• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    34

    Недолгая жизнь, невеликая слава

    • ВМВ
    • флот
    • США
    • Германия
    • Великобритания
    • Италия
    Сергей Марченко
    30 January '22

    Одним из результатов немецкой операции «Ось» (Achse) по оккупации Италии и нейтрализации её вооружённых сил, проведённой в сентябре 1943 года, стал захват в гаванях Лигурийского моря множества боевых кораблей итальянского флота. Некоторые из них стояли на ремонте или нуждались нём, и поэтому не смогли сбежать к Союзникам, другие находились в постройке. Поскольку собственные морские силы немцев в Лигурийском и Тирренском морях были совершенно ничтожными, они немедленно провели ревизию захваченных кораблей на предмет использования. Из крупных боевых кораблей подходящими были признаны восемь современных миноносцев и три эсминца, которые, впрочем, требовали завершения ремонта или достройки.

    Создание флотилии

    Вступающие в строй экс-итальянские эсминцы и миноносцы получали аббревиатуру TA (Torpedoboot Ausland — «иностранный миноносец») и зачислялись в состав 3-й эскортной флотилии. Первым в состав кригсмарине был принят TA-24 — бывший миноносец «Артуро» (Arturo) типа «Ариэте» (Ariete), достроенный в Генуе 4 октября. В ноябре он под прикрытием шнелльботов 3-й и 7-й флотилий провёл шесть минных постановок.

    В декабре к нему присоединился TA-23. В этом месяце миноносцы приняли участие в шести миннозаградительных операциях, а в ночь на 17 декабря после установки минного поля впервые обстреляли Бастию.

    В ночь на 19 декабря TA-23 и TA-24 у Корсики провели миннозаградительную операцию, но затем близ Бастии были перехвачены катерами PT-210, PT-214, PT-208 и PT-206. Американцы взяли миноносцы в клещи. PT-208 и PT-206 выпустили семь торпед, но промахнулись. Немцы начали отход на восток, а PT-210 и PT-214 преследовали их, отжимая на патруль у Эльбы. В миле от северного побережья острова миноносцы попали в засаду — британские артиллерийские катера MGB-659 и MGB-663 взяли их под обстрел, PT-209 и MTB-655 атаковали с севера, а PT-210 и PT-214 — с запада, однако все выпущенные торпеды прошли мимо, и миноносцы благополучно скрылись.

    ​Оперативная зона 10-й флотилии миноносцев кригсмарине - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Оперативная зона 10-й флотилии миноносцев кригсмарине

    В январе 1944 года из экс-итальянских миноносцев 3-й эскортной флотилии (TA-23, TA-24, TA-25, TA-26) была сформирована 10-я флотилия миноносцев, которая оперативно подчинялась командованию кригсмарине в Италии. Её операционной зоной стали Лигурийское и Тирренское моря, задачами — эскортирование, разведка, постановка минных заграждений и поддержка сухопутных войск в прибрежной полосе. Первым командиром флотилии стал корветтен-капитан Вирих фон Гартцен (Wirich von Gartzen).

    Едва оформившись организационно, флотилия приступила к активным действиям.

    В феврале были успешно выполнены четыре минные постановки и ещё одну сорвали американские торпедные катера. В 22:20 18 февраля следовавшие на установку мин 4 миноносца в 14 милях к западу от Чивитавеккьи были неожиданно накрыты ракетными залпами, причём TA-28 — бывший итальянский «Ригель» (Rigel) — получил попадание невзорвавшейся ракетой в котельное отделение и снизил скорость. После очередного накрытия миноносцы повернули назад. Отличились вооружённые ракетами американские PT-211, PT-203 и PT-202 15-й эскадры торпедных катеров, которые, впрочем, полагали, что безуспешно атаковали конвой.

