В 1990 году власти городка Ока в канадской провинции Квебек одобрили планы местного гольф-клуба расширить поле для гольфа и построить рядом несколько жилых домов. Это решение вызвало протест индейцев-мохавков из соседнего поселения Канесатаке: строительство должно было развернуться мало того что на спорных землях, так ещё и на территории старого индейского кладбища. Мохавки перегородили дороги баррикадами, чтобы не дать проехать строительной технике. К протестующим присоединились их соплеменники из поселений Канаваке и Аквесасне, расположенных неподалёку от Монреаля, а позже сочувствующие индейцы стали прибывать со всей Канады и США.
Мэр Оки Жан Уэллетт призвал на помощь квебекскую полицию. 11 июля 1990 года полицейские, используя слезоточивый газ и шумовые гранаты, попытались разогнать индейцев и демонтировать баррикады. Завязалась перестрелка, во время которой погиб капрал Марсель Лемэй. Полицейские отступили, а мохавки укрепили свои баррикады брошенными автомобилями. В пиковые моменты противостояния на баррикадах находилось до 600 индейцев. Жители трёх индейских поселений блокировали несколько крупных трасс, что обострило их отношения с белыми жителями провинции. Волна индейских протестов прокатилась по всей стране: они перекрывали автомобильные трассы и железные дороги, подрывали мосты. 8 августа премьер-министр Квебека Робер Бурасса обратился за помощью к военным. К 20 августа около 4,5 тысяч военных прибыли на баррикады и сменили там полицейских. Переговоры с повстанцами, которые к тому времени уже требовали суверенитета, ни к чему не привели. 27 августа Робер Бурасса потребовал, чтобы армия демонтировала баррикады.
29 августа мохавки в Канаваке сдались и вместе с военными стали разбирать заграждения. В течение месяца протесты утихли и в Оке. 26 сентября кризис, продлившийся 78 дней, миновал. Была создана комиссия по делам коренных народов для разрешения противоречий, выявленных в ходе кризиса. Решение о расширении поля для гольфа было отменено, а планировавшиеся под застройку земли у владельцев гольф-клуба приобрело федеральное правительство. Правда, спор о принадлежности этих территорий до сих пор не разрешён.
Комментарии к данной статье отключены.