В январе-мае 1941 года через Средиземное море непрерывно шли конвои с войсками, техникой и снабжением для итальянской армии в Ливии и немецкого Африканского корпуса. С января по апрель из отправленных из Италии 321 259 тонн грузов и 73 991 военнослужащего в Триполи прибыло соответственно 302 482 тонн и 71 881 человек (94% и 97% соответственно). Чтобы остановить этот поток, британцам нужно было иметь на Мальте сильные соединения ударной авиации и кораблей.
Первые успехи
Поначалу необходимые для обороны аэродромов и портов острова с воздуха истребители «Харрикейн» были задействованы в метрополии, но при первой же возможности истребители выделили, и авианосцы возобновили их переброску на Мальту — так, 3 апреля на аэродром Халь-Фар с палубы «Арк Ройяла» (HMS Ark Royal) перелетело 12 «Харрикейнов» Mk.II. С этого момента доставки истребителей стали регулярными.
11 апреля в Ла-Валетту для постоянного базирования из Александрии пришли четыре эсминца 14-й флотилии кэптена Филиппа Мака (Philip J. Mack). Кроме того, для поддержки операций флота в Центральном Средиземноморье было решено развернуть на Мальте отряд бомбардировщиков «Бленхейм» 2-й бомбардировочной группы, с конца февраля атаковавшей морские цели в Северном море и в Ла-Манше.
Обычное вооружение этих самолётов в противокорабельном вылете состояло из четырёх 250-фунтовых (113-кг) полубронебойных бомб с 11-секундной задержкой взрывателей. При этом, поскольку на практике выяснилось, что «Бленхеймы» не способны поражать суда с горизонтального полёта или пикирования, их пилоты с апреля 1941 года перешли к топмачтовому бомбометанию с 50 футов — с этой высоты они обычно выполняли штурмовку наземных целей на континенте. Так как инициатива вылилась в значительное увеличение количества поражённых целей, она была узаконена приказом по 2-й бомбардировочной группе от 30 мая.
27 апреля с «Арк Ройяла» на аэродром Та-Кали перелетели ещё 23 «Харрикейна», и в этот же день из Гибралтара на аэродром Лука прилетели шесть «Бленхеймов» 21-й эскадрильи. 1 мая эти самолёты начали атаки судов в море, а уже 11 мая отбыли назад в Англию. В четырёх операциях против вражеского судоходства (11 самолётовылетов) эскадрилья задекларировала пять транспортов и один эсминец потопленными, один транспорт — как возможно потопленный, а одно судно и один эсминец — как повреждённые, что итальянскими документами не подтверждается.
16 мая на Мальте приземлились пять «Бленхеймов» 139-й эскадрильи. Уже 18 мая они провели первый поиск вражеского конвоя. С 25 мая к ним присоединился флайт 82-й эскадрильи (остальные самолёты перебазировались 18 июня). Вскоре пришёл и первый успех.
Утром 27 мая разведчик «Мэриленд» из 69-й эскадрильи обнаружил в 80 милях к востоку от Мальты конвой Неаполь — Триполи из шести судов в сопровождении трёх эсминцев и пяти миноносцев. Около 13:00, когда воздушное прикрытие конвоя отсутствовало, итальянцы заметили самолёты, идущие на встречном курсе на высоте 10–20 метров. Это были вылетевшие с Мальты пять «Бленхеймов» из 82-й и 139-й эскадрилий, атаковавшие на бреющем колонну судов «Фоскарини» (Foscarini) — «Барбариго» (Barbarigo) — «Венье» (Venier). Бой продолжался всего три минуты: два самолёта 82-й эскадрильи сбили зенитчики, но пароход «Венье» получил попадание бомбы, которая не взорвалась, а «Фоскарини» (6342 тонн) загорелся и потерял ход. 30 мая судно отбуксировали на мель у Триполи, и до конца войны оно не восстанавливалось. Характер атаки итальянцы поняли только после того, как обезвредили бомбу на «Венье». В отчёте они отметили, что это было «первое нападение на конвой на восточном маршруте, и совершенно новым способом».
