Впервые беспилотные летательные аппараты в армии стали применять еще в межвоенные годы. Тогда они представляли собой радиоуправляемые бипланы, которые использовались в качестве мишеней. Во второй половине Второй мировой войны немецкие авиаконструкторы в лихорадочных попытках создать чудо-оружие, которое спасло бы Германию от поражения, сделали шаг еще дальше, впервые применив беспилотник в качестве оружия
Весной 1945 года советское командование получило несколько рапортов летчиков-истребителей, что над переправами через реку Одер ими был замечен странный летательный аппарат, по форме напоминающий трапецию. При сближении выяснилось, что это два самолета, скрепленные вместе – сверху находился истребитель «Фокке-вульф» ФВ-190, будто бы оседлавший бомбардировщик «Юнкерс» Ю-88. Внезапно «Фоккер» отделился, и, сделав горку, ушел в сторону, а «Юнкерс» спикировал в сторону фронта. Затем он ударился о землю рядом с окопами и разнес все вокруг в радиусе 200 метров…
Составные самолеты сами по себе не были чем-то новым – подобные эксперименты велись во многих странах еще в довоенные годы. Однако лишь в Германии их решили применить на практике. В 1942 году в институт DFS (немецкий исследовательский институт планеризма) поступил заказ от Министерства авиации Германии на создание составного самолета для уничтожения наземных объектов противника, прикрытых сильной системой ПВО. Благодаря многочисленным исследованиям довоенного периода уже к ноябрю 1943 года был разработан пригодный для боевого применения самолет, который назвали «Мистель» в честь омелы, кустарника-паразита, растущего повсеместно в Европе на ветвях деревьев.
Полет происходил благодаря работе двигателей обоих самолетов тандема. В качестве бомбы был определен двухмоторный Ju 88A-4, а управление велось пилотом из кабины истребителя Bf 109. Топливо из баков самолета управления предназначалось для полета обратно. Приблизившись к цели на высоте 600 метров, пилот производил отделение «юнкерса», и тот на автопилоте шел по заданному курсу, затем пикировал под углом 15–20 градусов. На скорости до 520 км/ч начиненный 2000 кг взрывчатки ударный самолет поражал цель. В качестве детонатора выступал длинный наконечник, расположенный в носовой части фюзеляжа.
К апрелю 1944 года была сформирована специальная эскадрилья из самолетов типа «Мистель», которая вошла в состав бомбардировочной эскадры KG 101. Также весьма быстро нашлась и подходящая цель – немецкая разведка доложила, что в портах Англии зафиксировано скопление кораблей, которые, как выяснится позднее, готовились к высадке войск в Нормандии 6 июля 1944 г.
В ночь с 24 на 25 июня новая эскадрилья добилась значительных успехов, потопив несколько кораблей противника. Их действия были признаны обнадеживающими, и промышленность Третьего Рейха получила задание на переоборудование 75 Ju 88G-1 в ударные самолеты. Параллельно большинство самолетостроительных фирм получило задание на разработку своих вариаций с использованием уже устаревших бомбардировщиков, двигатели которых израсходовали моторесурс. Вместе с этим, в конце 1944 года была разработана операция «Железный молот», в ходе которой предполагалось использование «Мистелей» для уничтожения промышленности СССР. Так, например, одной из ключевых задач операции являлось выведение из строя точечными ударами беспилотных «юнкерсов» электростанций, питающих Москву.
Однако этим планам не суждено было осуществиться, так как на момент начала воплощения проекта в металле союзные войска были уже на подходе к Германии, а люфтваффе даже не могло помышлять об ударах по территории противника. «Мистелям» пришлось участвовать в решении более насущных проблем, таких как удары по скоплениям войск и техники противника или уничтожение переправ и железнодорожных узлов. Несмотря на срыв операции «Железный молот», на одном только советско-германском фронте действовало примерно 200 таких аппаратов. Но так как им приходилось летать без прикрытия, да еще и при полном господстве в воздухе истребительной авиации противника, результаты деятельности нового «чудо-оружия» были весьма скромными и почти никак не сказались на исходе войны.
Комментарии к данной статье отключены.