Война в Корее дала мощный толчок восстановлению вооружённых сил в демилитаризованной Японии. Основным источником военной техники стал вчерашний противник — Соединённые Штаты Америки, включившие Страну восходящего солнца в свои программы военной помощи. Вместе с тем японское правительство приступило и к воссозданию собственной военной промышленности.
Японские военные специалисты пристально изучали опыт войны в Корее, в ходе которой северокорейские и китайские соединения довольно широко применяли танки и САУ. Т-34-85 советского производства доставили немало хлопот американцам и их союзникам, особенно на начальном этапе корейского конфликта. В памяти японцев ещё были свежи и воспоминания об американских десантах на островах Тихого океана, в которых бронетехника играла одну из главных ролей, а отсутствие эффективных противотанковых средств было одной из предпосылок японских поражений. Поэтому вопросы борьбы с бронированными целями в японских Силах самообороны относились к числу приоритетных.
Концепция
Одним из главных звеньев противотанковой обороны японских соединений должен был стать самоходный легкобронированный истребитель танков. Требовалась машина малогабаритная и лёгкая: с одной стороны, небольшие размеры способствовали повышению выживаемости истребителя танков на поле боя, с другой — японские просёлочные дороги в то время отнюдь не блистали качеством, а подавляющее большинство мостов имело ограниченную грузоподъёмность. Без ограничения массогабаритных параметров боевой машины она попросту не могла бы действовать на большей части территории Японии.
Ограничения по массе и габаритам имели одно важное следствие — они практически исключали применение обычной противотанковой пушки. Поэтому для нового истребителя танков выбрали популярное в то время безоткатное орудие. Но такое вооружение было в принципе невозможно установить в закрытой башне (или каземате), и казённую часть орудия приходилось выводить за пределы бронирования. Для его перезарядки члену экипажа приходилось покидать уютное забронированное пространство, высовываясь наружу и подвергая себя риску. Поэтому создатели самоходок с безоткатными орудиями стремились увеличить количество стволов, чтобы снизить частоту перезарядки — благо, малая масса безоткатных орудий позволяла это сделать. Пожалуй, наиболее характерным примером является американский истребитель танков М50 «Онтос», на который умудрились взгромоздить сразу шесть стволов. Японцы же проявили умеренность, ограничившись в своей самоходке только двумя.
Разработка
Создание истребителя танков для Сил самообороны началось в 1954 году. Им занимались на конкурсной основе две фирмы — «Комацу Мэнюфэкчуринг» и «Мицубиси Ниппон Хэви Индастриз». Два года спустя были готовы прототипы фирм-конкурентов, получившие обозначения MI (SS1) и MII (SS2). Вооружение в обоих случаях было одинаковым — два 105-мм безоткатных орудия (представлявшие собой японские копии американских пушек М27). Компоновка же была разной — у машины фирмы «Комацу» дизельный двигатель располагался в передней части корпуса, а прототип «Мицубиси», оборудованный чуть более мощным 110-сильным дизелем, имел заднемоторную компоновку.
Испытания первых двух прототипов продолжались до 1958 года, но уже в 1957 году фирма «Мицубиси» представила новый прототип SS3 с пятикатковой ходовой частью вместо четырёхкатковой. «Комацу» же доработала свою машину, получившую обозначение «SS1 усовершенствованный». Самоходка имела существенно изменённую компоновку, отличавшуюся наличием вращающейся башенки. Вооружение усилили — «SS1 усовершенствованный» имел четыре 105-мм орудия, установленные попарно по бокам башенки. Однако такое решение военные забраковали, поскольку оно увеличивало высоту машины. Фирма «Комацу», уже признанная победителем, вернулась к двухорудийной безбашенной компоновке САУ.
В мае 1959 года на испытания вышла предсерийная партия самоходок SS4 (три единицы), отличавшихся от SS1 более мощным двигателем, перенесённым из передней части корпуса в заднюю, а также усовершенствованной трансмиссией с четырёхступенчатой коробкой передач (четыре скорости вперёд и одна назад). Поменяли и вооружение — вместо устаревших 105-мм орудий установили более современные 106,7-мм (копии американского М40).
В марте 1960 года началось серийное производство истребителя танков, а в сентябре того же года САУ официально приняли на вооружение, присвоив наименование «Самоходное 106-мм безоткатное орудие тип 60» («Року-Мару-Сики Джисоу-Мухандоу-Хоу»).
Конструкция
Истребитель танков «Тип 60» является лёгкой безбашенной бронированной гусеничной машиной. Корпус сварной конструкции изготовлен из стальных бронелистов толщиной 12 мм. В передней части бронелисты установлены с оптимальными углами наклона, борта и кормовая стенка — вертикальные.
Экипаж состоит из трёх человек: командира (являющегося также наводчиком), механика-водителя и заряжающего.
