Одним из результатов немецкой операции «Ось» (Achse) по оккупации Италии и нейтрализации её вооружённых сил, проведённой в сентябре 1943 года, стал захват в гаванях Лигурийского моря множества боевых кораблей итальянского флота. Некоторые из них стояли на ремонте или нуждались нём, и поэтому не смогли сбежать к Союзникам, другие находились в постройке. Поскольку собственные морские силы немцев в Лигурийском и Тирренском морях были совершенно ничтожными, они немедленно провели ревизию захваченных кораблей на предмет использования. Из крупных боевых кораблей подходящими были признаны восемь современных миноносцев и три эсминца, которые, впрочем, требовали завершения ремонта или достройки.
Создание флотилии
Вступающие в строй экс-итальянские эсминцы и миноносцы получали аббревиатуру TA (Torpedoboot Ausland — «иностранный миноносец») и зачислялись в состав 3-й эскортной флотилии. Первым в состав кригсмарине был принят TA-24 — бывший миноносец «Артуро» (Arturo) типа «Ариэте» (Ariete), достроенный в Генуе 4 октября. В ноябре он под прикрытием шнелльботов 3-й и 7-й флотилий провёл шесть минных постановок.
В декабре к нему присоединился TA-23. В этом месяце миноносцы приняли участие в шести миннозаградительных операциях, а в ночь на 17 декабря после установки минного поля впервые обстреляли Бастию.
В ночь на 19 декабря TA-23 и TA-24 у Корсики провели миннозаградительную операцию, но затем близ Бастии были перехвачены катерами PT-210, PT-214, PT-208 и PT-206. Американцы взяли миноносцы в клещи. PT-208 и PT-206 выпустили семь торпед, но промахнулись. Немцы начали отход на восток, а PT-210 и PT-214 преследовали их, отжимая на патруль у Эльбы. В миле от северного побережья острова миноносцы попали в засаду — британские артиллерийские катера MGB-659 и MGB-663 взяли их под обстрел, PT-209 и MTB-655 атаковали с севера, а PT-210 и PT-214 — с запада, однако все выпущенные торпеды прошли мимо, и миноносцы благополучно скрылись.
В январе 1944 года из экс-итальянских миноносцев 3-й эскортной флотилии (TA-23, TA-24, TA-25, TA-26) была сформирована 10-я флотилия миноносцев, которая оперативно подчинялась командованию кригсмарине в Италии. Её операционной зоной стали Лигурийское и Тирренское моря, задачами — эскортирование, разведка, постановка минных заграждений и поддержка сухопутных войск в прибрежной полосе. Первым командиром флотилии стал корветтен-капитан Вирих фон Гартцен (Wirich von Gartzen).
Едва оформившись организационно, флотилия приступила к активным действиям.
В феврале были успешно выполнены четыре минные постановки и ещё одну сорвали американские торпедные катера. В 22:20 18 февраля следовавшие на установку мин 4 миноносца в 14 милях к западу от Чивитавеккьи были неожиданно накрыты ракетными залпами, причём TA-28 — бывший итальянский «Ригель» (Rigel) — получил попадание невзорвавшейся ракетой в котельное отделение и снизил скорость. После очередного накрытия миноносцы повернули назад. Отличились вооружённые ракетами американские PT-211, PT-203 и PT-202 15-й эскадры торпедных катеров, которые, впрочем, полагали, что безуспешно атаковали конвой.
Кроме того, флотилия провела операцию «Щелкунчик» (Nussknacker). Пять ночей подряд, с 14 по 19 февраля, миноносцы обстреливали гавань Бастии. Противодействие им было оказано только ночью на 18 февраля, когда торпедные катера PT-211, PT-203 и PT-202 попытались перехватить два миноносца, приближающихся к Бастии с севера. В ходе более чем двухчасового преследования катера выпустили пять торпед, но затем отстали из-за штормовых повреждений.
