• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    32

    Конец курортного сезона кригсмарине

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • Великобритания
    • Греция
    Сергей Марченко
    08 February '22

    В начале сентября 1944 года наступающие советские войска достигли румынско-югославской границы, после чего дальнейшая немецкая оккупация Греции и Эгейских островов стала фактически невозможной. Немцы начали рассматривать возможность отвода войск уже 24 августа, на следующий день после переворота в Бухаресте. Приказ об эвакуации с Эгейских островов Гитлер отдал 27 августа, а началась она 30 августа. По суше для отступления группы армий «Е» из Греции оставалась только железная дорога Салоники — Скопье — Белград, которая находилась под непрерывным воздействием югославских партизан и союзной авиации.

    Операция «Аутинг I»

    9 сентября англичане направили из Александрии 120-е Оперативное Соединение под командованием контр-адмирала Томаса Трубриджа (Thomas H. Troubridge) в составе лёгкого крейсера «Роялист» (Royalist), 7 эскортных авианосцев и 10 эсминцев (операция Outing I) с задачей срыва эвакуации с островов Додеканес. Эскортные авианосцы развернулись южнее Крита, в то время как эсминцы принялись прочёсывать воды севернее его и обстреливать наземные объекты на островах в Эгейском море.

    Достижения англичан, однако, были довольно скромными. Ночью 12/13 сентября севернее Крита «Роялист» и 3 эсминца напали на небольшой конвой из нескольких шхун, потопив 3 из них. Этой же ночью в этом же районе эсминцы «Трубридж» (Troubridge) и «Тускан» (Tuscan) отправили на дно 638-тонное судно «Тони» (Toni), а ночью 14/15 сентября крейсер «Роялист» и эсминец «Тизер» (Teaser) у мыса Спада потопили 834-тонные KT-26 (Erpel) и Uj-2171 (КТ-4). Кроме того, утром 19 сентября к югу от Милоса, после 10-часовой коллективной охоты, польский эсминец «Гарланд» (Garland) потопил подводную лодку U-407.

    ​Палубный истребитель-бомбардировщик «Сифайр» - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    Палубный истребитель-бомбардировщик «Сифайр»

    Самолёты с авианосцев в это время вели разведку и обеспечивали воздушное прикрытие кораблям 120-го Соединения и тральщикам, расчищавшим подходы к острову Китера; вечером 15 сентября этот остров был занят 9-м Commando. 16 и 18 сентября палубные истребители-бомбардировщики атаковали автотранспорт на Крите и плавсредства у его берегов, 19-го отработали по аэродромам и автотранспорту на Родосе и каботажным судам в его окрестностях, 20-го в гавани острова Сирос потопили «зибели» SF-297 и SF-300 и повредили SF-269, а в заливе Наусса (остров Парос) — 834-тонный КТ-18 (Pelikan). В этот же день Трубридж ушёл в Александрию.

    Куда более тяжёлые потери врагу нанесли союзные ВВС. В ночь на 13 сентября и следующей ночью бомбардировщики союзников атаковали аэродромы Элевсин, Каламаки и Татои в районе Афин. Днём 15 сентября по этим же целям, а так же по базе немецких подводных лодок в Саламине, отбомбились 327 американских бомбардировщиков в прикрытии 84 «Мустангов»; в Арсенале был потоплен миноносец ТА-14 и сильно повреждены сторожевой корабль GD-91 и судно «Маннгейм» (Mannheim). Во время очередного налёта на Пирей 17 сентября фатальные повреждения получил миноносец ТА-17.

    Самолёты союзников вели ожесточённую охоту в Эгейском море за любыми надводными целями, причём тон задавали «Бофайтеры» 252-й и 603-й эскадрилий из Гамбута (Ливия). Иногда попадались и крупные цели.

    22 сентября на Вати (остров Самос) совершили налёт восемь «Бофайтеров» 252-й и четыре 603-й эскадрилий. Пока самолёты 603-й громили береговые объекты, 252-я в гавани 60-фунтовыми ракетами уничтожила минзаг «Драхе» (Drache).

