Командование армии Нидерландов начало переговоры о своей капитуляции уже вечером 14 мая 1940 года, подписав её следующим утром. Но за пять дней блицкрига голландские авиаторы сделали всё, что было в их силах, чтобы продвижение вермахта по их стране не стало лёгкой прогулкой. Что представляла собой авиация Нидерландов в мае 1940 года, какими самолётами она была вооружена и как они выглядели?
В Первой мировой войне Нидерланды не участвовали, потому и 20 лет спустя также не собирались воевать, немедленно после начала войны заявив о нейтралитете. Однако на сей раз у королевства не было шансов остаться в стороне от всеобщей бойни: уже 9 октября 1939 года Гитлер издал директиву о подготовке наступления на Францию через территорию не только Бельгии, как это было в 1914 году, но и Голландии. Это позволило бы «создать плацдарм для успешного ведения воздушной и морской войны против Англии и расширить буферную зону жизненно важной Рурской области». Вторжение должно было начаться уже в ноябре, но операция неоднократно откладывалась, а её план несколько раз перерабатывался. В конце концов, блицкриг на западе начался на рассвете 10 мая.
Авиация Антони Фоккера
Благодаря конструктору и предпринимателю Антони Фоккеру, после Первой мировой вернувшему свой бизнес из Германии на родину, нидерландская авиационная промышленность оказалась в состоянии не только полностью обеспечивать нужды собственных ВВС, но и поставлять боевые и гражданские самолёты на экспорт. Однако, с началом эпохи скоростных монопланов ситуация резко усложнилась.
К началу Второй мировой голландцы располагали только тремя современными типами боевых самолётов собственного производства: «воздушным крейсером» (бомбардировщиком) «Фоккер» T.V, «лёгким крейсером» (многоцелевым истребителем, разведчиком и лёгким бомбардировщиком) «Фоккер» G.I и поплавковым торпедоносцем «Фоккер» T.VIII – всё это были двухмоторные монопланы. Ещё два типа, истребитель «Фоккер» D.XXI и разведчик «Фоккер» C.X, можно было назвать устаревающими, а вот всё остальное совершенно точно устарело, и безнадёжно.
Хуже всего дело обстояло с самолётами непосредственной поддержки войск, которые в итоге пришлось заказывать за границей. В США были закуплены 18 штурмовиков «Дуглас» DB.8 (они же «Нортроп» A-17), но подходящие для них бомбы приобрести не удалось. Самолёты пришлось классифицировать как истребители, хотя для воздушного боя они совершенно не подходили. К маю 1940 года небольшая партия бомб все же была получена, но до эскадрильи «Дугласов» она так и не дошла.
Королевские ВВС Нидердандов использовали традиционное для многих стран административно-тактическое деление вида «эскадрилья (Vliegtuigafdeling) – группа (Groep) – авиаполк (Luchtvaartregiment)». Нумерация эскадрилий в группе и групп в полку была независимая. В сокращённом виде эскадрильи обозначались в виде «1-V-2», что расшифровывалось как «1-я эскадрилья 5-й группы 2-го полка». Параллельно использовались и «описательные» названия, например, 2e Ver.Gr – 2-я разведывательная группа (II-2), Bom.V.A. – Бомбардировочная эскадрилья (2-I-1), 1e Ja.V.A. – 1-я истребительная эскадрилья (1-II-1), но так как истребительные эскадрильи с одинаковыми номерами были в разных полках, это часто приводит к путанице.
Морская воздухоплавательная служба состояла из небольших отрядов (фактически, звеньев) гидросамолётов, громко именовавшихся группами (Groepvliegruigen) и обозначавшихся аббревиатурой GVT с добавлением порядкового номера части.
Армейская авиация в 1940 году использовала два стандарта окраски боевых самолётов. Машины старых типов, до «Фоккера» C.X включительно, сохранили двухцветную маскировочную окраску образца 1920 года из коричнево-зелёного LVA Khaki на верхних и боковых поверхностях и голубого LVA Blauw на нижних. В 1938 году был введён новый стандарт, странным образом соединяющий трёхцветный камуфляж из пятен зелёного Camouflagegroen, коричневого Camouflagebruin и бежевого Camouflagebeige цветов на верхних и боковых поверхностях с коричневым «антикамуфляжем» на нижних.
В морской авиации гидросамолёты старых типов были полностью «алюминиевыми», а «Фоккеры» C.XIV и T.VIII получили двухцветную маскировочную окраску из подражающей немецкой RLM 02 зеленовато-серой краски Hollandgrijs сверху и её осветлённой путём добавления белил версии Hollandgrijs Licht снизу. Серийные номера, одновременно играющие роль тактических обозначений, обе службы писали крупным шрифтом на бортах самолётов.