    Кроме того, флотилия провела операцию «Щелкунчик» (Nussknacker). Пять ночей подряд, с 14 по 19 февраля, миноносцы обстреливали гавань Бастии. Противодействие им было оказано только ночью на 18 февраля, когда торпедные катера PT-211, PT-203 и PT-202 попытались перехватить два миноносца, приближающихся к Бастии с севера. В ходе более чем двухчасового преследования катера выпустили пять торпед, но затем отстали из-за штормовых повреждений.

    В марте активность немецких миноносцев снизилась. Значимых операций с их участием было две — в ночь на 2 марта TA-24 и TA-28 обстреляли гавань Бастии и выпустили по входу в неё четыре торпеды. Ночью на 23 марта TA-28 и недавно вступивший в строй TA-29 — бывший «Эридано» (Eridano) — провели отвлекающую вылазку к острову Капрейра, благодаря чему четыре раумбота 11-й флотилии беспрепятственно установили минное поле у восточного побережья Корсики.

    Потеря TA-23

    В апреле 10-й флотилия провела девять миннозаградительных операций, в основном в водах у острова Эльба, а в 23:00 22 апреля тремя миноносцами в очередной раз обстреляла гавань Бастии, чтобы снизить активность действующих оттуда американских торпедных катеров. В этом же месяце флотилия понесла первую потерю.

    В 20:00 24 апреля соединение в составе TA-23, TA-26 и TA-29 вышло из Специи для проведения миннозаградительной операции у острова Капрайя. Ещё на подходе к месту установки мин немцы были замечены береговым радаром с Корсики. Около 01:30 25 апреля корабли 10-й флотилии приступили к минированию, которое завершили в течение 12 минут. В 01:45 под килем TA-23 взорвалась мина заграждения, выставленного ранее миноносцем итальянских королевских ВМС «Сирио» (Sirio).

    ​Немецкий миноносец TA-23, экс-итальянский «Импавидо» (Impavido) - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Немецкий миноносец TA-23, экс-итальянский «Импавидо» (Impavido)

    TA-26 попытался отбуксировать подбитого товарища, однако в 02:27 вынужден был бросить конец. В 02:57 немцы начали повторно заводить буксир другим способом — и с TA-23, и с TA-26. В ходе этой операции миноносцы были атакованы наведёнными с берега торпедными катерами PT-212, PT-202 и PT-213 лейтенанта Эдвина Дюбоза (Edwin A. DuBose), которые возвращались в Бастию после рейда к тосканскому побережью. Американцы с 1700 ярдов безуспешно выпустили четыре торпеды, после чего отступили под интенсивным обстрелом.

    TA-23 принял так много воды, что с приближением рассвета его решили оставить. В 06:32 буксировочные концы были брошены, экипаж покинул корабль. В 06:45 TA-29 выстрелил в пострадавший миноносец две торпеды. Обе попали, причём взрыв второй вызвал детонацию в погребе боеприпасов и немедленную гибель корабля.

    В мае 10-я флотилия провела четыре миннозаградительные операции и два разведывательных выхода в Лигурийское море. При этом ночью на 31 мая TA-29 и TA-30 у Лигурийского побережья были перехвачены американскими катерами PT-304, PT-306 и PT-307, однако первые два отстрелялись торпедами неудачно, а последний был подбит огнём немцев и едва сумел скрыться.

    Гибель TA-27

    В июне миноносцы 10-й флотилии продолжили минировать воды острова Эльба. В ночь на 9 июня миноносцы TA-27 и TA-30 провели миннозаградительную операцию северо-западнее Эльбы. Выставив мины, в 04:20 9 июня они стали на якорь на рейде Портоферрайо. На TA-27 — бывшем итальянском миноносце «Аурига» (Auriga) — погасили топки, большая часть экипажа, включая почти всех артиллеристов, покинула борт. Эта потрясающая беспечность не осталась безнаказанной.