    ​«Бофайтеры» 252-й эскадрильи атакуют минзаг «Драхе» 22 сентября 1944 года - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    «Бофайтеры» 252-й эскадрильи атакуют минзаг «Драхе» 22 сентября 1944 года

    На следующий день «Балтимор» 459-й эскадрильи из Берки (Киренаика) в 10 милях к востоку от Наксоса обнаружил 707-тонный пароход «Орион» (Orion). Чтобы разобраться с ним, в середине дня вылетели 7 «Бофайтеров» 252-й и 4 603-й эскадрилий. Одна машина из 603-й эскадрильи из-за неполадок в двигателе вернулась, но остальные вышли на цель и атаковали её 25- и 60-фунтовыми ракетами. Самолёты были встречены прицельным зенитным огнём; три «Бофайтера» были повреждены и один сбит. Так как судьба судна осталась невыясненной, была направлена новая ударная группа в составе 5 самолётов 252-й и трёх 603-й эскадрилий. Они прибыли в район атаки в 18:48, обнаружили «Орион» горевшим на мели у островка Донуса и новой атакой довершили его уничтожение.

    24 сентября 252 «Либерейтора» разбомбили афинские аэродромы и базу подводных лодок в Саламине вместе с последними двумя германскими субмаринами на Средиземном море U-596 и U-565, а в Пирее — охотник Uj-2108.

    Операция «Одиссей»

    Основу эскортных сил кригсмарине в Эгейском море составляли экс-итальянские миноносцы 9-й флотилии. Вечером 9 августа у Самоса греческой подводной лодкой «Пипинос» (Pipinos) был потоплен миноносец ТА-19. Поскольку ещё ранее, утром 18 июня, миноносцы ТА-14 и ТА-17 были подорваны проникшей в Портолаго (Лерос) диверсионной группой Королевской морской пехоты и надолго стали на капремонт в Саламине, в составе флотилии остался только вступивший в строй 25 июля 1033-тонный миноносец ТА-18 (экс-итальянский Solferino постройки 1921 года). Существовал риск того, что транспортные перевозки на острова будут полностью парализованы. В этих условиях Военно-морская Группа «Юг» решила направить из Адриатики в Эгейское море 3 новых миноносца (операция «Odysseus»).

    Несмотря на очевидные трудности перехода в фактически изолированный противником бассейн, ночью 20 сентября из Триеста вышли миноносцы ТА-37, ТА-38 и ТА-39 (экс-итальянские Gladio, Spada и Daga типа Ariete). Командовал переходом командир 1-й эскортной флотилии капитан-лейтенант Вернер Ланге (Werner Lange) на ТА-39.

    Этим же утром миноносцы прибыли в Полу, а в 19:00 вышли откуда для ночного перехода в Каттаро. Из-за проблем с машинами ТА-37 около 02:00 21 сентября отстал, был обнаружен вражеской авиаразведкой и атакован с воздуха, но вслед за другими миноносцами благополучно прибыл в порт назначения. Чтобы подремонтировать машины ТА-37, выход из Каттаро был отсрочен на сутки.

    Рано утром 23 сентября германские корабли вошли в пролив Отранто и наткнулись на патрулирующие там эскортные миноносцы «Бельвуар» (Belvoir) и «Уэддон» (Whaddon). В 05:50 британцы открыли огонь. Немцы, отстреливаясь, в 06:20 оторвались от противника и в 07:30 бросили якорь в проливе Корфу. Затем последовал переход через Патрасский залив и Коринфский канал. Миноносцы закончили свою «одиссею» в полдень 24 сентября, бросив якоря в Пирее; в этот же день они были включены в состав 9-й флотилии. Вернер Ланге за этот прорыв получил Рыцарский Крест в Золоте.

