К началу Второй мировой войны основным противотанковым средством итальянской армии была 47-мм пушка Cannone da 47/32 mod. 35, выпускавшаяся фирмой «Бреда» по лицензии австрийской фирмы «Бёлер». Вполне годившаяся для борьбы с лёгкими танками, она оказалась бессильной против боевых машин с противоснарядным бронированием, с которыми итальянцам пришлось столкнуться на Восточном фронте. Армии срочно потребовалось более мощное противотанковое средство.
В июле-августе 1941 года итальянский экспедиционный корпус прибыл на советско-германский фронт. Хотя немцы и их союзники в то время успешно наступали, в ряде боевых эпизодов итальянцам пришлось пережить неприятные минуты: столкновения с советскими танками Т-34 и КВ показали, что итальянские 47-мм пушки не могут эффективно бороться против этих машин. Их толстая для своего времени броня, к тому же установленная под рациональными углами наклона, не пробивалась снарядами итальянских пушек, как, впрочем, и большинства немецких противотанковых орудий.
Рецепт решения проблемы был «подсмотрен» у немцев, успешно использовавших в качестве противотанкового средства мощные 88-мм зенитки Flak 18. Итальянцы располагали аналогичным орудием — 90-мм зениткой Cannone da 90/53 mod. 1939. Применению этого орудия в качестве противотанкового не способствовали его массогабаритные характеристики (в походном положении Cannone da 90/53 весила почти 9 т), поэтому логичной представлялась идея установки 90-мм пушки на самоходное шасси.
Конструкция
Ввиду общей отсталости итальянского танкостроения разработка специального шасси не принималась во внимание — следовало использовать то, что было под рукой. Единственным подходящим вариантом был средний танк М13/40. Уже в ноябре 1941 года изготовили полномасштабный деревянный макет противотанковой самоходки на таком шасси. В течение следующего месяца проект дорабатывался с учётом пожеланий военных, а в январе 1942 года его пришлось основательно переделать: теперь САУ должна была базироваться на модифицированном шасси танка М14/41, получившем обозначение М41М.
При переделке под установку 90-мм пушки шасси среднего танка удлинили на 17 см, а также основательно перекомпоновали. Отделение управления осталось в передней части корпуса, двигатель перенесли в среднюю часть, а боевое отделение — в корму. 90-мм пушка размещалась в кормовой части машины на поворотной установке, обеспечивавшей неплохой горизонтальный обстрел — 80°. Диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5° до +24° — этого противотанковой самоходке вполне хватало. Орудие и расчёт спереди и частично с боков прикрывал бронированный щит толщиной 14 мм.
В целом самоходка, получившая наименование Semovente M41M da 90/53, получилась довольно компактной: её высота составляла 2,15 м (на 22 см ниже, чем базового танка), а смещение длинноствольного орудия в корму позволило уменьшить общую длину машины — пушка не выступала за габариты корпуса. С другой стороны, по сравнению с базовым танком существенно усложнились доступ к двигателю и его обслуживание.
Небольшие габариты машины вынудили конструкторов ограничить возимый боекомплект всего восемью (по другим данным — шестью) снарядами. Более того, в походном положении в самоходке размещалось лишь два члена экипажа: механик-водитель и командир (в отделении управления). Поэтому «в комплекте» с самоходкой шёл транспортёр боеприпасов Transporto Munizioni L40, созданный путём переделки лёгкой противотанковой САУ Semovente L40 da 47/32. Эта машина перевозила 26 снарядов, а ещё 40 размещалось на одноосном прицепе производства фирмы «Виберти». На транспортёре боеприпасов перемещались ещё два члена экипажа самоходки — наводчик и заряжающий.
Ходовая часть Semovente M41M da 90/53 соответствовала базовому танку, за исключением направляющего колеса, несколько сдвинутого назад в связи с удлинением корпуса. Применительно к одному борту она состояла из восьми сдвоенных опорных катков (сблокированных в тележки по два; в свою очередь, тележки попарно подвешивались на единой полуэллиптической листовой рессоре), трёх поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колёс. Аналогичной была и силовая установка — 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения SPA 15, развивавший мощность 140 л.с., и пятиступенчатая механическая коробка передач. Мощности мотора для машины, весившей 16 т, явно не хватало, поэтому даже на шоссе самоходка едва выдавала 25 км/ч. Средства связи были представлены приёмопередающей станцией RF 1CA.
Резким контрастом с подвижностью выглядели огневые возможности самоходки. Максимальная дальность стрельбы достигала 17 400 м, но для противотанковой САУ этот параметр не являлся определяющим — более важными были бронебойные качества. Обычный бронебойный снаряд массой 10,1 кг, выстреливаемый с начальной скоростью 840 м/с, на дистанции 460 м прошивал броню толщиной 143 мм. Кумулятивный снаряд (в разработке таких боеприпасов итальянцы не отставали от немцев) был способен пробить 200 мм брони, а прицельная дальность стрельбы таким снарядом достигала 2200 м.
Производство и служба
Опытный образец Semovente M41M da 90/53 начал испытания 5 марта 1942 года. Всего же фирма «Ансальдо» изготовила 30 таких самоходок, по некоторым данным, все они были готовы уже к концу апреля 1942 года. Орудиями укомплектовали три группы: 161-ю в Казале-Монферрато, 162-ю в Аккуи и 163-ю в Пьетра-Лигуре. Каждая группа состояла из двух четырёхорудийных батарей, оставшиеся шесть орудий попали в резерв.
