Несмотря на то, что в своё время Испания активно боролась за господство на морях и по сей день имеет вполне приличный флот, в массовом сознании её редко ассоциируют с морской державой. Тем не менее морякам этой страны есть, чем гордиться. Впрочем, места для демонстрации этой гордости им выделили немного — в роскошном здании Командования флотом музею отведён лишь небольшой уголок.
С помещениями музею не везло всегда. Впервые создать Морской музей испанцы решили ещё в 1792 году, но отдельного здания ему не выделили, поэтому собранная коллекция карт и документов естественным путём оказалась в Гидрографическом складе флота, а коллекция навигационных инструментов — в Морской обсерватории. О музее же попросту забыли. Снова о нём вспомнили в 1842 году, на этот раз — всерьёз. В 1843 году Морской музей Испании был, наконец, официально открыт, но уже через два года его перевели в новое помещение, поскольку выделенное здание находилось в аварийном состоянии. В 1857 году состоялся ещё один переезд в новое здание, где музей пробыл до 1932 года.
В 1928 году в центре Мадрида началось строительство нового здания Морского министерства. Здесь же в октябре 1932 года разместился и Морской музей. В этом роскошном здании, в котором сейчас находится Командование флотом, музей располагается по сей день.
13/13
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Заголовок7
Заголовок8
Заголовок9
Заголовок10
Заголовок11
Заголовок12
Заголовок13
Здание Морского министерства.
rutaspangea.com
Внутренний дворик, где расположена коллекция моделей кораблей.
modelships.de
Украшение над входом в музей. Фото автора
Знамя одного из испанских кораблей. Фото автора
Интерьер музея с портретом короля Испании Карла III (1716–1788). Фото автора
Модель линейного корабля «Нуэстра Сеньйора де ла Консепсион и де лас Анимас», сделанная в 1999 году и получившая золотую медаль на Европейском чемпионате судомоделистов.
modelships.de
Сам корабль, служивший в испанском флоте с 1690 по 1705 год, не прославился особенными подвигами. Но разработка чертежей и строительство корабля (это был один из первых трёхпалубных линейных кораблей испанского флота) были подробно описаны в книге «Арте де фабрикар реалес», изданной в 1688 году. Книга также выставляется в музее.
modelships.de
Книга «Арте де фабрикар реалес».
modelships.de
Модель линейного корабля «Реал Карлос», сделанная в 1766 году. Хотя этот корабль так и не был построен, в строй испанского флота вошли несколько его систершипов, в том числе «Сантисима Тринидад» (построен в Гаване в 1769 году) — самый мощный корабль франко-испанского флота в битве при Трафальгаре. Справа от модели установлено зеркало, чтобы посетители могли лучше разглядеть кормовое украшение корабля.
modelships.de
Модель линейного корабля «Реал Карлос».
modelships.de
Модель линейного корабля «Реал Карлос».
modelships.de
Портрет генерала морской артиллерии Хосе Гонсалеса Онтория (1840–1889), изобретателя корабельных орудий для флота. Фото автора
Портрет адмирала Федерико Гравина (1756–1806), командовавшего испанским флотом в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года. В этом бою соединённый франко-испанский флот под командованием французского адмирала Вильнёва был разбит английским фотом под командованием адмирала Нельсона. В битве Гравина был тяжело ранен и через полгода умер.