Утром 30 мая в заливе Сфакс три «Бленхейма» 82-й эскадрильи атаковали два итальянских судна, повредив близкими разрывами 250-фунтовых бомб 3314-тонный пароход «Флорида II» (Florida II). Судно встало на якорь в аванпорте Сфакса, где «Бленхеймы» 82-й эскадрильи добили его следующим утром; позднее пароход подняли и отбуксировали в Италию.
Гроза вражеских конвоев
С середины мая основные силы X авиакорпуса люфтваффе убыли в Восточное Средиземноморье, и воздушное прикрытие конвоев целиком легло на итальянцев. Принявший 1 июня командование частями Королевских ВВС на Мальте вице-маршал авиации Хью Ллойд (Hugh P. Lloyd) получил задачу «уничтожать судоходство Оси из Европы в Северную Африку». Немедленно на островах начались работы по улучшению аэродромной инфраструктуры, в том числе оборудование подземных хранилищ топлива и укрытий для самолётов.
2 июня был обнаружен конвой Неаполь — Триполи из шести судов в охранении четырёх эсминцев и миноносца. Поиск шести «Суордфишей» 830-й эскадрильи рано утром 3 июня к западу от Лампедузы оказался безуспешным.
После того, как к югу от Пантеллерии конвой был обнаружен экипажем летающей лодки «Сандерленд», в атаку с Мальты подняли пять «Бленхеймов» из 139-й и 82-й эскадрилий. Около 14:00 они обнаружили конвой, подождали в отдалении, пока итальянские истребители прикрытия не улетели, и в 14:45, когда конвой находился в 20 милях к северо-востоку от островов Керкенна, атаковали его со стороны солнца. Эсминцы заметили нападавших только с 4 км и запоздали с открытием огня.
Судно «Беатриче Коста» (Beatrice Costa, 6132 тонны) было поражено в трюм с бочками с бензином и загорелось; следующим утром его добил эсминец «Камича Нера» (Camicia Nera). Пароход «Монтелло» (Montello, 6117 тонн) с грузом авиабензина в бочках и боеприпасов, получив несколько попаданий, взлетел на воздух — от взрывной волны и достигших высоты 300 метров обломков погиб «Бленхейм» 139-й эскадрильи. Это был последний вылет эскадрильи с Мальты — 5 июня она вернулась в Великобританию. Атаки на конвои продолжила 82-я эскадрилья.
Вечером 11 июня к югу от Пантеллерии два «Бленхейма» атаковали конвой Неаполь — Триполи из шести транспортов и вспомогательного судна в охранении эсминца и четырёх миноносцев. Оба экипажа нацелились на второе судно левой колонны «Тембиен» (Tembien), но были сбиты зенитным огнём.
После полудня 22 июня шестёрка «Бленхеймов» атаковала этот же конвой, который разгрузился в Триполи и теперь возвращался в Неаполь. Суда начали маневрировать, корабли эскорта открыли заградительный огонь, а воздушный эскорт попытался сорвать атаку. Тем не менее, топмачтовики поразили 250-фунтовыми бомбами «Тембиен» и «Вахтфельс» (Wachtfels). Оба судна были серьёзно повреждены, но остались на плаву и в сопровождении боевых кораблей добрались до Пантеллерии. Атака стоила британцам одного погибшего «Бленхейма».
Утром 25 июня командующие ВВС и ВМС на Мальте получили из Лондона приказ «остановить вражеский конвой любой ценой». Речь шла о быстроходном войсковом конвое из четырёх пассажирских лайнеров, который вышел из Неаполя в Триполи утром 25 июня в сопровождении четырёх эсминцев и миноносца. Информация о конвое была получена из радиоперехвата — англичане раскололи код, которым итальянские ВМС пользовались с декабря 1940 года.
С Мальты вышли три подводные лодки. Боеготовых «Бленхеймов» на этот момент не имелось, и в качестве бомбардировщиков решили задействовать четыре разведчика «Мэриленд» 69-й эскадрильи, с экипажами которых провели ускоренные учения по бомбометанию.