    Гибель миноносца ТА-37

    24 сентября флот союзников, основу которого составляло 120-е Соединение Трубриджа, возобновил боевые действия в Эгейском море (операции «Outing II» и «Calbegram»). Были задействованы 7 эскортных авианосцев, 7 легких крейсеров, 8 эсминцев и 11 эскортных миноносцев. Авианосные группы постоянно патрулировали в водах Архипелага до конца октября, палубные самолёты и корабли атаковали береговые цели на островах и уничтожали плавсредства противника в гаванях и море. С 11 по 30 сентября на маршруте Пирей — Додеканезы немцы потеряли 14 судов (3365 тонн). С 1 октября решением Гитлера эвакуация с Додеканезских островов морем была остановлена — все плавсредства были брошены на перевозку войск из Пирея в Салоники.

    Между тем, вновь прибывшие миноносцы сразу включились в деятельность кригсмарине в Эгейском море.

    28-29 сентября они вместе с раумботами R-185 и R-195 и охотником Uj-2110 сопровождали из Пирея в Салоники конвой в составе минзага «Зевс» (Zeus) и судна «Лола» (Lola).

    Ночью 30 сентября – 1 октября ТА-38 и ТА-39 ставили мины северо-восточнее острова Скирос. Следующую оборонительную минную постановку эти миноносцы провели ночью 5/6 октября у Пирея. При этом у берега Аттики они заметили британский катер HDML-1227, который ожидал возвращения разведгруппы, и расстреляли его; экипаж был спасен и доставлен в Афины.

    ​Британский катер HDML-1227 - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    Британский катер HDML-1227

    ТА-18 в течение сентября успешно занимался сопровождением судов в Эгейском море.

    30 сентября миноносец отплыл из Пирея для сопровождения следовавших в Салоники с 1300 солдатами на борту 1810-тонного танкера «Берта» (Berta) и 1994-тонного парохода «Царь Фердинанд» (Zar Ferdinand). В 21:04 2 октября, через несколько часов после выхода из Трикери, северо-западнее острова Скиатос французская подводная лодка «Кюри» (Curie) с 2300 метров из надводного положения дала 4-торпедный залп по обоим судам, поразив двумя торпедами «Царя Фердинанда»; судно затонуло через 12 минут.

    Вспомогательные эскортные корабли GD-97 и GK-92 немедленно приступили к спасательным работам, а миноносец контратаковал погрузившуюся лодку глубинными бомбами, но та избежала повреждений и через час, всплыв, вызвала на подмогу «Ансверфинг» (Unswerving). Последняя в 00:35 3 октября заметила «миноносец и судно на северном курсе» и в 01:13 из-под воды с 5400 ярдов выпустила по судну три торпеды; одна из них поразила «Берту» в корму и судно затонуло в 4 милях к югу от мыса Касандра. Миноносец, эскортные корабли и подошедшие два охотника спасли 1190 солдат и членов экипажей потопленных судов и доставили их в Салоники. Днем 4 октября по возвращающемуся в Трикери ТА-18 в этом же районе безуспешно отстрелялась торпедами подводная лодка «Антиринг» (Untiring).

    Главный путь эвакуации из Пирея на север проходил большей частью по прибрежному фарватеру, который заканчивался севернее Скиатоса, самого западного острова в архипелаге Спорады. После этого конвои следовали в Салоникский залив открытым морем. 6 октября англичане направили в этот район эсминцы «Термагант» (лейтенант-коммандер Д.П.Скетчард (John P. Scatchard) и «Тускан» с задачей нарушения судоходства противника севернее Спорад. После полуночи 7 октября эсминцы прибыли к мысу Касандра и приступили к патрулированию.

    ​Британский эсминец «Термагант» (HMS Termagant) - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    Британский эсминец «Термагант» (HMS Termagant)

    В это время к юго-западу от мыса Касандра в дозоре находились немецкие сторожевые корабли GA-29, GA-71 и GK-62, охотник UJ-2144 и тендер «Ровиньо» (Rovigno). «Термагант» (Termagant) и «Тускан» в 00:50 7 октября наткнулись на GK-62 и UJ-2144, открыли огонь и отправили их на дно. В 01:44 был замечен и обстрелян миноносец ТА-37, который вышел из Салоник, чтобы встретить и сопроводить туда конвой из Волоса в составе 2423-тонного минзага «Зевс» и раумботов R-185 и R-210. Миноносец, отстреливаясь, пытался бежать, но англичане преследовали его, подожгли и в 01:55 потопили в 8 милях к юго-западу от мыса Касандра.