    Первая воздушная тревога прозвучала в 09:10, когда «два истребителя-бомбардировщика пролетели мимо на высоте 3000–4000 метров». В 14:20 на подлёте с кормы были замечены пять «Спитфайров». При открытии огня с берега два из них отвернули и атаковали зенитную батарею, остальные три спикировали с высоты примерно 1500 метров на TA-27. Во время пикирования самолёты вели обстрел из бортового оружия и «сбросили по две бомбы, каждая из которых взорвалась в 2–4 метрах от правого борта». Котельное отделение №1 и машинное отделение №1 миноносца наполнились смешанной с топливом водой, 13 человек было ранено.

    ​P-47 «Тандерболт» из состава 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. Корсика, 1944 год - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    P-47 «Тандерболт» из состава 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. Корсика, 1944 год

    В действительности атаку провели истребители-бомбардировщики «Тандерболт» 64-й эскадрильи 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. Лётчики зафиксировали одно прямое «попадание в эсминец с ослепляющей вспышкой и столбом белого дыма, поднявшийся на высоту 500 футов», а также два близких разрыва.

    Командир миноносца капитан-лейтенант Тило-Леберехт фон Трота (Thilo-Leberecht von Trotha) не мог предпринять мер по буксированию — в порту был всего один буксир, да и тот без команды — и остался на берегу «ожидать второго налёта», который не задержался. В 14:50 последовала атака «восьми истребителей-бомбардировщиков с левого борта». Снова началось с пулемётного обстрела, за которым последовал сброс бомб, две из которых взорвались под кормой миноносца и подбросили её вверх так, что кормовая часть надломилась.

    На этот раз отличились P-47 65-й эскадрильи 57-й истребительной авиагруппы. Пока восемь машин атаковали зенитные батареи, остальные четыре занялись «дымящимся небольшим эсминцем». Лейтенант Герберт Томас (Herbert M. Thomas) с пикирования обстрелял цель и «уложил три бомбы у её правого борта».

    Немцы подумывали с помощью TA-30 отбуксировать пострадавший корабль в Специю, но в 19:00 его корма осела настолько, что этот вариант пришлось оставить. В 21:45, когда крен TA-27 достиг 15° на левый борт, подошёл TA-30. Началась буксировка. В 23:15 TA-27 пришвартовали носом к пирсу Рокка, после чего TA-30 попытался подвести к пирсу и корму, но в 23:53 TA-27 внезапно перевернулся на левый борт и лёг на пирс. На корабле начался пожар, взорвались несколько снарядов в кранцах. TA-30 немедленно отошёл, а капитан-лейтенант фон Трота приказал снять с корабля флаг и вымпел.

    Трагедия TA-26 и TA-30

    Несмотря на потерю TA-27, 10-я флотилия продолжала активную деятельность. Последовали разведывательные выходы в Лигурийское море, затем миннозаградительная операция. После полуночи 15 июня миноносцы TA-26 и TA-30 выставили севернее острова Горгона минное поле и возвращались на базу, когда в 04:14 торпеда попала в TA-26, бывший итальянский «Ардито» (Ardito). Через две секунды другая торпеда попала в TA-30. В 04:16 TA-26 затонул с 90 членами экипажа. TA-30 ещё оставался на плаву, и в 04:28 в 600 метрах по правому борту «заметил подводную лодку, которая погрузилась в 04:31», но в 04:33 миноносец перевернулся и спустя 10 минут затонул с 20 членами экипажа.

    Трагедия произошла в 17 милях к западу от Специи. Командир TA-30 капитан-лейтенант Эмиль Копка (Emil Kopka) приписал гибель миноносцев «четырёхторпедному залпу вражеской подводной лодки», однако немцы по данным радиоперехвата очень быстро определили истинных виновников — отличились американские торпедные катера 29-й эскадры.