В марте активность немецких миноносцев снизилась. Значимых операций с их участием было две — в ночь на 2 марта TA-24 и TA-28 обстреляли гавань Бастии и выпустили по входу в неё четыре торпеды. Ночью на 23 марта TA-28 и недавно вступивший в строй TA-29 — бывший «Эридано» (Eridano) — провели отвлекающую вылазку к острову Капрейра, благодаря чему четыре раумбота 11-й флотилии беспрепятственно установили минное поле у восточного побережья Корсики.
Потеря TA-23
В апреле 10-й флотилия провела девять миннозаградительных операций, в основном в водах у острова Эльба, а в 23:00 22 апреля тремя миноносцами в очередной раз обстреляла гавань Бастии, чтобы снизить активность действующих оттуда американских торпедных катеров. В этом же месяце флотилия понесла первую потерю.
В 20:00 24 апреля соединение в составе TA-23, TA-26 и TA-29 вышло из Специи для проведения миннозаградительной операции у острова Капрайя. Ещё на подходе к месту установки мин немцы были замечены береговым радаром с Корсики. Около 01:30 25 апреля корабли 10-й флотилии приступили к минированию, которое завершили в течение 12 минут. В 01:45 под килем TA-23 взорвалась мина заграждения, выставленного ранее миноносцем итальянских королевских ВМС «Сирио» (Sirio).
TA-26 попытался отбуксировать подбитого товарища, однако в 02:27 вынужден был бросить конец. В 02:57 немцы начали повторно заводить буксир другим способом — и с TA-23, и с TA-26. В ходе этой операции миноносцы были атакованы наведёнными с берега торпедными катерами PT-212, PT-202 и PT-213 лейтенанта Эдвина Дюбоза (Edwin A. DuBose), которые возвращались в Бастию после рейда к тосканскому побережью. Американцы с 1700 ярдов безуспешно выпустили четыре торпеды, после чего отступили под интенсивным обстрелом.
TA-23 принял так много воды, что с приближением рассвета его решили оставить. В 06:32 буксировочные концы были брошены, экипаж покинул корабль. В 06:45 TA-29 выстрелил в пострадавший миноносец две торпеды. Обе попали, причём взрыв второй вызвал детонацию в погребе боеприпасов и немедленную гибель корабля.
В мае 10-я флотилия провела четыре миннозаградительные операции и два разведывательных выхода в Лигурийское море. При этом ночью на 31 мая TA-29 и TA-30 у Лигурийского побережья были перехвачены американскими катерами PT-304, PT-306 и PT-307, однако первые два отстрелялись торпедами неудачно, а последний был подбит огнём немцев и едва сумел скрыться.
Гибель TA-27
В июне миноносцы 10-й флотилии продолжили минировать воды острова Эльба. В ночь на 9 июня миноносцы TA-27 и TA-30 провели миннозаградительную операцию северо-западнее Эльбы. Выставив мины, в 04:20 9 июня они стали на якорь на рейде Портоферрайо. На TA-27 — бывшем итальянском миноносце «Аурига» (Auriga) — погасили топки, большая часть экипажа, включая почти всех артиллеристов, покинула борт. Эта потрясающая беспечность не осталась безнаказанной.
Первая воздушная тревога прозвучала в 09:10, когда «два истребителя-бомбардировщика пролетели мимо на высоте 3000–4000 метров». В 14:20 на подлёте с кормы были замечены пять «Спитфайров». При открытии огня с берега два из них отвернули и атаковали зенитную батарею, остальные три спикировали с высоты примерно 1500 метров на TA-27. Во время пикирования самолёты вели обстрел из бортового оружия и «сбросили по две бомбы, каждая из которых взорвалась в 2–4 метрах от правого борта». Котельное отделение №1 и машинное отделение №1 миноносца наполнились смешанной с топливом водой, 13 человек было ранено.
В действительности атаку провели истребители-бомбардировщики «Тандерболт» 64-й эскадрильи 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. Лётчики зафиксировали одно прямое «попадание в эсминец с ослепляющей вспышкой и столбом белого дыма, поднявшийся на высоту 500 футов», а также два близких разрыва.