Конвой был замечен с воздуха в 18:25. В 20:30 начались налёты «Мэрилендов», а в 21:30 подошли семь «Суордфишей» 830-й эскадрильи, но обе атаки не достигли успеха. Впрочем, итальянцы решили не рисковать, и вечером 26 июня укрылись в Таранто.
Утром 27 июня «Бленхеймы» не смогли разбомбить суда в гавани, и в 17:00 конвой в полном составе покинул Таранто. Несмотря на радиоперехват и обнаружение авиаразведкой, 28 июня атак не последовало — «Бленхеймы» не смогли обнаружить конвой в море и отбомбились по запасным целям на ливийском побережье. Утром 29 июня суда благополучно пришли в Триполи.
В 09:00 30 июня, воспользовавшись сильным туманом, шестёрка «Бленхеймов» с выключенными двигателями проникла в гавань Триполи и с высоты 40–60 метров забросала суда мелкими бомбами. Пострадал только крупный лайнер «Эсперия» (Esperia, 11 398 тонн), получивший четыре 25-фунтовые фугаски и одну зажигалку в надстройку. Быстро управившись с пожаром, судно этим же вечером отбыло в Неаполь.
5 июля четыре машины 82-й эскадрильи улетели на Ближний Восток, а остальные влились в прибывшую ей на смену 2–4 июля 110-ю эскадрилью.
Мальтийские «Бленхеймы» в 1-й битве конвоев
В течение июля 110-я эскадрилья совершила множество атак, потеряв шесть машин. 9 июля в гавани Триполи бомбами были повреждены миноносец «Антонио Мосто» (Antonio Mosto) и госпитальное судно «Вирджилио» (Virgilio), но от зенитного огня погибло четыре из семи атаковавших самолётов.
Самый крупный успех пришёл 22 июля. Около 10:00 самолёт-разведчик сообщил на Мальту о двух конвоях на западном маршруте в Триполи — четыре судна в охранении пяти эсминцев шли из Неаполя, танкер с эсминцем шли из Палермо. После 19:00 в 30 милях к юго-востоку от Пантеллерии конвой из Неаполя атаковала четвёрка «Бленхеймов». Два самолёта на высоте 15 метров прорвались сквозь заградительный огонь эсминцев, прошли между двумя колоннами транспортов и сбросили бомбы на суда «Пройссен» (Preussen, 8230 тонн) и «Николо Одеро» (Nicolo Odero). «Пройссен» получил несколько прямых попаданий, загорелся, потерял управление и через четверть часа взорвался, а вот «Николо Одеро» не пострадало — поразившая судно бомба срикошетировала от борта.
Вскоре после этого пятёрка «Суордфишей» 830-й морской эскадрильи к юго-западу от островка Лампионе разобралась с конвоем из Палермо — танкер «Брарена» (Brarena, 6996 тонн) получил две торпеды, потерял ход, был оставлен и затонул через несколько суток.
28 июля на Мальту на смену убывающей в Египет 110-й эскадрилье перебазировалась 105-я. В августе её экипажи провели 23 операции, из них 21 противоконвойную, потеряв пять машин. Две из них погибли 15 августа при атаке пятёркой «Бленхеймов» на подходе к Бенгази прибрежного конвоя, при этом англичане потопили сторожевик V-25 «Адуа» (Adua).
Днём 17 августа к югу от Пантеллерии самолёт-разведчик заметил следовавший в Триполи конвой из шести судов в сопровождении трёх эсминцев и трёх миноносцев. В 20:47 семь «Суордфишей» 830-й эскадрильи атаковали его и поразили торпедой судно «Маддалена Одеро» (Maddalena Odero, 5479 тонн), которое потеряло ход. Миноносец «Пегасо» (Pegaso) в сопровождении миноносца «Сиртори» (Sirtori) потащил судно к острову Лампедуза.
Повреждённое судно ночью посадили на мель у мыса Галера, а на рассвете 18 августа решили перетащить его в бухту Кала-Кроче, задействовав для этого миноносец «Пегасо» и канонерку «Маджоре Макки» (Maggiore Macchi). В разгар операции, в 13:30, появилась пятёрка «Бленхеймов» 105-й эскадрильи, и один из них поразил «Маддалену Одеро» серией бомб. Судно загорелось, последовал взрыв груза бензина и боеприпасов, в результате чего и оно, и находившаяся рядом канонерка были уничтожены.