    В 02:12 «Тускан» радаром заметил у берега новую цель на северном курсе, «Ровиньо». Ее обстреливали 10 минут, однако тендер скрылся. На рассвете «Термагант» и «Тускан» удалились в Псару.

    Немцы понесли очень тяжёлые потери в личном составе — на ТА-37 из 142 членов экипажа уцелело только 27, которых утром подобрала летающая лодка Do-24. Однако «Зевс» с 1125 эвакуируемыми из Пирея на борту утром 7 октября благополучно прибыл в Салоники.

    Высадка союзников в Греции

    Освобождение материковой Греции началось 24 сентября высадкой бойцов SAS (Special Air Service) на аэродром Араксос близ Патр. Затем там высадились бойцы 2-й отдельной парашутно-десантной бригады. Накопив силы, англичане и греческие партизаны начали наступление на Патры, так что немцы в ночь на 4 октября оставили город и прилегающий район.

    В рамках подготовки к вторжению «Мустанги» 15-й Воздушной Армии США из Италии 4 и 6 октября атаковали аэродромы Татои, Элевсин и Каламаки, а «Лайтнинги» 6 октября — аэродромы у Салоник, уничтожив и повредив там множество вражеских самолётов. В ночь на 9 октября по афинским аэродромам сбросили 44 тонны бомб британские бомбардировщики.

    10 октября подразделение SAS захватило аэродром Мегара, в 32 км западнее Афин. 12 октября 14 «Дакот» выбросили на аэродром бойцов 2-й парашютно-десантной бригады. Из-за плохой погоды высадка второй волны на следующий день не состоялась, но 14 октября 68 «Дакот» сбросили на аэродром ещё более 1000 парашютистов. В этот же день бойцы 9-го Commando и греческого Священного отряда высадились в разрушенном Пирее; вскоре к ним присоединились переправившиеся на каиках парашютисты из Мегары. В 17:30 15 октября четыре британских крейсера и четыре эсминца вместе с другими кораблями «Эгейского соединения» контр-адмирала Д. Мансфилда (J. M. Mansfield) бросили якорь у Пирея (операция “Manna”). Они доставили 3-й британский корпус и части греческой Королевской армии. Из-за гибели на минах греческих катеров-тральщиков «Касос» (Kasos)/BYMS-74 и «Кос» (Kos)/BYMS-186, ML-870 и 770-тонного голландского водоналивного танкера «Петронелла» (Petronnela) высадка началась только на следующий день.

    Немцы стремительно отходили на север, взрывая порты и уничтожая материальные ценности, которые не могли вывезти; Коринфский канал был блокирован на входе и на выходе.

    ​Американский патрульный бомбардировщик «Вентура» - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    Американский патрульный бомбардировщик «Вентура»

    Миноносец ТА-38 покинул Пирей в 17:45 8 октября. В 01:34 9 октября у острова Макрониси он задел корпусом грунт, сильно повредив машину и валы. В 07:22 начался налёт британских истребителей-бомбардировщиков. В этот день против морских целей у восточного побережья Греции действовали «Сифайры» с эскортных авианосцев «Хантер» (Hunter) и «Сталкер» (Stalker). Два «Сифайра» 807-й эскадрильи с «Хантера» подавляли корабельную ПВО, а 8 «Сифайров» 809-й эскадрильи со «Сталкера» атаковали миноносец бомбами. Корабль получил дополнительные повреждения от близких разрывов. ТА-39 отбуксировал пострадавший «систершип» в Волос, где тот в 19:30 13 октября был потоплен собственной командой тремя глубинными бомбами. Последние немецкие суда покинули Пирей 10 октября, а спустя два дня немецкий арьергард оставил Афины, взорвав напоследок порт.

