Начальный период Второй мировой войны стал временем быстрого роста требований к целому ряду типов вооружения и военной техники. Касалось это и танков. Некоторые страны (например, Германия) довольно легко отделались: имевшиеся танки оказались вполне современными, но требовали модернизации вооружения и броневой защиты. Для других же стран открылась крайне неприятная картина: оказалось, что требуется разработка принципиально новых боевых машин, так как даже новые танки получились морально устаревшими. Так случилось прежде всего с британцами. Практически с первого дня войны в Великобритании началась погоня за немецким танкостроением, причём до конца войны догнать его не удалось. Одним из эпизодов этой погони стал Cruiser Tank Mk.VII, или же Cavalier, — машина, можно сказать, промежуточная, ставшая мостиком к куда более удачному Cromwell.
Новая пушка как ориентир
На начало Второй мировой войны ситуация с британскими крейсерскими танками была крайне сложной. Первым «настоящим» танком данного типа был Cruiser Tank Mk.III — его выпуск стартовал в начале 1939 года, причём машина являлась скорее промежуточным этапом. При толщине брони 14 мм по периметру танк был уязвим даже для ружейно-пулемётного огня. В пожарном порядке появился Cruiser Tank Mk.IV, который в некоторых местах усилили дополнительными листами толщиной 14 мм. Теоретически получалась защита от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек, но, во-первых, она получилась локальной (башня и отчасти лоб корпуса), во-вторых, уже и так было понятно, что главным врагом танка становятся противотанковые пушки. По этой причине ещё 2 февраля 1939 года была составлена спецификация на новый крейсерский танк, который получал броневые листы толщиной 40 мм.
Данный танк первоначально носил индекс A13 Mk.III, причём разработчиком шасси являлась не Nuffield Mechanization & Aero, а London Midland & Scottish Railway Company (LMS). Следует отметить, что между Nuffield и LMS уже шла конкуренция по программе «тяжёлого крейсера». Nuffield разрабатывала крейсерский танк A16, а LMS — аналогичный по спецификации A14. В случае же с A13 Mk.III ведущему разработчику крейсерских танков досталась роль создателя башни.
Не согласившись только с этой ролью, Nuffield параллельно начала работы по собственному «крейсеру» нового поколения — A15. В отличие от A13 Mk.III, который создавался под оппозитный двигатель Henry Meadows, детище Nuffield использовало уже имевшийся Nuffield Liberty. В результате к лету 1940 года образовалось сразу два крейсерских танка, имевших одинаковое вооружение, башню, схожее бронирование, схожую ходовую часть, а также примерно похожие динамические характеристики. При этом A13 Mk.III имел массу около 18 т, а его конкурент на тонну больше, но A15 получил 5-катковую ходовую часть, что было явным плюсом.
Как раз во время испытаний случилась катастрофа во Франции, так что танков понадобилось много. Поэтому на вооружение приняли обе машины. Детище LMS получило обозначение Cruiser Tank Mk.V, а машина Nuffield — Cruiser Tank Mk.VI. Как показали дальнейшие события, решение оказалось абсолютно верным. Дело в том, что Cruiser Tank Mk.V страдал от перегрева силовой установки — по сути, это перекрыло ему дорогу на фронт. Что же касалось Cruiser Tank Mk.VI, то у него тоже хватало проблем, но не больше, чем у того же Cruiser Tank Mk.IV. Поэтому Cruiser Tank Mk.V, с сентября 1941 года именовавшиеся как Covenanter, фактически являлись резервистами, а Cruiser Tank Mk.VI, с сентября 1941 года переименованные с Crusader, отправились на фронт. Откровенно говоря, новинка британского танкопрома отставала от Pz.Kpfw.III, своего прямого аналога, но на фоне более ранних «крейсеров» это было уже что-то.