23 августа последовала новая победа — пять «Бленхеймов» в 36 милях юго-восточнее Лампедузы потопили каботажное судно «Костанца» (Costanza, 548 тонн).
Сентябрь оказался самым успешным. 11 сентября три «Бленхейма» в 60 милях к западу от мыса Матапан атаковали 3059-тонный пароход «Альфредо Ориани» (Alfredo Oriani), следовавший из Патр в Бенгази в сопровождении миноносца «Канторе» (Cantore). Поражённое судно потеряло ход, было оставлено и вечером 13 сентября затонуло.
В 21:45 11 сентября оснащённый радаром ASV «Суордфиш» обнаружил к югу от Пантеллерии конвой Неаполь — Триполи из шести судов в охранении двух эсминцев и четырёх миноносцев. В 01:10 12 сентября в 10 милях от острова Куриат его безуспешно атаковали шестёрка «Суордфишей» 830-й эскадрильи.
В 14:00 в 100 милях к северо-западу от Триполи последовала атака восьмёрки «Бленхеймов». Над конвоем находилось шесть итальянских истребителей, однако они не вмешались. Три «Бленхейма» были сбиты зенитным огнём на подходе, два отвернули, но остальные три прицельно сбросили бомбы. В результате в 14:10 судно «Каффаро» (Caffaro, 6476 тонн) получило попадания, загорелось и в 16:05 взорвалось. Ещё один «Бленхейм» аварийно сел в Луке на брюхо, но в Лондоне такой уровень потерь посчитали допустимым.
В 22:50 «Суордфиш»-разведчик снова обнаружил конвой и навёл на него ударную группу из семи торпедоносцев, однако их атака в 23:20 окончилась безрезультатно.
Затем итальянцами занялись семь бомбардировщиков «Веллингтон» 38-й эскадрильи. В 04:00 13 сентября судно «Николо Одеро» (Nicolò Odero, 6003 тонны) получило попадание бомбой от одного из них и загорелось. Подошедшие из Триполи два буксира посадили пароход на мель, но вечером 14 сентября он был уничтожен взрывом груза боеприпасов.
15 сентября на Мальту перелетела 107-я эскадрилья, которую сразу задействовали в противоконвойных операциях. 17 сентября в 15 милях к северу от Зуары её самолёты атаковали конвой Трапани — Триполи из трёх судов в охранении миноносца «Клио» (Clio) и сторожевика-шхуны V-16 «Филуччо» (Filuccio, 248 тонн). Из четырёх «Бленхеймов» 105-й и 107-й эскадрилий два сбили зенитчики, при этом один бомбардировщик упал на сторожевик и потопил его.
20 сентября четвёрка «Бленхеймов» 107-й эскадрильи в заливе Габес атаковала следовавший из Сфакса в Марсель с грузом фосфатов французский пароход «Монселе» (Monselet, 3372 тонны). Несмотря на то, что принадлежность судна была хорошо видна, в него всадили три бомбы и обстреляли из пулемётов. Судно затонуло, а официальный протест правительства Виши по этому поводу остался без ответа.
В октябре 107-я эскадрилья провела 21 операцию (88 самолётовылетов), потеряв пять машин. Первые две погибли 9 октября, столкнувшись друг с другом у северо-восточного побережья Сицилии.
11 октября шесть «Бленхеймов» у побережья Ливии напали на конвой Триполи — Бенгази в составе двух судов и миноносца «Партенопе» (Partenope). Первая тройка атаковала и поразила 250-фунтовой бомбой 1196-тонный пароход «Прьяруджа» (Priaruggia), но от огня миноносца потеряла две машины. Остальные экипажи воздержались от атаки, а повреждённое судно было отбуксировано в Мисурату. Поскольку в ходе вылетов 9 и 11 октября 107-я эскадрилья осталась без офицеров, командование перешло к сержанту Айвору Бруму (Ivor G. Broom), будущему маршалу авиации.
