Для случайного путешественника Ден-Хелдер, расположенный на севере провинции Северная Голландия, выглядит типичным провинциальным курортным городком у моря. Путешественник же неслучайный знает, что этот город уже третий век является главной базой голландского флота. Где же разместить морской музей Королевского Нидерландского флота, как не в таком месте?
В конце XVI века, с началом широкомасштабной борьбы за господство на море, голландцы столкнулись с серьёзной проблемой. Дело в том, что большинство голландских портов были слишком малы и мелководны для базирования океанских кораблей. Это вынуждало океанские корабли бросать якорь на стоянке у острова Тексель. Ближайший к Текселю город Ден-Хелдер по умолчанию стал важной перевалочной базой для военного и торгового флота Нидерландов, хотя бо́льшая часть грузов и людей всё равно доставлялась к Текселю напрямую из Амстердама малыми судами.
В 1779 году в Ден-Хелдере решили организовать полноценный порт и военно-морскую базу, но дальше дноуглубительных работ и временных сооружений дело не пошло. Всё изменилось после визита в Ден-Хелдер французского императора Наполеона I в 1811 году. Боровшийся с Великобританией император оценил стратегическую важность города и порта, распорядился построить вокруг него укреплённый лагерь, а в самом городе создать военно-морскую базу и морской арсенал. В 1815 году европейские монархи совместными усилиями окончательно избавились от Наполеона, но строительство в Ден-Хелдере не прекратилось — «новые старые» правители Нидерландов из династии Оранских, вернувшиеся из эмиграции, тоже были заинтересованы в создании первоклассной военно-морской базы.
База открылась в 1822 году, а её расширение и модернизация продолжались и позднее: крупные работы были проведены в 1857–1866 годах, а последние — в 1972 году. В 1854 году в Ден-Хелдер перевели Королевский институт флота — военно-морское училище Нидерландов. Это учебное заведение до сих пор располагается в старых зданиях, прилегающих к Морскому музею.
Во время Второй мировой войны база и арсенал Виллемсоорд пострадали от бомбардировок, но были восстановлены и вновь открылись в 1947 году. Интересно, что именно в этом году Ден-Хелдер был впервые официально назван главной базой голландского флота — ранее ему такого титула не полагалось. Но время шло, и комплекс военно-морской базы и арсенала стал тесен для новых кораблей, поэтому к востоку от него была устроена более просторная Новая гавань, куда и переместилась база флота.
В 1995 году голландский флот официально передал комплекс военно-морской базы и арсенала муниципалитету Ден-Хелдера. После нескольких лет поиска средств на реставрацию и обустройство нового национального парка культуры и отдыха Виллемсоорд открылся для публики. На его территории разместились Морской музей, Музей спасения на водах, театр, кафе и рестораны, а также причал для яхт и парковка для трейлеров.
Стоит отметить, что Морской музей был открыт в Ден-Хелдере ещё 2 августа 1962 года, а с 1965 года его основная экспозиция занимает всё те же здания в комплексе военно-морской базы и арсенала Виллемсоорд. После ликвидации базы и арсенала музей получил возможность расшириться, а заодно и обновить свою экспозицию. Работы начались в 2010 году, и через пару лет музей был обновлён.
Собственно историческая экспозиция музея, которая рассказывает об истории голландского флота, размещена в двух небольших зданиях, стоящих на этом месте ещё с 1820-х годов. После расширения музея к ней добавилась экспозиция о верфи и технологиях судостроения, расположенная в отдельном здании.
Экспозиция интересна и хорошо оформлена — по-современному, но без перехлёста в «интерактив любой ценой». Подписи к экспонатам продублированы на английском языке. Главная претензия к экспозиции — это её размер. Он необычайно мал для флота с такой историей, хотя залы буквально набиты экспонатами. Кроме того, старые здания с низкими потолками, маленькими окнами и узкими проходами — не самое удачное место для размещения музейной экспозиции. Автору этой статьи повезло попасть в музей «не в сезон», но во время праздников или фестивалей там наверняка будет не протолкнуться. Вторая претензия заключается в том, что экспозиция требует от посетителя определённых знаний по истории голландского флота и базы Виллемсоорд. Впрочем, этот недостаток присущ многим музеям.
Посетителям музея открыты также несколько военных кораблей. К сожалению, на 2018 год для посещения доступна только подлодка «Тониджин» (спущена на воду в 1965 году), а также стоящая на суше носовая надстройка ракетного фрегата «Де Рюйтер» (спущен на воду в 1974 году). Остальные корабли либо находятся на ремонте, либо ещё не подготовлены к посещению, поэтому их можно увидеть только снаружи. Это броненосный таран «Шорпиоен» (спущен на воду в 1868 году), парусно-винтовой корабль 4-го класса «Бонейр» (спущен на воду в 1877 году), тральщики «Абрахам Крийсен» (спущен на воду в 1936 году) и «Хуугевеен» (спущен на воду в 1956 году).
Подлодка «Тониджин» отреставрирована очень качественно. Для посетителей доступны почти все помещения на верхней палубе; в технические помещения на нижней палубе (в том числе машинные отделения) вход закрыт, но в корпусе сделан вырез, через который можно заглянуть внутрь.
Носовая надстройка «Де Рюйтера» сделана так, что посетитель может представить себя в боевом информационном центре во время боя или на мостике корабля в открытом море. Всё выглядит довольно просто (несколько манекенов в форме, периодически включающиеся по громкой связи сигналы и переговоры, экраны за окнами мостика), но в сумме даёт «эффект присутствия».
Помимо всего прочего, на территории музея расположены различные образцы артиллерийского, противолодочного и минно-торпедного вооружения голландского флота.
Музей работает ежедневно (с апреля по октябрь) с 10:00 до 17:00 или со вторника по воскресенье (с ноября по март). Закрыт: 25 декабря, 1 января и 27 апреля. Стандартный билет стоит 10 евро. Адрес музея: Hoofdgracht 3, Den Helder. Сайт музея: marinemuseum.nl/en/
Комментарии к данной статье отключены.