Весной 1940 года, ещё до того, как были построены A13 Mk.III и A15, началась работа по их потенциальным сменщикам. Причины оказались прозаичными. Несмотря на то, что броневая защита усилилась до 40 мм, на самом деле насчёт неё особых иллюзий не питали. Дело в том, что эта броня на деле являлась двухслойной, причём второй слой изготовлялся из обычной конструкционной стали. Не меньше вопросов возникало и к вооружению. 2-фунтовая (40-мм) пушка являлась вполне приличным орудием, но рост броневой защиты ставил под вопрос её дальнейшие перспективы. Даже броня толщиной 40 мм снижала дистанцию пробития до 200-300 м, дальнейшее же увеличение толщины делало орудие бесполезным против танков. Эта проблема не являлась уникальной: и 3,7 cm Pak, и 45-мм противотанковая пушка, и их аналоги испытывали те же трудности. Поэтому британцы, как и немцы, ещё до войны начали проработки по новому орудию. Оно, как и более раннее орудие, обозначалось по массе снаряда — 6-фунтовым. Реальный калибр составлял 57 мм, впрочем, к 6-фунтовой пушке, ставшей первым в мире танковым орудием, она отношения не имела.
Система, появившаяся в 1939 году, была лучшей в своём классе. Запаса пробития бронебойного снаряда с лихвой хватало не то, что для поражения средних и лёгких танков — даже тяжёлым танкам, включая перспективные, от этого орудия пришлось бы несладко. Правда, существовали две проблемы. Во-первых, традиционно для британских танковых и противотанковых орудий, осколочно-фугасных снарядов к 6-фунтовой пушке не имелось. Во-вторых, до серийного производства данной системы было ещё далеко. Тем не менее, это орудие стали рассматривать как основное для новых перспективных танков, включая будущего сменщика Crusader и Covenanter.
Лёд тронулся после того, как весной 1940 года были проведены реформы в Военном министерстве, а также структурах, связанных с разработкой военной техники, включая танки. В июле 1940 года Генеральное управление по танкам и транспорту подготовило спецификацию на новый крейсерский танк. Поначалу спецификация подразумевала боевую машину с лобовой бронёй, усиленной до 75 мм. Таким образом, лобовая броня нового «крейсера» предполагалась равнозначной Infantry Tank Mk.II. Ввиду того, что предполагалась более мощная, а, главное, крупная орудийная система, считалось, что диаметр башенного погона вырастет до 1524 мм. Для сравнения, у Crusader и Covenanter диаметр погона составлял 1410 мм. Максимальная скорость оценивалась в 40 км/ч. Таким образом, новый «крейсер» получался менее подвижным, чем предшественники, но более защищённым. При этом спецификация находилась под колпаком у образованного во всё том же 1940 году Департамента по проектированию танков (DTD), возглавляемого Альбертом Дюррантом. Эта структура стала ключевой с точки зрения подготовки спецификаций. При этом возникали и альтернативные идеи по вооружению танка. Наиболее одиозной была строенная (!) установка 2-фунтовой пушки, 76-мм гаубицы и пулемёта BESA. Подобные идеи появлялись, скорее, как призрачная альтернатива в случае, если с 6-фунтовой пушкой ничего не выгорит.
Несмотря на то, что первоначально приоритетом являлось фактическое развитие конструкции A15, единого мнения всё ещё не было. Это отчасти стало причиной того, что спецификация породила сразу два танка. При этом первым стандартную букву A получил отнюдь не проект Nuffield. Так получилось, что первым оказался проект крейсерского A23, который разрабатывала Vauxhall. Данная компания как раз работала над пехотным танком A22 (будущий Infantry Tank Mk.IV, он же Churchill), и там не нашли ничего лучше, чем взять за основу пехотный танк и сделать его облегчённый вариант. Такой подход выглядит странным, но лишь отчасти. Достаточно вспомнить Cruiser Tank Mk.I, из которого сделали сначала менее подвижный, но более защищённый Cruiser Tank Mk.II, а потом на той же базе появился Infantry Tank Mk.III. Для британского танкостроения подобная практика была нормальным явлением. В случае же с проектом Nuffield был получен кодовый номер A24, работа по нему началась ближе к концу 1940 года. Там не стали выдумывать велосипед и взяли за основу Cruiser Tank Mk.VI. Как и требовала спецификация, была усилена броневая защита, установлена новая башня, а также переработан корпус. На совещании танкового бюро, состоявшемся 17 января 1941 года, симпатии DTD оказались на стороне Nuffield, поэтому неудивительно, что Генеральный штаб одобрил проект A24. 29 января 1941 года поступил заказ на 6 танков данного типа плюс проработку детальной документации.
