В начале сентября 1944 года наступающие советские войска достигли румынско-югославской границы, после чего дальнейшая немецкая оккупация Греции и Эгейских островов стала фактически невозможной. Немцы начали рассматривать возможность отвода войск уже 24 августа, на следующий день после переворота в Бухаресте. Приказ об эвакуации с Эгейских островов Гитлер отдал 27 августа, а началась она 30 августа. По суше для отступления группы армий «Е» из Греции оставалась только железная дорога Салоники — Скопье — Белград, которая находилась под непрерывным воздействием югославских партизан и союзной авиации.
Операция «Аутинг I»
9 сентября англичане направили из Александрии 120-е Оперативное Соединение под командованием контр-адмирала Томаса Трубриджа (Thomas H. Troubridge) в составе лёгкого крейсера «Роялист» (Royalist), 7 эскортных авианосцев и 10 эсминцев (операция Outing I) с задачей срыва эвакуации с островов Додеканес. Эскортные авианосцы развернулись южнее Крита, в то время как эсминцы принялись прочёсывать воды севернее его и обстреливать наземные объекты на островах в Эгейском море.
Достижения англичан, однако, были довольно скромными. Ночью 12/13 сентября севернее Крита «Роялист» и 3 эсминца напали на небольшой конвой из нескольких шхун, потопив 3 из них. Этой же ночью в этом же районе эсминцы «Трубридж» (Troubridge) и «Тускан» (Tuscan) отправили на дно 638-тонное судно «Тони» (Toni), а ночью 14/15 сентября крейсер «Роялист» и эсминец «Тизер» (Teaser) у мыса Спада потопили 834-тонные KT-26 (Erpel) и Uj-2171 (КТ-4). Кроме того, утром 19 сентября к югу от Милоса, после 10-часовой коллективной охоты, польский эсминец «Гарланд» (Garland) потопил подводную лодку U-407.
Самолёты с авианосцев в это время вели разведку и обеспечивали воздушное прикрытие кораблям 120-го Соединения и тральщикам, расчищавшим подходы к острову Китера; вечером 15 сентября этот остров был занят 9-м Commando. 16 и 18 сентября палубные истребители-бомбардировщики атаковали автотранспорт на Крите и плавсредства у его берегов, 19-го отработали по аэродромам и автотранспорту на Родосе и каботажным судам в его окрестностях, 20-го в гавани острова Сирос потопили «зибели» SF-297 и SF-300 и повредили SF-269, а в заливе Наусса (остров Парос) — 834-тонный КТ-18 (Pelikan). В этот же день Трубридж ушёл в Александрию.
Куда более тяжёлые потери врагу нанесли союзные ВВС. В ночь на 13 сентября и следующей ночью бомбардировщики союзников атаковали аэродромы Элевсин, Каламаки и Татои в районе Афин. Днём 15 сентября по этим же целям, а так же по базе немецких подводных лодок в Саламине, отбомбились 327 американских бомбардировщиков в прикрытии 84 «Мустангов»; в Арсенале был потоплен миноносец ТА-14 и сильно повреждены сторожевой корабль GD-91 и судно «Маннгейм» (Mannheim). Во время очередного налёта на Пирей 17 сентября фатальные повреждения получил миноносец ТА-17.
Самолёты союзников вели ожесточённую охоту в Эгейском море за любыми надводными целями, причём тон задавали «Бофайтеры» 252-й и 603-й эскадрилий из Гамбута (Ливия). Иногда попадались и крупные цели.
22 сентября на Вати (остров Самос) совершили налёт восемь «Бофайтеров» 252-й и четыре 603-й эскадрилий. Пока самолёты 603-й громили береговые объекты, 252-я в гавани 60-фунтовыми ракетами уничтожила минзаг «Драхе» (Drache).
На следующий день «Балтимор» 459-й эскадрильи из Берки (Киренаика) в 10 милях к востоку от Наксоса обнаружил 707-тонный пароход «Орион» (Orion). Чтобы разобраться с ним, в середине дня вылетели 7 «Бофайтеров» 252-й и 4 603-й эскадрилий. Одна машина из 603-й эскадрильи из-за неполадок в двигателе вернулась, но остальные вышли на цель и атаковали её 25- и 60-фунтовыми ракетами. Самолёты были встречены прицельным зенитным огнём; три «Бофайтера» были повреждены и один сбит. Так как судьба судна осталась невыясненной, была направлена новая ударная группа в составе 5 самолётов 252-й и трёх 603-й эскадрилий. Они прибыли в район атаки в 18:48, обнаружили «Орион» горевшим на мели у островка Донуса и новой атакой довершили его уничтожение.
