• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    42

    Итальянец с длинным стволом

    • ВМВ
    • артиллерия
    • Италия
    Андрей Харук
    19 October '18

    К началу Второй мировой войны основным противотанковым средством итальянской армии была 47-мм пушка Cannone da 47/32 mod. 35, выпускавшаяся фирмой «Бреда» по лицензии австрийской фирмы «Бёлер». Вполне годившаяся для борьбы с лёгкими танками, она оказалась бессильной против боевых машин с противоснарядным бронированием, с которыми итальянцам пришлось столкнуться на Восточном фронте. Армии срочно потребовалось более мощное противотанковое средство.

    В июле-августе 1941 года итальянский экспедиционный корпус прибыл на советско-германский фронт. Хотя немцы и их союзники в то время успешно наступали, в ряде боевых эпизодов итальянцам пришлось пережить неприятные минуты: столкновения с советскими танками Т-34 и КВ показали, что итальянские 47-мм пушки не могут эффективно бороться против этих машин. Их толстая для своего времени броня, к тому же установленная под рациональными углами наклона, не пробивалась снарядами итальянских пушек, как, впрочем, и большинства немецких противотанковых орудий.

    Рецепт решения проблемы был «подсмотрен» у немцев, успешно использовавших в качестве противотанкового средства мощные 88-мм зенитки Flak 18. Итальянцы располагали аналогичным орудием — 90-мм зениткой Cannone da 90/53 mod. 1939. Применению этого орудия в качестве противотанкового не способствовали его массогабаритные характеристики (в походном положении Cannone da 90/53 весила почти 9 т), поэтому логичной представлялась идея установки 90-мм пушки на самоходное шасси.

    Конструкция

    Ввиду общей отсталости итальянского танкостроения разработка специального шасси не принималась во внимание — следовало использовать то, что было под рукой. Единственным подходящим вариантом был средний танк М13/40. Уже в ноябре 1941 года изготовили полномасштабный деревянный макет противотанковой самоходки на таком шасси. В течение следующего месяца проект дорабатывался с учётом пожеланий военных, а в январе 1942 года его пришлось основательно переделать: теперь САУ должна была базироваться на модифицированном шасси танка М14/41, получившем обозначение М41М.

    ​Макет САУ, представленный в ноябре 1941 года. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Макет САУ, представленный в ноябре 1941 года.
    italie1935-45.com

    При переделке под установку 90-мм пушки шасси среднего танка удлинили на 17 см, а также основательно перекомпоновали. Отделение управления осталось в передней части корпуса, двигатель перенесли в среднюю часть, а боевое отделение — в корму. 90-мм пушка размещалась в кормовой части машины на поворотной установке, обеспечивавшей неплохой горизонтальный обстрел — 80°. Диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5° до +24° — этого противотанковой самоходке вполне хватало. Орудие и расчёт спереди и частично с боков прикрывал бронированный щит толщиной 14 мм.

    В целом самоходка, получившая наименование Semovente M41M da 90/53, получилась довольно компактной: её высота составляла 2,15 м (на 22 см ниже, чем базового танка), а смещение длинноствольного орудия в корму позволило уменьшить общую длину машины — пушка не выступала за габариты корпуса. С другой стороны, по сравнению с базовым танком существенно усложнились доступ к двигателю и его обслуживание.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Общий вид САУ Semovente M41M da 90/53. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Общий вид САУ Semovente M41M da 90/53.
    italie1935-45.com

    ​САУ Semovente M41M da 90/53, вид сзади. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    САУ Semovente M41M da 90/53, вид сзади.
    italie1935-45.com

    Небольшие габариты машины вынудили конструкторов ограничить возимый боекомплект всего восемью (по другим данным — шестью) снарядами. Более того, в походном положении в самоходке размещалось лишь два члена экипажа: механик-водитель и командир (в отделении управления). Поэтому «в комплекте» с самоходкой шёл транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40, созданный путём переделки лёгкой противотанковой САУ Semovente L40 da 47/32. Эта машина перевозила 26 снарядов, а ещё 40 размещалось на одноосном прицепе производства фирмы «Виберти». На транспортёре боеприпасов перемещались ещё два члена экипажа самоходки — наводчик и заряжающий.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​САУ Semovente M41M da 90/53, на заднем плане — транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    САУ Semovente M41M da 90/53, на заднем плане — транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40.
    italie1935-45.com

    ​Транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40 с прицепом. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40 с прицепом.
    italie1935-45.com

    Ходовая часть Semovente M41M da 90/53 соответствовала базовому танку, за исключением направляющего колеса, несколько сдвинутого назад в связи с удлинением корпуса. Применительно к одному борту она состояла из восьми сдвоенных опорных катков (сблокированных в тележки по два; в свою очередь, тележки попарно подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре), трёх поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колёс. Аналогичной была и силовая установка — 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения SPA 15, развивавший мощность 140 л.с., и пятиступенчатая механическая коробка передач. Мощности мотора для машины, весившей 16 т, явно не хватало, поэтому даже на шоссе самоходка едва выдавала 25 км/ч. Средства связи были представлены приёмопередающей станцией RF 1CA.