Неоднозначный результат
После получения задания на Nuffield закипела работа, впрочем, её темпы поначалу были невысокими. Причину следует искать в том, что предприятие только разворачивало производство Cruiser Tank Mk.VI. За весь 1940 год удалось сдать всего 2 машины, за первый квартал 1941 года к ним прибавилось 94 танка, а за второй квартал — ещё 154. Помимо проблем производственного характера, имелась и другая, не менее существенная неприятность — Cruiser Tank Mk.VI совсем не блистал надёжностью. Конечно, до «кипятильника», коим являлся Cruiser Tank Mk.V, этой машине было далековато, тем не менее, её боевой дебют существенно задержался. Это было типовой ситуацией с британскими танками: например, боевой дебют Infantry Tank Mk.III также задержался, не в последнюю очередь из-за проблемы с мотором. В результате на пехотную машину поставили дизельный двигатель. Проблема в том, что найти автобусный дизель оказалось куда проще, чем мощный бензиновый мотор для крейсерского танка. Наконец, конструкторы Nuffield были заняты и перспективными работами, связанными с Cruiser Tank M.VI. В апреле 1941 года был готов макет башни с 6-фунтовой пушкой. Эти работы были тесно связаны с DTD, что в конечном счёте тормозило работы по A24, который получил официальное обозначение Cruiser Tank Mk.VII.
Ещё одним интересным моментом стало то, что к началу февраля 1941 года разработчика A24 было уже два. Вторым оказалась паровозостроительная компания Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Как и в ряде других стран, британские предприятия, связанные с паровозостроением и вагоностроением, строили танки, а некоторые ещё их и разрабатывали. Там тоже готовили свой «крейсер», но в результате их подключили к разработке по программе A24. Впрочем, далее пути Nuffield и BRC&W частично разошлись. Это оказалось связано с содержимым моторно-трансмиссионного отделения. Как уже говорилось, на A24 сохранялся мотор Nuffield-Liberty, а также трансмиссия по типу A15. Последняя состояла из 4-скоростной механической коробки передач Nuffield (в связи с ростом массы передаточные числа изменили) и планетарных механизмов поворота Wilson. В случае же с BRC&W предполагалось поставить 5-скоростную механическую КПП David Brown Z 5 и механизмы поворота Merritt-Brown. Самая большая неприятность состояла в том, что эта трансмиссия была несовместима с имевшимся корпусом A24, и требовалась переделка. Поэтому летом 1941 года появилось два конкурирующих проекта, при этом внешне очень похожих друг на друга. Более того, далее BRC&W сменила двигатель, а затем, в 1942 году, появился ещё и третий вариант — точнее, бывший второй, поскольку BRC&W сделала ставку на более мощный двигатель Rolls Royce Meteor. Версия же с Nuffield-Liberty и новой трансмиссией теперь продвигалась фирмой English Electric.
Впрочем, по состоянию на 1941 год головным проектом оставался Cruiser Tank Mk.VII (A24). Остальные проекты всё равно находились в его кильватере. Облик танка стал вырисовываться ближе к осени 1941 года, при этом он выглядел весьма перспективным — настолько, что в сентябре последовал заказ на 1000 единиц. При этом ни одного танка, даже опытного, ещё не существовало в металле. 21 ноября 1941 года ещё не существующий танк получил обозначение Cromwell. При этом так именовались и A24, и детище BRC&W, к тому времени получившее обозначение A27 и индекс Cruiser Tank Mk.VIII. Излучаемый относительно A24 оптимизм был вполне обоснованным — даже на бумаге танк выглядел гораздо лучше, чем Crusader. В окончательной спецификации толщина лобовой части корпуса и башни составляла 64 мм. При этом речь не шла о двухслойной броне. Таким образом, танк был теоретически намного крепче предшественника. При этом уже имелся один подводный камень. Дело в том, что сварка на британских танках не применялась. Основной корпуса был каркас, который изначально собирался на болтах, а на более поздних моделях сваривался. Далее листы корпуса крепились на заклёпках и гужонах. То же самое касалось и башни, причём её листы собирались на больших гужонах. Правда, как показали испытания обстрелом более позднего Cromwell IV в СССР, такая конструкция корпуса и башни показала себя вполне прочной — разрушение происходило лишь при прямом попадании в гужон.