    ​Немецкий миноносец TA-30, экс-итальянский «Драгоне» (Dragone) - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Немецкий миноносец TA-30, экс-итальянский «Драгоне» (Dragone)

    Ближе к рассвету 15 июня PT-558, PT-552 и PT-559 лейтенанта Брюса Ван Бускирка (Bruce van Buskirk) засекли радарами «два корвета». Спустя 25 минут катера с затемнённой части горизонта незамеченными вышли на дистанцию стрельбы и выпустили по две торпеды каждый. Перед тем как скрыться, они увидели, как «головной корвет развалился от мощного взрыва», и сразу же после этого наблюдали «взрыв на другом корвете». 10 минут спустя с катеров зафиксировали стрельбу с последнего, но даже не в направлении катеров. Затем последовал ещё один взрыв, и «корабль исчез с экрана радара».

    167 моряков с потопленных немецких кораблей спасли итальянские рыбаки. Направленное к месту трагедии госпитальное судно «Эрланген» (Erlangen) было неоднократно атаковано истребителями-бомбардировщиками Союзников, получило бомбовое попадание и горящим приткнулось к берегу у Сестри-Леванте. 16 июня «Эрланген» снялся с мели и ушёл в Геную.

    Конец TA-25

    С 17 по 20 июня французы в ходе операции «Брассар» (Brassard) овладели островом Эльба. Потеряв 500 человек убитыми и почти 2000 пленными, немцы сумели эвакуировать на материк 400 военнослужащих. По окончанию эвакуации с Эльбы порт Пьомбино был взорван. Одновременно наступающие на север войска 5-й американской армии достигли Гроссето. Таким образом, вся акватория Тирренского моря перешла под контроль союзников.

    Ночью 21 июня нового успеха добилась американская 15-я эскадра торпедных катеров. В 02:12 патрулировавшие у итальянского побережья катера лейтенанта Дональда Крейга (Donald M. Craig) — PT-201, PT-204 и PT-211 — в 4 милях к западу от устья реки Арно радарами засекли цель, пересекавшую их курс в 6 милях за кормой на 14 узлах курсом 50°.

    Американцы развернулись на курс 90°, приблизились к цели на 3 мили и, имея её по пеленгу 200°, в 02:29 опознали противника как «корвет, сопровождавший транспорт». В 02:33 PT-211 с 1000 ярдов выпустил две торпеды Mk.8 и две Mk.13, спустя 15 секунд флагманский PT-201 — две торпеды Mk.13, а затем PT-204 — две торпеды Mk.13. После этого катера незамеченными отошли курсом 240°. В 02:34 наблюдались два торпедных попадания и огромный столб чёрного дыма в центре корпуса немецкого «корвета».

    ​Немецкий миноносец TA-25, экс-итальянский «Интрепидо» (Intrepido) - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Немецкий миноносец TA-25, экс-итальянский «Интрепидо» (Intrepido)

    В 02:48 PT-201 и PT-204 провели повторную атаку «транспорта», выпустив оставшиеся четыре торпеды Mk.13 с 700 ярдов, но он увеличил скорость, выполнил манёвр уклонения и избежал попаданий. PT-201 обстрелял цель из кормового «Бофорса», выпустив 48 40-мм снарядов. В 02:50 береговые батареи начали стрельбу осветительными снарядами, и американцы удалились под прикрытием дымовой завесы.

    Атакованными оказались миноносцы TA-25 и TA-29, возвращавшиеся в Специю после завершения миннозаградительной операции к западу от Вада (в 11 милях к югу от Ливорно). Нападение торпедных катеров снова оказалось внезапным. TA-25 капитан-лейтенанта Фрица Айзенбергера (Fritz Eisenberger) получил две торпеды и был добит артиллерией TA-29. Погибло 60 членов экипажа.

    24 июня 1944 года командир 10-й флотилии корветтен-капитан фон Гартцен был награждён Рыцарским крестом «за успешные походы в качестве командира миноносца Т-25 в Канале и Бискайском заливе и выполненные задачи в боях в Тирренском море на посту командира 10-й флотилии».

    Операции июля-августа 1944 года

    Начиная с 6 июля миноносцы 10-й флотилии TA-24, TA-28, TA-29 почти каждую ночь выходили в море на разведку и минные постановки, а в конце месяца три ночи подряд, 25–27 июля, они обстреливали позиции Союзников между Марина-ди-Пиза и устьем реки Арно. В этих операциях немцы несколько раз имели контакт с вражескими торпедными катерами, но потерь не понесли.

