Британцы начали строить зенитные самоходки уже вскоре после начала Второй мировой войны. После того, как стало очевидно, что танки Light Tank Mk.VI безнадёжно устарели, их вооружили новыми башнями с четырьмя зенитными пулемётами. То же самое сделали с танками «Крусейдер», оснастив их сдвоенными 20-мм «Эрликонами». Но замена вооружения не устраняла другие недостатки этих танков, а именно тонкую броню и плохую надёжность. Искать запчасти для снятых с производства машин тоже было делом не из лёгких. Стало ясно, что надо делать новую самоходку на базе машины, находящейся в производстве. Так как в Канаде как раз начали разворачивать производство танка «Гризли», варианта американского «Шермана», именно эту машину выбрали в качестве шасси. Так родилась зенитная самоходка «Скинк», которая, в отличие от своего прототипа, даже успела повоевать.
Рождённый ползать
О механизации 20-мм зенитного орудия задумались в декабре 1942 года. 19 декабря комитет пользователей бронетанковой техники (AFV Users Committee) посоветовал построить зенитную самоходную установку на шасси танков «Рэм» или «Шерман» для сопровождения бронетанковых частей. По требованиям комитета, такая установка оснащалась бы двумя или четырьмя 20-мм зенитными автоматическими пушками, возила боекомплект в 600 снарядов и имела возможность вести огонь по целям, летящим со скоростью до 350 миль в час (563 км/ч) на высоте 100 ярдов (91 метр). Для этого требовалась возможность поворачивать башню на 360° за 4,8 секунды. Броня машины должна была выдерживать попадание снаряда из 40-мм авиационной пушки со 100 ярдов.
Разработка новой машины началась 19 марта 1943 года. В первоначальном варианте требований для машины разрабатывалась новая башня, которая собиралась сваркой из бронелистов 25–50 мм толщины. В башне размещалась счетверённая установка пушек «Испано-Сюиза». Каждая пушка питалась от ленты на 50 патронов. Установка могла наводиться по вертикали со скоростью 45° в секунду, по горизонтали — 55° в секунду. Проект предложили канадским предприятиям «Ангус Шопс» и MLW (Монреальский паровозный завод), а также американскому «Дженерал Моторз», но все три компании от него отказались.
Военным пришлось делать машину своими руками. Отдел технических разработок армии (Army Technical Development Board — ATDB) разработал башню и передал наработки в Промышленную компанию Ватерлоо (Waterloo Manufacturing Company) для производства полноразмерной деревянной модели. 18 сентября, после показа макета, ATDB добились своего и получили разрешение на производство двух сварных башен. Башню испытали отдельно 11 декабря, а 14 января 1944 года продолжили испытания уже на танке.
Испытания конструкция выдержала, но из-за сложной формы её было нерационально выполнять сварной. Литую башню с лобовой 57-мм бронёй, 50-мм бортами и 25-мм крышей и кормой заказали у компании Dominion Foundries of Hamilton. С вооружением она весила 3400 кг, а боевой вес машины, оснащённой такой башней, составил 28,6 тонн. Чтобы подчеркнуть, что родилась машина именно в Онтарио, а не в Квебеке, самоходку назвали «Скинк» (Skink) в честь пятилинейчатого сцинка — единственной ящерицы, живущей в провинции Онтарио. К слову, «Скинка» самоходкой никогда не называли, машина считалась именно танком.
В башне помещалось три члена экипажа: радист и командир, которые также исполняли функции заряжающих и сидели по бортам, наводчик размещался посередине. Механизм поворота башни был тот же «Ойлгир», что использовался на «Гризли», но немного изменённый для получения нужной скорости вращения башни. Для питания более мощного электромотора сила тока, вырабатываемая генератором, была повышена с 50 до 70 ампер.
Наводка по горизонтали и вертикали осуществлялась джойстиками. Стрельба из левой или правой пары орудий осуществлялась кнопками на каждом из джойстиков, нажимаемыми указательным пальцем, с помощью спускового механизма соленоидного типа фирмы «Магнавокс». У каждой пушки в башне были свои цапфы и маска. Для наводки пушки использовался американский морской прицел Mark IX с поправкой через прибор управления зенитным огнём (ПУАЗО) «Телефлекс». При его отсутствии поправку можно было сбросить и вести огонь «на глазок». ПУАЗО разрабатывался одновременно с зенитной установкой.