Преимущество над Crusader было далеко не в одной толщине корпуса. При схожей конструкции ходовой части и моторно-трансмиссионной группы корпус танка был совсем иным. Вместо довольно сложной конструкции с отдельной рубкой механика-водителя и пулемётной башенкой Cruiser Tank Mk.VII получил корпус откровенной квадратных очертаний, больше похожих на немецкие танки. При этом от идеи съёмной подбашенной коробки, как это было у немцев, отказались. Вертикально стоящий верхний лобовой лист позволил разместить не только смотровой лючок механика-водителя, но и шаровую установку курсового пулемёта. Правда, применявшаяся изначально установка (№20) не имела прицела, поэтому наводиться приходилось при помощи дополнительного перископа. В боевых условиях механик-водитель пользовался перископическими приборами наблюдения Mk.IV, установленных на специальных выступах. Ещё один такой перископ был у помощника механика-водителя. В целом отделение управления получилось удобным, но имелся нюанс. Двухстворчатые люки механика-водителя и его помощника находились на крыше боевого отделения, при этом башня не перекрывала их только в походном положении. В боевых условиях это было чревато превращением боевого отделения в западню.
С Crusader новый танк роднили некоторые элементы корпуса. Например, схожим образом была сделана выхлопная система, а также воздуховоды моторно-трансмиссионного отделения. Похожими оказались и некоторые элементы ходовой части. Ввиду того, что масса танка выросла, траки пришлось делать существенно шире. Если у Crusader ширина трака составляла 272 мм, то у Cruiser Tank Mk.VII она выросла до 356 мм. Изменилась и конструкция трака, который стал менее ажурным. Одним словом, заимствование от Crusader имело место, но, по сути, новая машина от предшественника взяла не так много. Башня же и вовсе не имела ничего общего. Квадратные формы явно пошли на пользу: башня оказалась уже, но выше, при этом по удобству она явно превосходила Crusader. У командира и заряжающего были отдельные люки, при этом командир получил смотровую башенку, это также пошло на пользу. Вместе с тем, боевое отделение всё равно осталось довольно тесным.
По ряду причин работы по танку затянулись. Первый опытный образец был готов только к началу февраля 1942 года. К этому моменту BRC&W сильно продвинулась по танку A27, который стали именовать как Cromwell II. Испытания принесли, скорее, разочарование: Cromwell I страдал от дефектов, связанных с мотором, системой охлаждения и коробкой передач, которые унаследовал от Crusader. Ещё одной проблемой стала боевая масса. В документах она указывается в разбросе от 24 до 28 т (удивительно, но факт), но, скорее, она приближалась к 27 т, как и у других танков семейства. Удельная мощность существенно снизилась, а нагрузка на моторно-трансмиссионную группу выросла. Не то, чтобы ситуация была катастрофической, но на фоне уже имевшегося A27 танк Nuffield выглядел уже не столь заманчиво. Тем не менее, указания на отмену серийного производства не последовало.
Летом 1942 года Nuffield начала серийное производство нового танка. При этом появился уже упоминавшийся третий вариант машины — тот же A27, но с мотором Liberty, который понадобился до момента освоения моторов Meteor в серии. Этот танк стал именоваться A27L (или Cruiser Tank Mk.VIII.I), переняв индекс Cromwell II, а машину с мотором Meteor переименовали в Cromwell III или A27M.