24 сентября 252 «Либерейтора» разбомбили афинские аэродромы и базу подводных лодок в Саламине вместе с последними двумя германскими субмаринами на Средиземном море U-596 и U-565, а в Пирее — охотник Uj-2108.
Операция «Одиссей»
Основу эскортных сил кригсмарине в Эгейском море составляли экс-итальянские миноносцы 9-й флотилии. Вечером 9 августа у Самоса греческой подводной лодкой «Пипинос» (Pipinos) был потоплен миноносец ТА-19. Поскольку ещё ранее, утром 18 июня, миноносцы ТА-14 и ТА-17 были подорваны проникшей в Портолаго (Лерос) диверсионной группой Королевской морской пехоты и надолго стали на капремонт в Саламине, в составе флотилии остался только вступивший в строй 25 июля 1033-тонный миноносец ТА-18 (экс-итальянский Solferino постройки 1921 года). Существовал риск того, что транспортные перевозки на острова будут полностью парализованы. В этих условиях Военно-морская Группа «Юг» решила направить из Адриатики в Эгейское море 3 новых миноносца (операция «Odysseus»).
Несмотря на очевидные трудности перехода в фактически изолированный противником бассейн, ночью 20 сентября из Триеста вышли миноносцы ТА-37, ТА-38 и ТА-39 (экс-итальянские Gladio, Spada и Daga типа Ariete). Командовал переходом командир 1-й эскортной флотилии капитан-лейтенант Вернер Ланге (Werner Lange) на ТА-39.
Этим же утром миноносцы прибыли в Полу, а в 19:00 вышли откуда для ночного перехода в Каттаро. Из-за проблем с машинами ТА-37 около 02:00 21 сентября отстал, был обнаружен вражеской авиаразведкой и атакован с воздуха, но вслед за другими миноносцами благополучно прибыл в порт назначения. Чтобы подремонтировать машины ТА-37, выход из Каттаро был отсрочен на сутки.
Рано утром 23 сентября германские корабли вошли в пролив Отранто и наткнулись на патрулирующие там эскортные миноносцы «Бельвуар» (Belvoir) и «Уэддон» (Whaddon). В 05:50 британцы открыли огонь. Немцы, отстреливаясь, в 06:20 оторвались от противника и в 07:30 бросили якорь в проливе Корфу. Затем последовал переход через Патрасский залив и Коринфский канал. Миноносцы закончили свою «одиссею» в полдень 24 сентября, бросив якоря в Пирее; в этот же день они были включены в состав 9-й флотилии. Вернер Ланге за этот прорыв получил Рыцарский Крест в Золоте.
Гибель миноносца ТА-37
24 сентября флот союзников, основу которого составляло 120-е Соединение Трубриджа, возобновил боевые действия в Эгейском море (операции «Outing II» и «Calbegram»). Были задействованы 7 эскортных авианосцев, 7 легких крейсеров, 8 эсминцев и 11 эскортных миноносцев. Авианосные группы постоянно патрулировали в водах Архипелага до конца октября, палубные самолёты и корабли атаковали береговые цели на островах и уничтожали плавсредства противника в гаванях и море. С 11 по 30 сентября на маршруте Пирей — Додеканезы немцы потеряли 14 судов (3365 тонн). С 1 октября решением Гитлера эвакуация с Додеканезских островов морем была остановлена — все плавсредства были брошены на перевозку войск из Пирея в Салоники.
Между тем, вновь прибывшие миноносцы сразу включились в деятельность кригсмарине в Эгейском море.
28-29 сентября они вместе с раумботами R-185 и R-195 и охотником Uj-2110 сопровождали из Пирея в Салоники конвой в составе минзага «Зевс» (Zeus) и судна «Лола» (Lola).
Ночью 30 сентября – 1 октября ТА-38 и ТА-39 ставили мины северо-восточнее острова Скирос. Следующую оборонительную минную постановку эти миноносцы провели ночью 5/6 октября у Пирея. При этом у берега Аттики они заметили британский катер HDML-1227, который ожидал возвращения разведгруппы, и расстреляли его; экипаж был спасен и доставлен в Афины.
ТА-18 в течение сентября успешно занимался сопровождением судов в Эгейском море.
