Канада в годы Второй мировой войны стала вторым по объёму, после США, зарубежным поставщиком вооружения и военной техники для английской армии. Здесь для Великобритании строили грузовики, бронетранспортеры, артиллерию, а также танки и самоходные установки. Первоначально в Канаде строились копии английских машин, но позже появились самобытные конструкции, некоторые из которых, например, самоходная гаубица Sexton, активно воевали. А производство канадских танков началось с Valentine VI/VII, подавляющее большинство которых оказалось в Красной армии.
Резервная площадка за океаном
В английском Военном министерстве ещё в 1938 году не строили иллюзий по поводу того, как будет развиваться ситуация в Европе. Политика «умиротворения» во многом была продиктована желанием оттянуть начало грядущего большого конфликта, к которому вооружённые силы островного королевства не были готовы. Только с начала 1939 года английская промышленность начала выпуск крейсерских танков, а пехотные танки, за исключением Infantry Tank Mk.I, к этому времени ещё не попали в серию.
Летом 1939 года обстановка стала ещё более напряжённой. За происходящим в Европе пристально наблюдали из-за Атлантического океана. В США на испытания вышел Light Tank M2A4, началось производство Medium Tank M2. Американцы прекрасно понимали: если война начнётся, они, рано или поздно, будут в нее втянуты. Поэтому работы по перспективным американским танкам в это время сильно ускорились.
Похожие мысли посещали и жителей Канады, но серьезных приготовлений к войне в этой стране не велось. Вместе с тем, летом 1939 года канадское правительство оценило возможности производства танков на местных предприятиях. Выяснилось, что это вполне возможно, но работы в данном направлении не начались. Европа была далеко, а строить столь дорогие аппараты, как танки, без насущной необходимости не имело смысла. На тот момент танков канадцы вообще не имели.
Практически сразу после начала Второй мировой войны вопрос о постройке в Канаде танков перешел из теоретической плоскости в практическую. Для производства канадское правительство выбрало Infantry Tank Mk.III. По мнению канадцев, этот танк лучше всего подходил под возможности местных предприятий. Первоначально планировалось построить партию из 25 танков, но уже 11 сентября 1939 года заказ вырос до 100 штук. Правда, с его реализацией дела не заладилось сразу, причем по вине английской стороны. 29 сентября канадское правительство запросило чертежи для организации производства танков, а Vickers-Armstrongs отправила в Канаду лишь отдельные листы чертежей.
Такая ситуация с документацией сохранялась вплоть до начала 1940 года. Проблемы с чертежами привели к тому, что только в январе 1940 года удалось начать хотя бы какие-то подготовительные работы. В качестве подрядчика по выпуску Infantry Tank Mk.III была выбрана Canadian Pacific Railroad Company (CPR) в Монреале, канадский филиал американской American Locomotive Company (ALCo). Производственные возможности компании соответствовали новому виду работ. Корпуса Infantry Tank Mk.III, как и других английских танков того времени, собирались на заклепках и болтах, что упрощало организацию их производства.
В то же время с противоположной стороны океана до Канады докатывались разного рода нововведения, иногда весьма радикальные. Самым удивительным из них стала… отмена выпуска Infantry Tank Mk.III. 21 марта 1940 года начальник по механизации английской армии сделал вывод о том, что раньше весны 1941 года канадские танки в серию не пойдут. Такие сроки англичан не устраивали, и заказ было решено отменить. Вместо него канадское правительство предложило строить пехотные танки A22 (будущий Churchill), которые только разрабатывались. 2 апреля заказ на 100 Infantry Tank Mk.III был отменён.
Отрезвление произошло только после того, как 10 мая 1940 года немецкие войска пошли в наступление, закончившееся поражением Франции и эвакуацией Британского экспедиционного корпуса, оставившего на континенте свои танки. 27 мая из Англии снова пришел запрос о возможности постройки Infantry Tank MK.III. В июне 1940 года был подписан контракт CAN 279/SM1021 на выпуск 300 Infantry Tank Mk.III.
Изначальная конструкция английского танка в Канаде начала достаточно сильно меняться. Еще летом 1940 года зашла речь об использовании на канадской модификации дизельного, а не бензинового двигателя. Было ясно, что использование английских моторов, которые нужно было ещё доставить из-за океана, усложнит производство. Проблему помогло решить использование собственных ресурсов, а также близость США, благодаря которой на Infantry Tank Mk.III «прописался» американский двигатель General Motors 6–71 (он же GM 6004).
Канадская промышленность достаточно быстро освоила производство многих элементов танка. Даже радиостанции для него делались в Канаде. Причем выпускалось их здесь столько, что хватало и для укомплектования части танков, строившихся в Англии.