«Оранжевые солдаты» «Странной войны»
С началом войны голландские лётчики приступили к патрулированию сухопутных границ и территориальных вод, время от времени перехватывая английских, французских и немецких нарушителей воздушного пространства. Первый воздушный бой был отмечен уже 13 сентября, когда немецкий патрульный «Хейнкель» He 115 по ошибке сбил «Фоккер» T.VIII из GVT2. Немцы приводнились рядом со своей жертвой и взяли на борт голландский экипаж, но их собственный самолёт при посадке был повреждён.
Три часа спустя рядом с ними села немецкая летающая лодка «Дорнье» Do 18, также получившая повреждения при посадке. Два экипажа совместными усилиями починили «Хейнкель», который взлетел и взял курс на свою базу. «Дорнье» ещё ремонтировали, когда появилось звено «Фоккеров» D.XXI из 1-II-1 LvR. Лётчики уже знали о сбитом торпедоносце, поэтому без раздумий расстреляли немецкий гидроплан, экипаж которого добрался до берега на надувной лодке и был интернирован. Голландский экипаж с T.VIII через пару дней был возвращён с официальными извинениями от германского правительства.
26 сентября ещё один патрульный He 115 также по ошибке обстрелял летевший в Швецию гражданский DC-3 авиакомпании KLM, на котором был убит один из пассажиров. Во избежание подобных инцидентов в будущем, с 1 октября 1939 года в военной и военно-морской авиации Нидерландов взамен прежних красно-бело-синих секторных кокард с оранжевым кружком в центре были введены оранжевые треугольники с 10-сантиметровой чёрной окантовкой, дополненные оранжевым рулём поворота с такой же окантовкой. Авиалайнеры для международных рейсов были полностью выкрашены в оранжевый цвет и получили надпись «HOLLAND» во весь фюзеляж.
Меры оказались действенными, и в дальнейшем нарушения границ обычно обходились без огневого контакта. Однако в нескольких воздушных боях все же были повреждения самолётов с обеих сторон, а на рассвете 28 марта «Фоккеры» G.IA из 3-II-1 LvR сбили английский бомбардировщик «Уитли».
Весной командование ВВС получило информацию о немецких планах вторжения. По опыту Польши, Дании и Норвегии было ясно, что нападение начнётся на рассвете с ударов по аэродромам. Поэтому 8 мая все истребительные эскадрильи получили приказ держать самолёты в готовности к немедленному взлёту по тревоге каждый день с 3:15 ночи до 8:00 утра.
Боевое расписание армейской авиации Нидерландов на утро 10 мая 1940 года было следующим (в числителе боеготовые самолёты, в знаменателе неисправные):
1-й авиаполк (1e LvR) со штабом в Схипхоле имел в подчинении две авиагруппы. 1-я группа стратегической авиации (I-1 LvR, или 1e Strat.Gr.) со штабом в Схипхоле включала в себя две эскадрильи: стратегической разведки (1-I-1, или Strat.Ver.V.A.) в Бергене на 10/3 C.X, и бомбардировочную (2-I-1, или Bom.V.A.) в Схипхоле на 9/3 T.V. 2-я группа (II-1 LvR, или 2e Ja.Gr.) со штабом в Гааге отвечала за ПВО территории страны и состояла из четырёх истребительных эскадрилий: 1-й (1-II-1 LvR, или 1e Ja.V.A.) в Де-Кой на 11/1 D.XXI, 2-й (2-II-1 LvR, или 2e Ja.V.A.) в Схипхоле на 9/3 D.XXI, 3-й (3-II-1 LvR, или 3e Ja.V.A.) в Валхавене на 11/1 G.IA, и 4-й (4-II-1 LvR, или 4e Ja.V.A.) в Бергене на 12/2 G.IA.
2-й авиаполк (2e LvR) со штабом в Зейсте включал в себя части взаимодействия с наземными войсками, а именно четыре разведывательные группы, приданные армейским корпусам и не делившиеся на эскадрильи: 1-ю (I-2 LvR, или 1e Ver.Gr.) в Хилверсуме на 1/1 C.X, 6/2 C.V и 4/0 FK-51, 2-ю (II-2 LvR, или 2e Ver.Gr.) в Ипенбурге на 7/2 C.V и 5/1 FK-51, 3-ю (III-2 LvR, или 3e Ver.Gr.) в Рёйгенхуке на 7/2 C.V и 3/0 FK-51, и 4-ю (IV-2 LvR, или 4e Ver.Gr.) в Гилзе-Рейене на 7/1 C.V и 3/2 FK-51.