Командир миноносца капитан-лейтенант Тило-Леберехт фон Трота (Thilo-Leberecht von Trotha) не мог предпринять мер по буксированию — в порту был всего один буксир, да и тот без команды — и остался на берегу «ожидать второго налёта», который не задержался. В 14:50 последовала атака «восьми истребителей-бомбардировщиков с левого борта». Снова началось с пулемётного обстрела, за которым последовал сброс бомб, две из которых взорвались под кормой миноносца и подбросили её вверх так, что кормовая часть надломилась.
На этот раз отличились P-47 65-й эскадрильи 57-й истребительной авиагруппы. Пока восемь машин атаковали зенитные батареи, остальные четыре занялись «дымящимся небольшим эсминцем». Лейтенант Герберт Томас (Herbert M. Thomas) с пикирования обстрелял цель и «уложил три бомбы у её правого борта».
Немцы подумывали с помощью TA-30 отбуксировать пострадавший корабль в Специю, но в 19:00 его корма осела настолько, что этот вариант пришлось оставить. В 21:45, когда крен TA-27 достиг 15° на левый борт, подошёл TA-30. Началась буксировка. В 23:15 TA-27 пришвартовали носом к пирсу Рокка, после чего TA-30 попытался подвести к пирсу и корму, но в 23:53 TA-27 внезапно перевернулся на левый борт и лёг на пирс. На корабле начался пожар, взорвались несколько снарядов в кранцах. TA-30 немедленно отошёл, а капитан-лейтенант фон Трота приказал снять с корабля флаг и вымпел.
Трагедия TA-26 и TA-30
Несмотря на потерю TA-27, 10-я флотилия продолжала активную деятельность. Последовали разведывательные выходы в Лигурийское море, затем миннозаградительная операция. После полуночи 15 июня миноносцы TA-26 и TA-30 выставили севернее острова Горгона минное поле и возвращались на базу, когда в 04:14 торпеда попала в TA-26, бывший итальянский «Ардито» (Ardito). Через две секунды другая торпеда попала в TA-30. В 04:16 TA-26 затонул с 90 членами экипажа. TA-30 ещё оставался на плаву, и в 04:28 в 600 метрах по правому борту «заметил подводную лодку, которая погрузилась в 04:31», но в 04:33 миноносец перевернулся и спустя 10 минут затонул с 20 членами экипажа.
Трагедия произошла в 17 милях к западу от Специи. Командир TA-30 капитан-лейтенант Эмиль Копка (Emil Kopka) приписал гибель миноносцев «четырёхторпедному залпу вражеской подводной лодки», однако немцы по данным радиоперехвата очень быстро определили истинных виновников — отличились американские торпедные катера 29-й эскадры.
Ближе к рассвету 15 июня PT-558, PT-552 и PT-559 лейтенанта Брюса Ван Бускирка (Bruce van Buskirk) засекли радарами «два корвета». Спустя 25 минут катера с затемнённой части горизонта незамеченными вышли на дистанцию стрельбы и выпустили по две торпеды каждый. Перед тем как скрыться, они увидели, как «головной корвет развалился от мощного взрыва», и сразу же после этого наблюдали «взрыв на другом корвете». 10 минут спустя с катеров зафиксировали стрельбу с последнего, но даже не в направлении катеров. Затем последовал ещё один взрыв, и «корабль исчез с экрана радара».
167 моряков с потопленных немецких кораблей спасли итальянские рыбаки. Направленное к месту трагедии госпитальное судно «Эрланген» (Erlangen) было неоднократно атаковано истребителями-бомбардировщиками Союзников, получило бомбовое попадание и горящим приткнулось к берегу у Сестри-Леванте. 16 июня «Эрланген» снялся с мели и ушёл в Геную.
Конец TA-25
С 17 по 20 июня французы в ходе операции «Брассар» (Brassard) овладели островом Эльба. Потеряв 500 человек убитыми и почти 2000 пленными, немцы сумели эвакуировать на материк 400 военнослужащих. По окончанию эвакуации с Эльбы порт Пьомбино был взорван. Одновременно наступающие на север войска 5-й американской армии достигли Гроссето. Таким образом, вся акватория Тирренского моря перешла под контроль союзников.