30 сентября миноносец отплыл из Пирея для сопровождения следовавших в Салоники с 1300 солдатами на борту 1810-тонного танкера «Берта» (Berta) и 1994-тонного парохода «Царь Фердинанд» (Zar Ferdinand). В 21:04 2 октября, через несколько часов после выхода из Трикери, северо-западнее острова Скиатос французская подводная лодка «Кюри» (Curie) с 2300 метров из надводного положения дала 4-торпедный залп по обоим судам, поразив двумя торпедами «Царя Фердинанда»; судно затонуло через 12 минут.
Вспомогательные эскортные корабли GD-97 и GK-92 немедленно приступили к спасательным работам, а миноносец контратаковал погрузившуюся лодку глубинными бомбами, но та избежала повреждений и через час, всплыв, вызвала на подмогу «Ансверфинг» (Unswerving). Последняя в 00:35 3 октября заметила «миноносец и судно на северном курсе» и в 01:13 из-под воды с 5400 ярдов выпустила по судну три торпеды; одна из них поразила «Берту» в корму и судно затонуло в 4 милях к югу от мыса Касандра. Миноносец, эскортные корабли и подошедшие два охотника спасли 1190 солдат и членов экипажей потопленных судов и доставили их в Салоники. Днем 4 октября по возвращающемуся в Трикери ТА-18 в этом же районе безуспешно отстрелялась торпедами подводная лодка «Антиринг» (Untiring).
Главный путь эвакуации из Пирея на север проходил большей частью по прибрежному фарватеру, который заканчивался севернее Скиатоса, самого западного острова в архипелаге Спорады. После этого конвои следовали в Салоникский залив открытым морем. 6 октября англичане направили в этот район эсминцы «Термагант» (лейтенант-коммандер Д.П.Скетчард (John P. Scatchard) и «Тускан» с задачей нарушения судоходства противника севернее Спорад. После полуночи 7 октября эсминцы прибыли к мысу Касандра и приступили к патрулированию.
В это время к юго-западу от мыса Касандра в дозоре находились немецкие сторожевые корабли GA-29, GA-71 и GK-62, охотник UJ-2144 и тендер «Ровиньо» (Rovigno). «Термагант» (Termagant) и «Тускан» в 00:50 7 октября наткнулись на GK-62 и UJ-2144, открыли огонь и отправили их на дно. В 01:44 был замечен и обстрелян миноносец ТА-37, который вышел из Салоник, чтобы встретить и сопроводить туда конвой из Волоса в составе 2423-тонного минзага «Зевс» и раумботов R-185 и R-210. Миноносец, отстреливаясь, пытался бежать, но англичане преследовали его, подожгли и в 01:55 потопили в 8 милях к юго-западу от мыса Касандра.
В 02:12 «Тускан» радаром заметил у берега новую цель на северном курсе, «Ровиньо». Ее обстреливали 10 минут, однако тендер скрылся. На рассвете «Термагант» и «Тускан» удалились в Псару.
Немцы понесли очень тяжёлые потери в личном составе — на ТА-37 из 142 членов экипажа уцелело только 27, которых утром подобрала летающая лодка Do-24. Однако «Зевс» с 1125 эвакуируемыми из Пирея на борту утром 7 октября благополучно прибыл в Салоники.
Высадка союзников в Греции
Освобождение материковой Греции началось 24 сентября высадкой бойцов SAS (Special Air Service) на аэродром Араксос близ Патр. Затем там высадились бойцы 2-й отдельной парашутно-десантной бригады. Накопив силы, англичане и греческие партизаны начали наступление на Патры, так что немцы в ночь на 4 октября оставили город и прилегающий район.
В рамках подготовки к вторжению «Мустанги» 15-й Воздушной Армии США из Италии 4 и 6 октября атаковали аэродромы Татои, Элевсин и Каламаки, а «Лайтнинги» 6 октября — аэродромы у Салоник, уничтожив и повредив там множество вражеских самолётов. В ночь на 9 октября по афинским аэродромам сбросили 44 тонны бомб британские бомбардировщики.
10 октября подразделение SAS захватило аэродром Мегара, в 32 км западнее Афин. 12 октября 14 «Дакот» выбросили на аэродром бойцов 2-й парашютно-десантной бригады. Из-за плохой погоды высадка второй волны на следующий день не состоялась, но 14 октября 68 «Дакот» сбросили на аэродром ещё более 1000 парашютистов. В этот же день бойцы 9-го Commando и греческого Священного отряда высадились в разрушенном Пирее; вскоре к ним присоединились переправившиеся на каиках парашютисты из Мегары. В 17:30 15 октября четыре британских крейсера и четыре эсминца вместе с другими кораблями «Эгейского соединения» контр-адмирала Д. Мансфилда (J. M. Mansfield) бросили якорь у Пирея (операция “Manna”). Они доставили 3-й британский корпус и части греческой Королевской армии. Из-за гибели на минах греческих катеров-тральщиков «Касос» (Kasos)/BYMS-74 и «Кос» (Kos)/BYMS-186, ML-870 и 770-тонного голландского водоналивного танкера «Петронелла» (Petronnela) высадка началась только на следующий день.