В этот же день в Англию улетела 105-я эскадрилья, а 12 октября её сменила 18-я эскадрилья.
24 октября 107-я эскадрилья добилась очередной победы — четвёрка «Бленхеймов» северо-западнее Трапани потопила следовавший в одиночку из Туниса в Палермо пароход «Акилле» (Achille, 2425 тонн).
5 ноября первого успеха добилась 18-я эскадрилья. В 75 милях к западу от Бенгази восемь её самолётов атаковали конвой Триполи — Бенгази из двух судов и миноносца. Пароход «Анна Циппителли» (Anna Zippitelli, 1023 тонны) с грузом боеприпасов был поражён бомбами, загорелся и в 13:30 взорвался. Британцы потеряли две машины.
После разгрома соединением «K» кэптена Уильяма Эгню (William G. Agnew) конвоя «Дуйсбург» у мыса Спартивенто ночью 9 ноября движение ливийских конвоев приостановилось, и мальтийская ударная авиация почти две недели работала по наземным целям на Сицилии и в Ливии. Вновь «Бленхеймы» заявили о себе только 28 ноября: четыре машины из 18-й и две машины из 107-й эскадрилий атаковали цели в гавани Наварина и поразили танкер «Бербера» (Berbera, 2093 тонны). Вечером танкер сел на грунт, а ночью опрокинулся и затонул; позднее его подняли, но не восстанавливали.
Последние месяцы на Мальте
24 ноября соединение «K» уничтожило конвой «Марица», и движение судов Оси в Ливию снова приостановилось. Но это не могло продолжаться долго, поскольку британцы в Северной Африке успешно вели наступление в рамках операции «Крестоносец», и итало-немецкие войска отчаянно нуждались в топливе, боеприпасах и вооружении. В Ливию было направлено четыре маленьких конвоя — три восточным маршрутом и один западным.
28 ноября из Бриндизи в Бенгази в сопровождении миноносца «Прочоне» (Procione) вышли суда «Капо Фаро» (Capo Faro) и «Изео» (Iseo). Рано утром 30 ноября этот конвой был обнаружен с воздуха, а в 10:00 к западу от острова Занте атакован шестью «Бленхеймами» 18-й эскадрильи. 3476-тонный «Капо Фаро» получил три бомбовых попадания, быстро опрокинулся и затонул. Остальные суда конвоя укрылись в Аргостоли.
Западный конвой в составе крупного танкера «Иридио Мантовани» (Iridio Mantovani, 10 539 тонн) и эсминца «Альвизе да Мосто» (Alvise da Mosto) покинул Таранто днём 26 ноября, вечером 28 ноября прибыл в Трапани, и в 15:00 30 ноября снова вышел в море. Танкер доставлял в Триполи 8629 тонн топлива.
Британцы из радиоперехватов знали все подробности этой операции. 30 ноября с Мальты на поиск вышли соединения «K» и «B». Рано утром 1 декабря соединение «K» кэптена Эгню уничтожило в 60 милях севернее Бенгази вспомогательный крейсер «Адриатико» (Adriatico, 1976 тонн) с грузами для армии в Ливии. Затем британские корабли направились на запад, чтобы перехватить конвой в Триполи, который в 09:40 заметил самолёт-разведчик, но мальтийские «Бленхеймы» ударили по этой цели первыми.
В 13:00 с «Альвизе да Мосто» заметили приближающиеся с востока низколетящие самолёты и с 2600 метров открыли огонь, однако в 13:10 один из шести топмачтовиков 18-й эскадрильи поразил бомбами танкер, обездвижив его. «Альвизе да Мосто» пытался буксировать «Иридио Мантовани», но тот принял много воды, оседал кормой, и тросы рвались. В 16:45 появились четыре «Бленхейма» 107-й эскадрильи. Эсминец встретил самолёты огнём, однако те вновь поразили танкер несколькими бомбами, вызвав многочисленные пожары.