Ночью 21 июня нового успеха добилась американская 15-я эскадра торпедных катеров. В 02:12 патрулировавшие у итальянского побережья катера лейтенанта Дональда Крейга (Donald M. Craig) — PT-201, PT-204 и PT-211 — в 4 милях к западу от устья реки Арно радарами засекли цель, пересекавшую их курс в 6 милях за кормой на 14 узлах курсом 50°.
Американцы развернулись на курс 90°, приблизились к цели на 3 мили и, имея её по пеленгу 200°, в 02:29 опознали противника как «корвет, сопровождавший транспорт». В 02:33 PT-211 с 1000 ярдов выпустил две торпеды Mk.8 и две Mk.13, спустя 15 секунд флагманский PT-201 — две торпеды Mk.13, а затем PT-204 — две торпеды Mk.13. После этого катера незамеченными отошли курсом 240°. В 02:34 наблюдались два торпедных попадания и огромный столб чёрного дыма в центре корпуса немецкого «корвета».
В 02:48 PT-201 и PT-204 провели повторную атаку «транспорта», выпустив оставшиеся четыре торпеды Mk.13 с 700 ярдов, но он увеличил скорость, выполнил манёвр уклонения и избежал попаданий. PT-201 обстрелял цель из кормового «Бофорса», выпустив 48 40-мм снарядов. В 02:50 береговые батареи начали стрельбу осветительными снарядами, и американцы удалились под прикрытием дымовой завесы.
Атакованными оказались миноносцы TA-25 и TA-29, возвращавшиеся в Специю после завершения миннозаградительной операции к западу от Вада (в 11 милях к югу от Ливорно). Нападение торпедных катеров снова оказалось внезапным. TA-25 капитан-лейтенанта Фрица Айзенбергера (Fritz Eisenberger) получил две торпеды и был добит артиллерией TA-29. Погибло 60 членов экипажа.
24 июня 1944 года командир 10-й флотилии корветтен-капитан фон Гартцен был награждён Рыцарским крестом «за успешные походы в качестве командира миноносца Т-25 в Канале и Бискайском заливе и выполненные задачи в боях в Тирренском море на посту командира 10-й флотилии».
Операции июля-августа 1944 года
Начиная с 6 июля миноносцы 10-й флотилии TA-24, TA-28, TA-29 почти каждую ночь выходили в море на разведку и минные постановки, а в конце месяца три ночи подряд, 25–27 июля, они обстреливали позиции Союзников между Марина-ди-Пиза и устьем реки Арно. В этих операциях немцы несколько раз имели контакт с вражескими торпедными катерами, но потерь не понесли.
18 августа, в разгар высадки союзников на юге Франции, к действующим миноносцам флотилии присоединился TA-32 под командованием капитан-лейтенанта Эмиля Копки.
Несмотря на подавляющее превосходство англо-американских морских сил и авиации в Лигурийском море, корабли 10-й флотилии выходили в море. В ночь на 31 августа TA-32, TA-24, TA-29 и TA-31 вышли из Генуи на юг. TA-31 из-за аварии руля ушёл в Специю, а остальные миноносцы обстреляли американские войска в устье реки Серкьо, выпустив с 04:09 по 04:16 206 105-мм снарядов, после чего пришли в Специю. Ночью 1 сентября все четыре миноносца перешли из Специи в Геную, оставаясь там в готовности к выходу.
Налёт на Геную 4 сентября
С активностью надводных кораблей кригсмарине в Лигурийском море союзники покончили старым проверенным способом — ударом тяжёлых бомбардировщиков.
В 12:50–14:10 4 сентября на гавань Генуи совершили налёт 144 «Летающие Крепости» 15-й воздушной армии ВВС США, сбросив 490 тонн бомб. Главными целями стали база подводных лодок, верфи и доки. Под градом бомб погибли TA-28 (ремонтировался в доке) и TA-33 (недостроенный итальянский «Корсаро» (Corsaro), проводил испытания котлов), четыре экс-итальянские подводные лодки, охотник Uj-6085, а также множество более мелких кораблей и судов. Многие корабли были серьёзно повреждены, сильно пострадали ремонтные и судостроительные мощности Генуи. Погибло более 100 военнослужащих кригсмарине. Заодно американцы накрыли и жилые кварталы города, где погибло более 300 мирных жителей.
