Поражение во Франции летом 1940 года вынудило Великобританию пересмотреть свою бронетанковую программу. Производство лёгких танков было решено прекратить совсем. Да и существующие пехотные и крейсерские танки не особо соответствовали новым условиям войны. Отправлять эти классы техники в отставку никто не собирался, но появилась новая концепция «универсального танка» или «тяжёлого крейсера» — машины с подвижностью крейсерского танка и бронированием пехотного, оснащённой мощным 57-мм орудием. Генштаб одобрил требования на подобную машину в ноябре 1940 года с условием, что такие танки начнут поступать в войска с весны 1942 года. Для 1942 года такие танки действительно были бы грозными машинами, но… они пошли в бой только в июне 1944 года. Почему так вышло?
Пламенный мотор
Начало истории «универсального танка» было не столько революционным, сколько эволюционным. В качестве «универсального крейсера» компания «Наффилд» предложила танк на агрегатах «Крусейдера». Такую машину действительно можно было довольно быстро поставить в серию, но радикальный рост веса по сравнению с довольно легкобронированной машиной отрицательно сказался бы на надёжности и без того недолговечных агрегатов. Двигатель «Либерти» не смог бы дать машине скорость, требуемую от крейсерского танка, даже при форсировании до 410 л.с.
Замена «Либерти», имевшему авиационные корни, также нашлась у ВВС. Двигатель «Роллс-Ройс Мерлин», который отлично показал себя на «Спитфайрах», «Харрикейнах» и много где ещё, оказалось возможным поставить на танк. Даже дефорсированная версия «Мерлина» выдавала гораздо большую мощность, чем старенький «Либерти» — целых 600 лошадиных сил. В апреле 1941 года такой двигатель поставили на «Крусейдер». По словам очевидцев, машина прошла дистанцию в 3/4 мили (1,2 км) так быстро, что ошеломлённые испытатели забыли остановить секундомер. Такой двигатель, несомненно, подходил для скоростного крейсерского танка. 18 апреля 1941 года бронетанковый совет (Tank Board) рекомендовал «Метеор» — такое название дали танковому варианту «Мерлина» — для использования на танках. За проработку установки двигателя на крейсерский танк нового поколения взялась «Бирмингемская грузовая и вагонная компания» (Birmingham Carriage and Wagon Company — BCWC).
Однако проще было сказать, чем сделать. Новым танкам требовались новая трансмиссия и коробка передач. По мере разработки разногласия между «Наффилд» и BCWC росли. Консервативное руководство «Наффилд» не желало менять свой танк ради совместимости с новыми агрегатами. Из-за неразрешимых разногласий в сентябре 1941 года проект раздвоился: «Наффилд» продолжал работать над машиной под индексом A24, а конструкция BCWC получила индекс A27. Оба танка рассматривались для принятия на вооружение под названиями Cruiser Tank Mk.VII и Cruiser Tank Mk.VIII соответственно. В январе 1942 года оба проекта получили имя «Кромвель».
Прототип A27 попал на полигон в Фарнборо в феврале 1942 года и к концу марта закончил пробег в 2200 миль (3540 км). Машина показала себя намного лучше, чем A24, однако новый двигатель оказался дорогим удовольствием — моторы «Мерлин» в первую очередь были нужны британским ВВС. В результате в семействе «Кромвелей» появилось ещё одно пополнение: A27 раздвоился на A27L, или «Кромвель» Mk.II с двигателем «Либерти», и A27M, или «Кромвель» Mk.III c двигателем «Метеор». На A27L тоже можно было установить «Метеор», так как планировалась массовая модернизация этих машин по мере роста выпуска новых моторов. До этого машины вполне годились на роль учебных, так по всем другим параметрам A27L были равноценны A27M.
В августе 1942 года сложную номенклатуру упростили: «Кромвель» Mk.I стали называть «Кавалером», «Кромвель» Mk.II переименовали в «Кентавр», а «Кромвель» Mk.III стал просто «Кромвелем». Три машины отличались только силовыми агрегатами: конструкция корпуса, башни, вооружение и пр. были одинаковыми, что ускорило разработку.