    18 августа, в разгар высадки союзников на юге Франции, к действующим миноносцам флотилии присоединился TA-32 под командованием капитан-лейтенанта Эмиля Копки.

    ​Немецкий миноносец TA-32. Когда-то это был югославский эсминец «Дубровник» (Dubrovnik), который позднее был захвачен итальянцами и получил имя «Премуда» (Premuda) - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Немецкий миноносец TA-32. Когда-то это был югославский эсминец «Дубровник» (Dubrovnik), который позднее был захвачен итальянцами и получил имя «Премуда» (Premuda)

    Несмотря на подавляющее превосходство англо-американских морских сил и авиации в Лигурийском море, корабли 10-й флотилии выходили в море. В ночь на 31 августа TA-32, TA-24, TA-29 и TA-31 вышли из Генуи на юг. TA-31 из-за аварии руля ушёл в Специю, а остальные миноносцы обстреляли американские войска в устье реки Серкьо, выпустив с 04:09 по 04:16 206 105-мм снарядов, после чего пришли в Специю. Ночью 1 сентября все четыре миноносца перешли из Специи в Геную, оставаясь там в готовности к выходу.

    Налёт на Геную 4 сентября

    С активностью надводных кораблей кригсмарине в Лигурийском море союзники покончили старым проверенным способом — ударом тяжёлых бомбардировщиков.

    В 12:50–14:10 4 сентября на гавань Генуи совершили налёт 144 «Летающие Крепости» 15-й воздушной армии ВВС США, сбросив 490 тонн бомб. Главными целями стали база подводных лодок, верфи и доки. Под градом бомб погибли TA-28 (ремонтировался в доке) и TA-33 (недостроенный итальянский «Корсаро» (Corsaro), проводил испытания котлов), четыре экс-итальянские подводные лодки, охотник Uj-6085, а также множество более мелких кораблей и судов. Многие корабли были серьёзно повреждены, сильно пострадали ремонтные и судостроительные мощности Генуи. Погибло более 100 военнослужащих кригсмарине. Заодно американцы накрыли и жилые кварталы города, где погибло более 300 мирных жителей.

    После этого разгрома в 10-й флотилии осталось только три миноносца — TA-24, TA-29 и TA-32. Числившийся в действующих миноносец TA-31, некогда бывший итальянским эсминцем «Дардо» (Dardo), окончательно стал на прикол. Он вошёл в строй 17 июня с крайне изношенными машинами и в составе кригсмарине успел совершить всего два выхода в море.

    Бой у Империи

    Вечером 1 октября 1944 года фон Гартцен с миноносцами TA-24, TA-29 и TA-32 покинул Геную с задачей выставить минное поле у Сан-Ремо; TA-32 нёс 76 мин, TA-29 — 22 мины. Миновав Империю, в 00:20 2 октября немцы неожиданно попали под обстрел со стороны моря, причём противник сразу накрыл головные миноносцы. По приказу фон Гартцена соединение выполнило манёвр уклонения, но при этом TA-29 протаранил флагманский TA-24.

    После этого о выполнении задания не могло быть и речи — немцы развернулись и направились назад в Геную. Ответный огонь ими был открыт только в 00:35, причём они претендовали на два прямых попадания во вражеский корабль; торпедами не стреляли из-за большой дистанции. В 03:15 миноносцы вернулись на базу. Немцы опознали противника как «французский большой эсминец или лёгкий крейсер с тремя двухорудийными башнями и двумя трубами».