В конце августа было решено покончить с бардаком, творившемся в индексах. A24 стал именоваться Cavalier I, A27L переименовали в Centaur I, а Cromwell III стал Cromwell I. Под обозначением Cavalier исходный танк и известен. Его серию ограничили 500 экземплярами с разбросом по регистрационным номерам T.129620-T.130119. Заказ разделили между Nuffield (200 танков) и машиностроительной компанией Ruston & Hornsby (300 танков). Выпуск продолжался до весны 1943 года, при этом танк немного менялся. Во-первых, на машинах позднего выпуска стояла 50-калиберная пушка QF 6-pounder Mk.V. Во-вторых, немного отличались корпуса. Основная серия получила корпус Тип А, поздние машины имели корпус Тип B с люком помощника механика-водителя, открывавшимся вбок. Также на корпусе Тип B изменился механизм натяжения гусениц и установка перископов отделения управления. Наконец, предполагался выпуск версии Cavalier II с более широкими (394-мм) траками, но в серию данная машина не пошла. Всего же, вместе с опытными танками, выпустили 500 Cavalier.
Первый блин
После первого этапа испытаний запуск Cavalier I в крупную серию был, скорее, вынужденной мерой. Во-первых, как уже говорилось, освоение более удачных моторов Meteor требовало времени. Во-вторых, каким бы плохим ни оказался Cavalier, а его предшественник, Crusader, был ещё хуже. Поэтому танк на всякий случай готовили к командировке в Северную Африку. Была разработана «тропическая» комплектация, которая включала в себя противопылевые экраны и дополнительный топливный бак (впрочем, этот комплект так и не пригодился). Со второй половины 1942 года британцы стали получать большое количество американских танков семейства Sherman (английское название Medium Tank M4), так что необходимость в «командировке» отпала, и поначалу уделом Cavalier стали учебные части. Справедливости ради, то же самое происходило и с Centaur, и с Cromwell — на фронт их отправлять не торопились, на что были веские причины.
Новый поворот в судьбе Cavalier случился в 1943 году. Было решено переделать 340 танков в машины артиллерийских наблюдателей. Эти танки получили обозначение Cavalier I OP, отличить их несложно. Изымалась установка курсового пулемёта и орудие, место курсовой установки «зашивалось» листом брони, а вместо орудия ставился деревянный макет. Внутри появлялась дополнительная радиостанция №38 (в дополнение к штатной №19), в связи с чем на крыше башни появлялся ещё один антенный порт. Также увеличивалось количество смотровых приборов на крыше башни. Дополнительное оборудование размещали на месте помощника механика-водителя. Ещё одной версией стала эвакуационная машина Cavalier ARV. В данном варианте снималась башня, а вместо неё размещался кран и иное оборудование.
В таких специализированных версиях Cavalier всё же принял участие в боевых действиях. Машины артиллерийских наблюдателей применялись артполками при бронетанковых дивизиях. Сколько было таких полков, неизвестно, поскольку их, судя по всему, включили (наряду с Centaur) в общее число «крейсеров». Тем не менее, повоевать они смогли, более того, их даже передавали союзникам. Около дюжины танков оказалось в составе 4-й танковой (кирасирской) дивизии французской армии. В дальнейшем оставшиеся танки понемногу списывали и отправляли либо на переплавку, либо использовали как мишени. В таком виде до наших дней сохранилось 3-4 танка, которым ещё предстоит реставрация.
В заключение стоит отметить, что само по себе создание Cavalier трудно назвать провалом. Да, танк получился ненадёжным, но по этому показателю он мало выбивался из ряда себе подобных. Если абстрагироваться от Cromwell, то окажется, что перед нами вполне неплохой средний танк, особенно по меркам 1942 года — тому же Pz.Kpfw.III он уступал только в надёжности. Кроме того, хотелось бы ещё раз повторить: более удачные Centaur и Cromwell точно так же «просидели» в тылу до лета 1944 года, а их предполагаемую нишу заполнили американские «Шерманы». Как показали боевые действия, американский танк, также местами не идеальный, получился лучше британских «крейсеров».
Источники и литература:
- Cromwell Cruiser Tank 1942–50, David Fletcher, Richard C Harley, Osprey Publishing, 2006, ISBN 978-1841768144
- Архив автора
- http://www.felixshara.com/cruiser-tank-mk-vii-cavalier-a24/
Комментарии к данной статье отключены.