Истребитель танков имел асимметричную компоновку: боевое отделение, совмещённое с отделением управления, было смещено влево от продольной оси корпуса, а справа располагалось вооружение — спаренная установка 106,7-мм безоткатных орудий «Тип 60» (лицензионного варианта американского орудия М40, выпускавшегося фирмой «Нихон Сейкосё»). Каждое орудие весило 114 кг, а его длина составляла 3048 мм. Максимальная дальность стрельбы теоретически достигала 7000 м, но огонь по бронированным целям прямой наводкой был эффективен до дистанции 1100 м. В боекомплект входили осколочно-фугасные и бронебойные снаряды, имевшие начальную скорость 500 м/с. Возимый боекомплект был крохотным — всего шесть выстрелов. Правда, в боевой обстановке допускалось его увеличение до восьми за счёт заблаговременного заряжания орудий.
Орудия установили на поднимающемся лафете, обеспечивающем ведение огня как из нижнего положения, так и из верхнего. В первом случае угол горизонтальной наводки составлял по 10° вправо и влево, вертикальной — от −5° до +10°. При поднятом лафете диапазон углов горизонтальной наводки расширялся до 30° вправо и влево, вертикальной — составлял от −20° до +15°. Приводы наведения орудийной установки — электрогидравлические. Для работы приводов наведения в случае отказа электроснабжения имеется аварийный ручной насос.
Дополнительным вооружением САУ «Тип 60» являлась 12,7-мм пристрелочная винтовка (такое решение было применено и на американском «Онтосе»). Это оружие представляло собой лицензионный вариант американской винтовки М8С, выпускавшийся фирмой «Хова Когё». Винтовка была спарена с правой пушкой. Самоходка имела дневной прицел, совмещённый с оптическим дальномером с базой 750 мм, а также дополнительно могла комплектоваться ночным инфракрасным прицелом.
Ходовая часть САУ с каждого борта включает пять сдвоенных опорных катков, ведущее колесо переднего расположения и направляющее — заднего, а также три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеницы металлические, снабжённые резиновыми накладками. В целях улучшения проходимости по рыхлому снегу предусмотрено применение специальных уширенных гусениц.
На истребителе танков был установлен шестицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения «Комацу» 6Т 120-2, развивавший мощность 120 л.с. при 2400 об/мин. Этого вполне хватало, чтобы разогнать восьмитонную машину до скорости 45 км/ч. Топливный бак ёмкостью 77 л обеспечивал запас хода 130 км. САУ «Тип 60» не является плавающей, но способна преодолевать броды глубиной до 0,8 м.
Производство и служба
Серийный выпуск истребителей танков «Тип 60» вёлся фирмой «Комацу» в течение двух десятилетий — с 1960 по 1979 год. Производство велось с присущей военной промышленности Японии неторопливостью: его темп не превышал двух десятков единиц в год. Общий объём выпуска составил 223 (по другим данным, 252) самоходки.
В процессе производства конструкция истребителя танков подвергалась изменениям, вследствие чего появились три модификации (правда, официально все они обозначались «Тип 60»). Первая, условно называемая «Тип 60А», являлась базовой и выпускалась до 1967 года. Затем в производстве её сменил вариант «Тип 60В», отличавшийся небольшими усовершенствованиями. Наконец, с 1974 года выпускалась самоходка «Тип 60С» с новым двигателем — четырёхцилиндровым дизелем жидкостного охлаждения «Комацу» SA4D 105, развивавшим мощность 150 л. с. (при 2800 об/мин). Благодаря этому несколько возросла подвижность самоходки — максимальная скорость увеличилась до 55 км/ч. Пытались японцы и устранить один из главных недостатков истребителя танков — необходимость заряжающему покидать боевое отделение для перезарядки орудий. Для САУ «Тип 60» создали и испытали автомат заряжания, однако на серийных самоходках он так и не появился — военные посчитали нецелесообразной установку столь сложного агрегата на небольшой боевой машине.
Истребители танков «Тип 60» поступали на вооружение противотанковых подразделений пехотных частей. Несмотря на откровенную архаичность, они продержались в строю до начала XXI века (для сравнения, американский «Онтос» сняли с вооружения ещё в 1969 году). По состоянию на 2001 год сухопутные войска Сил самообороны располагали примерно 140 такими машинами, в 2007 году их оставалось ещё около 100, а в 2008-м «Тип 60» наконец сняли с вооружения, окончательно заменив противотанковыми ракетными комплексами.
Общая оценка истребителя танков «Тип 60» однозначна — к 70-м годам он совершенно устарел и по вооружению, и по другим параметрам. Единственным плюсом этой САУ оставались разве что её небольшие габариты. Вместе с тем самоходка сумела продержаться в строю почти полвека — причиной тому стали особенности японского военного строительства, в котором оснащение сухопутных войск занимало далеко не первое место.
Боевая масса, т |
8 |
---|---|
Экипаж, чел. |
3 |
Длина, мм |
4300 |
Ширина, мм |
2230 |
Высота, мм |
1590 |
Клиренс, мм |
350 |
Максимальная скорость, км/ч |
45 |
Запас хода по шоссе, км |
130 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
|
ширина рва высота стенки глубина брода |
1,78 0,55 0,8 |
Литература:
- Омелянюк П. Японская «двустволка» // Арсенал-коллекция. – 2014. – №10
- Foss Ch. Janes world armoured fighting vechicles. – London, 1976
- Pejčoch I. Samohybné bezzákluzové dělo Typ 60 // Hobby Historie. – 2013. – №21
Комментарии к данной статье отключены.