Так как башня подходила к стандартному погону «Шермана», её легко можно было поставить на имеющееся шасси. Так как проектирование башни шло гладко, в середине октября 1943 года канадцы заказали 300 башен для себя и для проявивших интерес британцев. Тут произошла небольшая заминка: лишних танков для переделки в зенитные самоходки у британцев не оказалось, также не оказалось и свободных техников для переделки машин. 21 декабря британцы посоветовали приобрести танки у американцев и переделать их в Канаде, но лишних танков в США тоже не нашлось.
Вынужденное перевооружение
По плану, одобренному 21 января 1944 года, первые «Скинки» должны были прибыть в Великобританию в мае или июне, но расширенный заказ отменили 8 марта. Теперь предполагалось заказать всего 135 «Скинков» для нужд Канады и 130 башен для англичан. Вскоре по проекту нанесли ещё один серьёзный удар. 21-я группа армий решила отказаться от 20-мм пушек «Испано-Сюиза», так как заказывать снаряды только для пушек «Эрликон» того же калибра было проще. Пришлось переделывать башню «Скинка» под пушки «Польстен» — упрощённый вариант «Эрликона», производившийся в Канаде.
Башня с новыми пушками проходила заводские испытания с 5 по 22 мая 1944 года. Выяснилось, что перевооружение не пошло «Скинку» на пользу. Пушки питались не от 60-патронных магазинов, для работы с которыми в башне было слишком тесно, а от 30-патронных. Даже с таким ограничением два верхних «Польстена» пришлось повернуть на 40°, чтобы вместить магазин в башню.
Всего в самоходке возилось 60 магазинов, не считая четырёх, заряженных в пушки. На полу боевого отделения хватало места для 12 пустых магазинов, так что заряжающим не требовалось выбрасывать их из танка сразу после перезарядки. Такое положение не устраивало британцев, которые изначально настаивали на использовании 200-патронных лент. Также «Польстены» часто заклинивало при использовании патронов канадского производства, хотя с американскими или британскими патронами орудия работали безотказно. Испытания также показали, что дым от стрельбы при безветренной погоде скапливался перед машиной и мешал обзору. При стрельбе по 3,65-метровому аэростату, движущемуся со скоростью 193 км/ч, было зачтено чуть более 1% попаданий.
У литой башни был ещё один существенный недостаток: при стрельбе наводчику приходилось открывать свой люк и высовывать голову, что делало весьма вероятным ранение от осколка или пули, попавшей в наклонный лоб башни. Машина вообще была довольно сырой и нуждалась в устранении многих дефектов. Тем не менее присутствовавшие на испытаниях 19–20 мая американские наблюдатели доложили, что «машина очень хорошая по сравнению с другими испытанными в США, и её можно рекомендовать для принятия на вооружение».
Британское «патронное лобби» было отнюдь не бессильно, и разработка ленточного питания для «Польстенов» велась ещё с начала года, хотя и выглядела достаточно убого по сравнению с аналогичной американской системой. Пушки «Испано-Сюиза» могли принимать патроны как слева, так и справа, что было невозможно для механизма, разработанного фирмой «Молинс» для канадского орудия. Механизм принимал патроны только слева, что для счетверённой установки было большой проблемой.
Испытания в январе 1944 года показали, что для установки ленточной системы подачи также придётся перекомпоновать башню, что было недопустимо. Некоторые детали были взяты из механизма от «Испано-Сюизы» и работали только с 50-патронными лентами. На этой стадии проект спасало только то, что для зенитных самоходок «Крусейдер» AA и «Центавр» AA также не смогли разработать удовлетворительное ленточное питание. Канадцам посылали множество документов о конструкции и разработке этих машин. В итоге разработку механизма отменили 7 июля 1944 года, так как стало ясно, что проект зашёл в тупик.