Истребительная группа полевой армии (V-2 LvR, или Ja.Gr. Veldleger) со штабом в Оккенбурге насчитывала три истребительные эскадрильи. 1-я эскадрилья (1-V-2 LvR, или 1e Ja.V.A. Veldleger) базировалась в Ипенбурге, самолёты – 8/1 D.XXI. 2-я эскадрилья (2-V-2 LvR, или 2e Ja.V.A. Veldleger) на D.XVII была расформирована лишь 3 мая, а новую эскадрилью с тем же номером планировали сформировать 1 июня на двухмоторных G.IB. 3-я эскадрилья (3-V-2 LvR, или 3e Ja.V.A. Veldleger) базировалась в Ипенбурге и имела на вооружении 11/1 DB.8A.
3-й авиаполк (3e LvR) со штабом на Текселе имел в подчинении учебные части – три лётных школы: первоначального обучения (Влиссинген), «продвинутой» (Хамстеде) и истребительной (Тексел) подготовки;
Всего в боевом расписании ВВС Нидерландов на утро 10 мая 1940 года насчитывалось 27/7 C.V, 11/4 C.X, 28/5 D.XXI, 23/3 G.IA, 9/3 T.V, 15/3 FK-51 и 11/1 DB.8A без учёта тренировочных и связных машин. Но самолёты FK-51 фирмы «Колховен» боевыми только числились, а фактически признавались непригодными для использования на фронте. Ни одного боевого вылета они не совершили, поэтому в дальнейшем описании фигурировать не будут.
Первые часы «Блицкрига»
Если не считать двух лётных школ и одной гидроавиастанции в Зеландии, вся авиация была сосредоточена в провинциях Северная и Южная Голландия на пяти главных базах и нескольких вспомогательных. Почти все они 10 мая подверглись ударам, начиная с 3:50 по местному времени (5:50 по берлинскому). Главными задачами люфтваффе в этот день было выведение из строя как можно большего числа голландских самолётов, а также высадка десантов для захвата аэродромов и других стратегических объектов в районе Гааги и Роттердама.
Десантирование проводили даже гидросамолёты и лёгкие «Шторхи» Fi 156, но основную работу выполнили Ju 52 с посадочным десантом на аэродромах Валкенбург, Оккенбург, Ипенбург и Валхавен, где базировались разведывательная группа и три истребительные эскадрильи. Эскадрилья 3-II-1 до начала бомбардировки успела поднять в воздух восемь истребителей, одержавших 13 воздушных побед, из которых немецкими данными подтверждаются семь (пять He 111 и два Ju 52), ещё два Ju 52 получили повреждения в бою и разбились при десантировании, а один подбитый Ju 88 был списан после возвращения на базу.
Группа V-2 успела поднять все свои исправные самолёты, но последние звенья «Дугласов» взлетали уже под бомбами. Лётчики 1-й эскадрильи одержали шесть побед, из которых немцами подтверждаются только один разведчик Do 17 и один бомбардировщик Ju 88, а на счету экипажей 3-й эскадрилий оказалась одна победа, не нашедшая подтверждения.
Собственные потери составили 13 сбитых в воздушном бою истребителей (четыре G.IA, три D.XXI и шесть DB.8). Ещё один «Дуглас» был сбит совместными усилиями немецких лётчиков и голландских зенитчиков, а второй был повреждён на взлёте близким разрывом бомбы, и во время боя его крыло просто не выдержало перегрузок. Истратив весь боекомплект, пилоты трёх D.XXI и двух DB.8 приземлились для дозаправки и перевооружения, но это оказалось ошибкой: в наземном бою за аэродромы с немецкими десантниками все находящиеся там самолёты (включая группу II-2 в полном составе) были либо уничтожены, либо достались противнику.
Три G.I и по одному D.XXI и DB.8 вынужденно приземлились с пустыми баками на разных пляжах и больше в воздух не поднимались. Ещё один «крейсер» перелетел в Де-Кой, получив повреждения сначала при не совсем удачной посадке, а потом попав под штурмовку. Из всей роттердамско-гаагской авиационной группировки уцелеть удалось только одному D.XXI, благополучно севшему в Схипхоле, а через несколько часов перелетевшему в Рёйгенхук.
В Бергене из-за спешки с постройкой аэродрома система водоотведения была далека от идеала, поэтому все тяжёлые истребители 4-й эскадрильи выстроились на единственной полосе с твёрдым покрытием, словно на палубе авианосца. Приближение бомбардировщиков было замечено слишком поздно, и под разрывы бомб взлететь удалось только одному экипажу.