Немцы стремительно отходили на север, взрывая порты и уничтожая материальные ценности, которые не могли вывезти; Коринфский канал был блокирован на входе и на выходе.
Миноносец ТА-38 покинул Пирей в 17:45 8 октября. В 01:34 9 октября у острова Макрониси он задел корпусом грунт, сильно повредив машину и валы. В 07:22 начался налёт британских истребителей-бомбардировщиков. В этот день против морских целей у восточного побережья Греции действовали «Сифайры» с эскортных авианосцев «Хантер» (Hunter) и «Сталкер» (Stalker). Два «Сифайра» 807-й эскадрильи с «Хантера» подавляли корабельную ПВО, а 8 «Сифайров» 809-й эскадрильи со «Сталкера» атаковали миноносец бомбами. Корабль получил дополнительные повреждения от близких разрывов. ТА-39 отбуксировал пострадавший «систершип» в Волос, где тот в 19:30 13 октября был потоплен собственной командой тремя глубинными бомбами. Последние немецкие суда покинули Пирей 10 октября, а спустя два дня немецкий арьергард оставил Афины, взорвав напоследок порт.
Рано утром 12 октября авиаразведка заметила британские корабли, следовавшие курсом к заливу Салоники, из-за чего в гавани Волоса укрылось множество плавсредств. Утром 13 октября англичане получили радиограмму, что в Волосе находится «более 70 кораблей и различных судов». Около полудня по ним прицельно отбомбились девять «Вентур» 25-й эскадрильи SAAF, вылетевших из Бриндизи; «вся гавань была в огне из-за постоянных взрывов в портовых строениях». 16 октября восемь «Вентур» 25-й эскадрильи снова атаковали гавань Волоса, а 17 октября по ней дважды ударили палубные «Сифайры» 809-й эскадрильи эскортного авианосца «Сталкер».
В это время на севере Эгейского моря уцелевшие немецкие корабли приступили к минированию подходов к Салоникскому заливу. Ночью 12/13 октября мины у мыса Касандра ставил минзаг «Зевс», который прикрывал миноносец ТА-18.
В ночь на 14 октября в Салоники благополучно прибыли миноносец ТА-39 и судно «Лола». Ночью 14/15 октября ТА-39 и «Зевс» выставили ещё одно минное заграждение на входе в Салоникский залив. Вечером 15 октября ТА-39 с двумя раумботами 12-й флотилии отправился в Волос, чтобы эвакуировать оттуда раненых, но в 01:42 16 октября миноносец подорвался на дрейфующей мине им же выставленного накануне заграждения и затонул в 45 милях к югу от Салоник; раумботы спасли 116 членов экипажа.
Гибель ТА-18
Последним уцелевшим кораблём 9-й флотилии оказался миноносец TA-18. Вечером 19 октября он вышел из Салоник к островку Аргиронисос, что севернее Эвбеи, чтобы забрать укрывшихся на нем около 80 членов экипажей потопленных накануне британской авиацией кораблей береговой охраны GA-73 и GA-76; по возвращению из похода корабль должен был быть затоплен, но его ожидала другая судьба.
ТА-18 следовал на юг с максимально возможной скоростью в 15 узлов у побережья Фессалии, чтобы в полночь прибыть к цели плавания, когда в 22:25 был замечен радаром Тип 276 эсминца «Тускан» (лейтенант-коммандэр Э.Н.Вуд (Ernest N. Wood), который вместе с «Термагантом» прибыл для наступательного патрулирования в этот район. Британцы развернулись и пошли на сближение. В 22:42, в 10 милях к северу от Скиатоса, когда дистанция сократилась до 5000 м, они выпустили осветительные снаряды и увидели вражеский «эсминец»; был немедленно открыт огонь на поражение.