Начало выпуска новых башен ожидали к сентябрю 1944 года, но и тут не повезло. Ещё в июле командование 21-й группы армий отметило резко упавшую эффективность люфтваффе и решило прекратить все заказы на зенитные самоходки. Всего было построено три машины и восемь отдельных башен для конверсий.
Испытания без серии
Война близилась к концу, и от «Скинка» отказались, но саму концепцию зенитной самоходки признали верной. Было принято решение подвергнуть уже изготовленные машины испытаниям для того, чтобы найти недостатки конструкции, которых можно будет избежать на будущих машинах подобного назначения.
Одну башню послали в Валкартье, провинция Квебек, где 28 октября 1944 года её поставили на шасси «Гризли» и подвергли обстрелу из винтовки стандартного калибра. Защиту признали неудовлетворительной, так как было возможно ранить наводчика осколками пуль, пролетавших через зазор открытого люка. Большое количество осколков проникало в машину и через бронировку пушек.
«Скинк» с серийным номером №1001 прибыл в Англию в сентябре 1944 года. Второй образец хотели послать в марте 1945 года, но британцы передумали, аргументируя это тем, что лучше было бы оставить по одной самоходке в каждой стране. Таким образом, счёт за машины можно было бы разделить поровну. Было также выдвинуто предложение принять ещё одну самоходку, отменив заказ на три башни, но, похоже, ни то, ни другое так в Англию и не попало.
Опытный образец «Скинка» прибыл в Чобхэм в начале октября, где его испытали в лаборатории зенитных установок в Танковом конструкторском отделе (Department of Tank Design — DTD). Испытания закончили к концу октября. Офицеры, осмотревшие самоходку, оказались довольны. По их мнению, машина была намного лучше других существующих зенитных самоходок. По сравнению с «Центавром» поворотный механизм башни был намного лучше. Автор доклада заметил, что машина работала не на все сто: вместо измеренной в Канаде максимальной скорости поворота башни 62° в секунду, испытатели в Англии добились только 48°.
«Скинк» прибыл на артиллерийский полигон в Лулворте к 25 октября 1944 года. Осмотр машины показал, что несколько деталей обвеса были потеряны. Также пришлось заменить мотор компрессора гидравлической системы. Испытания начались 15 ноября, но проводились с низким приоритетом, так что отчёт был готов только в январе 1945 года. Испытания прицеливания по макетам самолётов, движущимся со скоростью в 480, 640 и 966 км/час на расстоянии в 320 метров, показали сложность стрельбы из-за неравномерных ускорения и замедления поворота башни, но испытатели решили, что к такой разнице можно привыкнуть. Более серьёзным ограничением было прерывистое движение башни на низких скоростях. По мнению испытателей, такую проблему можно было устранить, изменив соотношение передач, что понизило бы максимальную скорость поворота до 50° в секунду.
Пушки были точно сбалансированы. С полными магазинами и открытыми затворами систему слегка перевешивало назад, с полупустыми магазинами и закрытыми затворами систему слегка перевешивало вперёд. Так как электрический механизм наводки без проблем справлялся с небольшим перекосом, испытатели рекомендовали подвинуть пушки назад, чтобы перевес помогал с вибрацией во время отката.
Электрическая система вела себя хорошо, её неполадок во время испытаний найдено не было. Из-за холодов были сложности при запуске двигателя, из-за чего батареи быстро садились, но их можно было полностью зарядить меньше, чем за полчаса. Вспомогательный генератор работал безупречно, кроме одного случая попадания воды в бензин, как и главный генератор танка. Гидравлика работала неудовлетворительно. После разборки и осмотра причина найдена не была, но работа механизмов заметно улучшилась после повторной сборки.
Как было установлено ещё в Канаде, машина оказалась уязвима для стрелкового оружия. Под каждой подвижной бронировкой пушки «Польстен» был зазор в 2,5 мм, через который могли попасть осколки. Также осколки могли пройти через зазор между кожухами пушек и самими стволами.