Лётчик попытался было пойти в атаку, но вскоре вынужден был сам спасаться бегством. Оторвавшись от преследования, он оказался над одним из районов посадочных десантов и проштурмовал скопившиеся на пляжах «Юнкерсы», а потом вернулся на базу. Все прочие самолёты эскадрильи были уничтожены или повреждены во время бомбёжки. Базировавшаяся там же 1-I-1 лишилась всех неисправных машин, сгоревших вместе с разбомблённым ангаром, зато боеготовые разведчики, рассредоточенные и замаскированные на краю аэродрома, не получили ни одной пробоины.
В Схипхоле на перехват поднялись как все исправные истребители, так и восемь бомбардировщиков. Истребители сбили один Ju 88, но и сами потеряли один повреждённый и брошенный после вынужденной посадки D.XXI. После боя часть эскадрильи ушла в Рёйгенхук, остальные вернулись на свою базу. Экипажи бомбардировщиков претендовали на одну победу вблизи своей базы (не подтверждается) и три в других районах (подтверждается один сбитый Ju 52), а потом совершили посадку на разных аэродромах. В потери попали все оставшиеся на земле машины и ещё одна, попавшая потом под штурмовку в Де-Кое.
Рёйгенхук противником был проигнорирован, Хилверсум проштурмовали истребители, повредившие все три неисправных «Фоккера», а Гилзе-Рейен стал целью нескольких налётов, в которых были сильно повреждены два C.V, и их вместе с прочими неисправными самолётами пришлось сжечь или бросить при эвакуации несколько часов спустя.
Авиабазу Де-Кой первый немецкий удар обошёл стороной. Сразу после начала боевых действий все самолёты 1-II-1 были отправлены на патрулирование. Два пилота отстали от своих звеньев, в итоге один был сбит стрелками «Хейнкелей» He 111, а второй заявил победу над Ju 52 (не подтверждается) и сел для дозаправки в Схипхоле. В момент посадки вернувшихся в Де-Кой самолётов их атаковала внезапно появившаяся девятка Bf 109, сразу сбившая один из «Фоккеров», а остальные вступили в бой, в котором было сбито два «Мессершмитта». Третий был засчитан как сбитый, но в действительности сел на брюхо уже на немецкой территории. Немцы же, столкнувшись с неожиданными трудностями, не смогли больше никого сбить, хотя и повредили все восемь самолётов. К полудню, после ещё нескольких штурмовок, на базе не осталось ни одного неповреждённого самолёта.
Пять дней войны
Всего после серии налётов на голландские аэродромы, которые можно назвать первым ударом, в распоряжении армейской авиации осталось 40 боеготовых самолётов: три D.XXI и два T.V в Схипхоле, один G.IA и семь C.X в Бергене, пять D.XXI, три T.V и семь C.V в Рёйгенхуке, один C.X и шесть C.V в Хилверсуме, пять C.V в Гилзе-Рейене. В 10 утра базу Гилзе-Рейен эвакуировали, и IV-2 перебазировалась на аэродром Хамстеде, где приняла четыре C.V из лётной школы. Вечером группа I-2 перелетела на север в Мидденмер, оставив в Хилверсуме все неисправные машины, а остатки трёх эскадрилий «Фоккеров» D.XXI свели вместе в так называемую эскадрилью 1/2-II-1, основной базой для которой стала небольшая площадка планерного клуба в Бёйкслоте. На следующий день эта сводная часть получила пять отремонтированных D.XXI из Де-Коя и шесть бипланов D.XVII из истребительной школы. Тогда же 4-II-1 отремонтировала пять G.IA и получила три спешно введённых в строй G.IB.
К классической боевой работе с ведением разведки и нанесением бомбоштурмовых ударов голландские лётчики приступили в 6:15 утра 10 мая. В первый день преобладали вылеты на скопления десантных самолётов, а затем голландцы переключились на бомбардировки мостов и штурмовки немецких колонн.
До конца кампании лётчики «Фоккеров» D.XXI записали на свой счёт ещё три победы: две 10 мая (подтверждается один Ju 52) и одну на следующий день – во время эскортирования бомбардировщиков сбит Bf 110, но немцы числят его жертвой зенитной артиллерии. Экипажи 4-й истребительной эскадрильи заявляли одну победу 12 мая, но она немецкими данными не подтверждается.
Собственные безвозвратные потери за тот же срок составили 16 самолётов, сбитых в воздушных боях (четыре D.XXI, один G.IA, пять T.V, два C.X и четыре C.V), и два C.V, сбитых огнём с земли. Ещё по одному D.XVII и C.V были сбиты голландскими зенитчиками, а в небоевой «безвозврат» ушли один D.XXI и три D.XVII, разбитых в авариях, и один G.IA, покинутый экипажем из-за технической неисправности.