Увы, одновременно это означало, что «Кромвель» будет страдать от тех же дефектов, что и «Кавалер». Доклад с полигона в Лулворте от августа 1942 года недвусмысленно указывал на то, что танк к боевым действиям не готов. Однако ходовые качества машины были на высоте: на гонке по 2,8-мильной (4,5 км) грунтовой дороге 30 июля 1942 года «Кромвель» показал среднюю скорость 25,6 миль (41,2 км) в час, опередив даже лёгкий танк «Гарри Гопкинс» (19,5 миль или 31,4 км в час).
Трудный путь в серию
Несмотря на сырость конструкции, в начале 1943 года «Кромвель» приняли на вооружение, и машины уже тогда начали поступать в войска. Танки принимались со множеством оговорок. Например, при максимальной скорости машины в 39,5 миль (63,5 км) в час, при 2850 оборотах двигателя в минуту «Кромвель» запрещали разгонять быстрее 34 миль (54,7 км) в час по шоссе или 20 миль (32,2 км) в час по просёлочным дорогам. Скорость вращения двигателя ограничили 2300 оборотами в минуту. По дорогам как можно чаще следовало ездить на самой высокой 5-й передаче. Такие инструкции были составлены с целью сохранения небольшого ресурса машин для настоящих боевых действий, а также для того, чтобы придержать пыл танкистов в смешанных частях — те могли легко оторваться от своих коллег на тихоходных и менее надёжных «Кавалерах» и «Кентаврах». Таких машин в учебных частях было довольно много.
К концу 1942 года поток моторов «Метеор» более-менее наладился, но «Либерти» всё ещё был более доступным: даже за 1943 год было построено 503 «Кавалера», 1821 «Кентавр» и всего 532 «Кромвеля». Эта горстка машин всё ещё страдала от серьёзных детских болезней. По оценке Военного кабинета, ни один из этих танков не был боеспособным. Танк, который в 1942 году британские конструкторы позиционировали как лучший в мире, оказался неадекватным с точки зрения как качества, так и количества.
Ещё 16 сентября 1942 года на совещании Танкового конструкторского отдела (Department of Tank Design — DTD) был составлен длинный список недостатков и дефектов машины: 10 дефектов установки вооружения, пять дефектов механизма поворота башни, девять дефектов в конструкции самой башни, 11 дефектов боевого отделения, 11 дефектов в конструкции и компоновке отделения управления и места механика-водителя, 10 дефектов места пулемётчика и установки курсового пулемёта, а также три отдельных жалобы на конструкцию бронирования и четыре — на обзорность из танка. С момента начала разработки прошло почти два года, а машина оставалась весьма сырой.
Весьма остро стояла и проблема с вооружением танка. Всё началось с прибытия в Англию среднего танка M4A1, или «Шермана» Mk.II в британской номенклатуре. Британцы отнесли его к категории тяжёлых крейсерских танков — той же, что и «Кромвель».
На американском танке было установлено неплохое универсальное 75-мм орудие М2. К концу октября 1942 года «Шерманы» с ещё более мощными 75-мм пушками М3 вступили в бой в Северной Африке. М3 лишь немного уступала 6-фунтовой (57-мм) пушке в пробитии, а со снарядами М62 даже превосходила её. Снаряд, наполненный взрывчаткой, также имел гораздо более эффективное заброневое действие, а осколочно-фугасный снаряд позволял танку бороться с укреплениями и противотанковой артиллерией гораздо более эффективно, чем пулемёт.
Было понятно, что время пушек с одними лишь «болванками» на поле боя прошло — универсальному танку нужна была универсальная пушка. В декабре 1942 года было принято решение перевооружить «Кромвели» 75-мм орудиями. Пока такое орудие разрабатывалось, выпуск машин с 6-фунтовками продолжался, но не было сомнений, что на фронт они не попадут.
Искать сложные пути конструкторы фирмы «Виккерс» не стали. Диаметры гильз у 6-фунтового орудия и американской 75-мм пушки оказались схожи, поэтому было решено разработать 75-мм пушку на основе 6-фунтовки. Пушка даже в документах называлась «6-pounder/75 mm», но чаще всего её именовали просто «75 mm QF» (Quick Firing — скорострельная). Орудие должно было использовать ту же установку, что облегчило бы перевооружение уже выпущенных машин. Проблем с перегрузкой или смещением равновесия тоже не было: новое орудие весило на 24 фунта (11 кг) меньше, чем 6-фунтовка.