Три группы свели в 10-й полк (по итальянской терминологии — «группировку», Raggruppamento), приданный 8-й армии, которая сражалась на Восточном фронте. Вскоре эту часть переименовали в 10-й противотанковый полк (Reggimento controcarro). По различным причинам отправка этих самоходок в Россию неоднократно переносилась и была окончательно отменена 16 октября 1942 года. В итоге дивизионы Semovente M41M da 90/53 так и не попали в донские степи, избежав печальной участи большинства остальных соединений 8-й армии.
Не попали Semovente M41M da 90/53 и в Северную Африку: итальянское командование опасалось, что малоподвижные самоходки будут быстро потеряны на открытых пространствах ливийской пустыни. Вместо этого 16 декабря 1942 года 10-й полк прибыл на Сицилию и вошёл в состав 6-й армии, отвечавшей за оборону острова. Штаб расположился в Каникатти, 161-я группа — в Сан-Микеле-ди-Ганцария (на юго-востоке острова), 162-я — в Салеми (на западе Сицилии) и 163-я — в Патерно (примерно в центральной части восточного побережья острова). Штаб 10-го полка выполнял лишь административные функции, а группы были приданы различным формированиям береговой обороны. В бой им пришлось вступить в июле 1943 года, когда союзники начали высадку на Сицилии, известную как операция «Хаски».
Первой в бой 10 июля 1943 года вступила 161-я группа, приданная 207-й дивизии береговой обороны. Это соединение занимало позиции в районе Кампобелло-ди-Ликата на южном побережье Сицилии. В бесплодной попытке контратаковать противника 161-я группа потеряла три самоходки. В последующую неделю судьбу своих «сородичей» повторило большинство других Semovente M41M da 90/53. К 17 июля в 10-м полку оставалось только четыре САУ, сосредоточенных в 163-й группе, две другие группы полностью лишились боевых машин.
В ходе последующих боёв группа взаимодействовала с 28-й пехотной дивизией «Аоста», а затем — с немецкой 15-й панцергренадерской дивизией. К моменту окончания боёв на острове в 163-й группе оставались только две САУ, вскоре ставшие трофеями союзников в Мессине.
Шесть самоходок Semovente M41M da 90/53, остававшихся в континентальной части Италии, находились в распоряжении штаба 17-го армейского корпуса. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года самоходки стали немецкими трофеями. Новые хозяева по своему обыкновению присвоили добыче труднопроизносимое наименование — Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 801 (i). Затем машины поступили на вооружение 26-й танковой дивизии вермахта. Сведения об их «карьере» под немецкими знамёнами фрагментарны. Известно, что с начала декабря 1943 до января 1944 года эти машины использовались в боях в районе Орсонья (примерно в 150 км восточнее Рима), находясь в составе штабной роты 26-го танкового полка. В марте 1944 года одна САУ была серьёзно повреждена во время бомбардировки железнодорожной станции в Риме. Некоторые источники утверждают, что Gepanzerte Selbstfahrlafette 90/53 применялись немцами не по своему первоначальному назначению (как противотанковые средства), а в качестве дальнобойных полевых орудий.
Самоходка Semovente M41M da 90/53 имела как сильные, так и слабые стороны. Среди первых отметим небольшие габариты машины, довольно мощное вооружение, а также большой диапазон углов горизонтальной наводки: по 40° влево и вправо от продольной оси машины (у немецкого «Насхорна» он составлял всего по 15°). Вот, пожалуй, и всё.
Недостатки машины перевешивали все её преимущества. Слабая силовая установка привела к тому, что САУ имела недостаточную подвижность. Оборотной стороной малых размеров была недостаточная вместимость самоходки, из-за чего бо́льшую часть боекомплекта и даже часть экипажа приходилось перевозить на дополнительном транспортёре. Это существенно сужало область возможного применения Semovente M41M da 90/53, сводя её к действиям с подготовленных позиций и из засад. В этом отношении отправка групп Semovente M41M da 90/53 на Сицилию имела смысл: в системе береговой обороны они могли оказаться эффективными в качестве подвижных огневых точек. Впрочем, реальность оказалась далёкой от ожиданий: большинство самоходок не пережило даже первую неделю боёв.
Боевая масса, кг |
15 700 |
---|---|
Экипаж, чел |
4 |
Длина САУ, мм |
5205 |
Ширина, мм |
2280 |
Высота, мм |
2150 |
Клиренс, мм |
350 |
Толщина брони, мм |
6-41 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
80 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −5 до +24 |
Мощность двигателя, л.с. |
140 |
Скорость, км/ч |
27 |
Запас хода, км |
150 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
ширина рва, см высота стенки, см глубина брода, см |
210 80 100 |
Литература:
- Cappellano F., Battistelli P. P. Italian medium tanks, 1919-45. – Oxford: Osprey publ., 2013
- Kucharski B. Włoskie działa samobieżne II wojny światowej // Wojsko i Techika Historia. – 2018. – №4
- Solarz J., Ledwoch J., Czołgi włoskie 1939-45. – Warszawa: Militaria, 1995
- Pignato N. Italian Armored Vehicles of World War Two. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2004
- Pignato N. Italian Medium Tanks in action. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2001
Комментарии к данной статье отключены.