Внешне очень похожий на английского собрата, канадский Infantry Tank Mk.III на практике довольно сильно отличался от него. Даже электрическая система у него была не 12-вольтовая, а 24-вольтовая. Несмотря на все переделки, освоение производства со второго раза шло довольно быстро. 23 мая 1941 года первый построенный в Канаде танк был показан членам правительства. К тому моменту практически все компоненты машины производились в Канаде и в США.
Канадская помощь Красной Армии
Летом 1941 года ситуация в планы поставки канадских Infantry Tank Mk.III за океан были внесены коррективы. После того, как Германия и ее сателлиты напали на СССР, начались переговоры о поставках английских танков новому союзнику. Выпускавшиеся в Монреале канадские танки оказались в числе боевых машин, которые предполагалось поставлять в Советский Союз. Забегая вперед, можно отметить, что итог этого соглашения оказался очень интересным: англичане вообще не получили канадских Valentine, кроме двух, испытанных в декабре 1943 года, а сами канадцы оставили себе лишь 30 танков, которые использовались в учебных целях.
Начало серийного производства Valentine не означало, что на этом эволюция английского танка в Канаде закончилась. На самом деле всё только начиналось. Канадцы сомневались в целесообразности вооружения танков английскими пулемётами BESA калибра 7,92 мм. Другого оружия, потребляющее патроны «немецкого» калибра, у канадцев не было. Чтобы не вносить разнобой в систему стрелкового вооружения, канадские танки вооружались американскими пулемётами Browning M1919A4. Это оружие использовалось канадской пехотой, да и получить его оказалось куда проще. Канадских Valentine с английскими пулемётами BESA было изготовлено всего 15 штук. Чтобы их не путать с танками, оснащенными пулеметами Browning, данную версию обозначили как Valentine VI. Регистрационные номера этих танков находились в интервале T.23204-T.23218. Танки с пулеметами Browning получили обозначение Valentine VII, их WD-номера находились в интервале T.21219-T-23503.
Замена спаренного пулемёта стала лишь началом. Канадская промышленность продолжала постепенно менять конструкцию английского танка, подгоняя её под свои стандарты. Это сильно влияло и на стоимость машины. Цена Valentine VII, без учета двигателя и некоторого другого оборудования составляла всего лишь 6000 канадских долларов (1364 фунтов стерлингов). Общая же цена канадского танка оставалась в пределах 10000 канадских долларов, или 2273 фунта стерлингов. Начиная еще с Valentine VI, стала применяться светотехника канадского производства. Фары характерной формы позволяют легко отличить машины, собранные в Монреале. В ходе выпуска на Valentive VII изменили ограждение глушителя, сделав его по типу ограждения на Valentine II. Начиная с танка с WD-номером T.23334 на Valentine VII стали ставить исключительно канадские радиостанции №19. У танка с регистрационным номером T.23335 и у последовавших за ним машин была заменена электрическая система.
Следует отметить, что качество изготовления канадских машин было как минимум не хуже качества английских.
Самые серьёзные изменения в конструкцию канадских Valentine были внесены ближе к концу 1941 года. Сборка корпуса и башни исключительно на заклепках, болтах и рейках канадцам показалась анахронизмом. К тому же у них имели возможности для производства крупных литых деталей. Так на свет появилась основная версия Valentine VII, которая получила обозначение Valentine VIIA. Носовая часть корпуса этого танка выполнялась в виде одной литой детали. Кроме того, одной литой деталью была и его башня, за исключением крыши. Переход к новой конструкции башни и носовой части корпуса произошел, судя по всему, со 101-й серийной машины.
Поначалу темпы выпуска канадских «Валентайнов» были невысокими, но постепенно производственные мощности CPR набирали обороты. Вслед за первым контрактом был подписан следующий, CAN 279/SM1021, на выпуск уже 450 танков, получивших WD-номера в промежутке T.40981-T.41430. Следующая партия, также оговорённая в контракте CAN 279/SM1021, состояла из 640 Valentine VII с WD-номерами T.73554-T.74193. Все эти машины отправились в СССР. Для канадской армии было построено 30 Valentine VII по контракту CAN 279/CD LV 67, эти танки получили WD-номера CT.138916-CT.138945.
Выпуск канадских Valentine продолжался во многом благодаря запросу советской стороны. Различные переделки вносились в конструкцию танка практически до конца его производства.
Уже к 1 сентября 1942 года в СССР было отгружено 610 Valentine VI, VII и VIIA, больше, чем любых других английских танков. Общий же объем выпуска Valentine VII/VIIA составил 1405 штук. Это вторая по массовости модификация данного танка после Valentine II, и самая массовая, построенная одним производителем. Очень неплохо для страны, которая к началу Второй мировой войны вообще не имела на вооружении танков.