После этого разгрома в 10-й флотилии осталось только три миноносца — TA-24, TA-29 и TA-32. Числившийся в действующих миноносец TA-31, некогда бывший итальянским эсминцем «Дардо» (Dardo), окончательно стал на прикол. Он вошёл в строй 17 июня с крайне изношенными машинами и в составе кригсмарине успел совершить всего два выхода в море.
Бой у Империи
Вечером 1 октября 1944 года фон Гартцен с миноносцами TA-24, TA-29 и TA-32 покинул Геную с задачей выставить минное поле у Сан-Ремо; TA-32 нёс 76 мин, TA-29 — 22 мины. Миновав Империю, в 00:20 2 октября немцы неожиданно попали под обстрел со стороны моря, причём противник сразу накрыл головные миноносцы. По приказу фон Гартцена соединение выполнило манёвр уклонения, но при этом TA-29 протаранил флагманский TA-24.
После этого о выполнении задания не могло быть и речи — немцы развернулись и направились назад в Геную. Ответный огонь ими был открыт только в 00:35, причём они претендовали на два прямых попадания во вражеский корабль; торпедами не стреляли из-за большой дистанции. В 03:15 миноносцы вернулись на базу. Немцы опознали противника как «французский большой эсминец или лёгкий крейсер с тремя двухорудийными башнями и двумя трубами».
На самом деле противником 10-й флотилии оказался патрулировавший этой ночью у Сан-Ремо американский эсминец «Гливз» (USS Gleaves). В 00:13 (23:13 по Гринвичу) он заметил радаром «три вражеских судна, движущихся вдоль побережья», развернулся на параллельный курс и взял цели под обстрел. Ответный огонь немцев американец принял за стрельбу береговых батарей. Потеряв противника на радаре, он в 00:39 вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой. Эсминец выпустил 88 127-мм снарядов, в том числе восемь осветительных, заявив «два судна потопленными и одно отогнанным в Геную в повреждённом состоянии».
До конца года 10-я флотилия совершила ещё несколько выходов в море. В ноябре её командиром стал корветтен-капитан Франц Буркхардт (Franz Burkhardt).
Бой 18 марта 1945 года
В 1945 году 10-я флотилия совершила считанные вылазки. Ночью 5 января TA-24 отметился разведывательным выходом в Лигурийское море. На 10 января была запланирована операция по обстрелу порта Кальви на Корсике тремя миноносцами, но из-за крепчающего северного ветра и плохой видимости её отменили.
В марте 10-я флотилия совершила последний выход в море. Вечером 17 марта последние три боеспособных миноносца флотилии — TA-24 с командиром флотилии корветтен-капитаном Буркхардтом на борту, TA-29 и TA-32 — вышли из Генуи на активную минную постановку к северо-западу от Корсики. Все три корабля были оснащены радарами, но по приказу командира флотилии их выключили, чтобы избежать обнаружения приёмниками излучения. «Заграждение было выставлено согласно плану», но на обратном пути в 03:10 18 марта миноносцы «были взяты в клещи четырьмя вражескими эсминцами и канонерскими лодками».
Огонь вёлся «с 3–4 км с левого борта и 7–8 км с правого борта». Немцы отстреливались из всех стволов, «наблюдая попадания во вражеские эсминцы… после трёхторпедного залпа с TA-24 наблюдалось два взрыва у вражеского эсминца». В 03:18 TA-29 после заметных попаданий в левый борт снизил скорость и осел кормой. TA-32 «из-за отказа руля сделал три круга на полном ходу, наблюдая при этом два вражеских трёхторпедных залпа». Поскольку контакт со своим отрядом был потерян, капитан-лейтенант Копка, восстановив управление, направился в Геную. У TA-32 боевых повреждений и потерь в экипаже не было, но «котельная вышла из строя из-за лопнувшей трубки».
