «Малочелло» (Malocello) и обрушились на них.
Атака началась в 09:36. «Премуда» и «Малочелло» принялись циркулировать вокруг «Вивальди», прикрывая его завесой и ведя зенитный огонь. Тогда «Альбакоры» обрушились на «Малочелло», но тот маневрированием уклонился от всех четырех торпед.
Атака пары «Бофортов» двух крейсеров Да Зары также была безуспешной.
Повторно взлетевшие в 15:08 в сопровождении 4 «Спитфайров» 249-й эскадрильи три «Альбакора» в 17:05 атаковали отходившие в северо-восточном направлении 2 легких крейсера и 2 эсминца Да Зары, но итальянские корабли не пострадали, а один из торпедоносцев был сбит.
Из отправленных в двух конвоях 17 судов до Ла Валетты добралось только два, причем одно подорвалось на мине на входе в гавань. Основные задачи операции выполнены не были, но «Уэлшмэном» и подводными лодками на Мальту были доставлено продовольствие, позволившее острову продержаться еще два месяца.
При планировании августовского конвоя (операция «Pedestal»), англичане, учитывая опыт «Гарпуна», намеревались сопровождать суда до Мальты соединением «X» в составе 4 легких крейсеров и 7 эсминцев. Однако итальянцы, готовясь к отражению очередного прорыва к острову, направили на перехват к югу от Сицилии 3 тяжелых крейсера и 7 эсминцев адмирала Пароны (Parona) и 3 легких крейсера и 4 эсминца адмирала Да Зары. В составе же ударной авиагруппы RAF на Мальте имелось всего 15 торпедоносцев «Бофорт», а у FAA — три торпедоносца NAS!
Вечером 12 августа итальянские подводные лодки основательно потрепали охранение – крейсер ПВО «Каир» был потоплен и два легких крейсера повреждены, в результате чего ордер конвоя развалился. Затем немецкая авиация потопила два судна. Ночью 12/13 августа при прохождении мыса Бон итальянские торпедные катера устроили новый погром. Однако атака остатков конвоя итальянскими кораблями утром 13 августа к югу от Пантеллерии не состоялась.
Мальтийские самолеты-разведчики обнаружили перемещения итальянских крейсеров в Тирренском море вечером 12 августа и непрерывно следили за ними. Все итальянские корабли соединились и под командованием Да Зары следовали к мысу Сан Вито. «Веллингтоны» 69-й эскадрильи следовали за ними, сообщая их местоположение и освещая «фларами». В 02:22 13 августа два «Альбакора» и один «Суордфиш» NAS были отправлены для атаки вражеских крейсеров между Пантеллерией и Сицилией, но их вмешательства не понадобилось – в 00:30 13 августа Да Зара, который находился в 20 милях к западу от Трапани, получил приказ об отходе.
Убедившись, что вражеские корабли больше не угрожают конвою, вице-адмирал Ральф Литам (Ralph Leatham) отозвал свои торпедоносцы. Спасительным для англичан оказался отказ Кессельринга направить немецкие истребители на прикрытие итальянских кораблей. Реджиа Аэронаутика согласилась выделить только старые истребители, после чего на высшем уровне было решено отозвать крейсера и добивать конвой авиацией.
Как показали события 13 августа, для авиации Оси задача оказалась непосильной. Пять судов конвоя добрались до Ла-Валетты, 32 000 тонн генерального груза и 15 000 тонн топлива пополнили почти пустые хранилища Мальты, обеспечив жизнедеятельность острова еще на несколько месяцев.
2-я битва конвоев
21 июня Роммель захватил Тобрук, а в начале июля его войска были остановлены в 60 милях от Александрии у Эль Аламейна. Основной объем грузов в Африку Ось теперь направляла через Ионическое море в Киренаику, вне досягаемости самолетов NAS. Немногочисленные их вылеты в июне – августе закончились безрезультатно. В это же время днем на вражеских коммуникациях порядок наводили взлетавшие с Мальты торпедоносцы «Бофорт», а ночью – «Веллингтоны»; дальность действия и тех, и других, позволял атаковать цели у западного побережья Греции. Порты Киренаики и подходы к ним находились под постоянным воздействием «Либерейторов» и «Веллингтонов» из Египта. В июле на Мальту вернулась 10-я флотилия подводных лодок, которая немедленно принялась терроризировать вражеское судоходство в Центральном Средиземноморье. Началась 2-я битва конвоев.
Самолеты NAS впервые отличились в ней 2 сентября. Вылетевшие с Мальты «Суордфиш» и два «Альбакора» в 23:55 в 15 милях к северо-востоку от мыса Спартивенто (Калабрия) поразили торпедой судно «Монти» (Monti, 4301 тонна), следовавшее в сопровождении двух миноносцев в Бенгази. Потерявшее ход «Монти» было отбуксировано на мель (затем восстановлено).
10 октября 1942 года Кессельринг начал последнее воздушное наступление на Мальту. Ожесточенные бои в районе острова продолжались ежедневно с рассвета до захода солнца вплоть до 19 октября, после чего авиация Оси снизила интенсивность налётов. В эти трудные для Мальты дни флотские бипланы снова заявили, что списывать их со счетов еще рано.