Канадец в Красной армии
Как уже упоминалось выше, к осени 1941 основным заказчиком канадских Valentine стал Советский Союз. Согласно канадским данным, первая партия из 15 Valentine VI отправилась в СССР в ноябре 1941 года. Поставка затянулась. Об отправке первых танков канадского производства генерал-лейтенант Мартель, в то время занимавший пост главы Британской военной миссии в СССР, сообщил только 16 февраля 1942 года. По его словам, 15 Valentine VI отправились через океан на американском транспорте SS City Of Flint.
22 февраля транспорт пришвартовался в порту Мурманска, куда пришел в составе конвоя PQ-11. Следующая партия канадских танков отправилась в СССР с конвоем PQ-13, в ней было 55 Valentine VII. Мартель предупредил советскую сторону, что первые 100 канадских танков имели алюминиевые ленивцы. При осмотре в Горьком прибывших Valentine VI ленивцы у 13 танков оказались поражены коррозией. По состоянию на 4 мая 1942 года проблемы с коррозией ленивцев и картеров поворотного механизма были обнаружены у 17 танков. Вместе с тем, проблем с размораживанием, характерных для английских танков, у канадских машин не наблюдалось.
Следует отметить, что в СССР чётко различали модификации танков Valentine. В сводках об отправках и прибытии зарубежных танков канадские «Валентин 7» отделялись от английских собратьев. Более того, нередко даже Valentine VII в документах обособлялись от Valentine VIIA.
Крупная партия Valentine VII (70 штук) прибыла с караваном PQ-15. Вместе с ними пришли и запчасти для ремонта прибывших ранее машин. Со следующим караваном, PQ-16, поступило еще 40 танков, причем советские специалисты указывали, что среди них имелись и Valentine VIIA с измененной конструкцией корпуса и башни. В составе печально известного конвоя PQ-17 канадские машины в СССР не приходили.
Из-за сложившейся после разгрома PQ-17 ситуации с северными конвоями было принято решение отправлять танки западных союзников в СССР через Иран. Первенцами здесь стали Light Tank M3 и Valentine VII. Уже 1 сентября 1942 года в Баку, где был организован отдел военной приемки, находились 6 канадских танков, а в пути было еще 50. Новым маршрутом поставок объясняется большое количество этих машин в частях, которые осенью 1942 года сражались на Северном Кавказе. Всего за 1942 год в СССР прибыло 323 Valentine VI/VII.
Оценив безопасность поставок через Иран, в октябре 1942 года английское Военное министерство избрало южный путь для канадских танков основным. За 1943 год Valentine VII в СССР прибыло 709 штук, больше, чем других зарубежных танков за то время. Больше того, с июня по октябрь 1943 года Valentine VII оказались практически единственными зарубежными танками, которые поступали в Советский Союз (если не считать маленьких партий из 8 Churchill IV, 2 Medium Tank M3 и 5 Light Tank M5A1). Связано это было, в том числе, с перевооружение американской и английской армий, переходившими на танки новых типов. Последние два Valentine VII прибыли в Баку в марте 1944 года, а всего их за этот год прибыло 9 штук. За всё время в СССР прибыло 1041 канадских танков из 1390 отправленных, остальные утонули вместе с перевозившими их транспортами.
Поскольку канадская машина отличалась от Valentine II, прибывавших с первыми конвоями, силовой установкой, в СССР было решено испытать один из танков. Для этого был взят Valentine VII с регистрационным номером T.23383. Этот танк, согласно документам, был построен в январе 1942 года, а прибыл в СССР с конвоем PQ-15. Он ещё имел башню и носовую часть корпуса старого типа. Помимо пулемета и фар, такие танки легко вычислялись по большому логотипу производителя и регистрационному номеру, нанесенному на борт башни. Подобные обозначения наносились на канадские Valentine до конца выпуска.
Одной из особенностей Valentine VII было то, что двигатель этого танка развивал мощность 165 лошадиных сил, а в инструкции к нему была указана другая цифра – 130. При этом отобранный для испытаний танк прибыл с завода с мотором, отрегулированным на максимальную мощность. Эта особенность была учтена при составлении программы испытаний.
Сначала танк прошел по проселку с мотором, отрегулированным на максимальную мощность. Всего он прошел 1360 километров, средняя скорость составила 18,8 км/ч, а скорость чистого движения 18,1 км/ч. Расход топлива составил 163 литра на 100 километров, а запас хода – 105 километров. Далее последовал пробег по проселку с двигателем, отрегулированным до 130 лошадиных сил. 280 километров было пройдено со средней скоростью 17,3 км/ч, а скорость чистого движения – 17 км/ч. Запас хода увеличился до 115 километров, а расход топлива уменьшился до 153 литров на 100 километров. Экономия топлива получилась небольшая, а вот маневренность танка заметно ухудшилась. Что же касается поведения на шоссе, то при регулировке двигателя на максимальную мощность средняя скорость и скорость чистого движения оказались одинаковыми – 25 км/ч. Всего танк прошел по шоссе 160 километров, при этом расход топлива составил 144 литра на 100 километров, а запас хода 125 километров. Максимальная скорость составила 26,4 км/ч, меньше, чем у Valentine II, но в рамках заявленных показателей.