    ​Американский эсминец «Гливз» - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Американский эсминец «Гливз»

    На самом деле противником 10-й флотилии оказался патрулировавший этой ночью у Сан-Ремо американский эсминец «Гливз» (USS Gleaves). В 00:13 (23:13 по Гринвичу) он заметил радаром «три вражеских судна, движущихся вдоль побережья», развернулся на параллельный курс и взял цели под обстрел. Ответный огонь немцев американец принял за стрельбу береговых батарей. Потеряв противника на радаре, он в 00:39 вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой. Эсминец выпустил 88 127-мм снарядов, в том числе восемь осветительных, заявив «два судна потопленными и одно отогнанным в Геную в повреждённом состоянии».

    До конца года 10-я флотилия совершила ещё несколько выходов в море. В ноябре её командиром стал корветтен-капитан Франц Буркхардт (Franz Burkhardt).

    Бой 18 марта 1945 года

    В 1945 году 10-я флотилия совершила считанные вылазки. Ночью 5 января TA-24 отметился разведывательным выходом в Лигурийское море. На 10 января была запланирована операция по обстрелу порта Кальви на Корсике тремя миноносцами, но из-за крепчающего северного ветра и плохой видимости её отменили.

    В марте 10-я флотилия совершила последний выход в море. Вечером 17 марта последние три боеспособных миноносца флотилии — TA-24 с командиром флотилии корветтен-капитаном Буркхардтом на борту, TA-29 и TA-32 — вышли из Генуи на активную минную постановку к северо-западу от Корсики. Все три корабля были оснащены радарами, но по приказу командира флотилии их выключили, чтобы избежать обнаружения приёмниками излучения. «Заграждение было выставлено согласно плану», но на обратном пути в 03:10 18 марта миноносцы «были взяты в клещи четырьмя вражескими эсминцами и канонерскими лодками».

    ​Немецкий миноносец TA-24, бывший итальянский «Артуро» - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Немецкий миноносец TA-24, бывший итальянский «Артуро»

    Огонь вёлся «с 3–4 км с левого борта и 7–8 км с правого борта». Немцы отстреливались из всех стволов, «наблюдая попадания во вражеские эсминцы… после трёхторпедного залпа с TA-24 наблюдалось два взрыва у вражеского эсминца». В 03:18 TA-29 после заметных попаданий в левый борт снизил скорость и осел кормой. TA-32 «из-за отказа руля сделал три круга на полном ходу, наблюдая при этом два вражеских трёхторпедных залпа». Поскольку контакт со своим отрядом был потерян, капитан-лейтенант Копка, восстановив управление, направился в Геную. У TA-32 боевых повреждений и потерь в экипаже не было, но «котельная вышла из строя из-за лопнувшей трубки».

    Береговой радар союзников в Ливорно обнаружил немецкие корабли, когда они находились в 20 милях севернее мыса Корс. С 16 марта в Генуэзском заливе, расположившись на позициях в 50 милях друг от друга, патрулировали четыре эсминца 3-й флотилии — французские «Баск» (Basque) и «Темпет» (Tempête) и британские «Метеор» (HMS Meteor) и «Лукаут» (HMS Lookout). К 01:45 18 марта все они, кроме «Метеора», получили сообщение о противнике.

    Старший офицер патруля командир «Темпета» капитан-де-фрегат Андре Мораццани (André L.J.M. Morazzani) приказал ближайшим к противнику британским эсминцам следовать на перехват. Командир «Лукаута» лейтенант-коммандер Дерик Хетерингтон (Derick H.F. Hetherington) проинформировал своего коллегу на «Метеоре» лейтенант-коммандера Ричарда Панкхерста (Richard D.H.S. Pankhurst) о совместных действиях и полным ходом устремился в северо-восточном направлении. Сам Мораццани направился на юго-восток, чтобы прикрыть приближающийся к мысу Корс войсковой конвой в случае, если немцы повернут в этом направлении. К тому времени, когда выяснилось, что угрозы конвою нет, французы были слишком далеко, чтобы принять участие в бою.