Ранним утром 13 мая прекратили своё существование потерявшая последний самолёт бомбардировочная эскадрилья и попавшая под штурмовой удар Bf 110 4-я разведывательная группа – единственный её уцелевший C.V был передан в другую часть.
14 мая боевые вылеты продолжились и повреждения получили ещё несколько самолётов, но все они были ремонтопригодными, когда вечером пришёл приказ на уничтожение техники и эвакуацию персонала. К тому времени голландские ВВС располагали 33 исправными или легко повреждёнными боевыми самолётами:
- в Рёйгенхуке – семь C.X из 1-I-1 и шесть C.V из III-2;
- в Схипхоле – девять D.XXI и один D.XVII из 1/2-II-1, четыре G.IA и два G.IB из 4-II-1;
- в Де-Зилк – один C.X и три C.V из I-2.
Два самолёта из эскадрильи стратегической разведки перелетели во Францию, а все остальные машины по официальным данным были сожжены, дабы не достались противнику, но в действительности некоторые самолёты уцелели и позднее получили немецкие опознавательные знаки.
Моряки в сухопутной кампании
Морская авиация использовала один береговой аэродром, на котором располагалась лётная школа, и шесть прибрежных и озёрных гидроаэродромов. По состоянию на 10 мая 1940 года в её боевом составе числилось 28 гидросамолётов (семь T.VIII, 14 C.XIV, один C.XI и шесть C.VIII). Ещё 14 машин (один T.VIII, 10 C.XIV и три C.VIII) находились в резерве, а один C.XI – в ремонте. 12 мая с фирмы Фоккера были получены ещё два T.VIII.
В скоротечной и чисто сухопутной кампании морским авиаторам особого места не нашлось, но так получилось, что именно им довелось начать войну. Перед рассветом 10 мая T.VIII 2-й группы вылетел на патрулирование прибрежных вод в секторе от Эймёйдена до Хук-ван-Холланд, и над Северным морем встретил немецкие бомбардировщики, направляющиеся не на Англию, как ожидалось, а явно на Голландию, о чем экипаж немедленно радировал на базу.
В этот и три следующих дня гидросамолёты T.VIII и C.XIV выполнили всего несколько вылетов на разведку, не понеся никаких потерь и однажды едва не одержав воздушную победу: 10 мая C.XIV из GVT1 в окрестностях Бергена наткнулся на тройку Bf 109. Энергичным маневрированием пилот сумел увернуться от всех атак, а стрелку удалось всадить очередь в один из «Мессершмиттов», и тот ушёл, оставляя шлейф дыма. К счастью для голландцев, два других истребителя предпочли выйти из боя.
Единственной серьёзной операцией, в которой задействовали морскую авиацию, стала эвакуация правительства, для которой в Гаагу направили один C.VIII и четыре T.VIII. Самолёты были взяты с разных баз, а потому летели независимо друг от друга. Единственный C.VIII и один из торпедоносцев были сбиты истребителями в непосредственной близости от Схевенингена, где должны были совершить посадку. Ещё один под Роттердамом наткнулся на группу Ju 52 и был сильно повреждён в завязавшейся перестрелке. Лётчику пришлось вынужденно приводниться и выруливать к ближайшему пляжу, но вскоре на этом же пляже начали приземляться десантники – экипаж сжёг самолёт и спасся бегством. Оставшиеся два «Фоккера» тоже были атакованы истребителями, но благополучно добрались до места назначения. Там выяснилось, что один из аппаратов точно не сможет долететь до Англии, поэтому на борт второго T.VIII поднялись министр иностранных дел с супругой и министр колоний, через несколько часов начавшие переговоры с британским руководством. Остальной кабинет министров был эвакуирован морем.
За четыре дня войны бомбовыми и штурмовыми ударами немецкой авиации были уничтожены или серьёзно повреждены 16 гидросамолётов (13 C.XIV, один C.XI и два C.VIII), а остальные в ночь на 14 мая были эвакуированы во Францию. Один C.VIII разбился на взлёте, а семь T.VIII, 11 C.XIV, один C.XI и пять C.VIII перелетели сначала на юг, а в итоге оказались в Англии, присоединившись там к «министерскому транспорту». Торпедоносцы потом приняли на вооружение 320-й голландской эскадрильи RAF, C.VIII пустили на слом как безнадёжно устаревшие, а «одиннадцатые» и «четырнадцатые» отправили на усиление морской авиации Голландской Ост-Индии.
Рисунки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе
Комментарии к данной статье отключены.