modelships.de
Увы, но помещения музею, видимо, выделялись по остаточному принципу. Музей находится в уголке здания не только в прямом, но и в переносном смысле. Даже с учётом того, что периоду после 1932 года отведено два маленьких зала, в музее всё равно мало места для отображения истории испанского флота с середины XV по начало XX века. Дело дошло до того, что значительную часть своей коллекции моделей кораблей музею пришлось разместить во внутреннем дворике здания, поскольку в тесных залах она просто не помещалась. От нехватки выставочных площадей частично спасают выездные выставки музея, «гастролирующие» как по Испании, так и по зарубежным странам.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Стрелковое оружие испанского флота XIX века. Фото автора
Стрелковое оружие испанского флота XIX века. Фото автора
Адмиральские мундиры XIX века. Фото автора
Немецкие адмиральские мундиры короля Испании Альфонсо XIII (188–1941). Фото автора
Сабли и снаряжение к немецким мундирам Альфонсо XIII. Фото автора
Критикуя помещение музея, нельзя не отметить то, что в нём выставлено. А выставлено здесь немало самых разных экспонатов: от предметов с галеона «Сан-Диего», затонувшего в 1600 году у Филиппин, до редких карт и атласов. Особой любовью у создателей экспозиции явно пользовались модели кораблей и военно-морская форма — их в экспозиции не просто много, а очень много. Впрочем, и других исторических предметов здесь хватает.
Сама экспозиция последний раз обновлялась в 1993 году, но не выглядит ни обветшалой, ни запущенной. Более того, некоторая её старомодность даже привлекает.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Морской мундир капитан-генерала флота Франсиско Франко, диктатора Испании с 1936 по 1975 год. Фото автора
Портрет Франсиско Франко в мундире капитан-генерала флота. Любопытно, что этот музей — единственный в Мадриде, где можно увидеть портрет Франко (в современной Испании его вспоминать не любят). Фото автора
Флаг крейсера «Канариас» и табличка с названием крейсера «Мигель де Сервантес» времён Гражданской войны 1936–1939 годов. Фото автора
Знамя командующего эскадрой Второй Испанской республики 1931–1939 годов. Фото автора
Фуражка и эполеты адмирала Второй Испанской республики 1931–1939 годов. Фото автора
Отдельным и весьма ценным экспонатом можно считать парадную лестницу Морского министерства. Правда, доступ к ней из музея затруднён (открыт только по выходным и праздничным дням), но оно того стоит. Роскошное сооружение из каррарского мрамора, прикрытое сверху стеклом с витражами, по сей день сохраняет атмосферу шика, с которым строилось здание Морского министерства.
6/6
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Парадная лестница Морского министерства.
flickr.com
Модель первой испанской подводной лодки «Пераль», спущенной на воду в 1888 году. Фото автора
Модель дредноута типа «Эспанья» (строились в 1909–1921 годах). Фото автора
Модель гидроавиатранспорта «Дедало» (вышел в первый морской поход 25 мая 1922 года). Фото автора
Модель миноносца типа «Виккерс-Норман» (строились в Картахене в 1910-е годы). Фото автора
К сожалению, с октября 2018 года музей закрыт на реконструкцию, и посетителям доступна лишь небольшая временная экспозиция. Но нет худа без добра – впереди нас ждёт новая музейная экспозиция. Остаётся надеяться, что экспозиции выделят достаточно места для того, чтобы значительная её часть больше не находилась во дворе.
4/4
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Модель крейсера «Принсипе Альфонсо» (спущен на воду 27 июля 1922 года). После падения монархии корабль стал называться «Либертад» («Свобода»), а после победы франкистов в Гражданской войне 1936–1939 годов его переименовали в «Галисию». Фото автора
Модель крейсера «Принсипе Альфонсо». Фото автора
Модель крейсера «Принсипе Альфонсо». Фото автора
«Эсминец «Лепанто» и авианосец «Дедало» в море». Картина написана в 80-е годы. Фото автора
Адрес музея: Madrid, Paseo del Prado, 5. Музей открыт со вторника по воскресенье с 10:00 по 19:00 (в августе по вторникам и средам — с 10:00 по 15:00). Вход бесплатный, но благотворительный взнос размером в 3 евро крайне приветствуется. Сайт музея: http://www.armada.mde.es/ArmadaPortal/page/Portal/ArmadaEspannola/cienciaorgano/prefLang-en/01cienciamuseo
Комментарии к данной статье отключены.