Кронштейн для прицела был признан неудовлетворительным. У прицела был значительный люфт, и он вибрировал во время стрельбы. Фиксатор застрял из-за коррозии, так как в Канаде его не смазали. Испытатели рекомендовали убрать правую половину кронштейна, так как она заслоняла обзор, мешала наводчику пользоваться своим люком, при этом не особо помогая стабильности прицела. Сам прицел был подвергнут критике, так как подходил только для стрельбы по целям, движущимся со скоростью до 240 км/ч.
В отличие от других агрегатов, пушки «Польстен» проявили себя плохо, и в начале испытаний происходило множество задержек. По мере увеличения количества смазки на патронах задержки стали происходить реже. Магазины плохо стыковались с пазом в ствольной коробке, но и этот недостаток можно было решить достаточной тренировкой. Сами магазины тоже показали себя плохо: крышки произвольно открывались, одна даже отлетела во время испытаний. Причиной тому была неправильная сборка. Также было несколько случаев, когда патроны застревали в магазинах. Крышки боеукладок также открывались сами по себе, особенно когда танк ехал по пересечённой местности. Крепление орудий по-походному было признано неудовлетворительным. Вместо крепления, удерживающего орудие под углом возвышения 20°, испытатели посоветовали установить тормоз фрикционного типа, чтобы орудия можно было закрепить в произвольном положении.
Максимальные склонение и возвышение пушек оказались в пределах от −4°52´ до +77°34´, несколько меньше паспортных: кожухи стволов цеплялись за башню. Пушки также заслоняли предохранитель при склонении. При резком поднятии пушек до предела подъёмный механизм врезался в детали установки с такой силой, что гнулся шток цилиндра. Неисправность устранили с помощью напильника. Также пришлось подрезать механизм выверки прицела, так как допустимый диапазон не был достаточен для сведения прицела с пушками. У установки было множество подобных мелких недоработок, которые исправлялись по мере прохождения испытаний.
При всех недостатках установки, на практике она показала себя хорошо. При стрельбе по аэростату было отмечено несколько попаданий, хотя патронов хватало только на один пробег. Испытатели выразили мнение, что предпочтительно вести огонь из двух пушек, чтобы экономить патроны. У этой тактики были проблемы, так как при стрельбе из одной пары пушек башню разворачивало вбок.
Перезарядка всех пушек занимала 14–17 секунд при использовании укладок на полу боевого отделения. Добраться до остальных укладок, особенно под поликом, было гораздо сложнее. Оптимальное положение пушек для перезарядки было при подъёме стволов в 43°. Перезаряжать пушки надо было часто: 30-патронных магазинов хватало всего на 4,5 секунды стрельбы. Один магазин можно было набить вручную за 2 минуты 40 секунд. Общая оценка машины в Лулворте была самой положительной. Хотя испытатели и составили целый список рекомендуемых улучшений, они же отметили, что самоходка готова к службе и в текущем виде.
В бой верхом на ящерице
Несмотря на отмену заказа на серию, «Скинку» всё же довелось повоевать. Образец, посланный в Великобританию для испытаний, передали канадским войскам на материке. Для эксплуатации машины было создано так называемое «1-е демонстрационное танковое соединение» (1st Tank Demonstration Unit) в составе капитана Валля, капитана Маршала, сержанта Богдена, рядового Шампаня и штаб-сержант-майора Мура. Перед отправкой для «Скинка» заказали четыре новых пушки. Самоходка и её экипаж прибыли в Антверпен из Англии 24 января 1945 года, а 4 февраля они отправились в подчинение штаба 2-й канадской бронетанковой бригады. С 6 февраля до 11 марта машина сопровождала различные полки бригады. 25 марта 1945 года «Скинк» вернулся в Англию.
Люфтваффе в это время пребывали уже в состоянии клинической смерти, и за всё время, проведённое «Скинком» на материке, вражеский самолёт был замечен только один раз. Испытать зенитные качества самоходки не удалось, так как экипаж в это время в самоходке отсутствовал, да и сама она не была готова к бою.