    ​Слева направо: капитан-лейтенант Эрнст Дерешевиц, корветтен-капитан Франц Буркхардт, капитан-лейтенант Эмиль Копка и капитан-лейтенант Вольфганг Шмидт-Тройе - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Слева направо: капитан-лейтенант Эрнст Дерешевиц, корветтен-капитан Франц Буркхардт, капитан-лейтенант Эмиль Копка и капитан-лейтенант Вольфганг Шмидт-Тройе

    Ночь была очень тёмная, с низкой облачностью. В 03:01 «Лукаут» установил с противником радиолокационный контакт — колонна миноносцев в порядке TA-24 — TA-29 — TA-32 следовала северо-западнее на 20 узлах. В 03:10 в 34 милях юго-западнее Специи британский эсминец открыл огонь с 5000 ярдов по двум головным миноносцам. Двумя минутами позже он лёг на параллельный немцам курс и выпустил торпеды, прошедшие мимо цели.

    «Лукаут», стреляя по целеуказаниям радара, быстро добился попаданий в TA-24 и TA-29. В 03:18 TA-29 капитан-лейтенанта Вольфганга Шмидта-Тройе (Wolfgang Schmidt-Troje) снизил скорость. Другие два немецких корабля скрылись, и «Лукаут» сосредоточился на повреждённом миноносце. Он принялся кружить вокруг TA-29, расстреливая его с дистанции 2000 ярдов. Немец отвечал из всех стволов, но единственное повреждение «Лукаут» получил от очереди 20-мм снарядов, попавшей в дымовые буи и вызвавшей небольшой пожар. В 04:20 TA-29 затонул, получив более 40 попаданий. Несмотря на интенсивность обстрела, на нём погибло только 20 человек. К концу дня англичане сняли с лодок и плотов 125 немецких моряков.

    ​Британский эсминец «Метеор» - Недолгая жизнь, невеликая слава | Warspot.ru
    Британский эсминец «Метеор»

    В 03:28 «Метеор» изменил курс на юго-юго-восток, на сближение с противником. В 03:52 на дистанции 12 300 ярдов он установил радиолокационный контакт со следовавшими раздельно на север двумя немецкими кораблями. Сблизившись до 8000 ярдов, эсминец открыл огонь по TA-24 и почти сразу попал в него. Несколькими минутами позже он произвёл торпедный залп и добился одного попадания в левый борт миноносца. В 04:05 TA-24 взорвался и затонул. «Метеор» спас 119 выживших, включая корветтен-капитана Буркхардта. Из экипажа миноносца погибло 30 человек, в том числе и его командир капитан-лейтенант Эрнст Дерешевиц (Ernst Dereschewitz).

    После этого разгрома флотилию из одного действующего миноносца возглавил капитан-лейтенант Эмиль Копка. Впрочем, дни соединения были уже сочтены: 24 апреля при приближении наступающих войск Союзников к Генуе в числе других кораблей в порту были взорваны TA-32 и TA-31. С их гибелью завершилась история 10-й флотилии миноносцев.

    Автор благодарит Игоря Борисенко и Мирослава Морозова за помощь в работе над статьёй.


    Источники и литература:

    1. Wirich von Gartzen. The Flotilla. Extraordinary Naval Warfare of German Mediterranean Torpedo Boats — Koehler, Herford, 1982
    2. Robert J. Bulkley. At Close Quarters: PT Boats in the United States Navy — Independently published, 1962
    3. War Diary: German Naval Staff (Operations Division) — US Office of Naval Intelligence, 1948–1955
    4. http://tsushima.su
    5. https://www.forum-marinearchiv.de

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Итальянцы, ставшие немцами на Warspot.ru
    Итальянцы, ставшие немцами
    Поделиться
    • 6
    • 156
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Кровавый след югославского «Дракона» на Warspot.ru
    Кровавый след югославского «Дракона»
    Несчастливая от начала и до конца на Warspot.ru
    Несчастливая от начала и до конца
    Песни Warspot: ода президенту Кеннеди на Warspot.ru
    Песни Warspot: ода президенту Кеннеди
    Рождественская сказка для робинзонов вермахта на Warspot.ru
    Рождественская сказка для робинзонов вермахта
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google