Береговой радар союзников в Ливорно обнаружил немецкие корабли, когда они находились в 20 милях севернее мыса Корс. С 16 марта в Генуэзском заливе, расположившись на позициях в 50 милях друг от друга, патрулировали четыре эсминца 3-й флотилии — французские «Баск» (Basque) и «Темпет» (Tempête) и британские «Метеор» (HMS Meteor) и «Лукаут» (HMS Lookout). К 01:45 18 марта все они, кроме «Метеора», получили сообщение о противнике.
Старший офицер патруля командир «Темпета» капитан-де-фрегат Андре Мораццани (André L.J.M. Morazzani) приказал ближайшим к противнику британским эсминцам следовать на перехват. Командир «Лукаута» лейтенант-коммандер Дерик Хетерингтон (Derick H.F. Hetherington) проинформировал своего коллегу на «Метеоре» лейтенант-коммандера Ричарда Панкхерста (Richard D.H.S. Pankhurst) о совместных действиях и полным ходом устремился в северо-восточном направлении. Сам Мораццани направился на юго-восток, чтобы прикрыть приближающийся к мысу Корс войсковой конвой в случае, если немцы повернут в этом направлении. К тому времени, когда выяснилось, что угрозы конвою нет, французы были слишком далеко, чтобы принять участие в бою.
Ночь была очень тёмная, с низкой облачностью. В 03:01 «Лукаут» установил с противником радиолокационный контакт — колонна миноносцев в порядке TA-24 — TA-29 — TA-32 следовала северо-западнее на 20 узлах. В 03:10 в 34 милях юго-западнее Специи британский эсминец открыл огонь с 5000 ярдов по двум головным миноносцам. Двумя минутами позже он лёг на параллельный немцам курс и выпустил торпеды, прошедшие мимо цели.
«Лукаут», стреляя по целеуказаниям радара, быстро добился попаданий в TA-24 и TA-29. В 03:18 TA-29 капитан-лейтенанта Вольфганга Шмидта-Тройе (Wolfgang Schmidt-Troje) снизил скорость. Другие два немецких корабля скрылись, и «Лукаут» сосредоточился на повреждённом миноносце. Он принялся кружить вокруг TA-29, расстреливая его с дистанции 2000 ярдов. Немец отвечал из всех стволов, но единственное повреждение «Лукаут» получил от очереди 20-мм снарядов, попавшей в дымовые буи и вызвавшей небольшой пожар. В 04:20 TA-29 затонул, получив более 40 попаданий. Несмотря на интенсивность обстрела, на нём погибло только 20 человек. К концу дня англичане сняли с лодок и плотов 125 немецких моряков.
В 03:28 «Метеор» изменил курс на юго-юго-восток, на сближение с противником. В 03:52 на дистанции 12 300 ярдов он установил радиолокационный контакт со следовавшими раздельно на север двумя немецкими кораблями. Сблизившись до 8000 ярдов, эсминец открыл огонь по TA-24 и почти сразу попал в него. Несколькими минутами позже он произвёл торпедный залп и добился одного попадания в левый борт миноносца. В 04:05 TA-24 взорвался и затонул. «Метеор» спас 119 выживших, включая корветтен-капитана Буркхардта. Из экипажа миноносца погибло 30 человек, в том числе и его командир капитан-лейтенант Эрнст Дерешевиц (Ernst Dereschewitz).
После этого разгрома флотилию из одного действующего миноносца возглавил капитан-лейтенант Эмиль Копка. Впрочем, дни соединения были уже сочтены: 24 апреля при приближении наступающих войск Союзников к Генуе в числе других кораблей в порту были взорваны TA-32 и TA-31. С их гибелью завершилась история 10-й флотилии миноносцев.
Автор благодарит Игоря Борисенко и Мирослава Морозова за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- Wirich von Gartzen. The Flotilla. Extraordinary Naval Warfare of German Mediterranean Torpedo Boats — Koehler, Herford, 1982
- Robert J. Bulkley. At Close Quarters: PT Boats in the United States Navy — Independently published, 1962
- War Diary: German Naval Staff (Operations Division) — US Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- http://tsushima.su
- https://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.