Как и танк, для которого оно предназначалось, конструирование орудия тоже затянулось. Его испытали только в марте 1943 года на полигоне в Лулворте. Эти испытания сложно назвать исчерпывающими: из орудия отстреляли 100 снарядов британского производства и 200 — американского. При этом испытатели вручную перебрали боекомплект и отбраковали как проблемные примерно 30% из осмотренных выстрелов.
Летом 1943 года орудие приняли на вооружение, а в октябре части стали получать машины с новыми пушками. Однако оказалось, что орудия, выдержавшие полигонные испытания с тщательно отобранными боеприпасами, оказались весьма ненадёжными в полевых условиях. Так как производство 75-мм боеприпасов в нужных количествах не началось до февраля 1944 года, танкисты использовали выстрелы американского производства. Довольно быстро выяснилось, что при стрельбе такими снарядами разрушается люлька орудия, что приводит к выходу орудия из строя и ранениям экипажа. Пришлось прекратить эксплуатацию таких орудий и провести скорую модернизацию.
18 марта 1944 года «Кромвель» с WD-номером T.187612, оснащённый улучшенным орудием, прибыл на полигон в Лулворте. Установка пушки не далась легко: место наводчика стало более тесным, условия обслуживания пулемёта ухудшились. Прицельные приспособления оказались низкого качества, отсутствие телескопического прицела тоже не понравилось испытателям. Ножной спусковой механизм был очень тугим. Орудие перевешивало вперёд, и требовалось установить противовес на казённой части. Так как противовес с танком не прибыл, испытатели уравновесили пушку, заполнив мешок для стреляных гильз грузами. Наводить орудие всё равно было трудно, но на пробных стрельбах с 1500 ярдов (1371 метров) четыре из пяти снарядов попали в цель.
Вентиляционные заслонки в перегородке моторного отделения открывались настолько туго, что испытатели предположили: экипажи предпочтут задыхаться в пороховых газах, нежели открывать и закрывать заслонки столь часто, как требовалось по инструкции.
Заряжающий оказался зажат новыми боеукладками до такой степени, что у него не было достаточно места работать даже при снятом сиденье. Процесс заряжания стал весьма трудным, и со снарядами надо было двигаться очень аккуратно, чтобы ненароком не снести ящик с запасными перископами или лампу в боевом отделении.
Несмотря на многочисленные дефекты, испытатели отозвались о танке положительно. По их словам, машину нельзя было считать готовой, но новый «Кромвель», несомненно, был большим шагом вперёд.
Проблему с уравновешиванием пушки так и не решили. В сводках артиллерийского полигона периодически появлялись испытания того или иного решения, а в августе 1944 года был наконец вынесен вердикт: в связи с прекращением выпуска танка работа над этой темой прекращается.
«Виккерс» также работал над гораздо более мощным орудием — 75-мм пушкой со стволом длиной 50 калибров. Гильзу и заряд взяли от 76-мм зенитки 3 inch 20 cwt, что придавало 75-мм снаряду высокую начальную скорость. Макет орудия был готов к концу июня 1943 года, макеты боеукладок закончили в сентябре, но работа над самим орудием затянулась до начала 1944 года. Под конец стало ясно, что удовлетворительно поместить такое крупное орудие в башню «Кромвеля» не получится, но работа не пропала даром. Наработки и некоторые части орудия были использованы при создании орудия 77 mm HV, которое установили на новый танк «Комет».
На «Кромвель», помимо прочих орудий, устанавливали и те же 95-мм гаубицы что на «Кентавры». Так как башни машин были одинаковыми, трудностей такая конверсия не представляла.
Конструкторы работали не только над вооружением «Кромвеля». В августе 1943 года на танки начали ставить новые траки — с 14,5 дюймов (36,8 см) их ширину увеличили до 15,5 дюймов (39,3 см). Удельное давление на грунт снизилось, но танки стало труднее перевозить на железной дороге, так как ширина машины тоже увеличилась.
Вентиляция боевого отделения дорабатывалась до декабря 1943 года. Испытатели выяснили, что пользы от целых трёх вентиляторов боевого отделения было меньше, чем от системы охлаждения двигателя. По результатам испытаний на загазованность боевого отделения в инструкцию по эксплуатации включили напоминание поддерживать при стрельбе обороты двигателя на уровне как минимум 1000 в минуту.