Штаб итальянского флота направил из Ливии помощь, но в 17:50 на конвой вышло соединение «K». Бой оказался недолгим: в 18:01 англичане открыли огонь по эсминцу. Уже в 18:09 «Альвизе да Мосто» был поражён 152-мм залпом крейсера «Аврора» (HMS Aurora) в корму и затонул в 18:15. Танкер же в 19:53 в 75 милях северо-западнее Триполи добил торпедой эсминец «Лайвли» (HMS Lively).
Пока готовилась новая серия конвоев, перевозки грузов и войск из Италии в Африку осуществлялись на итальянских быстроходных боевых кораблях и подводных лодках. «Бленхеймы» сосредоточились на атаках вражеских наземных объектов.
В ночь на 7 декабря «Юнкерсы» Ju 88 II авиакорпуса люфтваффе впервые бомбили аэродромы Мальты. С этого момента их ночные рейды стали регулярными, а с 20 декабря начались регулярные дневные налёты. Излюбленными целями немцев стали гавань Гранд-Харбор и аэродромы. Деятельность мальтийской ударной авиации резко ограничилась — помимо плохой погоды, на это сильно повлияло сокращение числа вылетов самолётов-разведчиков.
Тем не менее, «Бленхеймы» продолжали атаковать при любой возможности. 4 января 1942 года британцы ударили по обнаруженному накануне «Мэрилендом» 69-й эскадрильи скоплению итальянских транспортных самолётов на сицилийском аэродроме Кастельветрано. Днём аэродром с высоты 25–100 футов бомбили 10 «Бленхеймов» 18-й и 107-й эскадрилий, а ночью по этой же цели дважды отбомбились «Веллингтоны» 40-й эскадрильи. В результате англичане уничтожили и повредили до 50 вражеских самолётов.
В то же время, итальянский конвой М.43 из пяти крупных теплоходов и танкера не был атакован ни разу, и днём 5 января беспрепятственно доставил в Триполи 900 военнослужащих, 520 автомобилей, 144 танка, 15 379 тонн топлива, 2417 тонн боеприпасов и 10 242 тонны других грузов.
В январе немцы 54 раза бомбили Мальту, в том числе 36 раз аэродромы, регулярно выводя их из строя. Англичане только на земле потеряли 50 истребителей. Проблем добавила установившаяся дождливая погода, превратившая разбитые лётные полосы и стоянки в болото. Тем не менее, задействовав 2500 военнослужащих, британцы поддерживали аэродромы в работоспособном состоянии и даже увеличили число взлётных полос.
12 января остров покинули остатки 107-й эскадрильи, вслед за ней отбыла в Египет и сократившаяся до пяти машин 18-я эскадрилья. Их сменила направленная из Англии 26 декабря 21-я эскадрилья — она приступила к операциям 14 января.
В феврале налёты люфтваффе на Мальту только усилились. Помимо потерь на земле, 21-я эскадрилья несла их и в воздухе — «Мессершмитты» несколько раз перехватывали возвращавшиеся с поиска группы «Бленхеймов». В этих условиях англичанам пришлось свернуть деятельность дневных бомбардировщиков: последний вылет «Бленхеймы» выполнили 22 февраля, а 14 марта 21-я эскадрилья была расформирована.
Источники и литература:
- Ernie Bradford. Siege Malta 1940–1943 - Pen & Sword Military, 2011
- Ken Delve. Malta Strikes Back: The Role of Malta in the Mediterranean Theatre 1940–1942 — Pen & Sword Aviation, 2017
- Max Hastings. Bomber Command — Pan, 2010
- James Holland. Fortress Malta: An Island Under Siege, 1940–1943 — Orion Pub Co, 2003
- Ryan K. Noppen. Malta 1940–1942: The Axis' Air Battle for Mediterranean Supremacy — Osprey Publishing, 2018
- Stuart R. Scott. Battle-Axe Blenheims: No.105 Squadron at War, 1940–1941 — Sutton Pub Ltd, 1996
- David A. Thomas. Malta Convoys 1940–1942: The Struggle at Sea — Pen & Sword, 2003
- George A. Titterton. The Royal Navy and the Mediterranean. Volume II: November 1940 — December 1941 — Whitehall History Publishing, 2002
Комментарии к данной статье отключены.