Получая попадание за попаданием, немец развернулся на 180° и ответил несколькими неудачными выстрелами и пуском торпеды, которая пошла кругами, так как оказалась с дефектом. Командир ТА-18 лейтенант Шмидт (Schmidt) понял, что спастись нет возможности, решил посадить корабль на мель и в 22:50 повернул к берегу, но в темноте миноносец в 22:54 вылетел на скалы Палиокастро. Спасаясь от непрекращающегося обстрела, экипаж сразу покинул корабль. Британцы приблизились, осветили застрявший в скалах миноносец и ещё полчаса расстреливали его. Оставив противника горящим, эсминцы Скетчарда удалились.
Поскольку немцы высадились вблизи базы 4-й эскадры Освободительного флота Греции (ELAN), повстанцы напали на них и захватили в плен 110 моряков (из 132 членов команды).
Завершение операций в Эгейском море
14 октября передовые части наступающей советской армии прорвались к Белграду. Ожесточенное сражение за город продолжалось почти семь суток и поздно вечером 20 октября освобождение столицы Югославии завершилось. Таким образом, последний путь отхода из Салоник на север был перерезан. Группа Армий Е оказалась отрезанной от остальных германских сил и ей предстояло пробиваться на север через труднодоступные районы Боснии.
В этих условиях деятельность немцев в северной части Эгейского моря сосредоточилась на отходе из Салоник. 24 октября отсюда в Триест вышло 3509-тонное госпитальное судно «Тюбинген» (Tuebingen) с 1023 ранеными на борту (потоплено утром 18 ноября у Полы парой «Бофайтеров»). В этот же день из Салоник были прекращены вылеты транспортной авиации.
Утром 28 октября из Салоник в Триест вышло госпитальное судно «Градиска» (Gradisca) с 2100 ранеными, но англичане заподозрили, что на нем эвакуируют военнослужащих, перехватили судно и увели его в Александрию для досмотра.
30 октября гавань Салоник была разрушена, все уцелевшие корабли, в том числе торпедный катер S-54, раумботы R-185, R-195, R-210 и R-211 и вспомогательные тральщики «Отранто» (Otranto), «Алула» (Alula) и «Галлиполи» (Gallipoli), взорваны, минзаг «Зевс» и судно «Лола» затоплены в качестве блокшипов на входном фарватере. В этот же день в город вошли части ELAS (Греческая народно-освободительная армия).
Острова Архипелага были захвачены союзниками в течение месяца практически без сопротивления, большей частью после оставления их немецкими гарнизонами — Самос 4 октября, Левита 5-го, Хиос и Лесбос 10-го, Сирос 13-го, Наксос 15-го, Лемнос 16/17-го, Скарпанто 17-го, Санторин и Тира 18-го. Однако высадка греков и отряда SAS на Милос утром 26 октября вылилась в затяжные бои с гарнизоном и завершилась их эвакуацией 7 ноября, а греко-британский десант, высаженный ночью 26/27 октября на Тилос, уже следующей ночью был атакован немецким контрдесантом и через 4 дня убрался с острова.
В течение двух месяцев немцами с Эгейских островов на материк было эвакуировано 67 878 солдат. 106 Ju-52 люфтваффе, усиленные затем Ju-290 и транспортными He-111, за 2050 рейсов перебросили 30740 солдат, в том числе с Крита 11500. Кригсмарине вывезли 37138 солдат, потеряв при этом 380 человек, 29 из 52 задействованных судов и множество каиков. Таким образом, к моменту завершения эвакуации 30 октября 1944 года на островах Эгейского моря, «крепостях» Крит, Родос, Кос, Лерос, Милос, Тилос и Калимнос, осталось 23 607 немцев и 10 254 сотрудничавших с ними итальянца:
- на Крите 11 828 немцев и 4737 итальянцев,
- на Родосе 6356 немцев и 4097 итальянцев,
- на Косе 3228 немцев и 611 итальянцев,
- на Леросе 1102 немца и 809 итальянцев,
- на Милосе 620 немцев,
- на Тилосе 266 немцев,
- на Калимносе 193 немца.
Все они капитулировали 8 мая 1945 года, а на Крите немцы уже после капитуляции вместе с британцами ещё некоторое время продолжали сражаться с местными партизанами.
Источники и литература:
- Peter C. Smith, Edwin R. Walker, War in the Aegean: The Campaign for the Eastern Mediterranean in World War II, 2008
- S. W. Roskill, The War at Sea 1939–1945. Vol. III: The Offensive. Part 2: 1st June 1944–14st August 1945, 1960
- Vincent P.OˊHara, The German fleet at war, 1939 – 1945, 2004
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://forum.12oclockhigh.net
- https://archive.org
Комментарии к данной статье отключены.