    Резким контрастом с подвижностью выглядели огневые возможности самоходки. Максимальная дальность стрельбы достигала 17 400 м, но для противотанковой САУ этот параметр не являлся определяющим — более важными были бронебойные качества. Обычный бронебойный снаряд массой 10,1 кг, выстреливаемый с начальной скоростью 840 м/с, на дистанции 460 м прошивал броню толщиной 143 мм. Кумулятивный снаряд (в разработке таких боеприпасов итальянцы не отставали от немцев) был способен пробить 200 мм брони, а прицельная дальность стрельбы таким снарядом достигала 2200 м.

    ​Первые серийные САУ Semovente M41M da 90/53, апрель 1942 года. italie1935-45.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Первые серийные САУ Semovente M41M da 90/53, апрель 1942 года.
    italie1935-45.com

    Производство и служба

    Опытный образец Semovente M41M da 90/53 начал испытания 5 марта 1942 года. Всего же фирма «Ансальдо» изготовила 30 таких самоходок, по некоторым данным, все они были готовы уже к концу апреля 1942 года. Орудиями укомплектовали три группы: 161-ю в Казале-Монферрато, 162-ю в Аккуи и 163-ю в Пьетра-Лигуре. Каждая группа состояла из двух четырёхорудийных батарей, оставшиеся шесть орудий попали в резерв.

    ​Semovente M41M da 90/53 и её экипаж. wardrawings.be - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Semovente M41M da 90/53 и её экипаж.
    wardrawings.be

    Три группы свели в 10-й полк (по итальянской терминологии — «группировку», Raggruppamento), приданный 8-й армии, которая сражалась на Восточном фронте. Вскоре эту часть переименовали в 10-й противотанковый полк (Reggimento controcarro). По различным причинам отправка этих самоходок в Россию неоднократно переносилась и была окончательно отменена 16 октября 1942 года. В итоге дивизионы Semovente M41M da 90/53 так и не попали в донские степи, избежав печальной участи большинства остальных соединений 8-й армии.

    Не попали Semovente M41M da 90/53 и в Северную Африку: итальянское командование опасалось, что малоподвижные самоходки будут быстро потеряны на открытых пространствах ливийской пустыни. Вместо этого 16 декабря 1942 года 10-й полк прибыл на Сицилию и вошёл в состав 6-й армии, отвечавшей за оборону острова. Штаб расположился в Каникатти, 161-я группа — в Сан-Микеле-ди-Ганцария (на юго-востоке острова), 162-я — в Салеми (на западе Сицилии) и 163-я — в Патерно (примерно в центральной части восточного побережья острова). Штаб 10-го полка выполнял лишь административные функции, а группы были приданы различным формированиям береговой обороны. В бой им пришлось вступить в июле 1943 года, когда союзники начали высадку на Сицилии, известную как операция «Хаски».

    ​Одна из групп Semovente M41M da 90/53 на Сицилии, январь 1943 года. wardrawings.be - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Одна из групп Semovente M41M da 90/53 на Сицилии, январь 1943 года.
    wardrawings.be

    Первой в бой 10 июля 1943 года вступила 161-я группа, приданная 207-й дивизии береговой обороны. Это соединение занимало позиции в районе Кампобелло-ди-Ликата на южном побережье Сицилии. В бесплодной попытке контратаковать противника 161-я группа потеряла три самоходки. В последующую неделю судьбу своих «сородичей» повторило большинство других Semovente M41M da 90/53. К 17 июля в 10-м полку оставалось только четыре САУ, сосредоточенных в 163-й группе, две другие группы полностью лишились боевых машин.