    Рано утром 12 октября авиаразведка заметила британские корабли, следовавшие курсом к заливу Салоники, из-за чего в гавани Волоса укрылось множество плавсредств. Утром 13 октября англичане получили радиограмму, что в Волосе находится «более 70 кораблей и различных судов». Около полудня по ним прицельно отбомбились девять «Вентур» 25-й эскадрильи SAAF, вылетевших из Бриндизи; «вся гавань была в огне из-за постоянных взрывов в портовых строениях». 16 октября восемь «Вентур» 25-й эскадрильи снова атаковали гавань Волоса, а 17 октября по ней дважды ударили палубные «Сифайры» 809-й эскадрильи эскортного авианосца «Сталкер».

    В это время на севере Эгейского моря уцелевшие немецкие корабли приступили к минированию подходов к Салоникскому заливу. Ночью 12/13 октября мины у мыса Касандра ставил минзаг «Зевс», который прикрывал миноносец ТА-18.

    В ночь на 14 октября в Салоники благополучно прибыли миноносец ТА-39 и судно «Лола». Ночью 14/15 октября ТА-39 и «Зевс» выставили ещё одно минное заграждение на входе в Салоникский залив. Вечером 15 октября ТА-39 с двумя раумботами 12-й флотилии отправился в Волос, чтобы эвакуировать оттуда раненых, но в 01:42 16 октября миноносец подорвался на дрейфующей мине им же выставленного накануне заграждения и затонул в 45 милях к югу от Салоник; раумботы спасли 116 членов экипажа.

    Гибель ТА-18

    Последним уцелевшим кораблём 9-й флотилии оказался миноносец TA-18. Вечером 19 октября он вышел из Салоник к островку Аргиронисос, что севернее Эвбеи, чтобы забрать укрывшихся на нем около 80 членов экипажей потопленных накануне британской авиацией кораблей береговой охраны GA-73 и GA-76; по возвращению из похода корабль должен был быть затоплен, но его ожидала другая судьба.

    ТА-18 следовал на юг с максимально возможной скоростью в 15 узлов у побережья Фессалии, чтобы в полночь прибыть к цели плавания, когда в 22:25 был замечен радаром Тип 276 эсминца «Тускан» (лейтенант-коммандэр Э.Н.Вуд (Ernest N. Wood), который вместе с «Термагантом» прибыл для наступательного патрулирования в этот район. Британцы развернулись и пошли на сближение. В 22:42, в 10 милях к северу от Скиатоса, когда дистанция сократилась до 5000 м, они выпустили осветительные снаряды и увидели вражеский «эсминец»; был немедленно открыт огонь на поражение.

    ​Итальянский миноносец «Сольферино», будущий немецкий ТА-18 - Конец курортного сезона кригсмарине | Warspot.ru
    Итальянский миноносец «Сольферино», будущий немецкий ТА-18

    Получая попадание за попаданием, немец развернулся на 180° и ответил несколькими неудачными выстрелами и пуском торпеды, которая пошла кругами, так как оказалась с дефектом. Командир ТА-18 лейтенант Шмидт (Schmidt) понял, что спастись нет возможности, решил посадить корабль на мель и в 22:50 повернул к берегу, но в темноте миноносец в 22:54 вылетел на скалы Палиокастро. Спасаясь от непрекращающегося обстрела, экипаж сразу покинул корабль. Британцы приблизились, осветили застрявший в скалах миноносец и ещё полчаса расстреливали его. Оставив противника горящим, эсминцы Скетчарда удалились.

    Поскольку немцы высадились вблизи базы 4-й эскадры Освободительного флота Греции (ELAN), повстанцы напали на них и захватили в плен 110 моряков (из 132 членов команды).

    Завершение операций в Эгейском море

    14 октября передовые части наступающей советской армии прорвались к Белграду. Ожесточенное сражение за город продолжалось почти семь суток и поздно вечером 20 октября освобождение столицы Югославии завершилось. Таким образом, последний путь отхода из Салоник на север был перерезан. Группа Армий Е оказалась отрезанной от остальных германских сил и ей предстояло пробиваться на север через труднодоступные районы Боснии.