Испытания канадского танка совпали по времени с испытаниями других иностранных танков. Выяснилось, что при наименьшей максимальной скорости средняя скорость по шоссе у него была такой же, как у Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. На проселке и при движении по целине Valentine VII превзошел не только чешскую машину, но и американский Medium Tank M3. Канадский танк при движении по шоссе расходовал на 8–12 литров топлива больше, чем Light Tank M3 и Pz.Kpfw.38(t). На просёлке более экономичным оказался только Pz.Kpfw.38(t), да и то, разница в расходе топлива составляла всего 3–5 литров. В испытаниях по преодолению подъема Valentine VII занял второе место после Pz.Kpfw.III Ausf.H (32 и 35 градусов соответственно). Хуже канадский танк показал себя на косогорах: максимальный угол его крена составил 26 градусов, хотя это было не последнее место.
Весьма интересными оказались и результаты преодоления брода. При том, что Valentine VII имел едва ли не самый низкий среди конкурентов корпус, итоги испытаний для него оказались вполне удовлетворительными. Машина вполне уверенно прошла через брод глубиной 1400 мм, заглохнув лишь при движении задним ходом. Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.III брод такой глубины преодолеть не смогли, заглохнув во время движения.
Очень уверенно чувствовал себя канадский танк и на болотистой местности. Он оказался самой тяжелой машиной, которой удалось преодолеть болотистый участок. Благодаря широким гусеничным лентам удельное давление оказалось наименьшим среди конкурентов — 0,6 кг/см2. Танк уверенно преодолел заболоченную местность, передвигаясь на 2-й передаче. Посадить его на брюхо удалось только при преодолении болота по свежему следу. Используя бревно, танк выбрался из западни самостоятельно.
Главным недостатком канадского танка оказалась малая надежность ходовой части. В ходе испытаний неоднократно наблюдались разрушения бандажей опорных катков, начавшиеся после 1200 км пробега. Еще одной проблемой, которой, впрочем, страдали все английские танки того периода, стало вооружение. Помимо того, что в боекомплекте пушки не было осколочно-фугасного боеприпаса, возможности бронебойного снаряда к ней тоже были довольно ограниченными. Броню толщиной 50 мм 2-фунтовое орудие не пробивало даже в упор.
Тем не менее, общий вердикт испытаний канадского Valentine был положительным. Он оказался как минимум не хуже английского.
Позже, с января по март 1943 года, прошли зимние испытания Valentine VII, в ходе которых он сравнивался с английским Valentine II. Танк прошел 1161 километр, а суммарно, вместе с летними испытаниями 1942 года, он преодолел 3019 километров. Даже после этого двигатель канадского танка оказался более надежным, чем британский AEC 190. Кроме того, Valentine VII оказался заметно быстрее, чему способствовал более мощный двигатель. Платой за более высокую скорость стал более высокий расход топлива. Способности к преодолению препятствий у английского и канадского танков были примерно одинаковыми.
Сопоставимыми оказались и боевые характеристики двух машин. Из общей массы «Валентинов», или МК-7 (MK-VII), как танк называли в войсках, канадская машина не выделялась. Она вполне исправно служила в качестве танка поддержки пехоты, имея схожие с английскими танками достоинства и недостатки. Плюсом являлся более надежный мотор, но стоит напомнить, что на английском Valentine IV стоял точно такой же двигатель. Наиболее массово канадские танки применялись на Северном Кавказе, куда стали массово поступать с сентября 1942 года. Именно там танки, построенные в Монреале, чаще всего попадали в объектив фотокамер.
Несмотря на то, что вооружение Valentine VII уже для 1942 года выглядело недостаточным, эти машины вполне успешно применялись и позднее. Достаточно активно их использовали даже в 1944 году, когда они массово попадали на вооружение отдельных танковых полков. Один из таких танков дожил до наших дней, оказавшись единственным сохранившимся Valentine VII. Машина с серийным номером 838 была построена в мае 1943 года, ближе к осени попала в СССР, а 25 января 1944 года ушла под лёд во время боев за Телепино (Черкасская область, Украина). Танк подняли в 1990 году, а в 1992 подарили Канаде. Сейчас он находится в Канадском военном музее в Оттаве, являясь напоминанием о том, что Канада внесла свой ощутимый вклад в победу над фашизмом.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012, ISBN 978–83–61421–36–8
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011, ISBN 978–83–60672–13–6
- Архив автора
Комментарии к данной статье отключены.