Доработки продолжились и в 1944 году, несмотря на то что работа над заменой «Кромвеля» была в полном разгаре. Например, новую командирскую башенку с круговым обзором (All Round Vision Cupola) начали разрабатывать зимой 1943–1944 гг., а на танк установили только в августе. В апреле в серию пошёл соленоидный спусковой механизм орудия, в июле-августе на танки начали устанавливать индикатор поворота башни. Осенью 1944 года конструкторы всё ещё дорабатывали установку прицела.
Военный кабинет наконец-то посчитал машины боеспособными только в мае 1944 года, когда судьба танка уже была решена. На полигонах полным ходом обкатывали прототипы танка «Комет», которому было суждено заменить «Кромвель» в войсках. Было ясно, что доработанный «Кромвель» не задержится на конвейере дольше, чем на несколько месяцев.
Больше «Кромвелей», хороших и разных!
Постоянные метаморфозы машины в течение нескольких лет привели к множеству модификаций танка. «Кромвели» выпускались с шестью вариантами корпусов, от «A» до «F». Корпус типа «А» был общим для «Кавалеров», «Кентавров» и «Кромвелей», а тип «B» использовался только для «Кентавров» и «Кромвелей». На этом корпусе конструкторы добавили аварийный люк для пулемётчика. На корпусах типа «C» изменились воздухозаборники, а толщина верхней кормовой плиты была уменьшена до 25 мм. На корпусе типа «D» изменились люки на надмоторной плите.
Машины с корпусом типа «E» потерпели довольно существенные изменения. Так как вес машины превысил 28,5 тонн, было принято решение уменьшить передаточное число бортовых передач, в связи с чем максимальная скорость машины упала с 39,2 мили (63 км) до 31 мили (50 км) в час. На среднюю скорость машины в реальных условиях это не повлияло: «Кромвели» со старыми и новыми передачами прошли трассу по Бикон-хилл за 44,5 секунды. Наконец, корпуса типа «F» имели аварийный выход и для механика-водителя.
Помимо корпусов, танки отличались и по другим параметрам. Индекс Mk.I означал танк с 6-фунтовой пушкой и узкими траками, Mk.II имели расширенные 15,5-дюймовые гусеницы, Mk.III были идентичны Mk.I по характеристиками, но это были бывшие «Кентавры» с двигателями «Метеор». Индекс Mk.IV применялся как к новым машинам, так и к бывшим «Кентаврам» с 75-мм пушкой, а Mk.V обозначал бывшие Mk.I, на которых установили 75-мм орудия. Также встречались и Mk.Vw, которые собирались методом сварки. Индекс Mk.VI обозначал «Кромвель» или «Кентавр» с новым двигателем, вооружённый 95-мм гаубицей.
Последние три варианта машины поставлялись в варианте с экранами на лобовой броне, усилившими защиту до 101 мм, широкими траками и усиленной подвеской. Модернизированные таким образом «Кромвели» Mk.IV обозначили как Mk.VII, Mk.Vw — как Mk.VIIw, а Mk.VI стали Mk.VIII.
Использование мощного двигателя «Метеор» было неоспоримо правильным шагом, но двигатель сам по себе не мог спасти танк. Устранение детских болезней, связанных с новой моторно-трансмиссионной группой, несомненно, внесло свой вклад в опоздание машины — судьбу танка предопределил общий беспорядок в британском танкопроме. Решения, принятые ещё в 1940 году, ограничивали развитие машины, а постоянная смена требований приводила к бесполезному метанию конструкторов.
В конце концов у британцев получился довольно приемлемый для 1942 года танк, но к лету 1944 года «Кромвель» выглядел довольно архаично. Увы, весной 1944 года более совершенные крейсерские танки находились либо на стадии прототипов, либо вовсе на бумаге, а «Шерманов» на всех не хватало. Многим британским танкистам пришлось не только учиться на «Кромвелях», но и идти с ними в бой.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Национальный архив Великобритании (The National Archives)
- Tank Museum. The Cromwell Tank. Vehicle History and Specification — The Stationery Office, 1984
- Pat Ware. British Tanks: The Second World War (Images of War) — Pen and Sword Military, 2011
Комментарии к данной статье отключены.