    В этих условиях деятельность немцев в северной части Эгейского моря сосредоточилась на отходе из Салоник. 24 октября отсюда в Триест вышло 3509-тонное госпитальное судно «Тюбинген» (Tuebingen) с 1023 ранеными на борту (потоплено утром 18 ноября у Полы парой «Бофайтеров»). В этот же день из Салоник были прекращены вылеты транспортной авиации.

    Утром 28 октября из Салоник в Триест вышло госпитальное судно «Градиска» (Gradisca) с 2100 ранеными, но англичане заподозрили, что на нем эвакуируют военнослужащих, перехватили судно и увели его в Александрию для досмотра.

    30 октября гавань Салоник была разрушена, все уцелевшие корабли, в том числе торпедный катер S-54, раумботы R-185, R-195, R-210 и R-211 и вспомогательные тральщики «Отранто» (Otranto), «Алула» (Alula) и «Галлиполи» (Gallipoli), взорваны, минзаг «Зевс» и судно «Лола» затоплены в качестве блокшипов на входном фарватере. В этот же день в город вошли части ELAS (Греческая народно-освободительная армия).

    Острова Архипелага были захвачены союзниками в течение месяца практически без сопротивления, большей частью после оставления их немецкими гарнизонами — Самос 4 октября, Левита 5-го, Хиос и Лесбос 10-го, Сирос 13-го, Наксос 15-го, Лемнос 16/17-го, Скарпанто 17-го, Санторин и Тира 18-го. Однако высадка греков и отряда SAS на Милос утром 26 октября вылилась в затяжные бои с гарнизоном и завершилась их эвакуацией 7 ноября, а греко-британский десант, высаженный ночью 26/27 октября на Тилос, уже следующей ночью был атакован немецким контрдесантом и через 4 дня убрался с острова.

    В течение двух месяцев немцами с Эгейских островов на материк было эвакуировано 67 878 солдат. 106 Ju-52 люфтваффе, усиленные затем Ju-290 и транспортными He-111, за 2050 рейсов перебросили 30740 солдат, в том числе с Крита 11500. Кригсмарине вывезли 37138 солдат, потеряв при этом 380 человек, 29 из 52 задействованных судов и множество каиков. Таким образом, к моменту завершения эвакуации 30 октября 1944 года на островах Эгейского моря, «крепостях» Крит, Родос, Кос, Лерос, Милос, Тилос и Калимнос, осталось 23 607 немцев и 10 254 сотрудничавших с ними итальянца:

    • на Крите 11 828 немцев и 4737 итальянцев,
    • на Родосе 6356 немцев и 4097 итальянцев,
    • на Косе 3228 немцев и 611 итальянцев,
    • на Леросе 1102 немца и 809 итальянцев,
    • на Милосе 620 немцев,
    • на Тилосе 266 немцев,
    • на Калимносе 193 немца.

    Все они капитулировали 8 мая 1945 года, а на Крите немцы уже после капитуляции вместе с британцами ещё некоторое время продолжали сражаться с местными партизанами.


    Источники и литература:

    1. Peter C. Smith, Edwin R. Walker, War in the Aegean: The Campaign for the Eastern Mediterranean in World War II, 2008
    2. S. W. Roskill, The War at Sea 1939–1945. Vol. III: The Offensive. Part 2: 1st June 1944–14st August 1945, 1960
    3. Vincent P.OˊHara, The German fleet at war, 1939 – 1945, 2004
    4. http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
    5. https://www.forum-marinearchiv.de
    6. http://forum.12oclockhigh.net
    7. https://archive.org

    Сергей Марченко

    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Итальянцы, ставшие немцами на Warspot.ru
    Итальянцы, ставшие немцами
    Поделиться
    • 9
    • 206
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    У берегов США обнаружена немецкая субмарина, затонувшая во время ВМВ на Warspot.ru
    У берегов США обнаружена немецкая субмарина, затонувшая во время ВМВ
    Одиссея слепого сокольничего на Warspot.ru
    Одиссея слепого сокольничего
    Сражение в бухте Солебей на Warspot.ru
    Сражение в бухте Солебей
    Гибель и возрождение «красного дьявола» на Warspot.ru
    Гибель и возрождение «красного дьявола»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google