При отсутствии в воздухе вражеской авиации самоходку использовали против окопавшейся немецкой пехоты. «Скинк» пускали во втором эшелоне под защитой обычных танков для зачистки очагов сопротивления пехоты, которые пропустил первый эшелон. По словам очевидцев, очередь в 30 осколочно-фугасно-зажигательных снарядов, выпущенных за одну секунду, производила на противника должный эффект. Снаряды в буквальном смысле выкуривали пехоту, засевшую в постройках, где достать её обычными осколочно-фугасными снарядами было трудно. В одном случае очередь из орудий «Скинка» убедила 45 немецких солдат сдаться в плен, хотя осколками ранило лишь 10 из них. По описанию капитана Валля, остальные солдаты были «весьма напуганы».
При встрече с врагами в кирпичных зданиях огонь вёлся по окнам. Был отмечен один случай с вражеским снайпером, который открыл огонь по командиру самоходки, когда тот пытался высунуться из башни. Очередь по вероятной позиции снайпера принудила сдаться его самого и ещё двух солдат.
«Скинк» не пытался вести бой с танками, так как бронебойных снарядов в его боезапасе не было. Самоходка была обстреляна вражескими танками всего один раз, но в цель их снаряды не попали, и экипаж самоходки отступил, предпочитая пустить в бой сопровождавшие его «Файрфлаи».
В общем, канадским танкистам «Скинк» понравился, особенно его защищённость по сравнению с зенитной самоходкой «Крусейдер» AA и импровизированными самоходками с 20-мм пушками, созданными для подавления пехоты.
У машины выявились и недостатки. В пыльной среде густо смазанные патроны давали множество осечек. В одном случае командир был настолько часто занят их устранением, что не мог эффективно управлять машиной, в результате водитель сделал неправильный поворот и поставил самоходку в уязвимое положение. Работать с затвором «Польстена» вручную было очень тяжело. В докладе рекомендовали ввести гидравлическую или пневматическую систему взвода пушек.
Из-за зенитного предназначения самоходки её конструкция позволяла стрелять по наземным целям только с близких дистанций, а защита от осколков и пуль была не очень хорошо продумана. С закрытым люком наводчика нельзя было работать с прицелом. Сами люки были слишком маленькие, и залезать в танк в зимнем обмундировании было тяжело. Выявились дополнительные проблемы и с магазинами: оказалось, что их пружины быстро изнашиваются и приходят в негодность. Автор доклада рекомендовал заменить магазинную систему заряжания ленточной, ссылаясь на безотказную работу пушек «Испано-Сюиза» в частях 2-й бронетанковой бригады.
У траков типа CDP также нашли проблемы. Сами они выдержали 800-километровый пробег, но часто приходилось менять пальцы, так как те повреждались. Другие поломки замечены не были. Также к тракам типа CDP невозможно было крепить расширительные приспособления Extended End Connector, что ограничивало проходимость «Скинка» по бездорожью.
По результатам испытаний в бою командование 1-й армии потребовало шесть «Скинков» для каждого полка, но было поздно: война закончилась. Самоходка показала себя хорошо, но возобновлять производство ради такого малого заказа никто бы не стал. Отправка танка на материк была организована только ради сбора информации для дальнейшей разработки наземного автоматического 20-мм оружия.
Испытания самоходки продолжились и после «экскурсии в Европу». К началу мая 1945 года «Скинк» привезли в Портон на испытательную площадку танкового вооружения (Tank Armament Research — TAR) для более детального исследования возможности стрельбы по воздушным целям. Там он оставался как минимум до июля, ожидая прибытия неких устройств от Королевских ВВС Великобритании. Дальше следы машины теряются. Корпуса всех других «Скинков», остававшихся в Канаде, отправились в утиль, башни же были использованы в качестве тактических объектов. Три из них удалось сохранить, но они до сих пор ожидают реставрации.
Источники и литература:
- Архив Dept. of National Defence / Library and Archives, Canada
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
- Roger V. Lucy. Canada's Pride. The Ram Tank and its Variants — Service, 2014
- Harold A. Skaarup. Armoured Fighting Vehicles preserved in Manitoba
- Technical Description of Turret Equipment for Tanks, A/A, 20 MM Quad. SKINK. July 1944
Комментарии к данной статье отключены.