Когда в 1940 году 19-летний парень из штата Нью-Мексико Уильям «Билл» Молдин записывался добровольцем в Армию США, он вряд ли сомневался в правильности своего выбора. Отец Билла воевал в Европе в Первую мировую войну, дед был скаутом в кавалерии в войнах с апачами, и юноша жаждал славы и подвигов. До этого он успел окончить курсы рисования в Академии изящных искусств в Чикаго — именно армия и увлечение рисованием определили всю дальнейшую жизнь Молдина.
Сотрудничая с газетой своей 45-й пехотной дивизии, к 1943 году сержант Молдин создал образ двух пехотинцев-фронтовиков, друзей Вилли и Джо — небритых, в мятой униформе, с прилипшими к нижней губе окурками, которые достаточно много видели, чтобы не бояться ни командования, ни врага. После того, как 45-я дивизия была отправлена в Европу и участвовала в 1943 году в высадке на Сицилии, популярность Вилли и Джо резко пошла в гору. Молдин стал сотрудничать с газетой «Звёзды и Полосы» (Stars and Stripes), охватывающей зональными выпусками всю армию — теперь с двумя рисованными приятелями мог познакомиться каждый американский солдат на европейском театре военных действий. Весной 1944 года Молдину выдали собственный «Виллис», на котором он мог колесить по всей Италии, собирая материал для карикатур, — теперь Вилли и Джо появлялись на страницах «Звёзд и Полос» шесть раз в неделю.
Не все воспринимали мрачно-насмешливое изображение войны должным образом — так, известный педантизмом и самодурством генерал Джордж Паттон хотел отдать Молдина под суд, а также запретить распространение «Звёзд и Полос» в своей 3-й армии. Потребовалось вмешательство вышестоящего командования — Паттон оставил Молдина в покое по личному указанию главнокомандующего американскими силами в Европе Дуайта Эйзенхауэра.
С окончанием войны Молдин хотел «убить» своих персонажей, но его уговорили этого не делать. Признанием для Вилли и Джо, кроме солдатской любви, стала престижная Пулитцеровская премия, присуждённая художнику в 1945 году, когда вышел сборник его фронтовых работ, за которым последовало ещё несколько. В дальнейшем Молдин пытался стать политическим карикатуристом, но снискать популярности на этом поприще не удалось — хотя у него было несколько удачных «попаданий», а в 1959 году он даже получил вторую Пулитцеровскую премию за рисунок на тему присуждения Нобелевской премии Борису Пастернаку. Неудачей закончились и попытки Молдина заняться политикой.
Вилли и Джо, запечатлённые в сотнях сюжетов, так и остались главным делом всей жизни Билла Молдина, умершего в 2003 году. В 2008 году в США был выпущен объёмный двухтомник, содержащий все фронтовые рисунки художника. Ниже приводим небольшую подборку его работ, популярных в американской армии и во всём мире до сих пор.
Комментарии к данной статье отключены.