Итальянский конвой в составе судна «Амстердам» (Amsterdam, 8673 тонны) и двух миноносцев, следовавший из Патр в Триполи, поздно вечером 14 октября начал подвергаться атакам мальтийских самолетов. Сначала «Веллингтон» 69-й эскадрильи атаковал судно двумя 1000-фунтовыми бомбами. Затем на конвой вышли еще четыре «Веллингтона» 69-й эскадрильи, которые сбросили торпеду и две 1000-фунтовки, но все атаки оказались безуспешными. Однако в 04:10 15 октября два «Альбакора» и «Суордфиш» NAS в 50 милях к северо-востоку от Мисраты поражают «Амстердам» торпедой в корму. Миноносец «Цирце» (Circe) отбуксировал судно к Хомсу и вечером 16 октября посадил его на мель у входного мола. Здесь его 23 октября во время выгрузки баржами вместе с буксиром «Пронта» (Pronta) уничтожила подводная лодка «Амбра» (Umbra).
Во второй половине дня 18 октября «Спитфайр» — разведчик к западу от Сицилии заметил конвой «Беппе» (Beppe) — 4 судна в сопровождении 6 эсминцев и миноносца, следовавший из Неаполя в Триполи. На его пути развернули пять подводных лодок с Мальты. Два «Суордфиша» и один «Альбакор» NAS были направлены для ночной атаки, но они не нашли цели.
Утром 19 октября между Пантеллерией и Лампедузой конвой безуспешно атакует подводная лодка «Атмост» (Utmost). В 12:53, после 4-торпедного залпа Р-37, по торпеде получают судно «Беппе» (4459 тонн) и эсминец «Да Верраццано» (Da Verrazzano), которые вскоре идут ко дну. В 15:30 безуспешно атакует P-42.
В 22:10 в 53 милях к югу от Лампедузы конвой замечают два «Суордфиша» и два «Альбакора» NAS. «Титания» (Titania) получает торпеду и теряет ход. С судном остаются два эсминца, один из которых пытается его буксировать. Спустя час четыре «Веллингтона» атаковали итальянцев бомбами и торпедами. Затем по конвою отстрелялась P-44. В 03:28 20-го те же два «Суордфиша» и два «Альбакора» NAS, заправившись на Мальте, снова атаковали «танкер и 3 эсминца в 80 милях к северо-западу от Триполи». В течение ночи конвой искали еще три «Веллингтона» и один из них сбросил две 1000-фунтовые бомбы на «Титанию». Все эти атаки были безуспешными.
Разделившись на «тихоходную» и «быстроходную» группы, конвой днем 20 октября приходит в Триполи, но «Титания» (5397 тонн) в 07:20 была добита торпедой подводной лодки P-211.
В начале ноября положение с авиабензином на Мальте было крайне неудовлетворительное. Подводными лодками из Бейрута было доставлено топливо, необходимое для прикрытия мальтийскими истребителями идущего к острову из Александрии конвоя. До его прихода самолеты 830-й и 828-й эскадрилий провели несколько поисков морских целей. В ходе одного из них два «Суордфиша» (один с ASV) и 2 «Альбакора» в полночь 10 ноября в 75 милях к юго-востоку от мыса Спартивенто атаковали соединение из 3 итальянских легких крейсеров и 5 эсминцев, совершавших переход из Наварина в Аугусту. Объектом атаки стали крейсера. Несмотря на выставленные дымзавесы, одна из сброшенных трех торпед прошла точно под носовыми башнями «дˊАосты» (d’Aosta), но итальянцы ушли невредимыми.
Другая атака завершилась успехом.
17 ноября авиаразведка англичан в 46 милях от Хомса (Ливия) обнаружила следовавший в Триполи конвой в составе танкера «Джулио Джордани» (Giulio Giordani, 10534 тонны) с более 7000 тонн бензина и двух эсминцев. Для его атаки с Мальты вылетели разведчик «Веллингтон» 69-й эскадрильи и два «Альбакора» 828-й эскадрильи с торпедами. Группа вышла на конвой в 21:55, в 35 милях к северо-востоку от Хомса. «Веллингтон» осветил цель «фларами», после чего «Альбакоры» всадили две торпеды в правый борт «Джордани»; судно запылало и было оставлено. С брошенным танкером утром 19 ноября покончила одной метко нацеленной торпедой подводная лодка «Пурпуаз» (Porpoise).
Положение с продовольствием на острове потребовало срочных его доставок. 12 ноября из Александрии в Ла Валетту пришел минзаг «Менксмэн» (Manxman) с 350 тоннами продовольствия и 200 военнослужащих. 18 ноября из Алжира с продовольствием, авиаторпедами и личным составом RAF прибыл минзаг «Уэлшмен». Поздно вечером 19 ноября в Гранд Харбор вошли 4 судна конвоя MW.13 (Операция «Stoneage») и прикрывавшие их корабли. Уже в 03:00 20 ноября началась разгрузка судов, в которой задействовали 3200 военнослужащих и местное население. Блокада Мальты завершилась.
20 ноября наступающие войска 8-й британской армии генерала Монтгомери взяли Бенгази. Для усиления давления на вражеские коммуникации в Северную Африку 27 ноября на Мальту для постоянного базирования из Александрии прибыли корабли соединения «К» – лёгкие крейсера 15-й эскадры и 4 эсминца, а 30 ноября из Бенгази туда же перелетели 12 «Альбакоров» 821-й эскадрильи. Разворачивалась 3-я битва конвоев. Поскольку теперь все вражеские конвои в Африку следовали либо в Триполи, либо в Бизерту и Тунис исключительно через Тунисский пролив, мальтийские бипланы устроили им жестокую бойню. По официальным данным, к концу 3-й битвы самолеты 830-й и 828-й эскадрилий довели счёт до 30 потопленных и 50 повреждённых вражеских судов!
На этом противоконвойная деятельность средиземноморской авиации флота была завершена — летом 1943 года все эскадрильи бипланов были расформированы.
Комментарии к данной статье отключены.