    В ходе последующих боёв группа взаимодействовала с 28-й пехотной дивизией «Аоста», а затем — с немецкой 15-й панцергренадерской дивизией. К моменту окончания боёв на острове в 163-й группе оставались только две САУ, вскоре ставшие трофеями союзников в Мессине.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Одна из САУ Semovente M41M da 90/53, уничтоженных во время боёв на Сицилии. reddit.com - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Одна из САУ Semovente M41M da 90/53, уничтоженных во время боёв на Сицилии.
    reddit.com

    ​Американские солдаты осматривают трофейную самоходку. wardrawings.be - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Американские солдаты осматривают трофейную самоходку.
    wardrawings.be

    Шесть самоходок Semovente M41M da 90/53, остававшихся в континентальной части Италии, находились в распоряжении штаба 17-го армейского корпуса. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года самоходки стали немецкими трофеями. Новые хозяева по своему обыкновению присвоили добыче труднопроизносимое наименование — Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 801 (i). Затем машины поступили на вооружение 26-й танковой дивизии вермахта. Сведения об их «карьере» под немецкими знамёнами фрагментарны. Известно, что с начала декабря 1943 до января 1944 года эти машины использовались в боях в районе Орсонья (примерно в 150 км восточнее Рима), находясь в составе штабной роты 26-го танкового полка. В марте 1944 года одна САУ была серьёзно повреждена во время бомбардировки железнодорожной станции в Риме. Некоторые источники утверждают, что Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 применялись немцами не по своему первоначальному назначению (как противотанковые средства), а в качестве дальнобойных полевых орудий.

    ​Самоходка Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 801 (i), пострадавшая во время бомбардировки Рима. beutepanzer.ru - Итальянец с длинным стволом | Warspot.ru
    Самоходка Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 801 (i), пострадавшая во время бомбардировки Рима.
    beutepanzer.ru

    Самоходка Semovente M41M da 90/53 имела как сильные, так и слабые стороны. Среди первых отметим небольшие габариты машины, довольно мощное вооружение, а также большой диапазон углов горизонтальной наводки: по 40° влево и вправо от продольной оси машины (у немецкого «Насхорна» он составлял всего по 15°). Вот, пожалуй, и всё.

    Недостатки машины перевешивали все её преимущества. Слабая силовая установка привела к тому, что САУ имела недостаточную подвижность. Оборотной стороной малых размеров была недостаточная вместимость самоходки, из-за чего бо́льшую часть боекомплекта и даже часть экипажа приходилось перевозить на дополнительном транспортёре. Это существенно сужало область возможного применения Semovente M41M da 90/53, сводя её к действиям с подготовленных позиций и из засад. В этом отношении отправка групп Semovente M41M da 90/53 на Сицилию имела смысл: в системе береговой обороны они могли оказаться эффективными в качестве подвижных огневых точек. Впрочем, реальность оказалась далёкой от ожиданий: большинство самоходок не пережило даже первую неделю боёв.

    Тактико-технические характеристики САУ Semovente М41М da 90/53

    Боевая масса, кг

    15 700

    Экипаж, чел

    4

    Длина САУ, мм

    5205

    Ширина, мм

    2280

    Высота, мм

    2150

    Клиренс, мм

    350

    Толщина брони, мм

    6-41

    Угол горизонтальной наводки, град.

    80

    Угол вертикальной наводки, град.

    от −5 до +24

    Мощность двигателя, л.с.

    140

    Скорость, км/ч

    27

    Запас хода, км

    150

    Преодолеваемые препятствия:

    ширина рва, см

    высота стенки, см

    глубина брода, см

    210

    80

    100


    Литература:

    1. Cappellano F., Battistelli P. P. Italian medium tanks, 1919-45. – Oxford: Osprey publ., 2013
    2. Kucharski B. Włoskie działa samobieżne II wojny światowej // Wojsko i Techika Historia. – 2018. – №4
    3. Solarz J., Ledwoch J., Czołgi włoskie 1939-45. – Warszawa: Militaria, 1995
    4. Pignato N. Italian Armored Vehicles of World War Two. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2004
    5. Pignato N. Italian Medium Tanks in action. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2001

    Андрей Харук

    Грузовик-тягач для переднего края на Warspot.ru
    Грузовик-тягач для переднего края
    «Аббат» времён Холодной войны на Warspot.ru
    «Аббат» времён Холодной войны
    Опираясь на собственные силы на Warspot.ru
    Опираясь на собственные силы
    Поделиться
    • 14
    • 168
    • 13
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Самоходный «короткоствол» на Warspot.ru
    Самоходный «короткоствол»
    Самая маленькая самоходка Италии на Warspot.ru
    Самая маленькая самоходка Италии
    «Штурмгешютц» с Апеннин на Warspot.ru
    «Штурмгешютц» с Апеннин
    «Такса» для штурмовой артиллерии на Warspot.ru
    «Такса» для штурмовой артиллерии
    • Статьи по теме
    • Комментарии (6)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google